Уже в нулевые годы наблюдатели шутили, обращая внимание на споры внутри Всетатарского общественного центра* (ВТОЦ* или по старинке ТОЦ*), что начальников там больше, чем рядовых участников Уже в нулевые годы наблюдатели шутили, обращая внимание на споры внутри всетатарского общественного центра* (ВТОЦ* или по старинке ТОЦ*), что начальников там больше, чем рядовых участников Фото: Владимир Зотов

«У националов не осталось лозунгов, под которыми можно было дальше двигаться»

Будем справедливы, вот уже больше четверти века национальное движение в Татарстане не оказывает серьезного влияния на политические решения, а само оно крайне малочисленно. Уже в нулевые годы наблюдатели шутили, обращая внимание на споры внутри всетатарского общественного центра* (ВТОЦ* или по старинке ТОЦ*), что начальников там больше, чем рядовых участников.

Впрочем, по мнению нынешнего научрука Института истории им. Марджани Рафаэля Хакимова, закат самой яркой татарской политической организации начался еще в 1990-м, поскольку с принятием Декларации о государственном суверенитете республики ТОЦ* выполнил свою основную задачу. На тот момент главный идеолог организации утверждает, что они тогда всего лишь хотели, чтобы Татарстан стал равноправным среди «15 республик, 15 сестер» Советского Союза. «О выходе из СССР никто не говорил, Фаузия [Байрамова] только вела такие разговоры. Ведь в прошлом СССР — это и была Татария, мы и так жили на своей родине, на территории наших ханств: Казанского, Астраханского, Сибирского и так далее», — рассказывает Хакимов «БИЗНЕС Online».

«Туда не с улицы пришли, все были статусными людьми»: как начинался в конце 1980-х ТОЦ*

В дальнейшем же инициативу у националов перехватили сами республиканские власти, которые добились в 1994-м подписания максимально выгодного для Татарстана договора о разграничении полномочий между РФ и РТ. И эти достижения — производная от той самой декларации 1990-го, считает собеседник газеты. «Задачи, которые стояли перед Татарстаном, были на тот момент выполнены, но прежде всего усилиями самой республики, — указывает Хакимов. — Шаймиев перехватил инициативу у ТОЦ*, многие идеи, которые имелись у татарского общественного центра*, были приняты. Основной момент — это суверенитет, причем понимаемый не как полная независимость, а именно как наделение правами. Поскольку республика взяла на себя эти функции, они потихоньку стали переходить к государству. А у националов не осталось лозунгов, под которыми можно было дальше двигаться».

Ну а дальше перед Татарстаном стояли новые задачи, прежде всего сделать регион экономически процветающим. Для этого, например, необходимо было поднять урожайность, увеличить добычу нефти, создавать новые производства. А это все уже не по плечам общественной организации, даже если в ее рядах имеются сильные теоретики, но не практики, подчеркивает научный руководитель института им. Марджани.

Казанский же Кремль продолжил активно использовать протестные акции националов как инструмент давления на Москву, объясняя федералам, что является единственной силой, которая может обеспечить стабильность в Татарстане. Хакимов, который стал идеологом ТОЦ* в тот момент, когда работал проректором по науке в Казанском институте культуры, а в 1991-м ставший советником президента РТ Минтимера Шаймиева по политическим вопросам, признается, что такое было. И называет это примером нормальной политической борьбы. «Такие моменты были, потому что политика — это всегда игра, — размышляет он. — Москва, естественно, боялась ТОЦ*, причем преувеличивались сильно возможности организации. Любой митинг Москва встречала с ужасом. У страха глаза велики, и этот момент, конечно, использовался, естественно. Почему нет, если можно надавить в этом плане на федеральную власть? Они же тоже давили, еще как давили и войска вводили в марийские леса, в Ульяновск перебрасывали десантную дивизию».

«У охранника Шаймиева от растерянности упал пистолет»: каким был апогей татарского нацдвижения

Еще один момент: власти республики не только перехватили у национальных активистов повестку, но и «схантили» самые ценные кадры. «Хакимов стал сначала завотделом обкома партии, потом — советником президента, — напоминает нашему корреспонденту журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. — Остальные тоже. Фандас Сафиуллин позже стал депутатом, Талгату Абдуллину дали Ак Барс Банк… Так что и идеи, и кадры, которые существенно влияли, были использованы руководством». Пожалуй, самая показательная здесь история Талгата Абдуллина, ныне в свои 70 лет занимающего пост заместителя гендиректора СИНХа. Притом что он был первым председателем «Милли меджлиса» татарского народа, что не помешало нашему герою через несколько лет стать председателем правления Ак Барс Банка, с 1997-го много лет возглавлять Госжилфонд.

После смерти Марата Мулюкова в 1997 году организацию короткое время возглавлял Фандас Сафиуллин. Скончавшийся в прошлом году, он был активистом национального движения с момента его зарождения После смерти Марата Мулюкова в 1997-м организацию короткое время возглавлял Фандас Сафиуллин. Скончавшийся в прошлом году, он был активистом национального движения с момента его зарождения Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы оттуда уже ушли — люди, которые обладали мозгами»

Сам всетатарский общественный центр* к 1996 году пережил раскол на «радикальную» и «умеренную» части. «После этого раскола ТОЦ* восстановился, потому что в конце концов Зиннура Аглиуллина оттуда выдавили. Марат Мулюков, Рашат Сафин, Фарит Уразаев остались. Но мы оттуда уже ушли — люди, которые обладали мозгами», — говорит нынешний главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков.

После смерти Марата Мулюкова в 1997-м организацию короткое время возглавлял Фандас Сафиуллин. Скончавшийся в прошлом году, он был активистом национального движения с момента его зарождения. Считается, что, будучи депутатом Верховного совета ТАССР, именно он первым призвал отказаться в Декларации о государственном суверенитете от «помпезных, лицемерных названий» вроде «советская» и «социалистическая» и предложил новое название Татарской ССР — Республика Татарстан. Полковник Советской армии в отставке, преподаватель марксизма-ленинизма в Казанском артиллерийском училище был для властей фигурой, по крайней мере, предсказуемой.

«Фандас Сафиуллин говорил: я уйду, а нация останется, что с ней станет? Сменят ли нас молодые?»

Впрочем, как считает Хакимов, вряд ли в Кремле вмешивались в выборы лидера национального движения, хотя Сафиуллина, на которого «трудно давить», в начале 1990-х регулярно использовали во время переговоров с Москвой. «Во-первых, Фандас — довольно принципиальный мужик. Во-вторых, он тоже не чурался власти», — считает научрук института им. Марджани и также вспоминает Сафиуллина-переговорщика. «Фандас участвовал в переговорах и порой довольно успешно. Он мог не только зажигательно говорить, но говорил так рьяно, резко, что это пугало москвичей, а такое тогда тоже нужно было. Поэтому мы и говорили: „Давай, Фандас, начинай!“ Индус Ризакович (Индус Тагиров — историк, председатель исполкома ВКТ (1992–2002)  прим. ред.) дальше немножко смягчал. Потом Лихачев (Василий Лихачев — вице-президент РТ (1991–1995), председатель Госсовета РТ (1995–1998) — прим. ред.) брал слово, говорил: давайте без конфронтации и все такое», — смеется Хакимов, вспоминая начало 1990-х. Помешало карьере Сафиуллина во главе национального движения и его активное участие в качестве депутата Госсовета РТ в провалившемся «Путче глав» мая 1998-го. Впрочем, уже через год, покинув ТОЦ*, он избрался в Госдуму.

Еще до Сафиуллина после Мулюкова националов возглавлял еще один полковник в отставке и любитель громких заявлений Заки Зайнуллин, но также недолго. И вот после полковников наконец наступил период некоей стабильности, председателем всетатарского общественного центра* становится ученый-фольклорист Рашит Ягафаров, человек, по словам знавших его, абсолютно неконфликтный, интеллигент во всех смыслах этого слова. По воспоминаниям его сына, председателя союза кинематографистов РТ Ильдара Ягафарова, отец сумел выстроить отношения с властями, что не совсем нравилось радикальной части организации.

«Внутри начались распри за, так сказать, трон, им не нравилось, что отец ведет политику сдержанную, нет у него экстремистских высказываний, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ Ягафаров-младший. — Он пытался делать это демократично, что кому-то не нравилось. Отец говорил, что внутри самого ТОЦ* постоянно были распри, куча людей пенсионного возраста играли в „Царя горы“. Люди грезили идеей, что они тоже могут стать председателями, и играли в эти игры. Видимо, у них появлялся какой-то смысл жизни от подобного, что буквально убивало отца. Он искренне верил, что Татарстан должен быть республикой, у которой должна существовать своя дорога».

В какой-то момент едва ли не единственной яркой акцией, которую регулярно проводил ТОЦ, стал «Хәтер көне», который долгое время проводился, как раньше В какой-то момент едва ли не единственной яркой акцией, которую регулярно организовывал ТОЦ*, стал Хәтер көне, который долгое время проводился, как раньше Фото: «БИЗНЕС Online»

«В 1552 году для татар это была такая же отечественная война»

В какой-то момент едва ли не единственной яркой акцией, которую регулярно организовывал ТОЦ*, стал Хәтер көне, который долгое время проводился, как раньше. Да, число участников не было таким большим, как в 1990-е, но формат оставался прежним. Обязательной частью Дня памяти защитников Казани в 1552 году являлся митинг на площади Свободы, после чего люди шли в сторону Кремля, чтобы совершить намаз возле башни Сююмбике.

В 2013-м митинг перемещается к площади у театра им. Камала, а шествие проходит возле мечети Аль-Марджани, но уже на следующий год власти не дают разрешение на проведение марша, а прокуратура пыталась «прикрыть» и митинги, собирающие теперь не больше пары сотен человек.

Народный артист РСФСР, актер театра им. Камала Азгар Шакиров за более чем три десятка лет старался не пропускать ни одного митинга в октябре. «Ну а как не ходить на Хәтер көне, мы же должны чтить память героев – защитников Казани, мученически погибших», — говорит он. Шакиров и в дальнейшем планирует участвовать в поминании, но теперь уже на Хәтер көне, который с прошлого года организует ДУМ РТ. В муфтияте решили, что День памяти будет проходить 13-го числа месяца шавваль по мусульманскому летоисчислению. Это плавающая дата, которая ежегодно смещается на 10–11 дней, например, в этом году он прошел 14 мая в мечети Кул-Шариф, где муфтий РТ Камиль Самигуллин собрал аксакалов и районных имам-хатыбов.

Символично, что именно из-за отдельных заявлений, сделанных на Хәтер көне, у всетатарского общественного центра* начались те проблемы, которые привели к громкому судебному решению.

«В 2012 году во главе организации оказались странные люди»

В 2010-е ТОЦ* окончательно маргинализируется, а его руководители начинают подвергаться репрессиям. Так произошло с возглавлявшим организацию с 2008 по 2012 год судьей в отставке Галишаном Нуриахметом. Его лишили социального статуса и вместо положенного «ежемесячного пожизненного содержания в размере 80 процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи» Нуриахмет стал получать пенсию на общих оснований. Якобы он нарушил положение о судьях в отставке, которым запрещено где-то получать зарплату, занимаясь политической деятельностью. «Я получал ежемесячно в районе 70 тысяч рублей, сейчас судьи, которые вместе со мной ушли в отставку, получают уже не меньше 100 тысяч, а стал получать 9 тысяч 900 рублей, — констатирует Нуриахмет. — Да, по закону судья в отставке не должен заниматься политической деятельностью, но ведь я возглавлял общественную организацию, причем не получал за работу ни копейки».

Постиг татарских националов и кадровый голод. К примеру, у Нуриахмета есть большие вопросы к Фариту Закиеву, который сменил его в качестве лидера организации в 2012 году и рискует стать последним в истории руководителем всетатарского общественного центра*. «Закиев непонятно откуда взялся, он походил некоторое время, потом Камалетдинов и Даутова предложили его поставить председателем, — вспоминает наш собеседник. — Он сам говорит, что родился в селе Тлянче-Тамак Тукаевского района и мама у него там свою жизнь проработала учительницей, а сам не знает даже родившуюся в соседней деревне Салих-Тукай певицу Зухру Сахабиеву, я был поражен даже. Он вообще не знал татарскую среду, историю, культуру, но, общаясь с нами, постепенно с этим познакомился».

Схожее мнение высказывает и еще один руководитель ТОЦ* Талгат Бареев: «В 2012 году во главе организации оказались странные люди, никогда не участвовавшие в национальном движении, работавшие в секретном отделе авиационного завода, сторонившиеся критики национальной политики РФ. Хотя в 2010-е пошли процессы зажима национального образования и родного языка. Но заката ТОЦ* как такового не было, время просто наступило. Например, в 2012 году закрыли ассоциацию народов Севера РФ, я тогда уже понял, что и до нас дойдет».

Пожалуй, единственный за эти годы мини-ренессанс организации случился в 2017-м, когда всетатарский общественный центр* умудрился провести свой съезд в конференц-зале отеля «Сафар». Сделано было это с подачи республиканских властей, которые пытались в шаймиевско-хакимовском ключе начала 1990-х разыграть национальную карту, склонив Москву к продлению договора о разграничении полномочий. Но времена наступили другие, и федералы отказались от пролонгации документа. После этого казанский Кремль утерял интерес к ветеранам татарского нацдвижения окончательно.

«Хәтер көне» стал формальным поводом для запрета Всетатарского общественного центра. Говоря точнее ВТОЦ привлекли за прозвучавшие там выступления Хәтер көне стал формальным поводом для запрета всетатарского общественного центра*. Говоря точнее, ВТОЦ* привлекли за прозвучавшие там выступления Фото: Владимир Зотов

«Летим в сторону бездны все вместе — и русские, и татары»

Итог мытарств известен. 10 июня Верховный суд Татарстана ликвидировал всетатарский общественный центр*, признав организацию экстремистской. Ее лидер Закиев ранее уехал в Турцию и пока в Россию не возвращался. Правда, адвокат Алексей Златкин, представляющий ТОЦ*, напоминает, что решение суда не вступило в законную силу и будет обжаловано.

«Общественность промолчит из-за страха»: как ВТОЦ* оказался вне закона

«Глупость, — так оценивает последние судебные решения Хакимов. — Ну для чего запрещать, на каком основании? Кому-то взбрело в голову, что они чем-то угрожают. Из Москвы пошли по регионам смотреть и искать экстремистов. Видимо, нашли, отчитались: обнаружили такого-то. У нас нашли ТОЦ*, а кого еще искать? Больше никого не осталось».

«В Татарстане лидеров национального движения не осталось, первыми уехали братья Кашаповы, сейчас Фарит Закиев покинул страну, Виль Мирзаянов уже давно в Америке, осталась одна я, — говорит Фаузия Байрамова. — У меня есть куда ехать, если захочу — хоть сегодня в Турцию могу уехать. Я не уезжаю, потому что пока еще могу работать с народом. Необязательно ходить на митинги, можно интеллектуально работать, издавать книги. При каждом удобном случае я рассказываю народу о нашей истории, о том, что мы представляем из себя. Главная цель — сохранить национальное самосознание». Байрамова уверена, что подобную организацию можно будет возродить в дальнейшем. «Сейчас надо немножко подождать, так как по всей России идет процесс ликвидации различных организаций, — говорит собеседница газеты. — Мы еще не достигли дна, пока летим в сторону бездны все вместе — и русские, и татары. Как достигнем дна, то решим, что делать, какие организации создавать, но, думаю, они обязательно возникнут».

А вот Исхаков сомневается в текущих перспективах нацдвижения: «В ближайшее время подобная организация не может возродиться, в России политическая деятельность невозможна сейчас. Если только пойдет процесс демократизации». Хакимов же, напротив, считает, что создать можно, но не видит смысла: «Переименовать там одну букву или одно слово — и, пожалуйста, создавай. Только для чего?»

Читайте также: 

«Туда не с улицы пришли, все были статусными людьми»: как начинался в конце 1980-х ТОЦ* . Часть 1-я

«У охранника Шаймиева от растерянности упал пистолет»: каким был апогей татарского нацдвижения. Часть 2-я