Первая волна «ремонта на панике» прошла весной, когда западные санкции вызвали перебои в поставках запчастей Первая волна «ремонта на панике» прошла весной, когда западные санкции вызвали перебои в поставках запчастей Фото: © Наталья Горшкова, РИА «Новости»

Первая волна «ремонта на панике»: «70 процентов покупателей не смотрели на цены»

Российский рынок новых автомобилей после начала спецоперации на Украине впал в кому и едва подает признаки жизни. В мае 2022-го продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) рухнули на рекордные 83,5%. По итогам года продажи новых легковых авто в России могут сократиться на 50%, осторожно прогнозировала в апреле ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Новые ценники на автомобили убили у потенциальных покупателей всякую надежду приобрести привычную иномарку, но желание «управлять мечтой» не пропало. Теперь автовладельцы могут позволить себе только апгрейд старой машины — отремонтировать то, что можно, а также прокачать приевшуюся тачку до нового образа.

Первая волна «ремонта на панике» прошла весной, когда западные санкции вызвали перебои в поставках запчастей. В ответ на резкий рост цен комплектующих платежеспособные автовладельцы рванули в автомагазины и смели запчасти с запасом. «Клиенты опасались, что поставки в страну прекратятся, закупались впрок, причем брали не только те детали, которые пора уже менять, но и те, что могут понадобиться в будущем, — рассказал нашему корреспонденту исполнительный директор магазина автозапчастей для иномарок AiD Auto Игорь Дробот. — 70 процентов покупателей не смотрели на цены». Клиенты сметали с полок автомагазинов главным образом расходники — детали и компоненты, которые меняют каждые 10–20 тыс. км: моторные масла, фильтры, стойки стабилизаторов, тормозные колодки.

Вслед за первой волной пришла вторая — более вдумчивого подхода к уходу за автомобилем, надежда поменять который растаяла. Достать теперь можно далеко не все запчасти. Например, комплектующие на корейские автомобили в Россию поставляются без проблем, правда, на KIA и Hyundai они подскочили в цене в 2 раза еще весной, рассказывает директор казанского сервиса Athletic Motors Дамир Назмутдинов.

Тем временем поклонникам немецкого автопрома стало не в пример тяжелее добывать запчасти — на BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen поставки ограничены, наблюдается большой дефицит и неадекватные цены. По словам Дробота, новый ремень ГРМ для бюджетного Volkswagen Polo подскочил в цене с 4 тыс. до 19 тыс. рублей. Подобный рост цен коснулся и других немецких автомобилей по принципу «чем выше класс, тем дороже». Для сравнения: новая цепь ГРМ на Tiguan теперь вместо 25 тыс. рублей будет стоить 70 тыс. рублей.

Часть деталей просто пропала из продажи, не найти ни оригинальных запчастей, ни их аналогов. «Например, задних тормозных накладок на Tiguan 2017 года просто нет, та же проблема с Porsche», — указывает Дробот. Сооснователь казанской компании Rimzona Денис Филиппов рассказывает, что нужный блок не может найти даже на свой немецкий автомобиль — прекратились и официальные, и серые поставки.

Фиксированных цен больше нет, возмущаются владельцы автосервисов: если раньше они были привязаны к курсу валют, то теперь скачут в зависимости от наличия товара и могут меняться по несколько раз за день.

Со стороны государства нет никакого контроля. Хоть 100 тысяч поставь ценник на запчасть! Не хотите — не берите! Китайский подшипник, который стоил 800 рублей, стали продавать за 3 тысячи.
Михаил Костарев Директор автосервиса «Форсаж»
Михаил Косарев директор автосервиса «Форсаж»

Мы попросили экспертов оценить, насколько выросли цены на обслуживание автомобилей. В качестве примера взяли запчасти, которые чаще всего требуется поменять на примере двух автомобилей — демократичной KIA Rio третьего поколения (2011–2017) и более статусного Volkswagen Tiguan второго поколения (2016–2021).

«Очень трудно, — описывает ситуацию с запчастями представитель MService Кирилл Логинов. — Если что-то есть в наличии в России, это очень дорого, если есть за рубежом, оно точно не приедет». Впрочем, спрос рождает предложение — на фоне санкций открылся путь запчастей через Объединенные Арабские Эмираты. Оттуда в Россию привозят детали, например, на Toyota, рассказал Косарев. Схема такая: российская компания открывает юридическое лицо в Эмиратах, закупает там детали по одной цене, а в РФ продает по другой. Разумеется, стоимость для российского покупателя в разы выше.

На этом фоне наблюдается невиданный интерес к б/у запчастям. К примеру, подержанный (если не изношенный) тормозной диск на BMW раньше стоил 1 тыс. рублей, сейчас он вырос в цене на 1000% до 10–12 тыс. рублей. Нехватка новых запчастей ставит некоторых автовладельцев перед непростым выбором — ставить автомобиль на прикол или прибегать к услугам Кулибиных из гаражных автосервисов. Собеседники нашего издания рассказывают о мастерах, которые предлагают модернизировать отслужившие свой срок детали. Например, они определенным образом стачивают стертые тормозные колодки, что позволяет использовать их еще какое-то время. Это небезопасно для системы торможения, предупреждают эксперты, но покупатели и на такие услуги находятся.

Несмотря на рост цен, эксперты указывают на неспадающий интерес как к срочному ремонту, без которого автомобиль не сможет ездить, так и к заботе о внешнем виде и улучшении тактико-технических качеств своей «ласточки». Как будто автовладельцы рассудили так: если пересесть за руль новой машины слишком накладно, можно пустить накопленные средства на превращение уставшей «ласточки» в яркого «сокола». Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили, что и по какой цене могут предложить автовладельцам сервисы, помимо привычного ТО и замены деталей подвески.

Удивительно, но в Татарстане ради красивого внешнего вида автовладельцы часто откладывают в долгий ящик необходимый ремонт «внутренностей» автомобиля Удивительно, но в Татарстане ради красивого внешнего вида автовладельцы часто откладывают в долгий ящик необходимый ремонт внутренностей автомобиля Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

Кузовной ремонт: понты дороже подвески

В процентном соотношении число запросов на обслуживание кузова на 25% выше, чем на ремонт деталей двигателя и ходовой части, утверждают эксперты. Спрос вырос в том числе и из-за предпродажной подготовки автомобиля: раньше продавец считал, что скол лакокрасочного покрытия (ЛКП) или ржавчина на крыле автомобиля — это проблема покупателя, теперь же он предпочитает привести автомобиль в товарный вид, объясняет один из наших собеседников.

Люди чаще стали обращаться с просьбой обновить внешний вид, устранить мелкие дефекты, заказывают полную полировку автомобиля, покрывают его всевозможными составами — воском, жидким стеклом и прочим. Когда новую машину купить не могут, отдают старую в кузовные автомастерские.
Игорь Дробот Исполнительный директор магазина автозапчастей AiD Auto
Игорь Дробот исполнительный директор магазина автозапчастей AiD Auto

Удивительно, но в Татарстане ради красивого внешнего вида автовладельцы часто откладывают в долгий ящик необходимый ремонт внутренностей автомобиля. «Клиенты активнее вкладываются в покупку кузовных деталей, чем ремонтируют двигатели, коробку передач и прочее, — удивляется Дробот. — То, что уставшая машина при этом ездит хромой на правое колесо, — другой вопрос». Наибольшим спросом пользуются часто бьющиеся детали — передние и задние бамперы, крылья, капоты, оптика, перечислил исполнительный директор AiD Auto.

Доступностью эти комплектующие также похвастаться не могут. «В стране на 70 процентов сократилось наличие оригинальных кузовных деталей, а на те, что есть, завышаются цены, прежде всего это касается „корейцев“, „японцев“ и „немцев“», — объясняет Дробот. Владельцы премиум-марок, впрочем, столкнулись с той же проблемой. 

Выросли цены и на услуги по мелкому ремонту в стиле «закрасить рыжики». «Все лаки и краски производятся за границей, и их стоимость выросла на 5060 процентов. Мастерские вынуждены повышать цену своих работ» — добавил исполнительный директор AiD Auto.

Детейлинг: «При среднем чеке в 300 тысяч встречаются проекты за 2 миллиона»

Следующий шаг после ремонта кузова — детейлинг, т. е. комплекс услуг по защите и полировке ЛКП, оптики, химчистке салона и нанесению защитных покрытий. Самые популярные услуги в данной нише — покрытие автомобиля защитной полиуретановой пленкой, полировка, керамическое покрытие и установка обвесов.

По детейлерам (специалисты по наведению автомобильного марафета) санкции ударили не так сильно — большинство товаров они получают из Китая. Но есть и исключения. Владелец детейлинг-центра Urban Detailing Наиль Галявиев заметил, что теперь по некоторым позициям, например по пленке, приходится держать запас, хотя раньше такой практики не было. Перебои есть с материалами из США и Кореи. Сразу после начала спецоперации было очень много клиентов, выручка выросла более чем в 2 раза, вспоминает Галявиев апрельский бум. По его словам, сейчас спрос немного снижается, потому что встали продажи новых автомобилей, но какой-то сверхэкономии со стороны клиентов не чувствуется. «Стабильная распространенная услуга — это пленка, по ней почувствовали проседание», — отмечает наш собеседник.

По словам руководителя Urban Detailing, стабильный спрос держится на индивидуальные проекты стоимостью свыше 1 млн рублей. Что входит в эту сумму? Набор услуг может быть разным: помыть, поставить новые диски, обклеить пленкой, отреставрировать кожу в салоне, сделать шумоизоляцию, поставить элементы из карбона. При среднем чеке в 300–350 тыс. рублей встречаются проекты за 2 млн рублей (Mercedes-Benz W116) и 1,7 млн (Lamborghini Huracan), рассказывает Галявиев. Собеседник нашего издания припомнил, как владелец Mercedes-Benz приехал в детейлинг сразу из салона и попросил перешить сиденья просто потому, что ему так захотелось. Заказ обошелся в 800 тыс. рублей.

Водителям с деньгами Галявиев советует обращаться в крупные детейлинг-центры и однозначно избегать «гаражей». Хорошо, если услуга детейлинга совмещена с мойкой машины — меньше шансов, что сервис окажется некачественным. По словам Галявиева, сейчас на местном рынке детейлинга «сплошной демпинг»

«Из-за кризиса будут просадки, рынок станет очищаться от слабых игроков, как и всегда при таких ситуациях. В первую очередь уйдут те, кто дает скидки, привлекает аудиторию, которая не готова отдать много, а большие компании нарастят базу, — прогнозирует Галявиев. — Вопрос в том, насколько сейчас это окажется востребованным. Те, у кого есть деньги, станут скорее вкладываться в техническую часть и меньше внимания уделять внешнему виду».

Следующий шаг после ремонта кузова — детейлинг, то есть комплекс услуг по защите и полировке ЛКП, полировке оптики, химчистке салона и нанесению защитных покрытий Следующий шаг после ремонта кузова — детейлинг, т. е. комплекс услуг по защите и полировке ЛКП, оптики, химчистке салона и нанесению защитных покрытий Фото: «БИЗНЕС Online»

Чип-тюнинг двигателя: «Машина реально классно едет, но это работает на обслуженном, исправном автомобиле»

В Казани рынок автотюнинга только зарождается. Автовладельцы пока еще с удивлением узнают, что можно сделать со своим автомобилем. Да и в целом сфера «прокачивания» машины в России носит полулегальный характер.

Чип-тюнинг — это относительно недорогой и быстрый способ сделать автомобиль быстрее и динамичнее без вмешательства в конструкцию двигателя. Специалист сервиса подключается к электронной начинке автомобиля и меняет отдельные параметры в блоке управления двигателем. К примеру, можно снять некоторые защитные механизмы мотора или отключить системы экологии, которые «зажимают» способности двигателя. Как правило, после проведения соответствующей процедуры сервисы обещают более быстрый отклик автомобиля на педаль газа, улучшение динамики и сокращение расхода топлива. Сама операция занимает не более двух часов.  

В большинстве случаев ощутимый прирост мощности от чип-тюнинга достигается на бензиновых и дизельных моторах с наддувом (турбированных или компрессорных). На двигателях без турбонаддува прирост значительно меньше, и, как правило, эффект заметен только на больших объемах — от 3 л и выше. 

Автопроизводители закладывают большой запас по мощности мотора, многие двигатели на одной базе имеют одинаковый ресурс, отличия только в маркетинге, объясняет руководитель Athletic Motors Назмутдинов. «Например, мотор на 120 [лошадиных] сил может быть по железу таким же, как и на 180. Самый распространенный пример — у Volkswagen Polo на 90 и 110 лошадиных сил одинаковые двигатели», — отмечает Назмутдинов. По его словам, у автомобилей Volkswagen Group (Volkswagen, Skoda, Audi) с помощью чип-тюнинга реально увеличить мощность с 220 до 300 л. с. или с 249 до 320. Двигатель спорткара BMW M4 удалось раскачать с 431 до 580 л. с., называет один из самых ярких примеров представитель MService (занимается обслуживанием и дооснащением автомобилей немецких марок) Логинов. «Причем достигается это не такими сложными переделками — сам чип, удаление катализатора, другие свечи и использование только 100-го бензина», — утверждает наш собеседник.

«Чтобы «чипануть» двигатель, нужна прошивка — программа с набором алгоритмов по управлению электронным блоком автомобиля» «Чтобы «чипануть» двигатель, нужна прошивка — программа с набором алгоритмов по управлению электронным блоком автомобиля» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Чтобы «чипануть» двигатель, нужна прошивка — программа с набором алгоритмов по управлению электронным блоком автомобиля. Прошивки бывают самыми разными — от кустарных версий до решений, которые продают специализированные фирмы. Хороших прошивок в открытой продаже почти не найти. Некоторые сервисы самостоятельно разрабатывают тюнинг-программы для контроля качества чип-тюнинга. В Казани таким образом работает, например, Athletic Motors.

На любой заводской прошивке вы нажимаете на газ — машина подумает и только потом тронется.
Дамир Назмутдинов Директор сервиса Athletic Motors
Дамир Назмутдинов директор сервиса Athletic Motors

Качественный чип-тюнинг нельзя сделать без предварительной диагностики машины. Более того, процедура может серьезно навредить автомобилю. Повышение мощности увеличивает нагрузку на механизмы, и, если программа кустарная и не учитывает особенностей конкретного двигателя, может возникнуть детонация, которая приводит к поломкам и разрушению деталей агрегата. По словам источника «БИЗНЕС Online», щепетильный подход на казанском рынке встречается только у 2–3 компаний, а остальные работают по принципу «слил — залил». Что это значит? Сервис берет заводскую прошивку, заказывает у сторонней фирмы ее настройку и ставит на автомобиль. Никаких гарантий, что автомобиль настроен правильно. Если машина после чипа поехала быстрее, а коробка стала работать более плавно, это еще не значит, что блок управления настроен как надо, предупреждает Назмутдинов.

По его словам, 90% сервисов завышает характеристики, которые получит клиент. «К примеру, на двигателе объемом 1,6 литра реальный прирост будет 5 лошадиных сил, а вам скажут, что 10. На моторе Audi вам пообещают 320 километров в час, а по факту будет 300, может, 305. Подход к настройке и диагностике оставляет желать лучшего», — сетует наш собеседник и вспоминает две прошивки для Audi от «известной московской компании», которые попросту отключают защитные режимы двигателя. «Получается так, что машина реально классно едет, на полную мощность, но ресурс такого мотора будет небольшим. И это притом что немцы в свои моторы закладывают очень большой запас прочности», — поясняет эксперт.

Расход топлива после чипа действительно сокращается, но сэкономить получится только при спокойном стиле езды, объясняет Назмутдинов. «На автомобилях массового сегмента сокращение составит 0,5–1 литр [на 100 километров]. На дизельных моторах расход можно снизить на 1,5 литра», — говорит руководитель сервиса. Логинов же уверяет, что сокращение расхода топлива после чипа — это «очень большой миф» и в лучшем случае расход останется на прежнем уровне. Да и кто чипирует двигатель, чтобы потом передвигаться на машине со скоростью пенсионера?

Сохранится ли гарантия дилера после проведения такой процедуры? У автомобиля остаются следы, которые прямо или косвенно указывают, что машина «шилась», признает Назмутдинов. Все зависит от автопроизводителя, отмечают сервисы. Некоторые вообще не смотрят, менялась ли прошивка, а другие (например BMW) ставят на новые модели специальные блоки, которые не дают поставить прошивку. «Чипануть» можно и такие машины, но это неоправданно дорого из-за сложности работы, объясняет Логинов. Случаи, когда мотор «умирает» после чипа, единичные, и, как правило, происходят они по вине самого владельца автомобиля, убеждает Назмутдинов. По его словам, за последние три года компания прошила около тысячи автомобилей и произошло только два инцидента. «Последний случай был месяц назад — Mercedes-Benz E-Class с 2-литровым мотором. Когда их „чипуем“, сразу клиентов предупреждаем, что бензин нужно заливать качественный. В общем, он регулярно делал 270 километров в час на трассе, хотя заводской предел — 230. Сейчас в Европе нашли мотор за полмиллиона рублей на замену», — поделился эксперт.

MService покупает прошивки у сторонних разработчиков. По словам Логинова, средняя стоимость чип-тюнинга считается по схеме «1 тысяча рублей на 1 лошадиную силу». В Athletic Motors говорят, что прошивка современных седанов и кроссоверов в среднем ценовом сегменте стоит примерно 10–15 тыс. рублей. «Но это в среднем. Можно Rio прошить на автомойке, где бегает какой-нибудь электрик, за 3 тысячи рублей с ноутбука», — описывает Назмутдинов особенности рынка. Если брать немецкие авто премиум-сегмента, расценки — от 20 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от мотора, указывают в MService.

До пандемии клиентов услуг по чип-тюнингу было больше, а сейчас стабильного спроса нет, говорят собеседники «БИЗНЕС Online». «Обращаются обычно люди, для которых машина — это хобби, увлечение, они покупают хорошую резину, диски и так далее. Когда эти люди не покупают машины, что нам прошивать? Поэтому же „садится“ и автомобильный сервис — нет покупки зимней резины, сигнализаций, бронирования, детейлинга», — сетует руководитель Athletic Motors. Количество запросов по чип-тюнингу сильно снизилось, подтверждает Логинов. По мнению Назмутдинова, компаниям, которые появились на рынке тюнинга недавно, сейчас будет очень сложно: они сначала начнут экономить на качестве материалов и услуг, а затем и вовсе могут закрыться.  В целом ситуацию с чип-тюнингом в Казани Назмутдинов описывает так: «Как и в некоторых других сферах, творится бардак».

Рост популярности тюнинга колес пришелся на 2018 год Рост популярности тюнинга колес пришелся на 2018 год Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Диски и шины: «У нас очень много… колхозников, что ли. Они не заморачиваются»

Превратить старый автомобиль в почти новый иногда можно, просто поменяв колеса. Есть три категории поставщиков шин и дисков: масс-маркет («Колеса даром», «Шинторг») поставляет продукцию напрямую с автомобильных заводов, частники торгуют из гаражей, а тюнинговые компании продают индивидуальные варианты под заказ. Большинство водителей удовлетворяют обычные колеса, рассказывает сооснователь Rimzona Филиппов. По его словам, форматов с индивидуальным подходом в Казани почти нет: для этого нужно с нуля обучать сотрудников. «Для масс-маркета все проще — менеджер залез в компьютер, посмотрел по параметрам и нашел подходящие. Например, „Колеса даром“ консультируют и оформляют продажу в течение 5–10 минут, а мы консультируем около часа», — рассказал собеседник нашего издания.

Как отмечает Филиппов, рост популярности тюнинга колес пришелся на 2018 год. «Все-таки мы живем в Татарстане. Я, может быть, грубовато скажу, но у нас очень много… колхозников, что ли. Они не заморачиваются. Есть „крузак“ (внедорожник Toyota Land Cruiser — прим. ред.), и ему пофиг на колеса. Когда мы в 2013 году здесь начинали, столкнулись с тем, что рынок очень слаб, было очень тяжело продавать, водители всего боялись — что машину снимут с гарантии, подвеску разорвет, еще что-то», — вспоминает предприниматель.

На фоне последних событий Rimzona по продажам откатилась к уровню 2020 года. «Не скажу, что рынок совсем остановился, он есть. Главный для нас вопрос, где будет дно», — говорит Филиппов. Он надеется, что клиенты в условиях кризиса и закрытого зарубежного рынка начнут больше тратить денег на содержание и тюнинг своих автомобилей, но пока такой тенденции не заметно. «Остается два варианта: либо начнут завозить машины из Эмиратов, либо обновлять то, что есть», — рассуждает Филиппов.

Что касается цен на колеса, то набор литых дисков стоит сейчас примерно 55 тыс. рублей, плюс 25–30 тыс. рублей — шины к ним, если брать в Китае. А если покупать брендовый товар, то шины обойдутся примерно в 60 тысяч. «Есть еще кованые диски, и это другой формат, там даже чек на 700 тыс. рублей — это не максимум. Можно при желании изготовить любой диск, и здесь ценник — от 250 тысяч до 400 тысяч рублей за четыре колеса, шины к ним — 200–300 тысяч», — отмечает Филиппов. По оценке Галявиева, комплект хороших оригинальных дисков может стоить от 250 тыс. до полумиллиона рублей. Urban Detailing поставляет их по индивидуальным заказам с заводов в Москве и Китае.

В последнее время растет спрос на «прокачку» аудиосистемы — установку хороших колонок и усилителей В последнее время растет спрос на «прокачку» аудиосистемы — установку хороших колонок и усилителей Фото: © ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Электроника и мультимедиа: «Дорогие машины приезжают без топовой музыки, у заводов тоже дефицит»

Сияющий полировкой кузов создает новый вид автомобиля снаружи, а технические новинки — изнутри. Новый бортовой компьютер, камера заднего вида или парктроник превращают вчерашнюю «каракатицу» в цифровую капсулу на колесах. Однако рынок дооснащения автомобилей в Казани развит слабо, признает Александр Ланкин — руководитель компании VagTech, которая занимается тюнингом автомобилей Volkswagen Group. По его словам, есть несколько хороших компаний и частники, готовые взяться за любую работу — лишь бы заплатили. Последние, как правило, — выходцы из дилерских центров. Спрос на дооснащение не огромный, но стабильный, потому что заказать автомобиль в нужной клиенту комплектации практически невозможно, указывает Ланкин. «Часто встречается ситуация, что покупатель заказывает автомобиль, ждет, а в итоге ему приходит совсем другая версия, потому что модельный год поменялся, к тому же с повышенным прайсом. Дешевле доплатить за опции и установить, чем ждать от завода. Если раньше Volkswagen был наборной машиной, можно было подбирать под себя индивидуальные опции, то теперь все в пакетах. Тебе нужна одна опция из пакета, а приходится брать все и переплачивать», — рассказывает он. Часть водителей специально берут не самую навороченную комплектацию.

VagTech заявляет, что работает только с оригинальным оборудованием. Как компания его получает, Ланкин не раскрывает. «Официальных поставок нет, но у нас есть неофициальные. Мы же не везем фурами, как „Фольксваген Груп Рус“ (официальный дистрибьютор автомобилей группы VAG — прим. ред.), который сейчас не может с Германией работать из-за санкций. Мы не партнеры, и поэтому проблем нет, из-за рубежа привозим», — отмечает предприниматель. По его словам, на фоне санкций и дефицита товаров платежеспособные клиенты стали заказывать большие объемы работ. Если раньше автовладелец приезжал за одной опцией, то теперь делает «комплекс». Самые популярные услуги — это установка камер заднего вида и адаптивный круиз-контроль, устанавливают парктроники, фаркоп, мультимедиа.

Адаптивный круиз-контроль обойдется в сумму от 15 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля и комплектации. К примеру, где-то достаточно просто «расшить» то, что уже заложено в автомобиле, а в другом случае нужно докупить оборудование. Мультимедийная система на Skoda Yeti, например, стоит 50–60 тыс. рублей. «На фоне усложнения логистики и повышения курса мы повысили цены в среднем на 20 процентов, но здесь основной вклад — это повышение цены на сами запчасти. Стоимость услуг осталась прежней», — говорит Ланкин.

Число заявок на услуги дооснащения авто снизилось на 50% по сравнению с началом этого года, оценивает Логинов. Некоторым клиентам приходится отказывать, потому что часть оборудования уже не достать. «Для BMW самые частые услуги — установка камеры заднего вида, более продвинутой мультимедийной системы. Устанавливаем операционную систему Android, которая работает параллельно с основной и включается с кнопки. Эти запросы остались, потому что более крутые заводские мультимедиа сложно привезти, а поставить Android можно, и цены интереснее», — указывает представитель MService. Он замечает, что в последнее время растет спрос на «прокачку» аудиосистемы — установку хороших колонок и усилителей. «Даже дорогие машины часто приезжают без топовой музыки. Заводы из-за дефицита компонентов не могут установить максимальное оборудование», — поясняет он. По словам Логинова, на рынке дооснащения в Казани можно насчитать пару хороших сервисов: «Московские конторы заходят, открывают представительства, но потом закрываются, потому что рынок нестабилен».

В день через сервис Ланкина проходит 1–2 машины. Спрос на услуги вырос в феврале – марте, когда в салон поехали все, кто откладывал тюнинг. «Даже на цены не смотрели, лишь бы сделать. Не цен боялись, а того, что материалов, комплектующих больше не будет», — вспоминает предприниматель.

Руководитель компании LA Tuning (специализируется на дооснащении) Айдар Бердиев также подтверждает, что сразу после начала спецоперации отмечался резкий рост спроса, а сейчас все замерло. Если в прошлом году компания ежедневно обслуживала 10–15 автомобилей, то теперь заезжает 3–4 машины. Чаще всего клиенты просят установить новую мультимедийную систему либо «прошить» старую и установить на нее Android. Цены на оборудование выросли в 2,5 раза, и сейчас установка новой мультимедиа-системы с навигацией стоит от 25 тыс. рублей. Полная шумоизоляция салона — от 60 тыс. до 130 тыс. рублей, ценник зависит от габаритов машины.

Однако и здесь экономия прививает новые привычки. Наблюдается обилие предложений от азиатских партнеров, а потому дефицит автоэлектроники не грозит. В связи с этим ряд покупателей все же обходятся без официальных сервисов — покупают детали на AliExpress, а установить их доверяют «гаражникам» или ковыряются сами.

«Мы выявляли случаи, когда заявленные некоторыми станциями работы по замене старых деталей на новые попросту не были выполнены» «Мы выявляли случаи, когда заявленные некоторыми станциями работы по замене старых деталей на новые попросту не были выполнены» Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«Не было еще ни одного сервиса, который чего-то не «нашел» в моем автомобиле»

На разных игроков автосервисного рынка кризис повлиял по-своему. Одни указывают на падение заказов, другие — на сохранение объемов продаж. По словам Дробота, средний чек вырос из-за общего увеличения цен. Однако все чаще даже состоятельные автовладельцы стараются экономить там, где это возможно, — сами меняют простые детали, ищут более дешевые запчасти, вникают в стоимость ремонта и подбирают аналоги вместо оригинала.

По оценке директора автосервиса «Форсаж» Косарева, рынок сервиса автомобилей на фоне спецоперации и санкций просел на 40%. «Я такого падения не помню. В пандемию было около 30 процентов „просадки“. Сейчас люди едут в сервис только в крайнем случае — поменять масло или если колесо отваливается», — отмечает наш собеседник.

Кризис толкает автовладельцев в руки гаражных мастеров, указывают участники рынка, но такая бережливость может выйти боком: подпольные сервисы зачастую не смотрят на происхождение деталей и гарантийный срок их службы. Приходит время внимательных водителей, которые следят за тем, что устанавливает мастер, в противном случае придется платить дважды. По словам Косарева, в Казани только 20% добросовестных сервисов. «Большинство автовладельцев толком не разбираются в машинах, и обмануть их не составляет труда. Полно сервисов-однодневок, которые сегодня работают здесь, а завтра в другом месте», — сетует он. Собеседник нашего издания рассказывает, что сам ради интереса приезжает в казанские сервисы на личном автомобиле как клиент. «Жалуюсь, что вот здесь что-то щелкает, грохочет. Хотя я понимаю, что проблем нет. И они у меня столько всего „находят“! Говорят: „Видите, как у вас сайлент-блок ходит“. Спрашиваю: „А разве он так не должен ходить?“ Отвечают: „Да вы что, конечно, не должен! Это надо менять!“ Не было еще ни одного сервиса, который чего-то не „нашел“ в моем автомобиле», — сокрушается Косарев.

Самый простой пример обмана — с маслом для автомобиля. «Ты приезжаешь заменить масло, и тебе обещают залить фирменное. А там разливное масло, стоит бочка со значком Mobil. Но в бочке не Mobil, а „шмобил“, который стоит не тысячу рублей за литр, а 500 рублей. И никак ты это не проверишь», — говорит Косарев.

Некоторые «мастера» пошли еще дальше. «Мы выявляли случаи, когда заявленные некоторыми станциями работы по замене старых деталей на новые попросту не были выполнены, — говорит Дробарь. — К нам приехали клиенты со стертыми в ноль тормозными колодками и говорили, что они меняли их сутки назад. За пару месяцев у меня было 3–4 случая». По его словам, обращаться в полицию в таком случае нет смысла, если обман не был выявлен на месте: после того как клиент уехал из автосервиса, сложно доказать, что это не он сам снял запчасти за углом. «Соблюдайте главное правило — принимайте автомобиль у автосервиса, просите показать результаты работы, установленные на машину новые запчасти, — советует собеседник издания. — Если поставили воздушный фильтр, попросите показать его короб, загляните за колесный диск и посмотрите на новые тормозные накладки».

И в конце немного оптимизма: Косарев думает, что до Нового года ситуация с запчастями стабилизируется и даже с поставками новых автомобилей каким-то образом утрясется. Ну а что еще остается бизнесу, кроме как верить в лучшее?