Алексей Лопатин:«В начале 30-х годов ХХ века, когда формировалась молодая советская промышленность, медицина, педагогика, ветеринария, сельское хозяйство, реализовывался государственный, то есть системный подход при формировании образовательных центров» Алексей Лопатин:«В начале 30-х годов ХХ века, когда формировалась молодая советская промышленность, медицина, педагогика, ветеринария, сельское хозяйство, реализовывался государственный, то есть системный подход при формировании образовательных центров»

В Татарстане полный комплект вузов

В российских вузах началась приемная кампания в российские университеты. Самое время поговорить о главном выборе для выпускников школ 2022 года — выборе университета. Благо исторически так сложилось, что в республике представлены вузы по всему спектру современных направлений подготовки и специальностей.

В начале 30-х годов ХХ века, когда формировалась молодая советская промышленность, медицина, педагогика, ветеринария, сельское хозяйство, реализовывался государственный, то есть системный подход при формировании образовательных центров. В крупных городах планировалось сформировать сеть образовательных центров, способных обеспечить профессиональными кадрами не только себя, но и соседей. Далеко не все автономии в составе РСФСР получили право на полный комплекс образовательных учреждений высшего образования.

ТАССР в этом плане очень повезло, и абитуриенты в нашей республике имеют возможность получить образование любого профиля. Как и в предыдущих статьях, преимущественно буду рассказывать об инженерных направлениях подготовки и специальностях.

За последние годы КГАСУ динамично развивается, и связано это прежде всего с тем, что в нашей республике с начала 2000-х годов сперва стартовала программа ликвидации ветхого жилья, потом подготовка и празднование 1000-летия Казани, Универсиада и другие масштабные международные спортивные и культурные мероприятия За последние годы КГАСУ динамично развивается, и связано это прежде всего с тем, что в нашей республике с начала 2000-х годов сперва стартовала программа ликвидации ветхого жилья, потом подготовка и празднование 1000-летия Казани, Универсиада и другие масштабные международные спортивные и культурные мероприятия

Отраслевые вузы: строительные, энергетические

Начнем с отраслевых университетов. Хотя сейчас совершенно непросто выделить отраслевые вузы, практически каждый из них стал университетом и реализует достаточно широкий спектр направлений подготовки и специальностей. Но все же есть вузы с доминирующим отраслевым направлением. Так, очень ярким и сильным университетом в области архитектуры и строительства является наш КГАСУ. За последние годы этот университет динамично развивается, и связано это прежде всего с тем, что в нашей республике с начала 2000-х годов сперва стартовала программа ликвидации ветхого жилья, потом подготовка и празднование 1000-летия Казани, Универсиада и другие масштабные международные спортивные и культурные мероприятия. Конечно же, для такого динамичного развития стройкомплекса республики необходимо большое количество высококвалифицированных специалистов, и КГАСУ с этим блестяще справляется.

Среди строительных университетов страны также можно выделить Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет), Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, а также ряд университетов, занимающихся подготовкой по строительным направлениям, но при этом не являющихся строительными по своей этимологии. К таким вузам относятся: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет им. Ельцина, Санкт-Петербургский горный университет, Московский политехнический университет, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. В общем, можно отметить, что бурное развитие строительной отрасли в нашей стране генерирует высокие конкурсы в университеты на профильные направления подготовки.

Энергетика — для нашей страны эти направления всегда перспективны и востребованы. Основным отраслевым университетом в данной области в нашей республике является КГЭУ. Хотя схожие по содержанию образовательные программы реализуются и в КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ. Выпускники-энергетики стабильно востребованы на профильных предприятиях республики и соседних регионов. Новым, перспективным направлением развития является атомная энергетика. В этом направлении в последнее время активно движется КГЭУ, а КНИТУ-КАИ даже является опорным университетом ГК «Росатом».

Среди наиболее престижных энергетических университетов нашей страны можно выделить: МЭИ (Московский энергетический университет), Московский государственный технический университет им. Баумана, Национальный исследовательский томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет им. Ельцина, Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. Ульянова (Ленина), Университет ИТМО — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

В ситуации западных санкций, развитие собственных технологий в области электро- и теплоэнергетики является важнейшей государственной задачей. К сожалению, в этих областях у нас есть проблемы с передовыми компетенциями. Так, мы фактически не производим собственных мощных паровых турбин. Есть некоторые проблемы с газовыми турбинами. В общем, будущие энергетики будут востребованы. Но абитуриентам необходимо помнить, что перед выбором профиля обучения нужно подробно изучить учебный план. Это поможет сориентироваться и понять, насколько выбранный университет технологически продвинут и реализует передовую инженерную повестку. Еще следует обратить внимание на работодателей. Конечно, все стараются указать таких грандов, как «Росатом», «Газпром», «Роснефть» или «Русгидро», и это считается нормой. Будущим абитуриентам нужно обратить внимание на компании рангом пониже, из разряда малого и среднего бизнеса, так кам именно эти фирмы создают действительно высокотехнологичные продукты, в том числе и из области возобновляемой и нетрадиционной энергетики (например геотермальная, ветряная и солнечная энергетика).

Ни в коем случае не хочу утверждать, что IT-специалисты не нужны. Они нужны, но считаю, что потребность в них преувеличена Ни в коем случае не хочу утверждать, что IT-специалисты не нужны. Они нужны, но считаю, что потребность в них преувеличена

IT-образование

Одно из самых популярных и востребованных направлений у абитуриентов — IT-технологии. Остановимся на нем более подробно. Сразу же хочу оговориться: я не фанат тех экспертов, которые на каждом углу рассуждают о миллионных нехватках IT-специалистов в нашей стране. И готов аргументированно объяснить свою позицию. В большинстве сфер, связанных с промышленным производством, требуются не чистые программисты, обладающие исключительно компетенциями в написании программных кодов, а специалисты, профессионально разбирающиеся в конкретных предметных областях и способные самостоятельно на своем уровне ответственности формулировать задачи и предлагать их информационное решение.

Ни в коем случае не хочу утверждать, что IT-специалисты не нужны. Они нужны, но считаю, что потребность в них преувеличена. Ведь сами программисты в основной своей массе не создают технологически законченных продуктов, а лишь являются значимой частью большой производственной цепочки. Вспомним, как в середине 90-х годов умение работать на компьютере было сродни «маленькому волшебству». Сейчас человек, не владеющий на хорошем уровне компьютером, фактически выброшен за пределы современного мира. Младшие школьники умеют программировать на таком уровне, как это еще недавно делали студенты, обучающиеся на IT-специальностях вузов.

Где же получить хорошие знания в области информационных технологий? При внимательном рассмотрении учебных планов современных образовательных программ инженерной подготовки мы увидим, что большая их часть насыщена IТ-компетенциями, причем независимо от университета, где они реализуются. О чем это говорит? Да о том, что современный специалист (конструктор или технолог) должен владеть прикладными информационными технологиями на профессиональном уровне. Например, для технолога важно владеть не только современными прикладными конструкторскими пакетами, позволяющими формировать 3D-модель, а также программами инженерного анализа (САЕ), но и уметь писать управляющие программы для современных пяти координатных обрабатывающих центров с ЧПУ. Такая ситуация характерна для всех современных инженерных специальностей. Фактически наступает время междисциплинарных специалистов, владеющих профессионально какой-либо конкретной предметной областью в сочетании с IТ-компетенциями.

Родители, конечно, очень хотят, чтобы их дети стали успешными программистами, но правда в том, что хороший программист — это даже не профессия, а призвание, так же как врач и педагог. Например, когда я консультирую знакомых абитуриентов, собирающихся поступать на IТ-специальности, всегда задаю вопрос, занимается ли выпускник самостоятельно специальными разделами математики и пишет ли в свободное время какие-то программы. Если этого нет, то лучше даже не стремиться в IТ-сектор, это не ваше. Ведь можно даже получить хорошее IТ-образование и всю жизнь проработать сисадмином. Это тоже очень важная и нужная профессия. Но молодежь же в основной своей массе хочет быть богатыми и успешными программистами, работающими на теплом берегу Индийского океана, а в реальности будет пыльный офис, заваленный старой оргтехникой, где-нибудь на цокольном этаже офисного здания. Поэтому, выбирая IТ-специальности в качестве своего будущего, подумайте, ваша ли это судьба или, может, вы просто взяли мечту с красивой глянцевой картинки.

Если все же вы поняли, что информационные направления — это ваше будущее, то у меня есть хорошие новости, в нашей стране вполне можно получить отличное IТ-образование. Начнем с того, что в каждом мало-мальски уважающем себя вузе есть необходимый «джентльменский набор» информационных направлений подготовки. Вопрос только в качестве реализации этих программ.

На что же нужно обратить внимание абитуриентам, поступающим на информационные специальности? Во-первых, необходимо подробно изучить учебный план выбранной образовательной программы. Среди дисциплин специализации вы должны увидеть очень современные названия, например: тестирование программного обеспечения, технологии искусственного интеллекта, архитектура программных систем, машинное обучение, анализ big data, облачные технологии и услуги, проектирование информационных систем и др. Во-вторых, крайне важным для качественного образования является наличие в преподавательском составе педагогов-практиков. Особенно это важно для такой технологически продвинутой отрасли, как информационные технологии. Самый лучший вариант, когда на штатных преподавательских должностях наравне с вузовскими специалистами трудятся айтишники из отрасли. В этом случае в выигрыше оказываются все: университет получает качественный образовательный процесс, а преподаватель из отрасли имеет возможность отобрать лучших ребят себе на практику с последующим трудоустройством. При этом, несмотря на то, что федеральные образовательные стандарты третьего поколения устанавливают нормы для привлечения для реализации образовательных программ отраслевых специалистов, зачастую университеты к этому относятся формально и обеспечивают такие требования за счет совместителей из других университетов либо сотрудников, перешедших с полноценной преподавательской работы в реальный сектор. Если, посмотрев лекторский состав программы, вы обнаружили такие метаморфозы, лучше сразу же сменить приоритетный для поступления университет. И в-третьих, при изучении информации об образовательной программе обратите пристальное внимание на предприятия и компании, в которых проходят практику студенты.

Современные образовательные стандарты построены таким образом, что практическая составляющая образовательного процесса является одной из важнейших частей, т. к. обеспечивает формирование основных профессиональных компетенций. И от того, где будущий специалист проходит производственную или преддипломную практику, зависит финальное формирование специалиста, по крайней мере, на этапе обучения. В принципе, эти рекомендации абсолютно универсальны и относятся к любой образовательной программе.

Среди ведущих отечественных университетов, занимающихся подготовкой специалистов в области современных информационных технологий можно выделить: Университет ИТМО, Московский физико-технологический институт (МФТИ);  МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Московский государственный технический университета (МГТУ) им. Баумана.

В нашей республике, по моему мнению, лидерские позиции в области прикладных информационных технологий занимает Университет Иннополис. В инновационном городе-спутнике Казани сосредоточены офисы большого количества высокотехнологичных компаний. Много чего разрабатывается и тестируется. Это и есть естественное преимущество Иннополиса, и университет им активно пользуется. Качественное фундаментальное образование можно получить в КФУ на базе Института вычислительной математики и информационных технологий и в КНИТУ-КАИ на базе Института компьютерных технологий и защиты информации. Федеральный университет может еще похвастаться относительно молодой, но уже хорошо зарекомендовавшей себя среди работодателей структурой — Институтом информационных технологий и интеллектуальных систем. Институт занимается реализацией прикладных программ подготовки в области информационных технологий в сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными предприятиями отрасли.

В Казани отличными традициями и научными школами в области электроники и телекоммуникаций может похвастаться КНИТУ-КАИ (Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий) В Казани отличными традициями и научными школами в области электроники и телекоммуникаций может похвастаться КНИТУ-КАИ (Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий)

Электроника и системы связи

Рассматривая образовательные программы в области информационных технологий, невозможно не сказать об электронике и системах связи. Эти укрупненные направления подготовки являются двумя сторонами одной медали. Только в одном случае речь идет о «софте», а в другом — о «железе». К сожалению, после распада СССР большая часть нашей электронной промышленности осталась в Беларуси и странах Балтии. Тем не менее ситуация такова, что нам придется ускоренными темпами, где-то даже форсированными, обеспечить разработку и создание конкурентоспособной элементной базы в широком номенклатурном диапазоне. Это совершенно нетривиальная задача, решить которую возможно только при условии обеспечения избыточного кадрового потенциала в профильных областях промышленности. Уверен, что в ближайшие пару лет мы будем наблюдать взрывной рост популярности этих специальностей среди абитуриентов в университетах РФ. Ведь, как известно, спрос рождает предложение. А предложить в нашей стране есть что.

Среди ведущих отечественных университетов, реализующих программы подготовки в области электроники и систем связи, можно выделить несколько ярких лидеров. К ним можно отнести Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. Ульянова, Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), МИРЭА — Российский технологический университет, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

В Казани отличными традициями и научными школами в области электроники и телекоммуникаций может похвастаться КНИТУ-КАИ (Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий). В университете представлен практически полный спектр направлений подготовки и специальностей в этой сфере, реализуемый на различных уровнях от программ бакалавриата до аспирантуры. Отчасти конкурентом и партнером в этой сфере выступает КФУ со своим Институтом физики, реализующим программы фундаментальной подготовки специалистов в области радиофизики и микросистемной техники.

К сожалению, во многом интеллектуальная составляющая производства, как и львиная часть добавленной стоимости, концентрировалась за пределами нашей страны К сожалению, во многом интеллектуальная составляющая производства, как и львиная часть добавленной стоимости, концентрировалась за пределами нашей страны

Машиностроение

Одной из наиболее широких и одновременно емких отраслей промышленности является машиностроение. Фактически все, от «самоката до автомобиля», является в некоторой степени машиностроением. В последние месяцы в связи с введением санкций практически во всех отраслях наблюдается системное нарушение налаженных цепочек поставок комплектующих и готовой продукции. Наша страна занимала свое определенное место в глобальной системе разделения труда и обеспечивала в области машиностроения по большей части сборку оборудования и изделий с низкой и средней степенью локализации производства. К сожалению, во многом интеллектуальная составляющая производства, как и львиная часть добавленной стоимости, концентрировалась за пределами нашей страны. Резкий обрыв налаженных связей привел к формированию дефицита целого ряда комплектующих и узлов. В этих условиях на университеты, реализующие образовательные программы в области машиностроения, легла очень серьезная задача — подготовить опережающими темпами специалистов, способных к выполнению не только линейного функционала, но и решению задач, соответствующих изобретательскому уровню.

В нашей стране подготовкой специалистов в этих отраслях промышленности занимается целая плеяда великолепных технических и технологических университетов, и для того, чтобы перечислить их все, просто не хватит бумаги. Выделю только несколько сильных лидеров: Московский государственный технический университет им. Баумана (национальный исследовательский университет), Московский государственный технологический университет «Станкин», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский томский политехнический университет, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

В Татарстане успешно работают два лидера в этой области — КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ. Несмотря на то, что программы в области машиностроения, реализуемые данными университетами, серьезно отличаются по содержанию и практическому приложению, все же формально речь идет об одной и той же укрупненной группе направлений подготовки и специальностей. В последние годы министерство науки и высшего образования РФ активно развивает в технических и технологических университетах комплекс специальностей, напрямую связанных с машиностроительной отраслью промышленности. Как следствие такого подхода, в вузах значительно прибавилось количество бюджетных мест. В сочетании с потенциальной востребованностью этой сферы промышленного производства, абитуриенты 2022 года могут спокойно выбирать для себя будущее, не беспокоясь об обеспечении рабочим местом после окончания обучения.

В нашей республике признанными лидерами в области нефтедобычи являются КФУ и КНИТУ-КХТИ. На их стороне находится многолетняя успешная история развития казанской химической школы В нашей республике признанными лидерами в области нефтедобычи являются КФУ и КНИТУ-КХТИ. На их стороне находится многолетняя успешная история развития казанской химической школы

Авиастроение, нефтедобыча

Разумеется, я не могу не затронуть такую близкую мне по роду деятельности сферу современного промышленного производства, как авиационная техника. В нашей республике выбрать, где учиться авиационным специальностям, очень просто — в КНИТУ-КАИ. В моем родном университете абитуриенты найдут весь спектр направлений подготовки и специальностей в области самолето-, вертолето-, двигателе- и ракетостроения. Конкуренты КАИ в этом плане значительно удалены от Казани. Самый близкий — это Самарский национальный исследовательский университет им. Королева, Уфимский государственный авиационно-технический университет и Московский авиационной институт. При этом репутация КНИТУ-КАИ достаточно высока для того, чтобы конкурировать на равных с ведущими университетами страны в этой сложной и очень нужной для страны отрасли.

И, завершая наш экскурс в область инженерного образования, необходимо обязательно сказать о таких важных для нашей республики направлениях, как нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химическое производство. Несмотря на исчерпаемость углеводородных запасов, на сегодняшний день в мире просто не существует альтернативных методов получения энергии в таком количестве, которое бы позволило обеспечить не только гражданское потребление, но и промышленное производство. В этом плане специальности, связанные нефтехимией и химическим производством, стабильно популярны и очень востребованы в абитуриентской среде нашей страны. Среди лидеров этого образования можно выделить: Московский государственный университет им. Ломоносова, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, Российский университет дружбы народов, Российский технологический университет — МИРЭА, Томский государственный университет.

В нашей республике признанными лидерами в этой области являются КФУ и КНИТУ-КХТИ. На их стороне находится многолетняя успешная история развития казанской химической школы. Каждый из этих университетов самобытен и уникален. Однако на сегодняшний день они не просто партнеры, но и в некоторой степени конкуренты.

***

В завершение статьи хочется отметить, что, конечно же, материально-техническая база многих столичных университетов значительно опережает возможности их региональных собратьев. Но этот факт ни в коем случае не должен быть доминирующим при выборе университета. Ведь для получения качественного образования крайне важны педагоги и доброжелательная атмосфера, а это, как мы все знаем, не купишь ни за какие деньги.