В Казани, похоже, решилась судьба Горбатого моста, закрытого для движения транспорта еще 55 лет назад  — его демонтируют В Казани, похоже, решилась судьба Горбатого моста, закрытого для движения транспорта еще 55 лет назад, — его демонтируют Фото: Алексей Савин

Снести нельзя сохранить: что будет с Горбатым мостом Казани? 

В Казани, похоже, решилась судьба Горбатого моста, закрытого для движения транспорта еще 55 лет назад, — его демонтируют. Тендер на разработку проекта по его сносу накануне появился на портале госзакупок. «Снос объекта капитального строительства», — сказано в техзадании на проектирование. Деньги выделят из бюджета Татарстана — более 12,6 млн рублей. Заказчик — подведомственный минтрансу РТ «Главтатдортранс». Согласно смете, сам демонтаж обойдется в 10,8 млн рублей, обследование — в 727 тыс., историко-культурная экспертиза — в 350 тыс., инженерно-геодезические изыскания — в 338 тыс., и еще 340 тыс. рублей выделят на проверку «достоверности» этапов работ. Однако в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» о затратах на демонтаж в минтрансе РТ сообщили: в стоимость контракта не входит сам демонтаж. Из чего тогда сложилась такая внушительная смета, там не пояснили. 

Горбатый мост построен в 1928 году на старом русле Казанки в Кировском районе, и это первый железобетонный мост города. Спустя 40 лет ездить машинам и трамваям здесь стало небезопасно — мост признали аварийным, а в 2008-м было решено закрыть доступ и пешеходам. К этому времени мост уже стал местной достопримечательностью — люди все равно здесь ходили, историки проводили экскурсии, а блогеры устраивали фотосессии.


У властей и вовсе были грандиозные планы на территорию Адмиралтейской слободы. В 2015-м во время традиционного обхода исторических мест президент РТ Рустам Минниханов предложил после ремонта вновь открыть по мосту пешеходное движение и параллельно возродить старое русло Казанки, провести работы по благоустройству прилегающей территории и открыть здесь парк. Разработанная концепция развития Адмиралтейской слободы, помимо строительства пяти детских садов, школы, многоуровневых паркингов, музея «Адмиралтейская верфь» и многофункционального комплекса с гостиницей, предусматривала и строительство двух новых мостов — через Казанку и ее отсеченное русло. А рядом с Горбатым мостом хотели пустить еще три пешеходных мостика. В 2017 году Горбатый мост по приказу минкульта РТ включили в перечень исторически ценных градоформирующих объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения Казани. Его уникальность — в арочной конструкции, поэтому мост и прозвали Горбатым.

Верфь, маяк и жилье для 5,5 тыс. человек – какой будет Адмиралтейская слобода

Как собираются демонтировать мост? Это технически сложный объект протяженностью 96 метров. Ширина сооружения — почти 14 метров, а высота опор — до 10. В проекте демонтажа необходимо предусмотреть размещение площадки на обеих сторонах русла Казанки для оборудования большой грузоподъемности и специального автотранспорта для вывоза демонтированных железобетонных конструкций. Нужно также учесть время работ из-за близости жилой застройки. Предстоит демонтировать деревянные сваи фундамента моста, а также расчистить русло реки. Возможно, для работ придется и полностью засыпать русло, ведь под мост придется загонять тяжелую технику.

Сложность выполнения работ по демонтажу будет установлена по результатам проведения проектно-изыскательских работ, сообщили в минтрансе РТ. «Подобные сооружения в Казани не демонтировались. На данном этапе можно сказать, что с учетом особенностей конструкции моста традиционные способы сноса зданий и сооружений в данном случае не подойдут. Потребуется использование специальных вспомогательных разгружающих конструкций с последующей поэтапной разборкой конструкций моста», — уточнили там.

Прямой проход загораживает плотно приваренная к мосту конструкция, обмотанная колючей проволокой. А посередине нее, как и положено, табличка — «Проход запрещен» Прямой проход загораживает плотно приваренная к мосту конструкция, обмотанная колючей проволокой. А посередине нее, как и положено, табличка — «Проход запрещен» Фото: Вероника Ваганова

 «Законодательство допускает снос исторически ценных градоформирующих объектов — это все-таки не памятник»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня отправился посмотреть, что осталось от Горбатого моста. Сооружение соединяет улицу Иовлева — от Гладилова до Кожевенной. Прямой проход загораживает плотно приваренная к мосту конструкция, обмотанная колючей проволокой. А посередине нее, как и положено, табличка — «Проход запрещен». Ее, правда, немного прикрывают «народные» надписи и проросшее дерево. Да и в целом по всему мосту, особенно в небольших трещинах около бывших пешеходных дорожек, проросла трава.

Обойти эту конструкцию, чтобы пройти по мосту, — задача непростая. С обеих сторон крутые обрывы и деревья. Однако одного пешехода корреспондентам «БИЗНЕС Online» все-таки удалось застать. Крепкий высокий мужчина схватился рукой за ограждение, встал на бетонные парапеты и прыгнул к дороге. «Я сокращаю [по мосту] минут 10 примерно. Из-за этого я [иду по нему], если тороплюсь», — признался он. И отметил, что раньше мост пользовался большей популярностью, по нему даже ходили дети. На возможный снос моста мужчина отреагировал неоднозначно. Сначала сказал, что можно будет найти другой обход, а подумав, отметил: «Если торопишься [то удобно]. Зачем закрыли, не знаю. Лучше бы реставрировали, и все».

Еще один мужчина перелезть не рискнул. Он поделился, что ему нужно на противоположную сторону, но по этому мосту никогда не ходил. Видел его только потому, что работает недалеко.

«Если вы подойдете близко к мосту, то увидите, что стальная конструкция практически вся сгнила и бетон осыпается. Демонтаж, к сожалению, был неизбежен» «Если вы подойдете близко к мосту, то увидите, что стальная конструкция практически вся сгнила и бетон осыпается» Фото: Алексей Савин

Как относятся к сносу моста градозащитники и действительно ли сейчас он представляет ценность для города? И. о. председателя ТРО ВООПИиК Наталья Топал считает, что ситуация с Горбатым мостом давно уже критическая — мост аварийный и несет опасность. Поэтому общество не будет защищать данный объект и пытаться его сохранить.

«Сам по себе объект не является какой-то особой культурной ценностью. Наше общество не имеет намерения бороться за него, так как мы люди адекватные и понимаем, что нелепо за каждую гнилую доску ходить по судам. Этот мост дорог многим казанцам как примета времени. В таком случае лучше было бы построить новый мост с таким же архитектурным решением, чтобы сохранить стиль места. Да и законодательство допускает снос исторически ценных градоформирующих объектов — это все-таки не памятник», — рассказала «БИЗНЕС Online» Топал.

«Демонтаж, к сожалению, был неизбежен. Он изношен и, несмотря на его красоту, несмотря на то, что это достопримечательность, представляет опасность — может в любой момент рухнуть» «Демонтаж, к сожалению, был неизбежен. Он изношен и, несмотря на его красоту, несмотря на то, что это достопримечательность, представляет опасность — может в любой момент рухнуть» Фото: Евгений Жура

Горбатый мост уже в самом начале своего строительства был аварийным, признался защитник старины, краевед, администратор телеграм-канала об истории и архитектуре Казани и Татарстана «Архитектурасы» Ян Гордеев. По его словам, он знаком с внуком проектировщика, который рассказывал, что еще на этапе строительства под одной из опор образовался плывун (перенасыщенный водой грунт), из-за чего нарушилась сплошность бетонной арки и конструкция треснула. «Это несчастный мост. Он даже в один из строительных учебников советской эпохи вошел как пример того, как строить нельзя, и обозначался как „Мост через реку К. в городе К.“», — вспоминает собеседник «БИЗНЕС Online».

При этом Гордеев отмечает, что в 1928 году первый железобетонный мост на фоне деревянных конструкций был важным связывающим звеном между Ягодной и Адмиралтейской слободами, которые считались промышленно-торговым центром Казани. С точки зрения исторической ценности, отмечает краевед, мост представляет большой интерес. Горожане и туристы любят посещать это место, но шансов на спасение сооружения нет, считает спикер.  

«Если вы подойдете близко к мосту, то увидите, что стальная конструкция практически вся сгнила и бетон осыпается. Демонтаж, к сожалению, был неизбежен. Он изношен и, несмотря на его красоту, несмотря на то, что это достопримечательность, представляет опасность — может в любой момент рухнуть. Есть вариант снести его и построить копию, в Казани так часто делают. Но вопрос — кому это нужно и сколько это будет стоить? Территория необитаемая и пока никому не нужна. Если городские власти будут развивать эту местность, то стоит восстановить мост, ведь он действительно красивый», — подытожил Гордеев.

Сроки сноса Горбатого моста пока неизвестны. Однако, городские власти хотят воссоздать его, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии Казани Сроки сноса Горбатого моста пока неизвестны. Однако городские власти хотят воссоздать его, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии Казани Фото: Евгений Жура

Горбатый мост сначала демонтируют, а затем воссоздадут

Сроки сноса Горбатого моста пока неизвестны. Однако городские власти хотят воссоздать его, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии Казани. Для этого с существующего моста будут сняты все необходимые замеры, составлена его 3D-модель, оформлены обмерные чертежи. После чего существующий мост демонтируют. По оценкам специалистов, конструкции моста находятся в аварийном состоянии, что не позволяет провести его реконструкцию.   

«Поясним, что в сумму опубликованного тендера не входят непосредственно работы по демонтажу моста. Эти работы, а также работы по воссозданию моста будут проводиться позднее в рамках отдельных контрактов после составления проекта», — добавили в мэрии.

Все предстоящие работы будут проводиться под контролем Комитета РТ по охране объектов культурного наследия, рассказал «БИЗНЕС Online» глава комитета Иван Гущин Все предстоящие работы будут проводиться под контролем комитета РТ по охране объектов культурного наследия, рассказал «БИЗНЕС Online» глава комитета Иван Гущин Фото: «БИЗНЕС Online»

Все предстоящие работы будут проводиться под контролем комитета РТ по охране объектов культурного наследия, рассказал «БИЗНЕС Online» глава комитета Иван Гущин. По его словам, сегодня на место выезжали сотрудники ведомства и выявили значительные разрушения защитного слоя бетона, оголение арматуры, провалы деформационных швов, разрушения барьерных ограждений, на подходах с обеих сторон устроены ограждения для недопущения проезда автомобилей и доступа пешеходов на мост.

В комитете также отмечают, что, учитывая состояние моста, влекущее физическую утрату самого объекта, требуется проведение демонтажных работ на объекте с обязательным последующим воссозданием в первоначальном облике, в материалах, аналогичных подлинным, в соответствии с предметом охраны исторического поселения города. Сроки воссоздания Горбатого моста здесь и в мэрии города не назвали.