В Казани начали возводить строительный городок для будущей реконструкции автомобильного моста через озеро Кабан. Подход к набережной со стороны Назарабаева отгородили специальной сеткой В Казани начали возводить строительный городок для будущей реконструкции автомобильного моста через озеро Кабан. Подход к набережной со стороны Нурсултана Назарбаева отгородили специальной сеткой

В этом году на реконструкцию моста через Кабан выделят более 400 млн рублей

В Казани начали возводить строительный городок для будущей реконструкции автомобильного моста через озеро Кабан — его признали аварийным еще в 2019 году и ограничили движение тяжеловесной техники. На днях у моста демонтировали часть новой «парящей» набережной озера Кабан со стороны улицы Нурсултана Назарбаева: около 50 м конструкции разобрали, оставив торчащие сваи из воды. А на берегу подготовили 5 тыс. т песка для производства работ на подходах.

Напомним, государственный контракт на ремонт автомоста стоимостью 1,1 млрд рублей в конце мая заключен с ООО «Мосты и дороги» Николая Логинова — это первый крупный подряд компании. Средства на реконструкцию выделит бюджет Татарстана. Заказчик — ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ». Запустить полноценное движение по обновленному мосту планируется к концу 2024-го. Средства на реконструкцию будут выделять поэтапно. Так, в этом году планируется потратить 407,9 млн рублей, в 2023-м — 400 млн, в 2024-м — еще 355,5 млн рублей.

Сегодня на месте будущей стройки побывал журналист «БИЗНЕС Online». Подход к набережной со стороны Нурсултана Назарбаева отгородили специальной сеткой. Прогуливающиеся по пешеходному мосту также не смогут подняться к улице. В целом для горожан работы не представляют каких-либо неудобств, если знать о начавшемся строительстве и заблаговременно подняться к мосту на перекрестке с ул. Шигабутдина Марджани. Однако никаких табличек с информацией обнаружить нигде не удалось.

Прогуливающиеся по пешеходному мосту также не смогут подняться к улице Прогуливающиеся по пешеходному мосту также не смогут подняться к улице

На перекрытой территории лежит арматура, шлакоблоки, горы песка, стоит будка охраны и вагон для строителей. Рабочие занимаются переносом коммуникаций. По их словам, песок был завезен около месяца назад, но каких-то активных работ по самой реконструкции автомобильного моста здесь еще не начинали. Песком уже засыпали часть берега шириной около 2 м — видимо, для проезда строительной техники. Сориентировать по срокам работ мужчина не смог, поскольку, по его словам, они еще «не горят».

«В этом году мост перекрывать не станут. Будут делать насыпь, чтобы объезд был, и в следующем году построят там мост, — рассказывает рабочий, указывая на перекрытую часть набережной. — С этой стороны, [слева], теплотрасса будет убираться. Мы как раз занимаемся переносом коммуникаций. Пандус будем демонтировать».

На перекрытой территории лежит арматура, шлакоблоки, горы песка, стоит будка охраны и вагон для строителей На перекрытой территории лежит арматура, шлакоблоки, горы песка, стоит будка охраны и вагон для строителей

Автомост через Кабан демонтируют в два этапа

Протяженность автомобильного моста через Кабан — почти 50 метров. Его построили и ввели в эксплуатацию еще в 1960 году мостоотрядом №9 Главмостостроя СССР. Серьезного капитального ремонта здесь никогда не проводилось. В 1987-м был подготовлен проект реконструкции, но из-за отсутствия финансирования его не реализовали. Как говорится в описании к проекту, предположительно, в 1996 году на мосту заменили асфальтобетонное покрытие, парапетные ограждения, ограждения, восстановили защитный слой бетона конструкций балок пролетных строений и опор. «Сведения о ремонтных мероприятиях сооружения за период 1996–2020 годов отсутствуют», — указано в документации.

В 2019-м мост признали аварийным и ввели здесь ограничение на передвижение тяжеловесной техники свыше 15 тонн. Рекомендовано было также ограничить скорость до 40 км/ч. Еще один осмотр моста был в августе 2020-го. Что он показал? Это и колея, и трещины на дорожном полотне, а главное — разрушение железобетонных конструкций опор из-за того, что деформационные швы пропускают воду. Рабочая арматура пролетных строений также подвержена пластовой коррозии с ослаблением сечения отдельных стержней до 80%, сказано в заключении. «При реконструкции моста все опоры подлежат полному переустройству», — пришли к выводу эксперты.

Как изменится автомобильный мост и движение здесь? Основные несущие конструкции будут выполнены с использованием железобетонных и монолитных конструкций. Планируется увеличить число полос с 6 до 8. По улице Нурсултана Назарбаева также проходит участок веломаршрута вдоль набережной озера Кабан, поэтому проектом предусмотрено устройство велодорожки, совмещенной с тротуаром и отделенной от него полосой безопасности в 0,5 метра.

По проекту, демонтировать автомост будут в два этапа и параллельно строить новые пролеты По проекту, демонтировать автомост будут в два этапа и параллельно строить новые пролеты

По проекту, демонтировать автомост будут в два этапа и параллельно строить новые пролеты. Так, сначала предстоит демонтаж моста шириной 5,8 м с организацией движения транспорта по существующему мосту и строительство нового пролета шириной 20,93 м с левой стороны проезжей части. Для транспорта оставят по две полосы в каждую сторону. Затем приступят ко второму этапу с правой стороны — предстоит построить новый пролет шириной 24,43 метра. От взрывного метода демонтажа аварийного моста решено отказаться, т. к. он признан «нецелесообразным и небезопасным».

«Механический метод сноса основан на применении автокранов, пневматического оборудования, а также электрогидравлических установок и тому подобного. Для разрушения отделенных массивных строительных конструкций с целью их разделки для погрузки в автотранспортные средства применяют отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы и другие ручные машины», — сказано в техзадании. Проектом также предусмотрен запрет на работы по демонтажу в нерестовый период, согласно правилам рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.

«Во время производства работ планируется частичное закрытие с организацией движения автотранспорта по четырем полосам. Сроки ограничения движения будут определены по заявке заказчика с приложением необходимого комплекта документов на соответствующей комиссии», — рассказали в мэрии «БИЗНЕС Online».

Демонтаж пешеходного моста на набережной входит в план подготовительных работ по реконструкции автомобильного моста Демонтаж пешеходного моста на набережной входит в план подготовительных работ по реконструкции автомобильного моста

Будущее набережной на Кабане и расширение дороги у театра Камала 2.0

Демонтаж пешеходного моста на набережной входит в план подготовительных работ по реконструкции автомобильного моста. «Парящую» часть набережной построили в 2020-м за 69,5 млн рублей — от улицы Хади Такташа до улицы Шигабутдина Марджани. Согласно концепции развития набережной Кабана, второй пешеходный переход появится на обновленном автомобильном мосту на улице Нурсултана Назарбаева, а под ним продолжится пешеходная дорожка на сваях в сторону зоопарка.

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в фонде «Институт развития городов РТ», пешеходная дорожка на сваях входит в третью очередь реализации благоустройства набережной Кабана. При этом дорожка может быть реализована только после реализации реконструкции автомобильного моста. Напомним, 170-метровый пешеходный мостик проходит параллельно автомобильному — он свяжет берега озера в единую дорожку и позволит закольцевать пешеходные потоки по обеим сторонам Нижнего Кабана. Сообщалось также, что на одном из участков пешеходного моста будет пролет высотой 2,5 м, это даст возможность проходить под ним небольшим катерам, лодкам, катамаранам.

Глобальная дорожная стройка у Кабана на этом не заканчивается. До четырех полос расширят дорогу, которая примыкает к месту строительства нового театра им. Камала на берегу озера Кабан. Речь идет об участках улиц Туфана Миннуллина и Хади Такташа от ул. Марселя Салимжанова до ул. Нурсултана Назарбаева — проект получил положительное заключение экспертизы. Об этом в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе мэрии Казани. В зону строительства попадают платные наземные автопарковки, а также гаражи кооператива «Волга». Проектная документация разработана по заказу ГКУ «Главтатдортранс». Также разработан и утвержден проект планировки и межевания территории. Как отметили в исполкоме, протяженность дороги составит 0,9 км, количество полос — четыре. «Источник финансирования на реконструкцию данного участка в настоящее время не определен», — рассказали в пресс-службе мэрии города.

«Это очень загруженный участок дороги. Просто, что будет происходить на момент ремонта, куда деть действующий автомобильный поток?» «Это очень загруженный участок дороги. Просто что будет происходить на момент ремонта, куда деть действующий автомобильный поток?»

«Там и сейчас все плохо, а если оставят одну полосу — туда вообще лучше не ездить»

В федерации автомобилистов и ассоциации перевозчиков считают, что город с началом реконструкции моста встанет в пробках, ведь иного пути объезда озера пока нет. Они не исключают и полного закрытия моста через Кабан — он уже в аварийном состоянии и двойная нагрузка на имеющиеся пролеты во время ремонта и стройки усугубит ситуацию.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— Это очень загруженный участок дороги. Насколько я понял, в ходе реконструкции планируют в 2 раза увеличить число полос — в этом случае моста будет достаточно для увеличенного трафика. Просто что будет происходить на момент ремонта, куда деть действующий автомобильный поток? Варианты объезда есть всегда, но вы представляете, каким он будет? Кроме того, любой объезд всегда удлиняет путь, перенесение автомобильного потока увеличит существующие пробки. Выкручивайтесь сами, так получается? У нас в этом году навалилось все, везде одновременно решили начать ремонт.

При этом мост совсем вроде бы закрывать не хотят. Планируют пустить автомобили по одной полосе. Но, если он в аварийном состоянии, в один прекрасный момент мост все равно придется полностью закрыть для реконструкции опоры. Не знаю, что они собираются чинить, может быть, все без полного ограничения движения обойдется, но пробка будет адовой. Там и сейчас все плохо, а если оставят одну полосу — туда вообще лучше не ездить.


Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ:

— Даже небольшая авария на одной полосе вызывает заторы и пробки. Там место достаточно оживленное. Даже не представляю, как пересечь озеро другими способами. У нас город достаточно тесный в центре: узкие улицы не рассчитаны на такой поток. Если на мосту будет реконструкция, еще вопрос: сколько она продолжится? Может, нам предложат какие-то обходные пути, хотя там особо и не развернуться. Наверное, тяжеловато будет. Но если это в перспективе улучшит пропускную способность — я буду всеми руками за.