КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ МЕТР ДОРОГ НУЖДАЕТСЯ В РЕМОНТЕ

Вообще-то, как рассказал на объезде председатель комитета внешнего благоустройства города Игорь Куляжев, самую неотложную помощь дорогам начали оказывать сразу после новогодних праздников – заделывались мелкие трещины во избежание их дальнейшего разрастания. Процесс разрушения дороги весной, при перепадах температур, идет особенно интенсивно. Попадая в трещины, вода замерзает и буквально взрывает асфальт. Чем чаще происходит переход через ноль градусов, тем больше разрушения… Общая площадь работ, которые уже провели на Ленинской дамбе, мосту Миллениум, пр. Ямашева, Тецевской, Саид-Галеева, правом и левом Булаке, Татарстане, - 1,1 тыс. кв. метров. Но работам помешали морозы.

По словам Куляжева, пока в этом году предполагается восстановить 50 - 60 тыс. кв. м дорожного полотна. На эти цели из бюджета отпущено 50 млн. рублей. Впрочем, объемы работ могут вырасти. Напомним, что в прошлом году столичные власти планировали потратить на ямочный ремонт 49 млн. рублей, но по решению мэра цифра возросла вдвое, и восстановить удалось 142 тыс. кв. м полотна.

Всего же в Казани из почти 20 млн. кв. м дорог в ремонте нуждается каждый пятый метр. Такое ужасающее состояние дорог не удивительно - на многие улицы нога ремонтника не ступала по 30 лет…

КАК ЗАПОЛНЯЛСЯ КОХЕР

Первый пункт назначения – асфальтобетонный завод «ВСК-2000» в Отарах. На промплощадке – два завода, третий находится чуть дальше. В работу вчера запустили один – мощностью 57 т асфальта в час. А совсем скоро, после 20 марта, по заказу ВСК в Казань прибудет еще одна установка южнокорейского производства мощностью 124 т в час – она и качественнее, и надежнее наших.

- Асфальт делается на битумной основе уфимского производства из гранитного щебня с применением минеральных добавок, - пояснил главный инженер предприятия Фердинанд Вахитов. – Из бункеров смесь материалов по транспортеру поступает в барабан установки, где прогревается, из нее выпаривается лишняя влага. Затем все это попадает в миксер, где смешивается с горячим битумом, и получается литой асфальт. Температура смеси – 220 градусов. Обслуживают завод обычно три человека: диспетчер и два рабочих, следящие за тем, чтобы сырье без проблем поступало в установку.

Преимущества литого асфальтобетона – возможность его применения при отрицательных температурах до минус 10 градусов. Но он, увы, плавится при температуре +57 градусов - и в этом его минус. Каждому знакома картина, когда в жаркий летний день под трением колес машин этот асфальт просто продавливается. Поэтому с наступлением тепла дорожники переходят на обычный пористый асфальт. Однако если не заливать ямы, будет еще хуже – дороги весной разрушаются практически мгновенно, особенно если по ним ездят тяжелые грузовики.

4-remont-dorog.jpg
Перед тем как залить асфальт, рабочие зачищают дорожное полотно, обрезают неровные края ямы, тщательно высушивают газовыми горелками и только потом заливают новым асфальтом

Минут 20 наблюдаем, как работает завод: трактор ковшом сбрасывает в бункеры щебенку и песок, из трубы валит пар, посверкивает огнем торец вращающегося барабана, где с грохотом просушиваются сыпучие фракции будущего асфальта… Наконец, подъезжает кохер – термос, установленный на "КАМАЗ", объемом от 7 до 10 куб. метров. Этот кохер позволяет довезти асфальт до места работ и держать его горячим в течение нескольких часов. Интересуюсь у водителей: "Сколько времени надо, чтобы опорожнить такой термос?", Оказалось – долго. «Я как-то 9 часов ждал, пока работяги трещины заделают», - сказал один из них. Для подогрева машина оборудована баллоном с пропаном.

Как выяснилось, заполнение одного термоса занимает просто кучу времени – и мы, замерзнув, отправляемся в автобус. На дворе – глубокий вечер, коллеги начинают клевать носом, многие просто засыпают. Ждать приходится больше получаса – и вот, наконец, мы отправляемся к месту ремонта.

ПЛОМБА НА УЛИЦЕ ЧИСТОПОЛЬСКОЙ

Дорога от промзоны до ул. Чистопольской показалась неимоверно долгой – к главному месту событий автобус подъехал к полдвенадцатого ночи.

Процесс ремонта дороги чем-то смахивает на пломбирование зуба. Для начала имеющуюся в дорожном полотне дыру подравнивают, потом высушивают и только потом ставят пломбу. Прямо как при кариесе.

- Дорожное полотно уже повреждено, и асфальт вокруг трещин разрушается, - поясняет Куляжев. – Поэтому под заливку вырубается яма прямоугольной формы.

Как это делается? Трактор со спецнасадкой, точно адская бормашина, выбирает в асфальте прямоугольную дыру – вокруг летят искры, пыль, асфальтовая крошка. Затем края обрезаются фрезой – после чего вычищается щебенка, а затем яма продувается сжатым воздухом. Непосредственно перед заливкой асфальта рабочие прогревают готовую яму газовой горелкой – и подходит кохер. Дымящаяся смесь асфальтобетона лениво проливается в эту яму, черную блестящую массу споро разравнивают – и процесс повторяется у следующей дыры. Асфальт застывает примерно через час-полтора.

Ремонтные работы ведутся ночью – иначе они просто парализуют движение. Исключение, впрочем, вырубка ям в жилых микрорайонах: шум способен разбудить кого угодно. По технологии асфальт должен быть залит на подготовленный участок в течение суток. Если раскуроченные ямы стоят несколько дней, городские власти призывают жаловаться: подрядчикам за это дадут по шапке.

В первую очередь ямочный ремонт проводится на путях движения общественного транспорта. В ближайшее время дорожники поубавят количество ям на улицах Чистопольская, Фучика, Островского, Пушкина, Салимжанова, Астрономическая, Б.Красная, Ярмарочная площадь, Р.Зорге, Файзи, Гвардейская, Журналистов, Космонавтов, Четаева, Лаврентьева, Айдинова, Горьковское шоссе и других.

Заделываются вначале самые крупные и опасные ямы – причем эти работы не касаются тех улиц, где в скором времени планируется капитальный ремонт.

К ДЕЛУ ПОДОШЬЮТ ФОТО

Впрочем, как дорожники ни стараются, жалоб на разбитые улицы из год в год меньше не становится. Да и качество уже проведенного ремонта часто оставляет желать лучшего. В ответ городские власти обещают усилить контроль.

- Мы в этом году публиковали перечень улиц, где убирается снег, эта практика будет распространена и на ямочный ремонт, - рассказал Куляжев. - На портале kzn.ru будет доступен список дорог, где в данный момент идут работы. Кроме того, подрядчики будут фотографировать ямы до проведения ямочного ремонта и после. Фотографии мы также опубликуем на портале мэрии. Еще одно новшество - мы планируем наладить более тесную связь с казанцами. Каждый житель сможет подать заявку о самых крупных и опасных ямах, чтобы их можно было заделать в первую очередь.

В комитете благоустройства уже открыта горячая линия. Рассказать о том, как достала яма на любимом повороте, а также пожаловаться на недобросовестно сделанный ремонт можно, позвонив по телефону 292-80-76.

Справка

В 2011 г. в рамках различных программ в Казани было обновлено 1,5 млн. кв. м асфальта. На долю ямочного ремонта из этого объема приходится 142 тыс. кв. м – менее 10%. В ходе строительства и реконструкции дорог было уложено 583 тыс. кв. м нового покрытия. 187 тыс. кв. м дорог были капитально отремонтированы. 600 тыс. кв. м асфальта было заменено в рамках программы капремонта дворов, которым было охвачено 424 двора и 24 внутриквартальных проезда.

В работах по ямочному ремонту задействованы четыре генподрядчика, 12 подрядных организаций и 88 единиц техники. Заказчиком работ являются администрации районов. Всего создается 20 рабочих бригад.