Будущее Казани как города на Волге накануне обсуждали архитекторы, градостроители, эксперты по туризму и частному маломерному флоту Будущее Казани как города на Волге накануне обсуждали архитекторы, градостроители, эксперты по туризму и частному маломерному флоту

«Казань — город на Волге. Действительно?»: что мешает маломерному флоту в столице РТ

Будущее Казани как города на Волге в конце минувшей недели обсуждали архитекторы, градостроители, эксперты по туризму и частному маломерному флоту. Дискуссия прошла у реки на летней встрече «Диалоги» в пространстве WhitePlace на ул. Альфреда Халикова. Это второе подобное мероприятие созданного в 2021 году Института развития и управления архитектуры города. Первое прошло весной.

«На встречах поднимаем важные и проблемные темы, — сказала на открытии дискуссионной площадки главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. — Сегодня будем говорить о том, какая инфраструктура речного сервиса должна появиться в городе. Речь пойдет не только об обслуживании, но и о техническом сервисе: заправках, маринах, зимних отстойниках для судов. Как это увязать с туристическими точками города, кемпингами, глэмпингами?»

На болевые инфраструктурные точки надавил генеральный директор и соучредитель ООО «Архитектурная мастерская „Старая Казань“» Павел Тиняев, член правления федерации парусного спорта РТ и эксперт Института развития города.

«Казань — город на Волге, — зачитал Тиняев тему обсуждения. — Действительно? А на Волге ли мы находимся? Можно поставить большой вопросительный знак».

Закрытые клубы, дорогие «лодки» и VIP-капитаны: как устроен мир казанских яхт

В городе насчитывается 14 объектов рекреации и туризма на 55 км берега Казанки, из которых благоустроено только 4,2 километра. Длина берега Волги в городской черте составляет 77 км, а благоустроено только 500 м в речном порту. «Ненормально для города, выходящего на главную водную артерию России», — говорил Тиняев, отметив и проблему неудовлетворительного экологического состояния прибрежных территорий и незаконного захвата берега.

Павел Тиняев, член правления федерации парусного спорта РТ и эксперт Института развития города: «Казань — город на Волге. Действительно? А на Волге ли мы находимся? Можно поставить большой вопросительный знак» Павел Тиняев, член правления федерации парусного спорта РТ и эксперт Института развития города: «Казань — город на Волге. Действительно? А на Волге ли мы находимся? Можно поставить большой вопросительный знак»

«Суда проходят мимо Казани, — сказал и член попечительского совета федерации парусного спорта РТ, директор завода по производству парусных судов Azart yachts Павел Страшненко. — Люди хотят увидеть Казань с воды, но нужны условия — это развило бы и туристические направления, и стало бы плюсом для жителей города».

Направлений для развития на «Диалогах» озвучили три:

  1. Объекты береговой инфраструктуры для обслуживания частного маломерного флота. Не хватает мест для стоянок и швартовок, заправок на воде, теплых эллингов для хранения и ремонта судов зимой. Доходит до того, что яхты вывозят зимовать в Нижний Новгород и Самару.
  2. Береговая инфраструктура для развития организованного водного туризма, пассажирских и круизных перевозок. Например, здание центрального речного вокзала Казани реконструируют с 2005 года, причем к Универсиаде-2013 там решили разместить отель.
  3. События, связанные с водной тематикой. Популяризация отдыха на воде.

По данным центра государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по РТ, в конце 2019 года на учете в Казани состояло 15,5 тыс. судов. Больше всего в столице РТ мотолодок — 11,2 тыс., на втором месте гребные суда — таких 3,6 тыс., 472 катера, 89 гидроциклов, 76 морских прогулочных судов, 14 несамоходных и 7 парусных судов. 

Динамика увеличения маломерного флота движется вверх — в 2021 году число судов выросло на 20%, говорил Тиняев.

«Люди хотят увидеть Казань с воды, но нужны условия — это развило бы и туристические направления, и стало плюсом для жителей города» «Люди хотят увидеть Казань с воды, но нужны условия — это развило бы и туристические направления, и стало бы плюсом для жителей города»

С надеждой на федеральный бюджет: 13 пунктов для инфраструктуры за миллиарды рублей

Картинки о том, как выглядит речная инфраструктура в странах Европы с яхт-клубами, плавучими домами, общественными причалами, впечатляли. Презентуя концепцию развития прибрежных территорий, Тиняев выделил 13 типов объектов рекреации и туризма, над которыми городу предстоит работать:

  • Главный городской яхт-клуб.
  • Малые городские яхт-клубы.
  • Объекты детского парусного спорта.
  • Общественные причалы, пришвартоваться у которых разрешат всем желающим.
  • Зеленая стоянка, чтобы пополнить запас воды, выбросить мусор. Обслуживание таких точек ведут с воды.
  • Историко-культурные памятники на берегах рек.
  • Пункты технического обслуживания судов.
  • Набережные швартовки домов на воде — хаусботов.
  • Автокемпинги как часть прибрежной инфраструктуры. Например, автодома еще называют «яхтами на колесах».
  • Природно-экологические памятники. 
  • Школа юнг.

Места размещения перечисленных объектов в Казани еще не определены, но участвовать в их развитии Тиняев предложил частным инвесторам, государственным структурам и общественным организациям. Сколько стоит воплощение концепции в жизнь? На «Диалогах» отвечать на этот вопрос «БИЗНЕС Online» не стали. Но привели пример — стройка главного городского яхт-клуба с нуля обойдется минимум в 2 млрд рублей.

Участники «Диалогов» возлагали надежды и на федеральный бюджет, и на «Великий Волжский путь», соглашение о развитии которого на Петербургском международном экономическом форуме подписало пять регионов, в том числе Татарстан. По задумке, этот проект позволит восстановить в Поволжье межрегиональные речные перевозки и способствовать развитию активного и круизного отдыха на Волге.

Пассажиропоток казанского речного порта в 2021 году составил 100 тыс. человек, рассказала директор комитета по туризму города Дарья Санникова.

«Конечно, есть ряд проблем, — сказала Санникова о работе речного порта. — Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта».

Сегодня речная инфраструктура Казани позволяет добраться на маломерном судне только до Свияжска, взял слово председатель правления федерации парусного спорта РТ Альберт Садыков. Идеал — инфраструктура через каждые 20 км пути.

«Незачем покупать яхту или катер, будут стоять, — не скрывал Садыков. — Нужна концепция».

Пассажиропоток казанского речного порта в 2021 году составил 100 тыс. человек Пассажиропоток казанского речного порта в 2021 году составил 100 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не с материка на Волгу, а с Волги на материк»: город подготовит программу для берега реки

После пандемии, закрытия авиасообщения России со странами Запада растет интерес и к автопутешествиям. «Казань — привлекательный город, но отсутствует оборудованный и круглогодичный автокемпинг», — сказал руководитель татарстанского отделения «Лиги караванеров» Андрей Горностаев и предложил одновременно создавать инфраструктуру и для маломерных судов, и для «яхт на колесах».

Руководитель архитектурного направления Института развития города Татьяна Прокофьева не стала обещать участникам встречи наступления светлого будущего завтра утром. «Но работа начинается, — сказала Прокофьева. — Подготовим программу размещения объектов на Волге и Казанке, связанность с участками города, которые предполагается развивать. Фраза „Давайте повернем Казань к Волге“ уже замыленная, но сегодня рассматриваем развитие города не с материка на Волгу, а с Волги на материк».

По итогам встреч город составит список задач, которые возьмут в работу. «Это не встреча, на которой поговорили и разошлись, — говорила главный архитектор Казани. — Специально запустили „Диалоги“, чтобы всесторонне обсуждать вопросы, фиксировать задачи и брать их в работу».