Из статуса малопонятной забавы для молодёжи киберспорт в Татарстане превратился в затею, к которой нужно относиться серьёзно и основательно Из малопонятной забавы для молодежи киберспорт в Татарстане превратился в затею, к которой нужно относиться серьезно и основательно Фото: PETTER ARVIDSON, imago sportfotodienst, globallookpress.com

Стать миллионером, не вставая из-за стола

За последнее время из малопонятной забавы для молодежи киберспорт в Татарстане превратился в конвейер мероприятий. В сентябре этого года в IT-парке пройдет Кубок президента РТ по киберспорту с участниками из стран СНГ. В 2019 году в столице Татарстана провели гранд-финал Кубка России по киберспорту — турнир проходил под патронажем вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой. Казань должна была принять и ряд грандиозных международных турниров — чемпионат мира, а также этапы по основным играм, таким как Dota 2 и Counter-Strike. Провели встречи, подписали соглашения, уже готовили площадки. Однако в последний момент все сорвалось из-за санкций ВАДА (да, киберспорт также находится под контролем антидопинговой организации), а затем и изоляции российского спорта.

Наконец, на прошлой неделе столица РТ выиграла право на «Игры будущего» — новый турнир от вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко. Хотя программа соревнований окончательно не сформирована, точно известна ее основа — киберспорт. В современных реалиях, когда город теряет один крупный турнир за другим, «Игры будущего» вообще могут стать главным событием в спортивной жизни Казани на ближайшие пять лет.

«Это «Игры будущего», и мы говорим о будущем»: Казань выиграла новый кибертурнир Чернышенко

В то же время нельзя сказать, что все эти мероприятия наполнены в Татарстане содержанием. В республике есть своя федерация киберспорта, проходит чемпионат РТ по киберспорту, есть даже планы на подготовку тренеров. Кроме того, у Казани сразу несколько топ-киберспортсменов, которые зарабатывают на этом миллионы. Но все они появились стихийно, без системы. Надо ли ставить подготовку геймеров на такой же поток, как и олимпийских спортсменов? Стоит ли создавать свои клубы, вкладывать туда миллионы? Нужно ли открывать киберспортивные школы? Должен ли вообще киберспорт идти в массы или же это опасное занятие, которое чревато для детей ожирением, плохим зрением и проблемами с социализацией?

Dota 2. Онлайн-стратегия, которая стартовала как карта-дополнение к игре в жанре фэнтези Warcraft III. Позже она стала независимой, привлекла внимание миллионов геймеров по всему миру и даже оформила собственный жанр. Называется он MOBA — многопользовательская онлайн – боевая арена. Это стратегия, совмещенная с элементами ролевой игры, где пользователи управляют героем, зарабатывают для него баллы в игровом процессе и с их помощью прокачивают персонажа. Dota 2 вышла в 2013 году. Суть — в битвах 5 на 5 разрушить башню соперника.

Counter Strike: Global Offensive. Онлайн-шутер, который в свое время отпочковался от игр серии Half Life. Матчи 5 на 5 проходят на большом количестве различных карт, игроки одной команды становятся террористами, второй — подразделением специального назначения. Для победы нужно уничтожить вражескую команду. Игра идет до 16 побед, потом участники меняются сторонами.

Valorant. Онлайн-шутер, чем-то похожий на смесь Dota и CS. От первой в игре присутствуют персонажи с различными способностями и уникальными умениями, от второй — соревновательный режим с динамичными перестрелками. Здесь есть несколько режимов, но основной не отличается от CS, нужно также заложить и взорвать бомбу.

Clash Royal. Игра для мобильных телефонов, стратегия в реальном времени с элементами коллекционной карточной игры. В ней нужно уничтожать вражеские башни с помощью уникальных карт, а также оборонять свои башни от врага. У каждого игрока по три башни: две башни принцесс и одна башня короля. Уничтожение одной из башен принцесс приносит одну корону. Уничтожение башни короля соперника приводит к победе.

Brawl Stars. Если сильно упрощать, то это — Dota, но для мобильных устройств.

Прежде чем отвечать на все эти вопросы, начнем с небольшого ликбеза. Стоит разъяснить, кто такой киберспортсмен. Таковым может называть себя не каждый, кто просто много играет на компьютере или приставке. Играть нужно только в определенные игры, признанные сообществом, по которым проводятся турниры высокого уровня. Самые популярные и народные дисциплины — это шутер Counter-Strike и стратегия Dota 2, однако только ими киберспортивный мир не ограничивается. Другой важный момент: играть нужно не просто для души — на этом надо зарабатывать. Деньги — главная разделительная линия между любителями и профессионалами. А заработать в киберспорте можно много: призовой фонд на The International — самом почетном турнире по Dota 2 — в прошлом году равнялся $40 миллионам.

В Казани появился новый сверхуспешный киберспортсмен – он учится на юриста и выходит на матчи с пандой

Несмотря на миллионы, восприятие киберспортсменов в обществе не меняется. Какая главная ассоциация возникает при упоминании киберспорта? Молодой человек с лишним весом и проблемной кожей. Это, конечно, обижает и расстраивает топ-спортсменов. «Я думаю, такой миф создается из-за любителей, которые сидят дома 24 на 7, играют и пьют газировку. Но это не киберспорт», — рассказал нашему изданию Аяз Ахметшин, один из лучших игроков мира по Valorant — аналоге Counter-Strike.

В эти выходные в ИТ-парке проходит Кубок мэра Казани по киберспорту с участниками из стран СНГ (на фото турнир 2017 года) В эти выходные в IT-парке проходит Кубок мэра Казани по киберспорту с участниками из стран СНГ (на фото турнир 2017 года) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Киберспортсмены не бездумно сидят за компьютером по 20 часов в сутки. У них есть тренер, психолог, они делают паузы для физических упражнений. Тот, кто много играет, не киберспортсмен, а 99,9 процента компьютерных игр не входит в категорию киберспорта. Спорт — это ведь что? Что-то соревновательное, где все в равных условиях. Многие родители не понимают этого», — поделился с нами глава федерации киберспорта РТ Артур Рахимзянов.

The International (Dota 2). Ежегодный турнир, который проводится компанией Valve, разработчиком Dota. Это аналог чемпионата мира в других видах спорта и наивысшее достижение для киберспортсменов. Призовой фонд первого турнира в 2011 году составил $1,6 млн, а последнего — $40 миллионов.

Major (CS: GO). Также проводится компанией Valve. Первый турнир серии (DreamHack Winter 2013) прошел в Йёнчёпинге, и его призовой фонд составлял $250 тысяч. В последующем он вырос до $1 миллиона.

Valorant Champions (Valorant). Riot Games организует турниры с 2020 года, когда появилась игра. Базовый призовой фонд — $1 млн, но пополняется благодаря продаже специальных внутриигровых предметов. В призовой фонд идет 50% от выручки. В прошлом году фанаты игры «докинули» еще $7,5 млн в общий фонд.

Brawl Stars World Finals (Brawl Stars). Это финальное мероприятие и чемпионат мира соревновательного сезона, организованное разработчиками Supercell. Квалифицируются лучшие команды, прошедшие глобальную квалификацию за год. Сумма призовых — $1 миллион.

Любители киберспорта проводят аналогии с шахматами, задавая вопрос: разве там не присутствуют точно такие же проблемы с сидением за столом по много часов? Противники киберспорта парируют тем, что шахматы развивают логику и стратегическое мышление. А сторонники добавляют, что Dota 2 и Counter-Strike, помимо логики и стратегического мышления, еще развивают реакцию и работу в команде. Времени на принятие решения там намного меньше, чем в шахматах. Да и сами шахматисты зачастую положительно высказываются о той же Dota. Лучший шахматист России Ян Непомнящий даже останавливал шахматную карьеру, чтобы попробовать себя в киберспорте.

Другой популярный довод защитников киберспорта — травмы в классических видах спорта. Найдите хотя бы одного профессионального футболиста, баскетболиста или волейболиста, который был бы без хронических болячек. У большинства из них травмированы колени, руки, много времени по завершении карьеры уходит именно на лечение. И чем в таком случае киберспорт, где тоже возможны травмы, хуже?

Официально в РФ киберспорт был признан в 2000 году. Тогда создали федерацию компьютерного спорта России. В нулевые киберспорт стал развиваться и в Татарстане. Турниры проводились в маленьких компьютерных клубах с жирными мониторами с лучевыми пушками, интернетом, который час грузил одну картинку и вылетал, если в клуб позвонят. Поэтому онлайн-формата не существовало — только локальные соревнования, куда необходимо заявляться лично.

«Интернет стоил космических денег, играть в сети было роскошью. Потом появился лимитированный трафик и люди стали платить не столько за посиделки за компьютером, сколько за сам интернет. Глобальный шаг вперед случился только в 2013–2014-х. Диски потеряли актуальность, а цифровые аналоги начали набирать обороты», — вспомнил Рахимзянов.

Вместе с ускорением интернета большинство турниров перешло в онлайн-формат, а производители игр, научившиеся зарабатывать в сети, увеличили свои доходы. Вместе с тем аудитория игр становилась больше, турниры — солиднее, призовые — больше. Каждый год десятки киберспортсменов превращались в долларовых миллионеров после побед в крупных турнирах. Сотни тысяч ребят начали верить, что они тоже смогут сорвать куш, если будут усердно играть у себя дома и оттачивать навыки. Если раньше молодые люди хотели стать космонавтами, то теперь — киберспортсменами.

Дисциплина официально признана многими государствами, в том числе и Россией, её рассматривают на включение в программу Олимпийских игр Дисциплина официально признана многими государствами, в том числе и Россией, ее рассматривают на предмет включения в программу Олимпийских игр Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстанцы есть в лучших командах мира

Перспектива стать миллионерами, не вставая из-за стола, не выключая компьютера и еще не получив диплома о высшем образовании, греет души детей по сей день. Оно и понятно: есть с кого брать пример. Хотя в Татарстане нет ни одной киберспортивной команды с хорошим финансированием, у республики целая россыпь звезд в лучших мировых командах. Перечислим самых успешных выходцев из РТ в мире киберспорта.

Денис electronic Шарипов — Counter Strike: Global Offensive Денис electronic Шарипов Counter-Strike: Global Offensive
Представитель одной из самых главных команд мира в одной из самых старых киберспортивных дисциплин. В NaVi он выступает с 2017 года, за это время выиграл 17 турниров и заработал суммарно около $1,4 миллиона. Ему всего 23 года, у него уже есть жена и ребенок. Лучшая команда в мире, лучший игрок в мире Александр s1mple Костылев — в партнерах. Денис добился огромных успехов как в игре, так и в личной жизни.
В прошлом сезоне он занял 7-е место в рейтинге лучших игроков в CS мира, но даже этот результат списывают на несправедливость. По статистике, он один из лучших каэсеров, хоть и не получал наград MVP в матчах. Распределение мест происходит на сайте HLTV, он ежегодно публикует рейтинг 20 лучших игроков года. При подсчете учитывается множество параметров: количество MVP и EVP на турнирах, рейтинг, показатели Impact, убийства за раунд и ADR, а также процент выживаемости.
Айрат Silent Газиев — Dota 2 Айрат Silent Газиев Dota 2
Айрат Газиев уже завершил свою игровую карьеру, однако после этого стал успешным тренером. Под руководством 26-летнего специалиста Team Spirit сенсационно пришла к победе на The International в прошлом году, только за этот турнир команда выиграла $18 миллионов. Не сообщается, сколько именно получает каждый представитель команды, но ясно одно — сумма на одного человека даже с учетом налогов превышает $1 миллион.
При этом за свою игровую деятельность Айрат заработал лишь около $324 тыс., а его главными достижениями стало попадание в топ-12 на The International 2018 года, в топ-12 на The International 2015-го и 1-е место на ROG Masters 2017.
Аяз nAts Ахметшин — Valorant Аяз nAts Ахметшин Valorant
Простой 19-летний парень, которого уже считают одним из лучших в мире и сравнивают с s1mple. Valorant появилась относительно недавно, однако уже набирает огромное количество просмотров на Twich, многие игроки в этой дисциплине — бывшие каэсеры. А представитель Татарстана — лучший из них.
Аяз вошел в список Forbes 30 самых успешных россиян до 30 лет, только за два года его команда успела победить в двух турнирах, а на чемпионате мира заняла второе место.
Адель Ханs Баширов — Clash Royale Адель Ханs Баширов Clash Royale
Представитель мобильного гейминга, которому всего 17 лет. Но даже в столь юном возрасте он сумел занять второе место Кубка России, третье место чемпионата России, победил в номинации «Прорыв года» на церемонии награждения лучших спортсменов Татарстана в 2019 году. Только за победу в гранд-финале Кубка России Адель заработал 150 тыс. рублей.
Игорь Maden Моденов — Dota 2 Игорь Maden Моденов Dota 2
23-летний Maden за свою игровую карьеру сменил большое количество команд, успев побывать даже в Team Empire и Winstrike — самых сильных коллективах мира разных лет. Он становился чемпионом России, побеждал на европейском турнире BTS Spring Cup. Суммарно за карьеру заработал около $9 тысяч.

Чтобы пробиться на самый верх, только желания и тренировок будет недостаточно. В более-менее солидную команду можно попасть по случайности, здесь важную роль играет везение Чтобы пробиться на самый верх, только желания и тренировок будет недостаточно. В более или менее солидную команду можно попасть по случайности, здесь важную роль играет везение Фото: «БИЗНЕС Online»

Как стать киберспортсменом?

Повторить путь Шарипова, Газиева и других кибергероев одновременно легко и сложно. С одной стороны, киберспорт не требует практически никаких затрат родителей, кроме покупки хорошего компьютера. Причем неважно, ноутбука или персонального устройства. К счастью, такие игры, как Counter-Strike и Dota 1, не особо требовательны к железу, поэтому дорогой и топовый ПК им не нужен. Если ребенок начнет выпрашивать процессор Intel Core i7, видеокарту nVidea RTX 3090 и периферию от компании Razor, можете смело ему отказывать — для киберспорта подойдут и обычные, не самые мощные компоненты и устройства ввода-вывода. 

Также эти игры бесплатны — их можно просто скачать из официального онлайн-магазина Steam. Для мобильного гейминга даже компьютер не нужен — просто через AppStore или GooglePlay скачиваем необходимую игру и отдаем ребенку. Затрат потребуют только симуляторы. Играть в них удобнее на геймпаде, его придется докупить. Да и сами игры не раздаются просто так: цены на FIFA, NHL и другие спортивные симуляторы могут доходить до 7 тыс. рублей.

Придется лишь смотреть за счетчиком электричества, который начнет мотать с бешеной силой. Зато не нужно приобретать специальную экипировку, тратить деньги на проезд, аренду помещения, платить тренеру. Сейчас наступило такое время, когда дети сами способны узнать о какой-то игре и начать в нее играть. Самое важное отличие простого любителя от спортсмена — нацеленность на результат.

Как рассказал нам Ахметшин, в первую очередь ребенок должен понимать, что он будет делать, если не добьется успеха. Не бросать учебу (хотя Газиев так и поступил), продолжать обучение и стараться совмещать. Как и с традиционными видами спорта, если хочешь добиться успеха, будь добр успевать везде. Кроме ментального вопроса с выбором будущего, есть еще один, не менее важный — тренировки. Если ребенок проводит за компьютером слишком много времени, это вызывает сомнения у родителей, а действительно ли он пытается чего-то добиться или просто развлекается? Как правило, данный вопрос решается с первыми призовыми, которые принесет домой потенциальный чемпион.

Однако, чтобы пробиться на самый верх, только желания и тренировок будет недостаточно. В более или менее солидную команду можно попасть по случайности, здесь важную роль играет везение. Т. к. профессиональные игроки и менеджеры проводят тренировки в сети на равных с геймерами по всему миру, они могут заметить талантливого киберспортсмена. Как рассказали наши собеседники, это произошло и с Шариповым. Он в школьные годы проводил кучу времени за компьютером, настреливая фраги в CS, его звали на улицу, но он отказывался и играл. На Дениса вышли проколлективы, он поднимался ступень за ступенью и вот уже каждый год попадает в топ-10 игроков по всему миру и получает огромные призовые.

Случиться подобное может с каждым, но для этого необходима усидчивость. «Если ты просто хороший игрок, без везения никуда. Да, рано или поздно тебя заметят, но нужно ведь, чтобы это случилось как можно скорее», — добавляет Ахметшин.

CyberX открылся только в прошлом году по московской франшизе, но за довольно быстрый срок он сумел собрать свою аудиторию CyberX открылся только в прошлом году по московской франшизе, но за довольно быстрый срок сумел собрать свою аудиторию Фото: Сергей Елагин

Вау, компьютерные клубы до сих пор существуют. Кто туда ходит?

В ожидании вызова Navi, Team Spirit и других киберспортивных гигантов любители рано или поздно добираются до компьютерных клубов, которые, казалось бы, должны были кануть в лету с развитием интернета и онлайн-гейминга. «Компьютерные клубы не только не умерли, с ними случилось настоящее перерождение. Нынешнему поколению нормально проводить время в клубах, это даже стало модно. Как пить кофе в стаканчиках. Здесь мы создаем сообщество, которое помогает войти в киберспорт», — поделился с «БИЗНЕС Online» владелец GoodGame Ильяс Мамонтов.

Сейчас по всей Казани работает около 40 клубов. Самыми главными в профессиональном сообществе считаются GoodGame и CyberX.

GoodGame (Godji Game). Это федеральная франшиза, у которой сразу 10 точек в Казани. Только один зал клуба за месяц принимает более тысячи посетителей. Чтобы открыть один из таких клубов, нужно вложить не менее 5 млн рублей, поделились с нами организаторы. Посетители — люди от 16 до 35 лет. Молодежь обычно бывает с утра, вечером приходит уже более взрослая и платежеспособная аудитория.

Обычно сюда приходят молодые люди от 14 до 25 лет, и если утром в будние дни здесь относительно тихо, то вечерами и ночью клуб забит Обычно сюда приходят молодые люди от 14 до 25 лет, и если утром в будни здесь относительно тихо, то вечерами и ночью клуб забит Фото: Сергей Елагин

CyberX. Клуб открылся только в прошлом году по московской франшизе, но за короткий срок сумел собрать свою аудиторию. Обычно сюда приходят молодые люди от 14 до 25 лет, и если утром в будни здесь относительно тихо, то вечерами и ночью CyberX забит. На открытие клуба и его развитие было потрачено более 35 млн рублей, они ушли не только на компьютеры, но и на иные виды развлечений — большая ставка делается на шлемы виртуальной реальности.

Бизнес GoodGame, CyberX и других клубов процветает, поток посетителей не останавливается ни днем ни ночью. Только если раньше значительную часть игроков составляли школьники, то сейчас это развлечение для тех, кому уже исполнилось больше 20. Учащиеся приходят после уроков — для них часто действуют скидки. Основной акцент делается же на бумеров, которые, в отличие от зумеров, успели в молодости прочувствовать эстетику подвалов со спертым запахом и компьютеров с выпуклыми экранами. Найти свободное место в зале непросто, особенно если приходишь с компанией. Тем более цены крайне демократичны — час может стоить от 60 до 200 рублей. Это зависит от зала и времени суток. 

Чтобы открыть компьютерный клуб, достаточно просто накупить компьютеров и собрать людей. А вот сделать так, чтобы этот клуб приносил деньги… На энергию, содержание клуба в целом, в месяц может уходить около 500 тысяч рублей Чтобы открыть компьютерный клуб, достаточно просто накупить компьютеров и собрать людей. А вот сделать так, чтобы этот клуб приносил деньги… На энергию, содержание клуба в целом в месяц может уходить около 500 тыс. рублей Фото: Сергей Елагин

Чтобы открыть компьютерный клуб, достаточно просто накупить компьютеров и собрать людей. А вот сделать так, чтобы этот клуб приносил деньги… На энергию, содержание клуба в целом в месяц уходит около 500 тыс. рублей. Конечно, это без учета комплектующих, которые приходится менять раз в 3–4 года. Учитывая, что только одна видеокарта сейчас может стоит более 100 тыс. рублей, а для клуба нужно несколько десятков таких видеокарт, сумма растет многократно.

Каждый компьютерный клуб проводит свой турнир, кооперируясь с региональным подразделением федерации, министерством спорта и т. д. И на каждом из них собирается достаточное количество команд, которые преимущественно состоят просто из дружеских компаний. Призы на таких мероприятиях не самые крупные: абонементы и комплектующие, но главное здесь — поддержание комьюнити и возможность роста в дальнейшем.

Каждый компьютерный клуб проводит свой турнир, кооперируясь с региональным подразделением федерации, министерством спорта и так далее Каждый компьютерный клуб проводит свой турнир, кооперируясь с региональным подразделением федерации, министерством спорта и т. д. Фото: Сергей Елагин

Своя киберспортивная команда есть у «Ак Барса»

Бум компьютерных клубов в Казани не приводит к буму клубов киберспортивных. Сегодня в Татарстане нет своих команд с хорошим финансированием, есть лишь некие экспериментальные попытки. Одна из них принадлежит хоккейному «Ак Барсу». Когда по миру только начинала распространяться пандемия коронавируса, в «Ак Барсе» уже задумывались о том, как бы ворваться в киберсферу. Все началось с выставочного матча по Counter-Strike между хоккеистами казанцев и челябинского «Трактора». «Ак Барс» тогда проиграл серию игр, но собрал хорошие просмотры в соцсетях и отзывы болельщиков. Поэтому решение двигаться в данном направлении окончательно закрепилось в головах клубных менеджеров.

«Понимали, что выдергивать наших хоккеистов мы сможем только во время межсезонья, но сохранить киберспорт в повестке хотелось на протяжении всего сезона. И совершенно случайно в это время мне написал геймер Иван Щетина — он предложил сотрудничество. Его команда играла в NHL в формате 6 на 6 в европейских и российских турнирах и хотела выступать под нашим брендом», — объяснил «БИЗНЕС Online» руководитель группы по работе с болельщиками «Ак Барса» Глеб Филиппов.

Команда заключила с киберхоккеистами контракты на безвозмездной основе, им предоставляются только сами лицензии на игры, расходники (в случае с киберспортсменами это геймпады). Проводился кастинг и среди казанских геймеров. В телеграм-канале рассмотрели анкеты, но в команду приглашали только тех, кто более или менее может показывать результаты. «Мы смотрели ребят, даже создали вторую команду — „Барс“. Выступали они не супер, но зато набралось аж два коллектива. Мы искали игроков среди наших болельщиков, но не смогли найти сильных хоккеистов для первого состава, потому в какой-то момент в команде было два финна, легионеры не запрещены», — добавил Филиппов.

Клуб дает возможность игрокам выступать под своим брендом на официальных соревнованиях и бороться за призовые. Из достижений виртуального «Ак Барса» за два года — четвертьфинал европейской Лиги лайт в дисциплине NHL 6×6 и полуфинал российской Лиги ПРО, который отменили в феврале 2022 года. 

«Это имиджевое продвижение, для нас важно, что „Ак Барс“ есть в популярной сфере. Мы боремся за молодую аудиторию, но это тяжелая среда. А так наши виртуальные матчи можно было увидеть на Twitch, мы получали дополнительные упоминания среди новой аудитории. Есть много детей и подростков, которые не интересуются реальным хоккеем и футболом, но увлечены симуляторами. Нам важно продвигать именно хоккей и наш образ клуба, потому пока играем в NHL», — объясняет Филиппов.

Сегодня киберспорт «Ак Барса» — это только задел на будущее. Пока ни клуб, ни игроки не ощущают финансовой выгоды от объединения. И сама игра NHL практически не развита в России, у нее крайне малое количество зрителей и любителей. Реальная НХЛ пытается проводить турниры под своей эгидой, к этому подключилась и международная федерация хоккея. Прогнозируют, что аудитория будет расти со временем, но, когда она дойдет хотя бы до средних показателей ФИФА, пока непонятно.

Как ни крути, а чемпион мира по Dota 2 или CS: GO из Казани — качественная характеристика региона Как ни крути, а чемпион мира по Dota 2 или CS: GO из Казани — качественная характеристика региона Фото: «БИЗНЕС Online»

Киберспорт и государство: по пути?

Государственный сектор пока не готовится открывать свои клубы и команды, но это не значит, что в киберспорте он полностью отсутствует. В Татарстане, помимо организации турниров, даже взялись за подготовку специалистов. В 2019 году, во время проведения в Казани финала Кубка России, Поволжский университет спорта заключил соглашение с федерацией компьютерного спорта РФ о сотрудничестве, а ректор Рафис Бурганов с удовольствием рассказывал о том, что на базе учебного заведения откроется кафедра «Тренер в киберспорте».

Со временем проект немного скорректировался: после дополнительного анализа от федерации выяснилось, что сегодня кибериндустрия не сможет обеспечить 12 студентов (минимум по федеральным стандартам) работой после выпуска из университета. «На сегодняшний день рынок не созрел для того, чтобы четыре года готовить тренеров. Отучившись, они не смогут работать по специальности», — уточнила «БИЗНЕС Online» проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского университета Аделия Павлова. Поэтому вместо полноценного отделения киберспорта в Поволжском университете теперь организовали курсы повышения квалификации. В ход идет оборудование, которое осталось у вуза после проведения финала Кубка России.

Детской школы по киберспорту — такой, какие есть в футболе, хоккее и других классических видах — не существует, да и вряд ли таковая когда-нибудь появится Детской школы по киберспорту — такой, какие есть в футболе, хоккее и других классических видах, — не существует, да и вряд ли она когда-нибудь появится Фото: «БИЗНЕС Online»

Не менее проблематично развитие киберспорта по олимпийским лекалам на других уровнях. Детской школы по киберспорту — такой, какие есть в футболе, хоккее и других классических видах, — не существует, да и вряд ли она когда-нибудь появится, сошлись во мнении наши спикеры. «Есть федеральный стандарт того, как обязана выглядеть киберспортивная площадка. Там должен быть душ, тренажерный зал — от других спортивных объектов отличий мало», — объяснил Рахимзянов, намекая на проблематичность строительства такой площадки.

Однако это не значит, что киберспортсмены не тренируются вместе. В том же Поволжском университете занимаются 25 киберспортсменов, причем делают они это основательно: 6 дней в неделю по 6–7 часов. Они играют, просматривают видео своих матчей, разбирают ошибки. Кого попало сюда не берут: нужно достичь определенного уровня.

Зато в киберспорте есть вещи, которые привычны для других видов спорта, но выглядят диковинными здесь. Знали ли вы, что в киберспорте имеются свои разряды? «Первый разряд по киберспорту» — звучит! И слышали ли вы что-нибудь по поводу того, что компьютерные игры входят в программу ГТО? Причем получить заветный значок можно только после сдачи классических дисциплин — бег, прыжок и т. д. «Федерации киберспорта нужно ГТО, так как на киберспорт осуществляется много нападок — считается, что ребята толстеют, света божьего не видят, не двигаются. Но киберспортсмены уделяют время и физическому развитию», — рассказала нам Павлова.

Вдобавок, если оформить нужные документы, киберспортсмен сможет получать стипендию от минспорта РТ. Инициатива появилась только в этом году, пока ее получает лишь один человек…

Несмотря на то, что государство активно пытается вовлечься в компьютерный спорт, полностью взять его под контроль у него не получится. Уж слишком специфическая это дисциплина Несмотря на то что государство активно пытается вовлечься в компьютерный спорт, полностью взять тот под контроль у него не получится. Уж слишком специфическая это дисциплина Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужен ли Татарстану киберспортивный клуб?

Несмотря на то что государство активно пытается вовлечься в компьютерный спорт, полностью взять тот под контроль у него не получится. Уж слишком специфическая это дисциплина. Однако поддержка всегда будет нелишней: стипендии для особо отличившихся, какие-то льготы при поступлении в учебные заведения.

Создать полноценную инфраструктуру для этого не получится, да и не нужно. Конечно, всегда в городе может появиться огромный комплекс с кучей дорогих устройств, в этом помещении станут проводиться главные турниры, причем не только республиканского и российского уровня. Проблема в том, что в свободное время туда вряд ли кто-то придет профессионально заниматься киберспортом.

Родители по старой памяти будут отдавать ребенка на условную секцию по Dota 2, где будет тренер и его тиммейты. Но все это возможно и в домашних условиях без дополнительных трат — кто-то ведь должен оплачивать работу наставника, аренду помещения и т. д. Из дома точно так же можно находить друзей и проводить матчи. Профессиональные спортсмены так и делают: занимаются в домашних условиях и собираются вместе только перед каким-то турниром. Для этих целей арендуется дом, в котором живут и спортсмены, и тренеры, и психологи, и менеджеры — вся команда.

При этом периодически возникают вопросы о том, стоит ли создавать команду в Казани. Даже если здесь найдется крупный спонсор, который вложится в проект, нужно будет показывать результат, причем делать это стабильно. Но силами только местных ребят подобное вряд ли получится, станут привлекаться легионеры и представители других регионов.

«Возможно, киберспорт стоит внедрить в школьную программу. Так простое развлечение может превратиться в структуру, которая поможет стать киберспортсменом. Сейчас у нас нет системы развития киберспортсмена. Поэтому Татарстану необходима своя команда, которая будет способна представлять республику на международной арене. Не могу сказать, кто в нее должен входить, для выращивания собственных спортсменов нужно много времени. В любом случае иметь такую команду — значительный пиар региона. Тем более содержать ее будет куда дешевле, чем обычный клуб», — отмечает владелец GoodGame Мамонтов.

Поэтому лучше доверить ситуацию уже проверенной схеме: государство просто не сможет полноценно регулировать эти процессы, а чемпионы появлялись и без него. Ведь прямо сейчас у нас есть два условных победителя Лиги чемпионов и финалист чемпионата мира. А если и создавать полноценную секцию, то уже функционирующие компьютерные клубы могут стать базой для тренировок, плацдармом для создания будущих чемпионов.