На момент последнего мониторинга (начало октября 2021 года) в семьях учился 2 061 ребенок, почти 40% из них — в Казани На момент последнего мониторинга (начало октября 2021 года) в семьях учился 2 061 ребенок, почти 40% из них — в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Власти республики озабочены «наступлением» семейного образования: «Наблюдаем рост на 65 процентов!»

Семейное образование (СО), или «дескулинг» (отказ от привычек и установок, заложенных традиционной массовой школой), превращается в головную боль для татарстанских властей: число детей, которых родители забирают из школ в стены домов и квартир, неуклонно растет. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе министерства образования и науки РТ, на момент последнего мониторинга (начало октября 2021 года) в семьях учился 2 061 ребенок, почти 40% из них — в Казани.

В феврале 2020 года на «семейников» (так себя называют родители детей на семейном обучении) обратил внимание президент республики Рустам Минниханов. «881 ребенок (вероятно, речь шла о статистике по Казани — прим. ред.) получает семейное образование. Это не очень хорошо. Я понимаю, что могут быть моменты, когда допускается обучение на дому, но мне кажется, что ребенок, который начнет обучаться на дому, не получит должного уровня образования, и [возникнет] вопрос социализации, каким он станет дальше — приспособленным или неприспособленным?» — высказал тогда озабоченность президент РТ.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы, прописанная в ст. 17 № 293-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законодатель предписывает гражданам России окончить как минимум 9 классов. Но сделать это можно в любом удобном для ученика виде, всего их три: 

1. Семейное обучение и самообразование. Это формат, при котором ребенок осваивает программу независимо от школы, а ответственность за его образование несут родители. Чтобы получить аттестат (как в 9-м, так и в 11-м классе), нужно сдать экзамены вместе с обычными школьниками. Кроме того, ученики-семейники должны участвовать в промежуточных и итоговых аттестациях на базе школы. Решение о переходе на СО до 9-го класса принимают родители, а затем — сам ребенок по согласованию с ними. Совершеннолетние принимают решение самостоятельно. 

2. Дистанционное обучение — форма, при которой ребенок по уважительным причинам временно учится удаленно. Ответственность за его образование лежит на школе. Эту форму используют при обычном школьном, семейном и надомном обучении. 

3. Надомное обучение — форма, при которой ребенок тоже учится дома, но по медицинским показаниям. Эти дети также остаются прикрепленными к общеобразовательной организации и осваивают ее программу. Законодательство разрешает также сочетать разные формы учебы. Например, часть предметов ученик может изучать в школе, а остальные — дома с родителями или репетиторами.

В России расцвет семейного образования начался в 2020–2021 годах, указывают эксперты НИУ ВШЭ в 23-м выпуске информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования». За указанный период 1% опрошенных родителей перевел детей на СО. В то же время, согласно официальной статистике, всего 0,3% (около 45 тыс.) школьников окончили 2019/20 учебный год в формате семейного образования. Но это уже в 1,5 раза больше «семейников», чем Росстат фиксировал в 2018–2019 годах (30 тыс. детей).

В марте этого года на «семейников» обрушилась детский омбудсмен РТ Ирина Волынец. На заседании Госсовета она с тревогой указала на увеличение числа детей, которых родители забирают из школ. «Рост данного показателя — 65 процентов», — сообщила она и пояснила, что одна из причин заключается в транспортных проблемах — родители просто не хотят возить детей в школу и обратно по бесконечным пробкам. Впрочем, согласиться с тем, что причина «лень возить» является ключевой при принятии решения о переводе ребенка на семейное обучение, довольно трудно. Что же движет родителями, которые добровольно берут на себя функции учителя? Как они решают вопросы социализации детей и готовят их к госэкзаменам? С этими вопросами корреспондент «БИЗНЕС Online» в разгар приемной кампании в вузы обратился к родителям-«семейникам».

«Нас (систему образования — прим. ред.) реформируют 30 лет, а становится все хуже и хуже. Думаю, дело не в школе, а в самих реформах» «Нас (систему образования — прим. ред.) реформируют 30 лет, а становится все хуже и хуже. Думаю, дело не в школе, а в самих реформах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Они видят риск потери молодого поколения, как это было на Украине»

Начнем со взгляда на семейное образование со стороны работника из системы образования Казани, который согласился пообщаться с нами анонимно. В отличие от ряда своих коллег, он понимает родителей, которые уводят детей из лона школы, и даже видит в этом некоторые плюсы, хотя и минусов не отрицает.

О «гонениях» на «семейников»

  • На семейном образовании сейчас действительно много детей. По моим данным, только в Советском районе таких 600. И это обсуждается среди моих коллег с ужасом в голосе как проблема, с которой в сфере образования неизвестно что делать.
  • Почему это потенциально опасная история? Дома не проводится воспитательная работа, эта компонента исключена, а сейчас к ней относятся наиболее серьезно из-за того, что происходит в России и мире. Речь идет о компоненте социализации и воспитательной работы, об адаптации к обществу. Если уж совсем конкретно — о выстраивании ориентиров, соответствующих современной политике руководства страны. В семейном образовании видят подрыв системы, связанный с риском потерять молодое поколение, которое вырастет с неправильным восприятием политики государства, как это на Украине случилось. И «эффекта Галявиева» никто не отменял! До сих пор непонятно, откуда он такой взялся. И это порождает тревогу. Все это вызывает у системы образования желание не столько заботиться о детях, сколько свести на нет подобные риски.
  • Вторая причина подозрительного отношения к детям на СО со стороны системы образования связана с вниманием из федерального центра. Педагоги боятся, что возникнут вопросы из Москвы вроде «Почему у вас такой показатель перехода на семейное образование? Вы что, плохо работаете?». Выходит, в первую очередь, у педагогов страх за себя, второй — страх за систему образования, которую «семейники» расшатывают.

О том, почему родители переводят детей на семейное образование

  • Моя знакомая перевела ребенка на семейное образование в старших классах. Ей не нравилось, что школа натаскивает детей в выпускных классах на ЕГЭ и только. Дети не учатся, и после школы им нужна еще одна школа или репетиторы, чтобы продолжить усвоение материала.
  • Вторая проблема — неинтересно учиться. И меняться эта ситуация не будет: у руля современных школ часто встают директора, которые не прошли отбор в какие-то более перспективные направления, которые сначала никуда не поступили и попали в пед, а потом никуда не смогли устроиться и остались в школе. Да, есть педагоги, которые приходят в школу по зову сердца, по призванию, но для большинства это ремесло. Именно поэтому ждать каких-то позитивных изменений в общеобразовательных школах не приходится.
  • Нас (систему образования — прим. ред.) реформируют 30 лет, а становится все хуже и хуже. Думаю, дело не в школе, а в самих реформах. Вот ввели ФГОСы, занятия сейчас формирует сам ученик. Красиво в теории, но на практике ребенок максимум заучивает факты, формулы. Он не понимает, что ему в школе объясняют, а спросить боится. Одна ошибка плодит другие ошибки, и через два занятия материал не понят полностью. В основе страх, который становится самой главной мотивацией ученика. Родители, которые уводят детей на семейное образование, понимают это и хотят этого избежать.
  • В минобразования не видят таких детей. Да, фиксируют их количество, потому что родители должны написать заявление, прикрепиться к школе, но государство начинает заниматься проблемой, когда она назрела. И сейчас, действительно, в Татарстане хотят бороться с семейным образованием, но проблема ведь не в этом, а в том, что родители не доверяют школам. И запретами эту историю не побороть: в законе же нельзя запретить обучаться на дому, причины такого решения могут быть различными.

О частных школах для детей на семейном образовании

  • Я общался с родителями, которые перевели детей на семейное образование и отдали их в частные семейные школы. Это даже не совсем школы, у них нет лицензии на образовательную деятельность. Себя они позиционируют как фирмы, оказывающие консультационные услуги, но на деле обучают нескольких сотен детей. По Казани знаю три такие организации, но по факту их, наверное, больше.
  • Основатели одной такой школы говорят, что придумали проект для своих детей, чтобы дать им качественное образование, а теперь от учеников не могут отмахнуться, родители ведут и ведут детей, потому что такой режим обучения им нравится куда больше, чем то, что предлагает обычная общеобразовательная школа.
  • В таких школах нет физкультуры, музыки, но базовые предметы — русский, математику, физику, химию и другие — они изучают, причем преподают там очень сильные учителя, которые выпали в свое время из общей системы. Сначала они ушли в репетиторство, теперь их возвращают в систему в виде педагогов для семейного обучения. И они действительно качественно учат. Дети в таких семейных школах также образованы и местами, я думаю, даже лучше знают программу, особенно в части точных наук вроде физики, химии.
  • Учатся в таких школах три дня, четыре, где-то пять, но меньше, чем в обычной школе. Из-за отсутствия предметов вроде музыки, рисования, физкультуры высвобождается время. Нет и лабуды, связанной с общественной работой, причем как у учителей, так и у учеников. Такие школы — квинтэссенция образовательного процесса.
  • Это платное обучение. Стоит где-то в районе 15–25 тыс. в месяц. Думаю, большое количество родителей при деньгах будут выбирать такие школы: они понимают, что детям нужны знания, а не оценки. Да, такие дети должны сдавать аттестацию, ОГЭ и ЕГЭ, но не ради высоких баллов или галочки: родители таких детей — люди не самые бедные, они не планируют засовывать детей на «бюджет», для них важны качество знаний их детей, уровень образованности.
  • Семейным детским садам сейчас уже никто не удивляется. Такие частные школы — следующий шаг, но с той лишь разницей, что на детский сад проще получить лицензию. Если бы было проще получить лицензию на общее образование, такие школы давно бы легализовались и предоставили родителям альтернативу. А пока же они не идут на контакт, потому что понимают: когда о них узнают, их просто «задушат».

У Натальи Пахомовой из Болгара четверо детей-школьников, и все на семейном образовании У Натальи Пахомовой из Болгара четверо детей-школьников, и все на семейном образовании Фото предоставлено Натальей Пахомовой

«После всех новостей мне комфортнее оставить детей дома, я не хочу ими рисковать»

У Натальи Пахомовой из Болгара четверо детей-школьников, и все на семейном образовании. Младший сын Семен только пойдет в первый класс, но уже начал учебу, а старший Вячеслав заканчивает в этом году 6-й класс. По образованию Наталья — педагог-психолог дошкольного образования. Ее дети не ходили в государственный сад (женщина открыла семейный детский сад на четверых своих малышей), а когда пришла пора отдать старшего сына в школу, она выбрала семейную форму образования, чтобы не разрываться между довозами старшего сына-первоклассника до школы и обратно и заботой о младших детях. О своем опыте многодетного семейного образования она рассказала «БИЗНЕС Online».

О том, почему перешли на семейное образование

  • Своих детей я сразу планировала обучать на дому, и в школе этому не были рады. Со старшим мы с первого класса на семейном образовании. Пробовали ходить в школу, как «нормальные» дети, во втором и третьем классах, но все закончилось пандемией, дистанционным обучением, и мы вернулись на семейное. К тому же после года обучения в школе стало понятно, что ребенок меньше помнит, интерес к учебе у него упал. Раньше у нас отлично шли математика, английский, но в школе ребенок категорически отказывался выполнять какие-то задания. А тут и пандемия с «дистантом», и мы вернулись на семейное обучение.
  • Первые годы мы прикреплялись к школе, у нас было официальное 1 сентября, как это любят бабушки — с костюмами и гладиолусами. Нам выдавали учебники, было консультационное сопровождение. Однажды от школы нас пришли проверить, что мы действительно учимся. Аттестации по итогам учебного года мы сдавали в этой школе. Но потом мы ушли полностью в самостоятельное плавание (законом это также разрешено прим. ред.), потому что контроль от школы, который они хотят вести над «семейниками», нам не подходил.
  • Почему родители уходят с детьми на семейное обучение? Чтобы учить ребенка в комфортной для него среде: в его темпе, с учетом его восприятия, чтобы ему было легче воспринимать информацию. А когда куратор приходит и сравнивает наше обучение с тем, что в школе происходит, начинается диссонанс. Они нас не понимают, находить общий язык проблематично. Им сложно разрабатывать под нас особую систему контроля, когда в Спасском районе всего 5 или 7 детей на семейном обучении. Но мы их понимаем, не обижаемся, учимся в своем темпе.

«Представляю, какой у меня был бы дискомфорт, если бы мои дети ходили в школу! Мне бы пришлось сложнее с ребенком, который медленнее усваивает информацию, возникла бы проблема с ребенком, который бежит быстрее школьной программы» «Представляю, какой у меня был бы дискомфорт, если бы мои дети ходили в школу! Мне бы пришлось сложнее с ребенком, который медленнее усваивает информацию, возникла бы проблема с ребенком, который бежит быстрее школьной программы» Фото предоставлено Натальей Пахомовой

Об организации обучения

  • Мы открепились от школы. Совсем. Это абсолютно законно, и это наш выбор. На самом деле ученик на семейном обучении и не числится за школой, его прикрепляют к школе на время сдачи промежуточной аттестации: он сдает тесты, выполняет контрольные и открепляется.
  • У нас та же схема, только мы прикрепляемся на время сдачи аттестации к московской онлайн-школе «Пенаты», они аккредитованы у ЦСО «Хочу учиться», у которого есть онлайн-платформа для прохождения аттестации онлайн. В «Пенатах» у нас есть свои ведущие менеджеры, которые формируют пакет документов для аттестации, консультируют, предоставляют доступ к подготовительным материалам, самой аттестации. Два раза в год я прихожу в отдел образования города: в конце учебного года приношу справки, что мы сдали аттестацию и переходим в новый класс, ближе к началу следующего учебного года пишу заявление, что мы снова выбираем семейную форму обучения и онлайн-аттестацию в такой-то школе, и на год мы уходим.
  • Это не так устроено, что в школе проходят, например, дроби, и мы проходим дроби, только дома. Какие-то элементы мы пропускаем. Например, отступание клеточек, написание в тетради «Домашняя работа», «Классная работа», какие-то уравнения мои дети могут просчитать в уме и сразу написать ответ, а в школе система, по которой нужно обязательно прописать решение. Понятно, учителям проще проверять детей, когда они решают столбиками, важна форма, а не знания. Мы на это времени не тратим. Поэтому нам было трудно сдавать аттестации в школе.
  • Представляю, какой у меня был бы дискомфорт, если бы мои дети ходили в школу! Мне бы пришлось сложнее с ребенком, который медленнее усваивает информацию, возникла бы проблема с ребенком, который бежит быстрее школьной программы, — ему было бы скучно ходить в школу, он бы начал баловаться. Мы это проходили.
  • Мы исключили всю оценочную систему, чтобы дети учились не ради оценки, а ради знаний. Так и занятия идут активнее, и дети не нервничают, и я спокойна. Мы уже давно сдали аттестацию, в январе — феврале. Но сейчас продолжаем заниматься для себя, на закрепление материала, заполняем пробелы: у кого-то, например, почерк плохой, он занимается в тетрадях-тренажерах, другой слабовато читает, поэтому мы с ним больше читаем.
  • С семейным обучением есть возможность подстроиться под темп ребенка. Даже у меня в моем маленьком «классе» все дети разные: кто-то тормозит, кому-то нужно быстрее перескочить. В школе как? Заложено количество часов на тему — и все: понял ты или нет — сидишь и изучаешь столько, сколько положено. А мы можем перескочить: понял ребенок, отработал тему — все, идем дальше. Нам не надо ждать, когда учитель объяснит тему отстающим.
  • С ОГЭ и ЕГЭ история точно такая же: онлайн-школа, на платформе которой мы проходим аттестацию, имеет все сертификаты и разрешения о том, что они имеют право обучать и проводить аттестацию, в том числе по госэкзаменам. Сдавая аттестацию, мы получаем те же документы, что и ученик обычной школы.
  • В финансовом плане получается примерно так же, как если бы мы ходили в обычную школу. Онлайн-аттестация платная, полное сопровождение — около 14 тыс. рублей за один класс на одного ученика. Отправить ребенка в школу выйдет столько же на момент 1 сентября, если не дороже. А потом начнется: потребуется докупить тетради, новые кеды или форму, потому что прежнюю ребенок порвал. Когда мы учились два года очно, расходы были постоянными.

О распорядке дня

  • На семейном обучении нам стало значительно проще выделять время на кружки. Каждый мой ребенок посещает по два кружка: старшие сыновья ходят на профессиональное плавание, компьютерные курсы. У дочки — художественная школа, у младшего сына — музыкальная по классу фортепиано. Плюс — младшие ходят в дом детского творчества на общеразвивающую программу. У каждого ребенка кружки по 2–3 раза в неделю, у всех в разное время.
  • Когда мы ходили в школу, то с учетом кружков мы с трудом успевали выполнять домашнюю работу. Это была катастрофа! С утра развез детей в школу и садик, до обеда успел прибраться, приготовить поесть, а потом начинаешь работать личным водителем, забирать детей из школы и садика и развозить по кружкам. Вечером все ужинали, садились за уроки в 8–9 вечера и до ночи! Все уставшие, никто ничего не успевал.
  • В школе дети тему не усваивали, приходилось вечером погружаться в нее заново, утром — встать в 5–6 часов, чтобы переписать все в чистовик, потому что ночью глаза слипались. И так по кругу. Мне проще выделить в день 2–3 часа и плотно позаниматься с детьми не ради отчета перед кем-то, а чтобы ребенок прошел и закрепил материал. Судя по практике, 2–3 часов в день нам достаточно, чтобы за учебный год пройти школьную программу.
  • Я никого не заставляю, не гоняю. Если у нас есть планы или если на улице отличная погода, мы не подходим к урокам, а идем гулять. У детей выработалась привычка — до обеда они учатся, поэтому, даже если я, например, приболела, они приходят сами ко мне с таймером и книгами, чтобы мы позанимались.
  • Учебную программу класса мы проходим раньше обычных школьников, заканчиваем в январе–феврале. Вспомните репетиторов: индивидуальное обучение имеет более сжатые сроки, потому что у ребенка идет постоянный контакт с учителем. У нас так же. В классе система построена так: вспоминаем материал прошлого урока, потом учим новое, закрепляем. Мы же дома учимся «сессиями», берем, допустим, в начале года окружающий мир, изучаем по нему всю годовую программу, фиксируем результат, берем следующие предметы. Так и получается, что ты в сентябре сдал, например, окружающий мир, в октябре — литературу, в декабре — математику и т. д.
  • Есть вероятность, что тот же окружающий мир, который ребенок сдал в сентябре, он к маю забудет. Но в школе точно так же: за лето весь пройденный курс забывается, и к 1 сентября ему снова надо вспоминать программу предыдущего года. Кроме того, у нас есть проверочные тетради, тренажеры, так они повторяют уже сданные в том числе предметы.

«На СО нам стало значительно проще выделять время на кружки. Каждый мой ребенок посещает по два кружка» «На СО нам стало значительно проще выделять время на кружки. Каждый мой ребенок посещает по два кружка» Фото предоставлено Натальей Пахомовой

О ЕГЭ и желании детей вернуться в обычную школу

  • Если у детей возникнет желание ходить в школу, например, к старшим классам, когда желание более осознанное, я, конечно, соглашусь. Я к этому уже буду иметь минимальное отношение, мне не потребуется сидеть и делать с ребенком его домашнюю работу. Но на данный момент мы все склоняемся к тому, что прогресс двигается в сторону дистанционного и заочного обучения. Надеюсь, все это будет развиваться, что появится больше онлайн-платформ, больше интересных видеоуроков, пока все идет в этом направлении.
  • Перспектива ЕГЭ для нас пока далекая, но я готова: мне не 60 лет, я тоже проходила ЕГЭ, попала на первый год. Но приходили трудные времена, я была вынуждена бросить школу и устроиться на работу. Чтобы закончить образование и получить аттестат, я пошла в вечернюю школу, к ЕГЭ я фактически готовилась сама за полгода по тем предметам, которые мне были нужны. И сдала очень неплохо! Так что здесь я собаку съела. Но если я что-то не смогу детям дать, то мы воспользуемся услугами тех же репетиторов, почему бы и нет?
  • Я сама с детьми учусь. Вот старший сын сейчас проходил географию. С тех пор, когда я училась, прошло много лет, многое для меня сейчас выглядит как новая информация. И я вместе с ним изучаю это, мы открываем видеоуроки, читаем учебники.

О «гонениях» на «семейников»

  • Да, на «семейников» есть некоторые гонения. Был случай в Альметьевском районе, когда мальчик на семейном обучении убил свою маму. На этом сделали очень большой акцент. Но это не значит, что все «семейники» с какой-то неуравновешенной психикой или еще что-то.
  • Я думаю, они переживают, что под прикрытием семейного обучения родители просто избегают ответственности, не занимаются с детьми, не учат их и дети остаются бесконтрольными. Ребенка же в школу надо собрать, учителя и школьные психологи не по разу в день спросят, почему ребенок, например, не выучил уроки или неопрятен, все ли дома хорошо. Да, бывают семьи, которые по этим причинам уходят на семейное обучение, но что тут могу сказать? Паршивая овца все стадо портит. Но таких выявляют аттестации, ребенок их просто не проходит. Второй момент: для школы ученики — это тоже деньги. В зависимости от числа прикрепленных к школе ребят идет финансирование.
  • Я не считаю, что семейное обучение — панацея, оно подходит не всем. И мне бы хотелось, чтобы мамы, которые уходят на него, делали это более ответственно: изучали, как организовать обстановку дома, на что обратить внимание при переходе на домашнее обучение, с какими детьми можно перейти на семейное обучение, а кому оно не подходит и т. д. Я сама много консультирую мам, пишу книгу на эту тему, в июне планирую презентовать ее.
  • Когда меня спрашивают, не хотела бы я вернуть детей в школу, я категорично отвечаю: нет! После того как я читала новости, что в школе кто-то кого-то взрывает, кто-то стреляет, что из-за пандемии детей срочно увели на «дистант», мне комфортнее оставить детей дома, у меня есть возможность заниматься с ними самой. Рисковать детьми я не буду.

«Около 70% информации, которую детям дают в школе, им не пригождается даже для общего развития, а те предметы, которые бы имели практическую пользу, в школе не изучаются» «Около 70% информации, которую детям дают в школе, им не пригождается даже для общего развития, а те предметы, которые бы имели практическую пользу, в школе не изучаются» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Дома мы плюнули на учебники и смотрели фильмы Би-би-си»

У Марии Мухаметшиной из Казани двое детей. Опыт семейного образования она получила с дочерью, которая в прошлом году окончила 9-й класс и теперь учится в художественном училище. Она оценивает этот опыт как успешный, поэтому младший ребенок в первый класс пошел дома. В отличие от Натальи, Мария увела детей из традиционной школы из-за низкого качества образования. Мария закончила обучение на математическом факультете и много лет работает в научной сфере (сейчас — удаленно) и сама оценивает уровень знаний, которые вкладывают в детские головы.

О причинах перехода на семейное образование

  • Дочь всегда была активной, но после начальной школы она замкнулась, перестала улыбаться, почти не выходила из своей комнаты, говорила, что ненавидит одноклассников и учителей. Качество знаний тоже оставляло желать лучшего, много чего она не знала и не хотела узнать. Больше так продолжаться не могло. 2015 год, информации почти нигде не было, я изучила законы и пришла к выводу, что можно уйти на семейное обучение, и весь пятый класс мы проучились дома.
  • Я была всем довольна, но в какой-то момент меня накрыл страх того, что моя дочь весь год сидит дома, никуда не ходит, и на 6-й класс мы решили вернуться в школу. Мы как раз тогда переехали, сменили школу. С 7-го класса дочь начала проситься обратно на домашнее обучение, но перешли мы только к 9-му классу, а после его окончания вовсе ушли из школы. Это мой первый опыт, с младшим я даже не думала, мы сразу ушли на семейное обучение, и не собираемся в школу ни под каким предлогом. Единственный вариант, который мы готовы рассматривать, — альтернативная частная школа с интересными подходами к обучению. Но пока такой мы не нашли.
  • В школе ребенок должен знать столько, сколько положено. Ни меньше программы, и, что интересно, ни больше. Для меня же важно, чтобы индивидуальные особенности ребенка, его интересы учитывались.
  • Около 70% информации, которую детям дают в школе, им не пригождается даже для общего развития, а те предметы, которые бы имели практическую пользу, в школе не изучаются. Например, финансовая грамотность, основы мировой экономики, элементарные вещи вроде знания о налогах и прочее: сейчас у людей тотальная финансовая безграмотность! Я маркетолог, работаю 15 лет в связке с научным сообществом, мы проводим много маркетинговых исследований, продвигаем и развиваем научные проекты, поэтому я понимаю, какие интересные исследования, открытия совершаются сейчас в науке. Дают ли это детям? Нет, даже близко: дают то же самое, что мы учили в 1980-х и 1990-х.
  • Вопрос и к качеству подачи информации в учебниках: она дана разрознено, где-то нелогично. Помню, прочла тему Древнего Рима. Это же интереснейшая цивилизация, а информация была подана так сухо, кратко, только факты. В итоге дома мы плюнули на эти учебники и смотрели фильмы Би-би-си, изучили все намного интереснее.
  • В нынешней системе образования понятия «счастливости» и «успешности» человека нет. Зато есть оценки как высшее достижение. Родители, которые переводят детей на семейное обучение, хотят учесть интересы своих детей, чтобы они не просто зубрили то, что дают, но и имели больше свободного времени для обучения действительно полезным навыкам.

Об организации обучения

  • По закону дети, которые учатся на семейном обучении, не обязаны проходить аттестацию каждый год, для них главное — сдать ОГЭ и ЕГЭ. Но я решила, что мы будем проходить ежегодные аттестации, чтобы вопросов у государства к нам не возникло. Мы их проходим онлайн, на время аттестации прикрепляемся к школе, московской или петербургской, сдаем тесты онлайн, тебе присылают документ от этой школы с оценками. Этот документ принимается везде.
  • Аттестации проходят онлайн, 10 или 20 вопросов в тестовой форме, количество зависит от платформы. Оценка выставляется мгновенно, очень удобно.
  • Есть способ оставаться прикрепленным к школе, но тогда проблем будет побольше. Придется договариваться с каждым преподавателем отдельно, чтобы сдать аттестации. Это тяжелее, но зато бесплатно. Если аттестация сдается на онлайн-платформе, то платно, стоит в районе 15–18 тыс. рублей за учебный год. В «началке» подешевле, в старших и выпускных классах подороже — до 20 тысяч. 

Об распорядке дня

  • Со старшей мы занимались каждый день, но в старших классах она это делала более самостоятельно. С первоклассником моим мы львиную долю аттестаций сдали до Нового года, оставили в работе всего три предмета, в апреле сдали и их.
  • Как строится день: я не бужу сына, он встает сам. В распорядке дня тоже подстраиваюсь под него: он не любит заниматься с утра, ему нужно «раскачаться», ближе к часу мы садимся заниматься. Можно учиться блоками: две недели посвятить только русскому, следующие две недели — только математике. Потом можно сесть и за месяц пройти окружающий мир. Но мы как делаем: математику и русский язык мы не проходим блоками, поскольку их надо постоянно тренировать. Каждый день у нас чтение по 15 минут, ребенок сам ищет книги, которые ему интересно будет прочитать, именно как чтение. Потом русский язык, математика. Ими, кстати, занимаемся даже меньше, чем обычный урок, минут 30 хватает. Если вы занимались с репетиторами, то вы понимаете, что учитель с вас все спросит, каждую минутку напрягаете мозг. Здесь то же самое.
  • Занимаемся максимум два часа. На три часа эта история растягивается, если сын начинает упрямиться. Это пока первый класс, дальше, думаю, будет побольше. Кстати, мы занимаемся не каждый день, а 3–4 раза в неделю. По русскому языку мы еще ходим к репетитору. Я сама математик, мне сложно дать какие-то моменты, связанные с написанием сочинений, изложений.

Об экзаменах

  • С ОГЭ у дочери было больше технических проблем. Мы хотели сдать ОГЭ возле дома, прикрепиться к своей школе. Но, когда я с этим вопросом пришла в школу, мне доказывали, что для сдачи ОГЭ годовая аттестация тоже должна быть сдана у них (по закону этого не требуется). Чтобы разобраться в ситуации, мне пришлось сходить на консультацию к руководителю городского отдела образования, где я получила подтверждение, что я права. Прикрепились к нашей школе, получили допуск на ОГЭ. Но случился ковид, так что в итоге мы не сдавали ОГЭ, нам просто выдали аттестат.
  • Как мы готовились: до Нового года нам пришлось пройти все предметы и сдать аттестацию, поскольку справку с итоговыми оценками за год в школу нужно было предоставить в феврале. Мы не сразу об этом узнали, пришлось быстро все проходить. А после Нового года мы начали готовиться конкретно по тем предметам, что сдавали на ОГЭ. По математике и информатике помогла я, так как заканчивала ВМК, моих знаний для подготовки дочери к ОГЭ вполне хватило. По русскому языку у нас весь год был репетитор. Что касается английского, то дочь с третьего класса также занимается с репетитором.

Об уходе из школы

  • После 9-го класса мы ушли из школы, и это стало шоком даже для меня. Я до последнего считала, что надо заканчивать школу и идти в вуз. Но потом мы сели с дочкой и подумали: с образованием сейчас беда, на «бюджет» почти не поступить, бесплатные места остались на непопулярных факультетах, а наличие «вышки» не гарантирует трудоустройства. И мы решили сделать ставку на интерес. Старшая дочь всегда хотела рисовать, даже пробовала ходить в художественную школу, но бросила — расписание совпадало со второй сменой в общеобразовательной школе. Когда в 9-м классе мы перешли на семейное обучение, дочь смогла ходить в художественное училище на подготовительные курсы, после 9-го класса поступила туда учиться на живописца. Ей очень нравится!

О «гонениях» на «семейников»

  • Татарстан славится своим негативным отношением к «семейникам», но это тенденция всей страны, не конкретно нашего региона. Но, может, дело в том, что в нашем регионе больше семей, которые перевели детей на семейное обучение по национальным мотивам. В других регионах такой практики мало.

У Лейсан Газизовой (на фото) трое детей, двое из которых на семейном образовании с первого класса У Лейсан Газизовой (на фото) трое детей, двое из которых на семейном образовании с первого класса Фото предоставлено Лейсан Газизовой

«У детей на СО нет волнения по поводу сдачи ОГЭ или ЕГЭ»

У Лейсан Газизовой трое детей, двое из которых на семейном образовании с первого класса. Средний сын в этом году перешел в 9-й класс, а младшая дочка за год прошла программы первого и второго классов и перешла в третий. Старший сын — олимпиадник — гордость школы, а теперь студент КНИТУ-КХТИ, прошел весь опыт гособразования. Именно тогда его родители и поняли, что нынешняя система образования — «медленная», не спешит перестраиваться под реалии времени, а некоторым детям просто необходим индивидуальный подход, поскольку они проходят программу быстрее прочих. Свой опыт Газизовы вложили в частную семейную школу «ТриНити».

Об организации обучения и распорядке дня

  • Мы с мужем организовали семейную школу «ТриНити». В ней дети могут проходить предметы так, как хотят. Например, средний сын ходит в нашу школу только на определенные предметы — музыку, рисование, английский, по остальным занимается дома самостоятельно. А дочь с нами в какие-то дни ходит, а в другие предпочитает остаться дома.
  • Жесткого распорядка дня у нас нет, исходим из интересов ребенка. Младшая больше любит заниматься в первой половине дня, в конкретные часы. Средний — как ему самому комфортно. Иногда может весь день сидеть за книгами, а другой день может только историю почитать. Есть, правда, математика, русский язык, основополагающие предметы, их изучаем более глубоко и даже выезжаем на семейные сборы, где учителя проводят, например, полный курс математики. На самом деле, вариантов много, и мы используем разные формы обучения — курсы, онлайн-репетиторы, обучение в семейных клубах и индивидуальное.
  • Смотрим, например, что какая-то организация, которая занимается «семейниками», организуют обучающую поездку типа лагеря, в котором дети учатся определенному предмету. Если нравится их программа, отправляем ребенка туда. Если ребенок где-то недопонял материал — смотрим, какие есть репетиторы, обучающие курсы, выбираем лучший. Такое переключение дает ребенку еще один навык стрессоустойчивости, сейчас особенно важно уметь быстро адаптироваться и переключаться.
  • Почему-то считается, что семейное обучение — это какой-то лайт-формат обучения, что дети учатся в игре. Это не так. В частной школе или просто школе ответственность делится между родителями и педагогами. Но на семейном обучении родитель остается с ребенком один на один. В школе ребенка надо заставлять что-то делать, задания выполняются из-под палки родителя или из-за строгости педагога. Дома работает честная беседа между родителем и ребенком, когда родитель регулярно объясняет, почему надо учиться и что это дает. В итоге ребенок понимает свою ответственность за обучение.
  • В нашей семейной школе распорядка нет. Я, например, в школе веду историю. Она у нас с первого класса, это настолько интересный предмет, что урок может длиться до трех часов, а первоклашки и второклашки могут 2–3 часа сидеть и слушать историю. Урок идет столько, сколько детям интересно. Единственное, что четко соблюдается, — это время приема пищи.

О причинах перехода на семейное образование

  • Наше образование — качественное, но медленное. Оно не успевает в ногу с техническим прогрессом, и пандемия это показала. Его бы немного поторопить. Для детей нужен индивидуальный подход: есть дети, которые идут по программе быстрее остальных в классе, быстро проходят тему, и им скучно ждать остальных учеников, которых в классе может быть по 30–40 человек. В школе такой ребенок вынужден ждать, он не может изучать информацию самостоятельно, и его пыл, интерес к обучению остывает из-за ожидания остальных. Мы столкнулись с этим на примере старшего сына. На семейном обучении ребенок может «проглотить» тему, усвоить ее и тут же идти дальше. Например, интересен ребенку окружающий мир. Отлично: он пройдет программу года за три месяца, сдаст аттестацию и будет углублять свои знания по этому предмету вне программы. Останется больше времени для более сложного предмета.
  • Многие мамы жалуются на количество детей в классах и видят это одной из причин перевода детей на семейное обучение. На самом деле, много учеников в классах — это неплохо, это возможность для ребенка общаться с разными ребятами: и со 100-процентными интровертами, и с абсолютными лидерами. Во взрослой жизни ему пригодится умение выстраивать коммуникацию с любыми людьми. В нашем случае семейное обучение было выбрано именно с позиции индивидуального подхода к скорости усвоения ребенком материала.
  • Часто дети на семейном обучении проходят программу быстрее ровесников в общеобразовательной школе, даже сдают аттестации экстерном. Наша дочь, например, за год прошла программу двух классов. Но в «началке» это возможно, в старших классах добавляются новые предметы, они становятся сложнее, и такого уже нет.

Об экзаменах

  • Специально к ОГЭ мы никак не готовимся, также спокойно продолжим изучать темы уже за 9-й класс, этого хватает. Что такое ОГЭ? Срез знаний за предыдущие годы обучения. Сын же прекрасно помнит темы за предыдущие классы.
  • У детей на СО нет волнения по поводу сдачи ОГЭ или ЕГЭ. На мой взгляд, страх этого экзамена идет по двум причинам. Первая — когда социум обостряет ситуацию. Это могут быть родители, которые не погружены в процесс обучения ребенка и переживают; могут быть педагоги в школах, которые волнуются за итоговые показатели и создают беспокойную атмосферу. Причем во многом из-за страха дети проваливаются с треском на экзаменах, не набирают баллов. Вторая причина — незнание, когда ребенок не знает тему, не понимает, а тут еще социум давит.

О «гонениях» на «семейников»

  • Соглашусь с властями республики: рост числа детей на семейной форме обучения вызывает беспокойство. Одна из причин — на семейную форму детей зачастую переводят неблагополучные родители. Дети никуда не прикреплены, нигде не учатся, побираются и ходят по злачным местам. И такие семьи в Казани есть! Поэтому такие беспокойства о бесконтрольных детях оправданы.
  • В Татарстане нужна структура, объединяющая семьи на семейном обучении, которая бы облегчила труд правительства и занималась бы только «семейниками». Мы с мужем сейчас создаем такую структуру, региональную ассоциацию семейного образования РТ, документы уже прошли проверку минюста РТ. Создаваемая нами ассоциация должна объединить детей на семейной форме обучения, планируется консультационная помощь, проведение обучающих мероприятий, прозрачная отчетность по детям. Для чиновников тоже важно знать, что мы не учимся разрозненно по разным семейным клубам, а что мы всегда на связи, открыты, проводим те же воспитательные работы с нашими детьми, что и школа, развиваем эмпатию, патриотизм.