Главгосэкспертиза согласовала проект строительства моста через Каму в составе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Сооружение длиной 1,3 км возведут на участке трассы М7. Длина русловой части моста — 792 м, высота русловых опор — 50 м. Главгосэкспертиза согласовала проект строительства моста через Каму в составе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Сооружение длиной 1,3 км возведут на участке трассы М7. Длина русловой части моста — 792 м, высота русловых опор — 50 метров Фото: Евгений Жура

Новый участок М7 пересечет Каму рядом с Нижнекамском

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства моста через Каму в составе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Об этом сообщила накануне пресс-служба ФКУ «Волго-Вятскуправдор». Сооружение длиной 1,3 км возведут на участке трассы М7. Длина русловой части моста — 792 м, высота русловых опор — 50 метров. Пролетные строения левобережной эстакады, длина которой 510 м, будут выполнены из сборных железобетонных балок, русловой части — из металла. Предусмотрено освещение и навигационная судоходная сигнализация. Под эстакадой на правом берегу реки будет спланирован и укреплен оползневой склон.

Это означает, что решение по трассировке самого спорного первого участка новой дороги принято окончательно. Напомним, что копья ломались по поводу того, где должен быть мостовой переход: через Каму в районе Котловки, рядом с Нижнекамском, или у села Соколка, несколько дальше от столицы татарстанской нефтехимии. Причина — экономия: выбранная трассировка как минимум на 23 млрд рублей дешевле «сокольского» варианта. В Нижнем Афанасово, где может пройти трасса, уже вбиты колышки с надписью «М7 Котловка».


Вспомним историю вопроса. Об объездной трассе Нижнекамска с новым мостом близ Соколки мечтают уже с 2014 года. В свое время этим на посту главы Нижнекамского района РТ плотно занимался депутат Госдумы РФ Айдар Метшин. «Это очень важный проект. Практически весь грузовой транспорт проходит сквозь город — это и нагрузка на дороги, и транспортная напряженность в целом. Новый обход сыграет свою роль. Причем это не только мостовой переход, но еще и 100 километров дорог с той и нашей стороны. Транспортная инфраструктура, которая связана также с организацией трамвайных путей в новых микрорайонах города, тоже в перечне этих 11 пунктов», — говорил он еще в 2016 году.

Проект обсуждали и в 2017-м на выездной коллегии миндортранса РТ в Нижнекамске. И это тоже была «сокольская» трассировка.

Мы же понимаем, что трасса М7, которая идет через Нижнекамскую ГЭС, сегодня не справляется со своими задачами. Нужна в Соколке перемычка и мостовой переход.
Рустам Минниханов Президент Республики Татарстан
Рустам Минниханов президент Республики Татарстан

Вроде бы понимали это и в Москве. Так, тогдашний министр транспорта РФ Максим Соколов в шутку говорил, что считает делом чести построить мост именно возле Соколки. Мол, название созвучно с его фамилией… Впрочем, с 2018 года Максим Юрьевич уже не входит в правительство страны. Но объездную трассу включили в схему территориального планирования России.

В деревне Нижнее Афанасово, где может пройти трасса, уже вбиты колышки с надписью «М7 Котловка» В селе Нижнее Афанасово, где может пройти трасса, уже вбиты колышки с надписью «М7 Котловка» Фото: Олег Спиридонов

Наконец было получено финансирование от федерального центра. На всю трассу выделили 79 млрд рублей. И тут выяснилось, что денег на вариант с Соколкой не хватит. Проблема в том, что в этом варианте первый этап автобана проходит через болотистую местность. А это требует дополнительных мостов и масштабных земляных работ, и цена «сокольского» этапа — 61 млрд рублей. Так что этот проект в апреле 2021 года вышел с отрицательным заключением государственной экспертизы. Трассировку пришлось спешно менять на дорогу через Котловку с мостом через Каму: строительство первого этапа по данному проекту стоит 38 миллиардов. Это, по всей видимости, и решило судьбу дороги, которую уже начали строить.

И все же споры и сожаления вокруг исторического для Нижнекамска и Татарстана в целом решения по трассировке не утихают.

«Соколка — более мягкий вариант, хотя и более дорогой»

Почему правительство Татарстана, президент республики еще 8 лет назад настаивали на более дорогом «сокольском» варианте? Эксперты видят несколько основных причин.

  • Стратегическая. Вариант через Соколку разгрузил бы сразу два мостовых перехода, указывает замруководителя исполкома Нижнекамского района по строительству Радик Хазиев. В меньшей степени это дамба в Набережных Челнах (у ГЭС), в большей — мост через Вятку на трассе М7 в Мамадышском районе. В «сокольском» варианте пересекать его не было бы необходимости, его заменил бы мост у Соколки через Каму. Трасса, ведущая из центральных районов страны в Сибирь, — стратегическая, говорит один из экспертов. И таким образом у Мамадышского моста появился бы еще один объездной вариант.
  • Градостроительная. Трассировка через Котловку ближе к Нижнекамску, а потому «запирает» возможности для роста территории города. К примеру, территория Казани ограничена трассой М7, а новая объездная дорога сузит перспективы роста Нижнекамска. «Город не может расти в сторону промзоны на востоке. На северном, северо-западном направлениях сдерживает Кама. И, если с юга город будет близко „обтекать“ М7, Нижнекамск окажется в некоем „котле“. А если бы трасса проходила у Соколки, можно было бы десятилетиями развиваться в ту сторону, прорастая по направлению Камских Полян», — говорит один из наших источников. Вдобавок «сокольский» вариант вдвое ближе к Камским Полянам, что тоже выгоднее с точки зрения развития района.
  • Экологическая: вариант Соколки не потребовал бы вырубки лесов Корабельной рощи, примыкающих к Нижнекамску вдоль берега Камы.

С другой стороны, вариант трассы через Котловку не только дешевле, но и обеспечивает быстрый выезд нижнекамцев на М7 — это будет третий выезд из города, да еще сразу на федеральную трассу, приводит один из плюсов выбранного варианта Хазиев. «Котловский» вариант также снимает излишнюю нагрузку с челнинского моста, через который все вынуждены проезжать, чтобы выйти на М7. Дополнительное преимущество — разгружается и мост через реку Зай на чистопольской трассе.

Трассировка через Котловку ближе к Нижнекамску — а потому сокращает возможности для роста территории города Трассировка через Котловку ближе к Нижнекамску, а потому сокращает возможности для роста территории города Фото: Олег Спиридонов

Однако эксперты парируют: если мыслить категориями развития страны и республики, следует взвесить, что важнее — дорога из центральных районов страны в Сибирь или региональная трасса из Чистополя в Нижнекамск? Ограничение будущего развития Нижнекамска или возможность присоединения к нему «легких го́рода» — Корабельной рощи?

По мнению вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко, «сокольский» вариант для развития Нижнекамска выглядел предпочтительнее: «Мост около Нижнекамска в зоне Котловки — данная трасса короче, а значит, дешевле. Но это единственное ее преимущество. Дальше — минусы… Соколка — более мягкий вариант, хотя и более дорогой».

Хоменко также видит среди недостатков «котловской» трассировки излишнюю близость к Нижнекамску и вырубку части Корабельной рощи. «Нижнекамск и так испытывает огромную экологическую нагрузку вследствие большой концентрации нефтехимических производств. Кстати, я смотрел разработки Госплана СССР в момент, когда этот промышленный район в Нижнекамске только закладывался. Уже тогда указывали, что мощности, а они проектировались еще в 1960-е годы, были предельны с точки зрения загрязнения окружающей среды. Но с тех пор уровень концентрации производства намного возрос. А эта роща является „легкими“ Нижнекамска».

Вадим Хоменко также видит среди минусов Котловской трассировки излишнюю близость к Нижнекамску и вырубку части Корабельной рощи Вадим Хоменко также видит среди минусов «котловской» трассировки излишнюю близость к Нижнекамску и вырубку части Корабельной рощи Фото: Олег Спиридонов

Вариант с Соколкой хоть и дороже, но он решает вышеперечисленные проблемы. «Выстраивается трасса в отдалении от Нижнекамска, не попадает под вырубку роща. А то, что говорят, что компенсируют, посадят — это посадят где-то, но не в том же месте, понимаете? А нужна роща на месте. Именно там, возле Нижнекамска, место отдыха людей, экологическая зона».

С точки зрения развития территории вокруг Соколки планировалось расширять рекреационную зону. Руководитель департамента дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Оксана Саргина в беседе с «БИЗНЕС Online» отметила, что для территории Соколки разработан мастер-план рекреационной зоны. Общая площадь — 98,75 гектара. Интересно, что вокруг Котловки такой участок только один. Вероятно, там развивать экотуризм пока не представляется возможным. Что теперь будет с этими планами, непонятно: кому нужны рекреации, к которым невозможно быстро подъехать?

Группу из примерно полусотни протестующих жителей села Нижнее Афанасово возглавляет бывший депутат горсовета Нижнекамска, коммунист Николай Максимов Группу из примерно полусотни протестующих жителей села Нижнее Афанасово возглавляет бывший депутат горсовета Нижнекамска, коммунист Николай Максимов Фото: Олег Спиридонов

Еще один плюс трассировки через Соколку называет предприниматель Фоат Комаров. «Там действительно возникает преимущество — преодоление одной водной преграды подтолкнет к освоению поймы Камы и Вятки. Легче будет создать речной порт или логистический центр. Близ Котловки тоже можно организовать логистический центр. Но тогда Вятка — это обратный ход, а так было бы все по течению», — говорит он. Однако мост через Котловку даст толчок развитию Елабуги, считает Комаров. В свое время бывший глава Елабужского района Геннадий Емельянов мечтал построить мост близ Танайки. Но такой вариант пролоббировать так и не удалось.

Строительство нового отрезка трассы М7 «Волга» в обход Челнов и Нижнекамска разделено на три этапа. Первое положительное заключение было получено в октябре 2021-го — на второй этап протяженностью 28,5 километра. Стоимость строительства этого участка оценили в 18,5 млрд рублей, реализацией занимается ОАО «Алексеевскдорстрой». Госконтракт подписан 11 декабря прошлого года сроком до 30 ноября 2024-го.

На сегодняшний день стоимость исполненных обязательств по контракту — 509,1 млн рублей, фактически оплачено более 3 млрд рублей. В 2022-м должны быть исполнены работы на 4,9 миллиарда.

Возведение третьего этапа начнется уже в июне, заявил глава Росавтодора Роман Новиков. Заключительный участок обхода протяженностью 33,5 км заканчивается соединением с существующей трассой М7 у въезда в Набережные Челны. Оттуда федеральная трасса «Волга» идет на Уфу. Общая стоимость — 20,3 млрд рублей. В 2022-м на завершающий участок трассы запланированы расходы в 404,6 млн рублей. На 2023 и 2024 годы — 5,5 млрд и 14,3 млрд рублей соответственно. Победителем конкурса стало ООО «Самаратрансстрой».

Как подчеркнули в ответе на наш запрос представители «Волго-Вятскуправтодора», большое значение при выборе места мостового перехода играет задача «обеспечить все возможности для судоходства». Комаров считает, что судоходство на выбор особо влиять не будет. «Оттого что мост находится в Котловке или Соколке, особо проблемы нет. А Кама более полноводная, чем Вятка», — говорит он. Любой мост строится с проходом для судов — есть определенные габариты, которые нужно учесть.

По мнению активистов, вырубка вековых деревьев Корабельной рощи нанесет непоправимый ущерб По мнению активистов, вырубка вековых деревьев Корабельной рощи нанесет непоправимый ущерб Фото: Олег Спиридонов

«Не успеем оглянуться, подкатят японские бульдозеры и снесут рощу за два дня к чертовой матери»

Экологические возражения против «котловской» трассировки, пожалуй, самые острые. В Нижнекамске с экологией и так проблемы, а тут еще рядом с городом пройдет скоростная транзитная автострада, которая должна стать частью трансконтинентального транспортного коридора Европа – Западный Китай. Жители Нижнекамского района с осени 2021 года забрасывают письмами правительства РФ и РТ, требуя отказаться от прокладки трассы близ Котловки. Корабельная роща рядом с селом Нижнее Афанасово, через которую пройдет трасса, — это единственный крупный лесной массив рядом с нефтехимической столицей Татарстана.

Максимов напоминает, что трасса пройдет рядом с тремя детским оздоровительным лагерями — «Олимпиец», «Юность», «Чайка», и санаторием «Корабельная роща» Максимов напоминает, что трасса пройдет рядом с тремя детскими оздоровительными лагерями — «Олимпиец», «Юность», «Чайка» — и санаторием «Корабельная роща» Фото: Олег Спиридонов

Группу из примерно полусотни протестующих жителей села Нижнее Афанасово возглавляет бывший депутат горсовета Нижнекамска, коммунист Николай Максимов, который называет проект строительства трассы социально опасным. По мнению активистов, вырубка вековых деревьев Корабельной рощи нанесет непоправимый ущерб. «Не успеем оглянуться, подкатят сюда японские бульдозеры и снесут рощу за два дня к чертовой матери», — говорит Максимов, считая, что под топор может пойти 40–50 га ценного леса. Вот сэкономят, а город [Нижнекамск] получит дозу загрязнения. Здесь пострадают люди».

«После нашего первого письма, когда мы собрали 2 090 подписей, все это дело отправилось в Москву президенту Путину. После этого правительство Татарстана 4 декабря прошлого года — через две недели после нашего письма — обратилось к правительству РФ: „Товарищи, давайте вернемся к Соколке“. Но в Москве сослались на 23 миллиарда», — говорит Максимов.

Опасаются люди и дополнительной нагрузки на экологию от выхлопов транзитного транспорта. Трасса пройдет с западной стороны близко к Нижнекамску. И с учетом розы ветров, считает Максимов, она гарантированно добавит городу дополнительное загрязнение воздуха. Он напоминает, что трасса ляжет рядом с тремя детскими оздоровительными лагерями — «Олимпиец», «Юность», «Чайка» — и санаторием «Корабельная роща». «Отвечает чиновник: „Ну мы же лагеря детские не трогаем!“ Это же, говорит, безопасно будет. 50 тысяч машин [проедет] — там расстояние в 200–300 метров! Ветер дунет туда, они получат свое. То есть вот такое отношение», — говорит активист. Соратница Максимова по партии Роза Ведерникова добавляет, что Нижнекамск и так страдает от вредных выбросов предприятий нефтехимии. Если трасса пройдет слишком близко к городу, то это нанесет дополнительный вред здоровью жителей. «Представьте, десятки тысяч грузовых машин в день поедут из европейской части нашей страны до Западного Китая. Выхлопные газы содержат вещества особенно вредные, которые вызывают онкологические заболевания, — это сажа и бензпирен. Химия [промпредприятия] у нас эти вещества выделяет, но не в таком большом количестве», — убеждена активистка.

«Дорога жизни» для Закамья за 80 миллиардов: каким будет обход Челнов и Нижнекамска?

Еще одна деталь: людей волнует снос домов. Предварительно, речь идет о 10 участках в Нижнем Афанасово. Поселение разделено на две части — само Нижнее Афанасово и коттеджный поселок для многодетных «Чайка». Расстояние между ними около 6 километров. «Чайки» снос не коснется, но трасса пройдет в непосредственной близости.

Еще одна деталь: людей волнует снос домов. Предварительно речь идет о 10 участках в Нижнем Афанасово Еще одна деталь: людей волнует снос домов. Предварительно, речь идет о 10 участках в Нижнем Афанасово Фото: Олег Спиридонов

«Мы не против дороги. Она очень нужна Нижнекамску, сокращает путь до Казани. Но мы хотим, чтобы дорога проходила через Соколку, мост там построили, подальше от города», — говорит Ведерникова.

Максимов также подчеркивает, что в случае с вариантом Соколки появление еще одного моста через Вятку на стратегической трассе и увеличит пропускную способность М7, и повысит удобство и безопасность: если один из мостов встанет на ремонт или выйдет из строя, то можно будет переправляться через второй.

Роза Ведерникова: «Мы не против дороги. Дорога очень нужна Нижнекамску. Она сокращает путь до Казани. Но мы хотим, чтобы дорога проходила через Соколку. Мост чтобы там построили, подальше от города» Роза Ведерникова: «Мы не против дороги. Она очень нужна Нижнекамску, сокращает путь до Казани. Но мы хотим, чтобы дорога проходила через Соколку, мост там построили, подальше от города» Фото: Олег Спиридонов

Исполком Нижнекамского района: под вырубку попадает чуть больше 1% леса

Насколько все плохо с вырубкой леса? Сторонники строительства трассы через Котловку и Нижнее Афанасово напомнили, что в Корабельной роще дорога уже есть. «Ее строили в советские времена, там должен был находиться водозабор. Потому говорить, что это заповедные территории, я бы не стал. Там уже есть старая дорога. Ее просто расширят», — говорит представитель местных властей, пожелавший остаться неназванным.

А замруководителя исполкома Нижнекамского района РТ по строительству Хазиев рассказал нашей газете, что под снос попадает всего 18 га леса — это чуть больше 1% из 1,7 тыс. га рощи.

Закон устанавливает строгие требования по компенсационной высадке. И мы будем следить за их исполнением, вместе с экологами контролировать сохранность экосистемы рощи. Чтобы полностью компенсировать ущерб природе, запланирована компенсационная высадка деревьев сверх норматива. На каждое срубленное дерево будет посажено 14 новых сосен и елей.
Радик Хазиев Замруководителя исполкома НМР по строительству
Радик Хазиев замруководителя исполкома НМР по строительству

Один к 14 — это довольно много. Достаточно сказать, что при обсуждении трассировки высокоскоростной ж/д магистрали через казанскую территорию лесопарка «Лебяжье» речь шла о высадке трех саженцев вместо одного дерева и тогда это подавалось как успех и достижение. Ведь деньги на компенсационные высадки еще надо заложить в бюджет строительства.

Сторонники строительства трассы через Котловку и Нижнее Афанасово напомнили, что в Корабельной роще дорога уже есть Сторонники строительства трассы через Котловку и Нижнее Афанасово напомнили, что в Корабельной роще дорога уже есть Фото: Олег Спиридонов

Эколог: «Деревья надо периодически обновлять, старейшие уже поглощают, а не выделяют кислород»

Что значат эти 18 га для Корабельной рощи? «Строители будут вырубать деревья, которым уже 50 лет, а посадят те, которым 3–5 лет. И они вырастут еще не скоро», — рассуждает в беседе с «БИЗНЕС Online» заместитель директора по научной работе института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Дмитрий Иванов. Однако он уверен, что вырубка деревьев — это не только минус, но и плюс. «Деревья, как и люди, стареют. Поэтому процесс обновления лесного фонда должен идти постоянно», — добавил он.

В 2018 году в Корабельной роще уже вырубили 1,5 тыс. старых деревьев именно в целях обновления лесного массива.

«Строители будут вырубать деревья, которым уже 50 лет, а посадят те, которым 3-5 лет. И они вырастут еще не скоро» «Строители будут вырубать деревья, которым уже 50 лет, а посадят те, которым 3–5 лет. И они вырастут еще не скоро» Фото: Евгений Жура

Чтобы рассчитать воздействие самой новой трассы на экологию, нужны расчеты интенсивности движения. «Однако в целом воздействие скоростной трассы — это десятые, даже сотые доли процента объема выбросов от Нижнекамского промышленного узла. Учитывая высокие скорости (рекомендованная разработчиками проекта — 120 км/ч — прим. ред.), я не думаю, что значительный вклад в части загрязнения воздуха внесут именно выбросы автомобильного транспорта», — говорит Иванов.

Как минимум нужно высадить лес на той же площади, что будет вырубаться, — тогда это реальные компенсационные высадки. Но, поскольку приживаемость саженцев разная, высаживают больше, объясняет ученый. «У республики такая возможность есть, у нас имеется собственный крупнейший селекционный семеноводческий центр. Есть саженцы, которые можно адаптировать в любой зоне, — это и ель, и сосна. В данном случае в основном станут вырубаться сосновые насаждения, видимо, с примесью березы и липы. Все это будет компенсироваться. И, как я уже говорил, деревья надо периодически обновлять, потому что старейшие уже сами поглощают кислород, а не выделяют его. Когда деревья достигают определенного возраста, они уже, к сожалению, выполняют свою фотосинтезирующую функцию в меньшей степени».

«С этим лесным массивом связана одна из знаменитейших картин Ивана Шишкина» «С этим лесным массивом связана одна из знаменитейших картин Ивана Шишкина» Фото: Олег Спиридонов

Корабельная роща как объект исторического наследия: именно она запечатлена на картине Шишкина

У противников строительства дешевого варианта трассы есть еще пара аргументов: краснокнижные орланы-белохвосты и историко-культурный аспект.

Представитель общественной организации союза охраны птиц России, орнитолог Ринур Бекмансуров уверен, что любое строительство должно учитывать интересы животного, растительного мира, а также преследовать цель сохранить исторически сложившиеся ландшафты, имеющие культурное значение. «На сегодняшний день мы не знаем, затронет ли новая дорога места гнездования такого редкого представителя фауны, занесенного в Красную книгу РФ и РТ, как орлан-белохвост. Насколько мне известно, никаких обращений проектировщиков нового участка М7 в союз охраны птиц России не было», — сказал он.

На фото: Картина Ивана Шишкина «Корабельная роща». (1898 г.) в одном из залов Русского музея в Санкт-Петербурге На фото: картина Ивана Шишкина «Корабельная роща» (1898) в одном из залов Русского музея в Санкт-Петербурге Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

«Еще как краевед я скажу, что Корабельная роща сохраняется в своих границах, по крайней мере, с XVIII века. И в XIX столетии лес точно был известен как Корабельная роща, — говорит Бекмансуров. — С этим лесным массивом связана одна из знаменитейших картин Ивана Шишкина — „Корабельная роща“. Она была закончена в год смерти художника — в 1898-м, экспонируется в Русском музее Санкт-Петербурга. Почему мы уверенно говорим, что картина была нарисована именно по мотивам Корабельной рощи возле построенного гораздо позже города Нижнекамска? Это факт, потому что сам художник на эскизе картины подписал: „Афанасовская корабельная роща“».