Касимов расположен на левом берегу реки Оки на высоких холмах, изрезанных оврагами Касимов расположен на левом берегу реки Оки, на высоких холмах, изрезанных оврагами

«Здесь формируется Касимовское царство, или Татарское ханство, которое правило на нашей земле в течение 229 лет»

Перед визитом в Касимов наш корреспондент изучил маршрут путешествия. Судя по данным с просторов всемирной сети, древний город на территории Рязанской области находится по прямой в 497 км от Казани, по трассе — на 144 км дальше. Время в пути, если верить интернету, составляет 7 часов и 21 минуту. В реальности же полторы недели назад автобус с группой ученых и журналистов ехал в Ханкирмән (татарское название Касимова) — столицу некогда могущественного ханства — примерно половину суток. Виной тому ремонтные работы на федеральной трассе М7, да и пара необходимых часовых остановок.

Поводом для поездки стали юбилейные мероприятия, организованные ДУМ РФ и ВКТ, под названием «Наша память соткана из света», посвященные 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, 870-летию города Касимова и 570-летию основания Касимовского ханства. Кульминаций празднеств, как известно, стало открытие при участии высоких гостей памятника последней царице Казани Сююмбике, которая, предположительно, была захоронена именно здесь.

Равиль Гайнутдин: «Мы, наследники великой нации, собрались сегодня в Касимове!»

Что касается нынешнего райцентра на Рязанщине численностью меньше чем в 30 тыс. жителей, то изначально он находился в другом месте. Городец Мещерский, расположенный на месте впадения речки Бабенки в Оку, был основан суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году как приграничная крепость княжества. По истечении почти двух столетий, в 1376-м, он был полностью разорен и сожжен в результате монгольского набега. Однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город, который до 1471 года назывался Новым Низовым Городом. Откуда же появилось сегодняшнее название населенного пункта?

Елена Спирина: «Касиму за верную службу в вассальное владение был пожалован Городец Мещерский. Таким образом в 1452 году сюда съезжаются татары из Астрахани, Сибири, Крыма и начинают обживать территорию, здесь формируется Касимовское царство или Татарское ханство, которое правило на нашей земле в течении 229 лет» Елена Спирина: «Касиму за верную службу в вассальное владение был пожалован городец Мещерский. Таким образом в 1452 году сюда съезжаются татары из Астрахани, Сибири, Крыма и начинают обживать территорию, здесь формируется Касимовское царство, или Татарское ханство, которое правило на нашей земле в течение 229 лет»

По словам научного сотрудника Касимовского историко-культурного музея-заповедника Елены Спириной, которая любезно согласилась стать нашим экскурсоводом во время прогулки по городу, «виной» всему стало появление на берегу Оки татар. «В 1445 году Казань раздирает междоусобица, Махмутек (Махмуд-хан (Махмутек) — казанский хан (1445–1465), сын и преемник Улу-Мухаммед-хана — прим. ред.) убивает своего отца и одного из младших братьев – претендентов на престол, сам занимает казанский трон. Двое других братьев — Касим и Якуб, скрываясь от своего кровожадного родственника, убегают и ищут спасения в Московском княжестве у Василия II Темного, — рассказывает одну из исторических гипотез Спирина. — Они становятся участниками многочисленных походов, и в одном из них Якуб погибает, а Касиму за верную службу в вассальное владение был пожалован городец Мещерский. Таким образом в 1452 году сюда съезжаются татары из Астрахани, Сибири, Крыма и начинают обживать территорию, здесь формируется Касимовское царство, или Татарское ханство, которое правило на нашей земле в течение 229 лет».

За этот период времени сменились 14 правителей, первым из которых был Касим, с тех пор город и стал называться Касимов. Последней правительницей стала Фатима-Султан, с ее смертью в 1681 году Касимовское ханство указом Петра I было окончательно ликвидировано.

Соборная площадь (Кафедральный Вознесенский собор в центре) –является сейчас центром города, который был застроен по плану, утвержденному Екатериной II Соборная площадь (Кафедральный Вознесенский собор в центре) является сейчас центром города, который был застроен по плану, утвержденному Екатериной II

«А че делать-то? Работы нет, молодежь уезжает в Москву. Здесь хорошей считается зарплата в 20 тысяч»

Наша экскурсия началась на Соборной площади, являющейся сейчас центром города, который был застроен по плану, утвержденному Екатериной II. Расположенный рядом Успенский овраг условно делит Касимов на русскую и татарскую части. Первым каменным зданием стал особняк купцов Алянчиковых, в нем с 2002 года располагается музей-заповедник, а также находятся жилые квартиры. А определяющий архитектурный вид Соборной площади дом, который принадлежал купцу Акиму Золотову, попал в историю благодаря любопытному маркетинговому ходу. Здесь в свое время располагался трактир, где, чтобы привлечь клиентов, зачитывали новости из газет, так что люди стремились попасть именно в эту точку общепита.

Популярным среди молодоженов является Благовещенский храм XVII века Популярным среди молодоженов является Благовещенский храм XVII века

Популярным среди молодоженов является Благовещенский храм XVII века, визуально напоминающий церковь с картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Именно здесь предпочитают венчаться касимовцы. И все благодаря ангелам, изображенным на кресте. По легенде, молодой человек и его возлюбленная решили венчаться, но не получили согласия на брак от родителей. Это не остановило влюбленных, они самостоятельно пошли в церковь, но во время обмена кольцами разверзлась кровля, и к ним спустились два ангела, вырвали из рук колечки и не дали воплотиться в жизнь греху… их родителей, которые были кузенами, но умолчали об этом.

Торговые корпуса XIX века, и сегодня здесь, правда на улице, бойко идет торговля, четверг и воскресенье — базарные дни в Касимове Рядом расположены торговые корпуса XIX века. И сегодня здесь, правда, на улице, бойко идет торговля, четверг и воскресенье — базарные дни в Касимове

Рядом расположены торговые корпуса XIX века. И сегодня здесь, правда, на улице, бойко идет торговля, четверг и воскресенье — базарные дни в Касимове. Товар разнообразный, от живых цыплят с утятами до гаечных ключей и рассады. «А че делать-то? Работы нет, молодежь уезжает в Москву. Здесь хорошей считается зарплата в 20 тысяч, в Москве же можно и за 40 найти, даже больше», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» пожилой торговец по имени Анатолий. Кстати, второй корпус торговых рядов был построен на средства татарского купца Хамзы Шакулова. Местную Думу подкупило то, что прибыль с одной из 33 лавок он обещал отдавать в казну. Построенный в 1841–1842 годах корпус с тех пор стали называть «татарским», хотя лавки все время сдавали в аренду исключительно русским.

Одним из самых изящных зданий Соборной площади считается дом, построенный в 1812-м для жены местного городничего княгини Елизаветы Путятиной. Возведен он по проекту самоучки Ивана Гагина (1767–1844), зодчего, не имевшего профильного образования, но создавшего львиную долю архитектурных жемчужин Касимова. В том числе и здание школы №1 — до революции это была русская женская гимназия, которую окончила Сара Шакулова (1887–1964), первая татарка, получившая высшее образование в Сорбонне, обладательница французского диплома профессора математики, которую называли «татарской Ковалевской».

Выпускница Сорбонны из Касимова: Сара Шакулова – «татарская Ковалевская»

Что касается татарского следа в «русской» части уже современного города, то на улице Советской, о которой касимовцы отзываются как «об улице после бомбежки» (намекая на качество дорожного полотна), наше внимание привлекла надпись «Татарские деликатесы», где были выставлены национальные блюда. Как пояснила продавщица Нина Шумова, все изготовлено по древним рецептам касимовских татар.

Нина Шумова: «Покупают хорошо! У нас ведь татары живут, берут на поминки пироги, среди местных жителей периписы пользуются популярностью» Нина Шумова: «Покупают хорошо! У нас ведь татары живут, берут на поминки пироги, среди местных жителей периписы пользуются популярностью»

«Покупают хорошо! У нас ведь татары живут, берут на поминки пироги, среди местных жителей периписы (перемячи на диалекте касимовских татар — прим. ред.) пользуются популярностью, вот последний остался», — констатирует Шумова. Рядом расположено этнокафе «Татарская слобода». Кстати, во всей Рязанской области, согласно переписи 2010 года, живут меньше 5 тыс. татар. Для сравнения: русских здесь больше 1 миллиона.

Украшением слободы, да и одним из символов Касимова, является Ханская мечеть с минаретом Украшением слободы, да и одним из символов Касимова, является Ханская мечеть с минаретом

«Дочь моя понимает по-татарски, но отвечает на русском, внуки и не понимают, и не разговаривают»

Что касается Татарской слободы, некогда места компактного проживания татар, то таковая существовала, но сейчас, по словам нашего экскурсовода, большинство жителей не являются татарами по национальности. «Слобода имела свои границы, они условные — улица Ленина, вторая граница — глубокий Успенский овраг, третья — река Ока, четвертая — Пушкарская слобода», — проводит географический ликбез Спирина. По пути к слободе она показала дом, где проживала почетный гражданин города Касимова, татарская активистка Фатима Тугеева, скончавшаяся в октябре 2021-го на 95-м году жизни. В 45-м колене она являлась потомком пророка Мухаммада.

Равиль Гайнутдин во время проповеди объявил о старте реставрации мечети Равиль Гайнутдин во время проповеди объявил о старте реставрации мечети

Украшением слободы, да и одним из символов Касимова, является Ханская мечеть с минаретом. Считается, что она третья по старшинству из более-менее сохранившихся мусульманских храмов России после Дербентской и развалин Соборной мечети в Болгаре. По одной из версий, минарет Ханской мечети был построен в 1468 году, по другой — в 1471-м. Здание же мечети изначально было деревянным, оно ветшало, и только в 1768 году с разрешения Әби-патши, так татары называли Екатерину II, был возведен одноэтажный каменный Дом Аллаха, а вот второй этаж надстроили купцы Шакуловы, об одном из них рассказывалось выше.

30 главных мечетей России: от Москвы, Дербента и Касимова до «Сердца Чечни» и «Ярдэм»

Согласно легенде, часть минарета мечети с полумесяцем была разрушена в 1702 году по приказу Петра I, который во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на нее, что сильно разозлило русского царя.

В мечети намазы на постоянной основе не совершаются В мечети намазы на постоянной основе не совершаются

В Ханской мечети в советские времена располагался музей, в 2013-м здание вернули мусульманам, но намазы на постоянной основе не совершаются, исключением стало пятничное богослужение, которое провел в рамках нынешних празднеств председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин. Шейх Гайнутдин во время проповеди также объявил о старте реставрации мечети.

Наиль Нургалеев: «Дочь моя понимает по-татарски, но отвечает на русском, внуки и не понимают, и не разговаривают» Наиль Нургалеев: «Дочь моя понимает по-татарски, но отвечает на русском, внуки и не понимают, и не разговаривают»

А днем ранее здесь на входе сидел мужчина в татарской тюбетейке, который собирал по 100 рублей с туристов, желающих подняться на минарет. Местный житель из села Тубино (Ширино) Касимовского района Наиль Нургалеев 67 лет от роду — из касимовских татар, разговаривает на местном диалекте, говорит, что казанских татар раньше с трудом понимал, но благодаря ТНВ теперь может вполне сносно изъясняться на литературном татарском языке. Действительно, есть отличающиеся слова, например, «иртәгә» («завтра») на касимовском диалекте звучит как «танда». Что, в принципе, понятно, ведь «таң» — это «рассвет». А «кичә»(«вчера») тут звучит как «тэни», возможно, происходя от «төн» («ночь»).

«Дочь моя понимает по-татарски, но отвечает на русском, внуки и не понимают, и не разговаривают», — печально констатирует аксакал. Наиль-абый разрешил нам подняться на минарет бесплатно, все-таки гости из Казани. Путь в 70 ступенек оказался в общем непростым. Но все это компенсировал прекрасный вид сверху.

Текие Шах-Али хана — усыпальница, где четырежды касимовский правитель и трижды казанский хан нашел свой последний приют Текие Шах-Али-хана — усыпальница, где четырежды касимовский правитель и трижды казанский хан нашел свой последний приют

Дамир Мухетдинов о Сююмбике: «Самое главное, что она татарка, это ключевое»

С минарета Ханской мечети вся Татарская слобода как на ладони, в том числе текие Шах-Али-хана — усыпальница, где четырежды касимовский правитель (1516–1519, 1537–1546, 1546–1551, 1552–1566) и трижды казанский хан (апрель-1519 – май-1521, июнь – июль 1546-го, август-1551 – март-1552) нашел свой последний приют. Внешне мавзолей представляет собой прямоугольное каменное здание размерами 13,5 на 8,5 м и высотой около 5 метров. Оно огорожено кованой изгородью на каменных столбах. Архитектура, использованная при строительстве усыпальницы, позаимствована у арабских мастеров. Именно так возводились мавзолеи для богатых правителей Аравийского полуострова.

Установку отлитого в бронзе образа царицы Сююмбике воплотило в жизнь ДУМ РФ Установку отлитого в бронзе образа царицы Сююмбике воплотило в жизнь ДУМ РФ

По одной из версий, как раз здесь и покоится последняя казанская правительница Сююмбике. Мавзолей закрыт для посетителей, однако известно, что внутри гробницы имеется 9 могил, в 8 из которых лежат останки Шах-Али, одной из его жен, ближайших родственников. А вот 9-я могила под большим вопросом: она, говоря научным языком, не аннотирована, т. е. доподлинно неизвестно, кто там лежит, дата смерти и т. д. По мнению ряда историков, именно там и покоится красавица Сююмбике. «Дескать, обещал Шах-Али стереть ее имя из исторических источников, и якобы ему это удалось: с 1554 года имя Сююмбике мы с вами нигде не встретим», — говорит Спирина, намекая на судьбу последней правительницы Казани, насильно выданной замуж за Шах-Али, за которым в татарской исторической традиции закрепилась репутация предателя и негодяя.

По другой версии, Сююмбике похоронена в текие хана Касыма, который находился в старой части города, именуемой Старым Посадом, который тоже считается некогда местом компактного проживания татар. Тут есть одно но: мавзолей хана Касима не сохранился, поэтому доподлинно можно лишь сказать, что упокоена царица, скорее всего, в Касимове. Да, в городе есть еще одно сохранившееся текие — Афган-Мухаммед-султана, потомка Золотоордынских ханов, текие построено из красного кирпича в 1649 году.

Дамир Мухетдинов: «Самое главное, что она татарка, это ключевое. Ее география, место нахождение, язык мог меняться, исходя из группы тех, с кем она могла общаться, одновременно владея диалектом крымских татар и ногайских татар,  казанских татар и мишарей» Дамир Мухетдинов: «Самое главное, что она татарка, это ключевое. Ее география, место нахождения, язык могли меняться, исходя из группы тех, с кем она могла общаться, одновременно владея диалектом крымских татар и ногайских татар, казанских татар и мишарей»

Но, когда возникла идея создания памятника Сююмбике, за основу была принята первая версия захоронения, поэтому решили, что монумент должен появиться рядом с Ханской мечетью и текие Шах-Али. Установку отлитого в бронзе образа царицы воплотило в жизнь ДУМ РФ. По словам первого заместителя шейха Гайнутдина Дамира Мухетдинова, неважно, где конкретно в Касимове похоронена легендарная татарская правительница, главное, что она является нашим героическим символом.

«Судьба ее и в Казани, и в Касимове, и захоронение непосредственно в Касимове дает нам право и обязанность вспоминать ее жизнь и деятельность и саму роль в городе Касимове, — сказал „БИЗНЕС Online“ Дамир хазрат. — Самое главное, что она татарка, это ключевое. Ее география, место нахождение, язык могли меняться, исходя из группы тех, с кем она могла общаться, одновременно владея диалектом крымских татар и ногайских татар, казанских татар и мишарей».

Татарский центр культуры и искусства им. Ишимбаева Татарский центр культуры и искусства им. Ишимбаева

Возвращаясь к Татарской слободе Касимова, одной из архитектурных жемчужин здесь является здание медресе, его называли Кастровским медресе. Особняк купцов Кастровых, принадлежавший изначально Сайфулле, потом Хайрулле, а последним из семьи им владел Ахмед Кастров, расположен поблизости. Одним из известных выпускников учебного заведения является философ, писатель Закир Хади (1863–1932). Сейчас здесь расположен татарский центр культуры и искусства им. Ишимбаева. Ахмед Ишимбаев — почетный гражданин города, учитель, местный краевед.

Рашид Бултачеев: «Когда я был имамом в Касимове, то проповедь вел на двух языках — татарском и русском, сейчас только по-русски, так как носителей нашего языка очень мало среди прихожан» Рашид Бултачеев: «Когда я был имамом в Касимове, то проповедь вел на двух языках — татарском и русском, сейчас только по-русски, так как носителей нашего языка очень мало среди прихожан»

Глава ДУМ Рязанской области: «Когда я был имамом в Касимове, то проповедь вел на двух языках — татарском и русском, сейчас только по-русски»

Вторая по своей значимости городская слобода — Пушкарская, здесь также компактно проживали татары. Кстати, по данным национально-культурной автономии татар Касимова, сейчас в городе и районе проживают порядка 2 тыс. татар. С каждым годом их количество, по крайней мере, тех, кто идентифицирует себя как татары, уменьшается. Главная причина — ассимиляция, смешанные браки и то, что из-за отсутствия работы молодежь уезжает в Москву. Одним из мест, где собираются местные татары, является Новая мечеть в Пушкарской слободе. Ее бывший имам, а ныне председатель ДУМ Рязанской области Рашид Бултачеев констатирует: наших соплеменников с каждым годом становится меньше среди прихожан. «На пятничный намаз приходят около 30 человек. Из них татар можно по пальцам пересчитать, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ Балтачеев. — Есть такой момент, что местные татары компактно проживают в селах Ахматово, Подлипки. Им проблематично добираться до Касимова. Когда я был имамом в Касимове, то проповедь вел на двух языках — татарском и русском, сейчас только по-русски, так как носителей нашего языка очень мало среди прихожан».

Одним из мест, где собираются местные татары, является «Новая мечеть» в Пушкарской слободе Одним из мест, где собираются местные татары, является Новая мечеть в Пушкарской слободе

Дом Аллаха в Пушкарской слободе был построен в 1906 году на щедрые пожертвования купца Нигматуллы Дуймакаева. Он представляет из себя большое одноэтажное здание из красного кирпича с арочными белыми окнами. Строение украшено горизонтальными белыми пилястрами на уровне окон и кирпичными изразцовыми узорами по верхнему периметру стен. При мечети построен трехъярусный минарет. Ярусы разделены круговыми ажурными балконами. Строение окружено решетчатым забором из кованого железа с невысокими кирпичными столбами, установленными на сплошной отштукатуренный фундамент.

В советское время мечеть была закрыта, в начале 1990-х здание использовалось как кинопрокат «Рязоблкинофондом», до этого в нем находились цеха пищекомбината, а поначалу — городской клуб. Наконец 1 сентябре 1996 года здание было передано касимовской мусульманской общине и полностью отреставрировано. Центральный молельный зал, поделенный ранее на несколько небольших комнат, принял свой первоначальный вид. В 2002-м был восстановлен сломанный в советское время минарет, расширен купол мечети, восстановлена ограда — все как при первоначальном виде. Сегодня действующая мечеть города Касимова — это не только место совершения намазов, но и небольшой исламский культурный центр с молельным залом, мужским и женским, комнатой для омовений, классом, административным кабинетом, кухней, столовой.

Место последнего приюта касимовских татар Место последнего приюта касимовских татар

«Мусульмане хоронят здесь, урыслар юк»

В здании Новой мечети мы столкнулись с двумя носительницами татарского языка. Они готовились принимать гостей, которые приехали на открытие памятника Сююмбике. Пекли периписы, татарские пироги… Обе говорят на касимовском диалекте, но благодаря ТНВ, который они регулярно смотрят или «арайбыз» («карыйбыз» — «смотрят»), литературным языком владеют. О своем диалекте отзываются как о более мягком. Приводят пример: «У вас (казанских — прим. ред.) „нож“ — „пычак“, а мы говорим: „Писяк“. Вы говорите: „Керегез“, то есть „войдите“, а мы: „Эреез“, или „идите“ — „барыыз“, а не „барыгыз“, как у вас».

О жизни местных татар работавшая до пенсии педагогом Изольда Кураева, она же мать действующего имама мечети Мурата Кураева, отзывается как о сложной, но интересной: «Живем, Ходайга шөкер, а что делать-то. У нас выход есть, мы по жизни должны царапаться, если перестанем, то нас не будет». Обе дамы обладают одной из отличительных черт татар — гостеприимством, они приглашали нас к чаю, призывали отведать пирогов, но, к сожалению, время к этому не располагало. Поэтому Изольда-апа вручила в дорогу пакет с беляшом.

Изольда Кураева: «Живем, Ходайга шөкер, а что делать-то. У нас выход есть, мы по жизни должны царапаться, если перестанем, то нас не будет» Изольда Кураева: «Живем, Ходайга шөкер, а что делать-то. У нас выход есть, мы по жизни должны царапаться, если перестанем, то нас не будет»

Место последнего приюта касимовских татар, кладбище, находится примерно в полукилометре от мечети. Тут мы столкнулись с мужчиной-пенсионером, он представился Рустамом Максутовым. По-татарски он понимает, даже разговаривает, но чувствовалось, что ему легче общаться на «великом и могучем», вернее, перемешивая языки: «Мусульмане хоронят здесь, урыслар юк [русских нет], здесь есть древние ике [два] такие [захоронения]». На самом деле здесь три мавзолея. Считается, что тут в одном из тюрбе (усыпальниц знати) похоронены члены древнего касимовского рода Шакуловых, другое тюрбе принадлежит семье Максудовых, а вот кто покоится в третьей усыпальнице — неизвестно.

Вот такую прогулку по Касимову успели провести корреспонденты «БИЗНЕС Online» за пару часов, т. к. впереди ждало участие в научно-практической конференции, церемонии открытия памятника Сююмбике, пятничном намазе в Ханской мечети, который впервые со времени ее передачи мусульманам провел шейх Гайнутдин. Кстати, Равиль хазрат на ней торжественно объявил о старте не только реставрации древнего мусульманского храма, но и двух текие — Шах-Али и Афган-Мухаммеда. Это внушает надежду, что гости Рязанщины еще долго будут знать, что здесь коренная земля сразу двух народов — русского и татарского.