- Артем, с чего началось ваше дело?

- Изначально фирма создавалась мной и моим коллегой Евгением Пустоселовым для разработки и строительства небольших экранопланов. Задумывалось все под конкретного заказчика – этими аппаратами интересовалась одна татарстанская компания, работающая в сфере туризма. Но вскоре интерес у нее пропал. Видимо, люди решили не рисковать: создание экранопланов – большой технический риск. Но у нас уже подобрался коллектив, и разбегаться не было резона. Посчитали, что вполне по силам заняться разработкой и строительством КВП – принципиальная схема подобных аппаратов проверена временем, и в России таких катеров немного.

- Кто делал первоначальные вложения?

– Два казанских предпринимателя - Андрей Столяров и Олег Николаев. Причем бизнес у них совершенно не связан с экранопланами и судами на воздушных подушках (СВП). Но вот захотелось людям заняться чем-то другим - может быть, не настолько прибыльным, но оригинальным. Им это интересно… И 33 процента в уставном капитале принадлежит КНИТУ-КАИ – мы образовались как раз тогда, когда вузам разрешили создавать коммерческие предприятия.

- Что за люди работают в «Амфибийных системах»?

- Я и Пустоселов – это понятно. Конечно, есть бухгалтер. Остальные инженеры-рабочие: один – выпускник КНИТУ (КХТИ), второй - КНИТУ-КАИ, есть бывший клепальщик КВЗ и еще два студента КНИТУ-КАИ – самолетчик и вертолетчик.

- Авиационный университет участвует в жизни предприятия?

- При его поддержке мы получили грант на разработку КВП – от московского фонда содействия малым предприятиям в научно-технической сфере. Нам он реально помог. Также университет обеспечивал нас мастерскими в одном из своих подвалов. Но сейчас для нас там тесновато - перебрались в Химград, где арендуем цех на 150 квадратных метров. Но и в Химграде мы временно, пока не построим собственное производство в Набережных Морквашах, где у одного из учредителей есть земля. И если сейчас корпуса КВП отдаем делать подрядчикам – нам элементарно не хватает места, то в Морквашах все будем делать сами. Цех будет порядка 800 квадратных метров. Планируем переехать в июне-июле.

- Насколько сложное оборудование используете?

- В основном работаем обычным ручным электроинструментом. Станков пока нет - стальные детали для трансмиссии заказываем на стороне. Но в будущем планируем приобретение фрезерного ЧПУ-станка и токарного станка, чтобы все делать самим. А то с поставщиками постоянно проблемы возникают – и по цене, и по срокам.

- Сколько у вас поставщиков?

- Пять казанских фирм.

- Каковы на сегодня вложения в проект?

- Старт (разработка КВП, техническая документация, постройка технологической оснастки, сам первый аппарат, его испытания) - порядка 5 миллионов рублей. Отдельно - аренда цехов, покупка инструмента, создание серийной оснастки - порядка 3,5 миллионов. Во сколько обойдется строительство производства, пока сказать сложно.

ПО «БОЛЬШИМ» АВИАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

- Проект КВП можно считать реализованным? Кстати, как он называется?

- «Омега-2». Проект был готов к февралю 2011 года. Полгода заняли постройка и испытания. Сегодня можно сказать, что в октябре мы вышли на серию - два катера продали и еще два делаем.

- Расскажите о машине. Для чего она предназначена?

- Это очень хорошо становится понятно в ходе выставок, в которых мы участвуем. Как правило, сразу подходят серьезные любители рыбалки и охоты, которым, например, надо выезжать по первому и последнему льду. Интересовались владельцы расположенных на островах туристических баз из Волгоградской и Саратовской областей. Примерно такой же интерес у Питера и Хабаровска. То есть, как правило, все это частники, для госструктур – размер не тот. Катер - трехместный, специально создавался с расчетом, чтобы можно было без проблем, не разбирая и ничего не снимая, закинуть на стандартный лодочный прицеп. Длина КВП – четыре метра, ширина – два. Двигатель – вазовский форсированный шестнадцатиклапанник, до 120 сил. Вес - 290 килограммов. Корпус сделан из композиционного материала – стеклопластика, который в «больших» авиации и судостроении применяется уже давно.

- Как и где испытывали?

- Ходовые испытания провели на Волге. Проверяли аппарат в деле и летом, и зимой - на максимальную скорость, грузоподъемность, управляемость, остойчивость и так далее. Скорость на воде – до 70 километров в час, на гладком льду – 90, на снегу и грунте – 60.

- На катере можно выехать на середину реки и просто встать?

- Да, он будет плавать, как лодка, в любое волнение. А максимальная волна для хода на подушке – 30 сантиметров. Катер может идти и в водоизмещающем режиме, но медленно.

2.-Ходовые-испытания-проводилсь-и-летом,-и-зимой.jpg
Ходовые испытания проводились и летом, и зимой
5.-Омега-2---локомотив-проектов-Амфибийных-трансопртных-
"Омега-2" - локомотив проектов "Амфибийных транспортных систем"

- Срок службы «Омеги-2»?

- Зависит от владельца. Стеклопластиковые яхты при нормальном уходе живут по 25 - 30 лет. Основной износ - у гибкого ограждения, юбки. Это зависит от того, по какой поверхности вы ходите – по воде, льду, снегу. Минимальный износ – на воде и на льду, чуть больше – по снегу, самый большой – при ходе по грунту.

- Катеру нужна совершенно ровная поверхность?

- Вертикальные препятствия сантиметров до 25 допускаются. Колею от снегохода, бугристый лед он не заметит.

- Гарантия?

- Само собой. Год - бесплатная замена узлов и агрегатов, если они выйдут из строя по нашей вине.

- Опции предлагаете?

- Можем поставить тент, обогреватель. Кто-то хочет прикуриватель поставить, рундучок, весла. С чем-то соглашаемся, с чем-то нет. Например, не стали устанавливать более круто выглядящую приборную доску – потребовало бы серьезной переделки электрики.

ГДЕ И ЗА СКОЛЬКО МОЖНО КУПИТЬ КВП

- «Омега-2» сертифицирована?

- Пока нет. Сертификацию делает петербургский НИИ «Лот». Продолжительность процедуры зависит от того, сколько вы готовы заплатить. Если сами оформляем все бумаги - год и 40 тысяч рублей. Если надо в течение месяца, цена возрастает до 200 тысяч, но зато все делает группа экспертов, а вам остается получить сертификат. Но мы, думаю, пойдем по среднему пути – три месяца и 100 тысяч. Хотя в вопросе сертификации пока немало непонятных моментов. В ГОСТе такой категории, как «СВП», нет. Подвести его под нормы лодки и обычного катера – не знаю, получится или нет. Ведь в советское время СВП использовали только военные, которым сертификаты не нужны. А строящиеся сегодня большие пассажирские «Хиусы» и «МАРСы» изначально проектируются в соответствии с речным регистром и под частника не подходят.

Но сертификация все равно не проблема. А проблема, и несколько забавная - регистрация КВП как транспортного средства. Ходил в наш ГИМС, там говорят: «Мы свои-то КВП зарегистрировать не можем». Какие-то бюрократические тонкости. «А вот мы выезжаем на испытания, вы нас останавливаете, и что?» - спрашиваю. Ответ был оригинальным: «Делайте, что хотите, мы за эсвэпэшками не гоняемся - не наш профиль». В каждом регионе ГИМС работает по-своему. Нижегородцы, которые тоже строят такие суда, говорят, что у них проблем с постановкой на учет нет.

3.-Омегу-2-отличает-простота-конструкции.jpg
"Омегу-2" отличает простота конструкции

- Если «Омега-2» не сертифицирована, как вы тогда продали два катера?

- Они продаются как опытные суда. Это разрешено. Нижегородцы в основном так и работают: не сертифицируют свои модели вообще - ведь и потока серийного нет.

- Где еще в России выпускают КВП?

- В Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде. Но у всех них другая размерность. У Питера есть четырехместный КВП, но американского производства, стоит больше миллиона рублей. Кстати, за границей таких катеров довольно много, и лидируют в этой области США. Есть в Питере и КВП своего производства, за 500 тысяч, но одно-двухместный. Считаю, это уже слишком маленький аппарат.

В Нижнем трехместный тоже выпускали, но перестали – аппарат получился очень сложный по конструкции корпуса и силовой установке и очень дорогой: себестоимость – 800 тысяч рублей. Они по такой цене продали пять катеров и прекратили их выпуск. Сейчас делают пятиместные, которые продают за 1,5 миллиона рублей. И они пользуются спросом. В среднем нижегородская фирма производит два аппарата в месяц.

- А чем ваша «Омега» отличается от нижегородского трехместного КВП? И сколько стоит?

- У нас конструкция более технологична, приспособлена под массовый выпуск. Сейчас мы продаем катер за 750 тысяч рублей. Да, немаленькие деньги, но и не такие большие относительно других КВП.

- Что в нем так дорого стоит?

- Корпус стеклопластиковый дорого обходится. И много накладных расходов на малую серию. Если бы у меня покупали 10 катеров в месяц, я бы, может, цену поставил в 500 тысяч. Но пока такой возможности нет.

4.-Управлять-КВП-может-научиться-каждый.jpg
Управлять КВП может научиться каждый

ЕСЛИ ПЛАНИРУЕТЕ ХОДИТЬ ПО ТОРОСАМ ИЛИ ПО БИТОМУ ЛЬДУ

- Можно сказать, что в России рынок КВП еще свободен?

- Да. Бюджетные КВП в России пока не предлагаются. Да и видели вы, чтобы где-нибудь у нас такие катера массово использовались?

- Говорите, на выставках подходят, спрашивают. Это так, разговоры, или уже заключаете сделки?

- Уже не на уровне разговоров: в Казани речь идет о нескольких заказах. А через месяц после показа на Московском аэрокосмическом салоне один катер в Москву уехал.

- Первоначальное обучение проводите?

- Конечно. Объясняем, как правильно ездить, какие опасности могут подстерегать. Езду на КВП можно сравнить с управлением автомобилем на гладком льду. Московский клиент оказался любителем экстрима – занимался мото- и автогонками. Так он сел и поехал – научился по льду ездить за 20 минут. От индивидуальных способностей много зависит – сможет человек почувствовать машину или нет. Но приблизительно обучение займет день, и если человек умеет управлять автомобилем, катером - проблем не возникнет.

- Каковы будут объемы выпуска?

- Хотелось бы выйти на четыре аппарата в месяц. Это означало бы стабильный заработок для предприятия. А дальше… Дальше думаем не объемы производства увеличивать (ведь рынок можно и перенасытить), а модельный ряд расширить. Хотим идти по пути укрупнения размерности и совершенствования конструкции. То есть будет больше мест и два мотора: один работает на подъем, другой - на движение. Это техника посерьезнее, подходящая для профессионального использования. С такими катерами можно влезать в тендеры на поставки для госструктур – МЧС, пограничников. Мы с ними на МАКСе общались, эмчеэсники сказали: «Патрулировать на вашем аппарате, конечно, интересно, а вот спасать кого с отколовшейся льдины - вместимость маленькая».

- Другие модели проработаны? Что еще будет изменено?

- Сейчас делаем документацию. К примеру, юбку заменим на гибкое ограждение баллонного типа. Оно улучшает проходимость, управляемость аппарата на воде. Минусы – тяжелее и дороже, цена тысяч на сто вырастет. Но если планируете ходить по торосам или по битому льду, лучше заказать такую машину.

ЭКРАНОПЛАНЫ - ЭТО ПОКА ИДЕЯ ДЛЯ ДУШИ

- Помимо КВП, другие проекты на подходе есть?

- Три года назад построили дюралевую лодку - 5 на 2 метров, пятиместную. Ее оригинальность в том, что она клепано-клееная. Не встречал я в других лодках таких авиационных технологий. Шпангоуты и стрингеры приклеиваются, то есть днище не дырявится, а заклепки идут только на наружных стыках. Лишь на КАПО производилось нечто подобное: «Казанки» – легкие и дешевые (потому наша лодка и называется «КазанНова»). Все остальные российские лодки изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава, сварные, а потому и вес у них соответствующий - порядка 500 килограммов. Чтобы разогнаться на такой до 60 километров в час, надо вешать 90 - 100-сильный мотор. Наша лодка весит 200 килограммов, а потому ей достаточно моторчика в 50 «лошадей».

Поскольку технология новаторская, лодка три года проходила интенсивные испытания – гоняли по Волге, водохранилищам. Все в порядке – сегодня она сертифицирована, осталось запустить в производство. Пока ориентируемся на выпуск 10 - 15 лодок в месяц - это более востребованный продукт, чем СВП, и его проще делать. В субботу на «Казанской ярмарке» открылась выставка «Рыболов. Охотник», мы лодку там поставили: посмотрим, будет ли интерес. Стоить она будет 230 - 270 тысяч рублей.

Также есть мысли о том, чтобы сделать аэродинамическую трубу – одновременно и аттракцион, и тренажер для обучения парашютистов. Под эту идею пытаемся найти инвестора, но пока не получается, хотя, судя по Москве и Самаре, штука довольно выгодная: аттракцион – очень привлекательный; парашютистам – легче и дешевле отлетать в трубе, чем каждый раз поднимать самолет. В Москве проект уже несколько раз себя окупил… Хотим сделать передвижную установку на базе трейлера, диаметр - порядка двух метров, на одного человека. Были идеи установить такую трубу в местах массового отдыха, возле торговых центров - рядом с теми же МЕГА, «Ривьерой», «Шурале».

- Экранопланную тематику не забросите?

- Есть идея построить экраноплан на базе КВП – к имеющемуся корпусу будут добавлены гибкие крылья и хвост. Это будет экраноплан со стартом на воздушной подушке. Думаю, займемся темой через год. Хотя по аэродинамике, конечно, интереснее более самолетный экраноплан, типа схемы Липпиша, с треугольным крылом. Посмотрим… Все зависит от нашего финансового положения, ведь мы решили экраноплан разрабатывать за свой счет – чтобы ни у кого не просить деньги, под гранты не подлазить. К тому же маленькие гранты (примерно 1 миллион рублей) брать бессмысленно, большие же предполагают слишком жесткие условия. Например, татарстанский Инвестиционно-венчурный фонд хочет долю в уставном капитале. Нам это не подходит. Словом, надо заработать деньги на катерах, а потом думать об экранопланах, это следующий этап, идея для души.

- Традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: три совета для успеха в бизнесе?

- Даже не пытался для себя что-то подобное определять. Я еще не знаю, есть ли у «Амфибийных систем» успех или нет.

Визитная карточка предприятия

ООО «Амфибийные транспортные системы»

Компания основана в 2009 году. Направление деятельности - разработка амфибийных транспортных средств и экранопланов. В 2010 году создан экспериментальный катер на воздушной подушке «Омега». Летом и зимой 2010 года он прошел цикл испытаний, где отрабатывалась конструкция гибкого ограждения и силовой установки. На основании полученной информации в 2011 году спроектирован и изготовлен трехместный катер на воздушной подушке «Омега-2».

Фирма предлагает следующие услуги: проектирование и постройка катеров на воздушной подушке под конкретные задачи; обслуживание и ремонт СВП других производителей; ремонт стеклопластиковых яхт; проектирование и изготовление стеклопластиковых конструкций.

Визитная карточка руководителя

Артем Файзуллин

Руководитель ООО «Амфибийные транспортные системы». Родился в 1980 году в Казани. В 2003 году окончил 1-й факультет («Летательные аппараты») КАИ им. Туполева. Работал в КАИ, конструктором на ОАО «КВЗ», инженером по эксплуатации вертолетов Ми-8 в ОАО «Казанское авиапредприятие». Увлекается парусным спортом.

Спонсор проекта "Персона"

Р’РўР‘.jpg

Банк ВТБ

ОАО "Банк ВТБ" и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в РФ, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.

Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В РТ действует 20 точек продаж группы ВТБ (Банк ВТБ, ВТБ 24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относятся к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей.