Старт дела в абсолютной тишине

В Лаишевском районном суде вчера днем было немноголюдно и подозрительно спокойно. В абсолютной тишине в небольшом зале суда собирались участники дела, которое два года назад всколыхнуло всю республику. 7 февраля 2020-го вертолет депутата Госдумы Айрата Хайруллина рухнул на лед Камы, когда тот возвращался из рабочей поездки домой. В крушении Хайруллин погиб. В деле фигурирует единственный обвиняемый — 63-летний пилот вертолета Bell 407 Жавдат Сулейманов.

Несмотря на полное признание и раскаяние пилота, процесс проходит в обычном порядке — с допросами и оглашением доказательств по делу. И если на прошлых заседаниях стороны вместе выходили, переговаривались, то в понедельник они были поодаль друг от друга. Чувствовалось, что им было необходимо немного побыть наедине со своими мыслями.

Пока адвокаты перебирали бумаги, секретарь улаживала процессуальные моменты, потерпевшие были заняты своими телефонами, а единственный обвиняемый Сулейманов сидел, уставившись в одну точку. Все 15 минут до прихода судьи он о чем-то думал, лишь иногда поднимая взгляд. От комментариев прессе, как и на предыдущих заседаниях, он воздержался.

Борт обнаружили в шести километрах от Лаишево. Сильная метель не позволила высадить на место спасательную десантную группу Борт обнаружили в 6 км от Лаишево. Сильная метель не позволила высадить на место спасательную десантную группу Фото: «БИЗНЕС Online»

Последний день жизни Айрата Хайруллина

Почти два года потребовалось комиссии МАК (межгосударственный авиационный комитет), чтобы вынести свое решение о трагедии. Оно и легло в фабулу обвинительного заключения, которое огласили вчера. «Своими действиями Сулейманов совершил преступление, предусмотренное  частью 2 статьи 263 УК РФ, нарушив правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспортного средства», — отчеканила помощник татарского транспортного прокурора Алина Насибуллова. В зале повисла тишина. Несколько лет расследования уложились в какие-то пять минут обвинительного заключения. Прокурор ограничилась кратким изложением событий того дня, не углубляясь в детали.

Несмотря на то что прокуратура не озвучила деталей трагедии, ознакомиться с отчетом МАК нашему изданию помогли источники в правоохранительных органах. Мы поминутно восстановили, как прошел последний день одного из крупнейших бизнесменов Татарстана и депутата Госдумы.

7 февраля 2020 года. 8:00 Пилот легкого вертолета Bell 407 Сулейманов вылетел с площадки «АэроТранса» (там расположена стоянка вертолета) в поселок Боровое Матюшино, откуда забрал депутата Госдумы Хайруллина и его помощника Рамиса Газизова. Вертолет пошел на Базарные Матаки, где депутат с помощником в рамках рабочей поездки облетали фермы. Из Базарных Матак позднее переместились в село Левашево Алексеевского района.

15:05 Все трое вылетели из Левашево. Сначала Хайруллин хотел зайти еще на одну точку, но спустя минуту полета поменял маршрут и решил следовать над акваторией Камы домой, к Боровому Матюшино.

Гибель Айрата Хайруллина: хроника трагедии

15:15 На 300 м над заснеженной Камой погода резко испортилась. От пролетающего мимо вертолета Сулейманов слышал, что в этом месте туман и снегопад, но разворачивать судно не стал, посчитав, что возвращаться — еще хуже и опаснее.

Вертолет попал в пелену снега, начали потеть стекла, несмотря на то что на них был направлен обогрев. Из-за снежных зарядов Сулейманов перестал четко видеть береговую линию. Видимость ухудшилась, началась болтанка (сильная тряска). К этому моменту земли уже видно не было.

Воздушное судно стало стремительно снижаться. Сулейманов потянул ручку на себя, чтобы набрать высоту, но избежать столкновения с землей не удалось. Вертолет совершил жесткую посадку на замерзшую поверхность водохранилища.

Во время крушения Хайруллин выпал из вертолета и оказался зажатым между льдом и вертолетом. Он погиб на месте от многочисленных травм, сопровождавшихся внутренним кровотечением.

Пилот Сулейманов выжил и самостоятельно выбрался из вертолета. После помог выбраться Газизову и с его телефона передал координаты крушения. Из тряпок и вещей, которые нашел в вертолете, сделал на льду костер, для того чтобы их могли быстрее найти экстренные службы.

После удара о землю помощник депутата и бизнесмена Газизов находился в сознании. Он еще какое-то время висел на ремне безопасности в салоне вертолета, а позже с помощью пилота выбрался из покореженного судна. Все время до приезда спасателей Газизов лежал на льду. Он не мог подняться из-за сильной травмы позвоночника. При этом Хайруллина он не видел из-за снега, который застилал глаза. По информации источников, знакомых с отчетом МАК, позднее при допросе Газизов не смог точно вспомнить, был ли Хайруллин пристегнут.

15:18 Спустя три минуты, в установленное для связи время, борт не отозвался.

16:20 Сотрудники «АэроТранса» забили тревогу. Вертолет должен был вернуться на площадку в 16:00.

16:40 Лишь спустя 1 час и 25 минут после аварии был поднят поисковый борт.

17:00 «АэроТранс» получил координаты с телефона Газизова. Их передали в МЧС.

К месту крушения направили несколько воздушных подушек и снегоходов, пострадавших стали готовить к транспортировке в РКБ К месту крушения направили несколько воздушных подушек и снегоходов, пострадавших стали готовить к транспортировке в РКБ Фото: «БИЗНЕС Online»

17:30 Борт обнаружили в 6 км от Лаишево. Сильная метель не позволила высадить на место спасательную десантную группу. Спасатели добрались на машине МЧС. К месту крушения направили несколько воздушных подушек и снегоходов, пострадавших стали готовить к транспортировке в РКБ.

18:00 В СМИ появились первые новости о крушении Bell 407.

19:20 В РКБ приняли пострадавших. Процессом руководил министр здравоохранения РТ Марат Садыков. В интенсивную терапию на каталке сначала доставили Сулейманова, у которого диагностировали перелом ребра, ушибы мягких тканей головы, туловища, левой кисти; а потом — Газизова, у которого обнаружили перелом трех позвонков.

19:30 На место крушения подъехал племянник Хайруллина Булат, другие родственники, многочисленные друзья депутата и коллеги. Примерно в это время они узнали о смерти депутата.

21:00 К месту трагедии приехал глава Лаишевского муниципального района РТ Ильдус Зарипов.

22:00 Тело Хайруллина достали из-под вертолета.

Амир Хайруллин: «Отец был уравновешенный, вдумчивый, не любил никогда рисковать, для сына отец был всегда самый лучший…» Амир Хайруллин: «Отец был уравновешенным, вдумчивым, не любил никогда рисковать, для сына отец был всегда самым лучшим…» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я не собираюсь выдвигать моральные требования, не хочу, чтобы отец мне в будущем сказал: «Спасибо, сын, ты меня оценил в такую сумму»

Опытнейший судья Лаишевского района Фирдавис Фазлиев не стал откладывать допрос участников процесса в долгий ящик. Первым вызвали сына погибшего — Амира Хайруллина. Он, признанный по делу потерпевшим, сказал, что до трагедии видел Сулейманова в 2017 году. Затем он начал вспоминать, каким был папа. «Отец был уравновешенным, вдумчивым, не любил никогда рисковать, для сына отец был всегда самый лучшим…» — на этих словах судье пришлось прервать Хайруллина-младшего и попросить рассказывать лишь то, что связано с тем злополучным днем.

Амир Хайруллин поделился, что с подробностями случившегося ознакомился только по материалам уголовного дела и заключению МАК. В моменте, когда он рассказывал, как узнал о крушении, прокурор заметила «существенные противоречия» между предыдущими показаниями. Поэтому письменные показания пришлось огласить, там сын погибшего депутата вскользь делился своим мнением о причине трагедии. «После 21:00, в момент, когда я находился в городе Лаишево, мне стало известно, что в результате жесткой посадки воздушного судна мой отец погиб. По моему мнению, причинами случившегося являются погодные условия», — зачитывала Насибуллова.

Илшат Хайруллин: «Мало представляется, как без Айрата будем дальше жить…»

По оглашенным показаниям реплик у потерпевшего не нашлось. «Все, у меня нет слов», — отвечал он судье. На вопрос, какое бы наказание Хайруллин-младший просил для пилота, он эмоционально и трогательно заявил: «Для меня на эту тему очень сложно говорить. Я даже не собираюсь выдвигать моральные требования, потому что в будущем я увижу своего отца. Я не хочу, чтобы он мне сказал: „Спасибо, сын, ты меня оценил в такую-то сумму“».

Следующей допросили представительницу потерпевшей стороны АО «Эдельвейс Корпорейшен» Ларису Губанову. Она сразу заявила: до трагедии не знала пилота Сулейманова. «16 марта 2022-го компания была признана потерпевшей стороной. И в независимом отчете МАК была установлена вина Сулейманова Жавдата. В связи с этим компании был причинен значительный ущерб», — рассказывала Губанова. Из ее показаний стало ясно, что в собственности «Эдельвейс Корпорейшен» находится три воздушных судна. На этом допрос был завершен.

Сулейманов вновь принес соболезнования родственникам погибшего, после чего рассказал свою версию: что и как произошло в тот день Сулейманов вновь принес соболезнования родственникам погибшего, после чего рассказал свою версию: что и как произошло в тот день Фото: «БИЗНЕС Online»

Пилот: «Я не мог понять, где находится Айрат Назипович. В кабине его не было»

«Ваша честь, с обвинением согласен, вину свою признал полностью», — первые слова в суде пилота Сулейманова. За несколько минут до этого суд отказал в аресте его имущества, которое могло обеспечить возмещение морального и материального ущерба.

Сулейманов вновь принес соболезнования родственникам погибшего, после чего рассказал свою версию: что и как произошло в тот день. По словам пилота, погода начала ухудшаться сразу после вылета с Левашево, с юго-запада шел снег. Но береговая черта просматривалась, погода в Казани была хорошая, поэтому и было принято решение следовать на Боровое Матюшино. «К сожалению, попали в мощный снежный заряд, что и привело к трагедии», — с горечью в голосе отвечал Сулейманов судье. Он рассказал, что неоднократно пытался вывести вертолет из «молока», но не получилось.

После крушения Сулейманов услышал стон Газизова, вылез и помог ему покинуть вертолет. «Я не мог понять, где находится Айрат Назипович, в кабине его не было. Когда начал обходить вертолет, понял, что он находится вне вертолета. Нащупал пульс — его не было», — вспоминал пилот.

На следующем заседании суд будет рассматривать письменные доказательства. Оно состоится уже в сентябре На следующем заседании суд будет рассматривать письменные доказательства. Оно состоится уже в сентябре Фото: Мария Новикевич

Судья неоднократно обращался к летчику, для того чтобы разобраться и озвучить, что тот нарушил и что привело к трагедии. Со второй попытки пилот все же назвал те пункты, которые могли привести к трагедии: не вернулся на место вылета, не выполнил посадку с подбором площадки с воздуха, не ушел на запасной аэродром.

На этом заседание было завершено. Вместе с тем стороны не выразили желания в дальнейшем вызвать в суд свидетелей. На следующем заседании суд будет рассматривать письменные доказательства. Оно состоится уже в сентябре.