Вячеслав Володин сегодня объявил о подготовке законопроекта о запрете размещения рекламных вывесок на иностранных языках. Детали законопроекта и сроки его реализации Володин не уточнил Вячеслав Володин сегодня объявил о подготовке законопроекта о запрете размещения рекламных вывесок на иностранных языках. Детали законопроекта и сроки его реализации спикер Госдумы не уточнил Фото: duma.gov.ru

«Русские слова с провинциальными понтами пишутся латиницей — это дурновкусная мода»

Спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин сегодня объявил о подготовке законопроекта о запрете размещения рекламных вывесок на иностранных языках. Детали законопроекта и сроки его реализации Володин не уточнил, но провел в своем телеграм-канале опрос: «Должна ли реклама на улицах быть только на русском и других государственных языках в республиках РФ?» Формулировка опроса хотя бы дает понять, что, к примеру, татароязычным вывескам ничто не угрожает. 71% подписчиков выступили за запрет, 16% — против, 13% эта тема не заинтересовала.

С инициативой перевести коммерческие иностранные вывески в марте этого года выступил депутат Госдумы от «Единой России» Султан Хамзаев, сообщает RT. В обращении на имя главы ФАС России Хамзаев указал, что значительная часть уличных вывесок в центрах крупных городов содержит тексты на иностранных языках, и подчеркнул, что единственный государственный язык в России — русский. По мнению парламентария, вывески на иностранных языках не всегда информативны для граждан России, они нивелируют статус государственного русского языка. Законодатель предложил использовать в текстовом содержании уличных коммерческих вывесок исключительно русский язык, в том числе проводить и транслитерацию иностранных наименований брендов. 

Хамзаев — уроженец Дагестана, по национальности кумык. Депутат и руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» прославился рядом скандальных инициатив, в частности, ввести запрет на продажу алкоголя 1 и 2 января, не пускать в бары людей до 21 года, ввести смертную казнь для педофилов, увеличить отпуска некурящим работникам.

В апреле Хамзаева поддержала глава комитета ГД по культуре Елена Ямпольская. «Надо ужесточать норму по борьбе с англицизмами… Будем в ближайшее время вносить [законопроект в Госдуму], сначала на обсуждение фракции и партии [„Единая Россия“], а потом всех заинтересованных ведомств. Это к вопросу о создании национально ориентированной среды», — объявила Ямпольская (цитата по РИА «Новости»).

По оценке Ямпольской, вывески на латинице — это болезнь не только столицы, но и других городов. «Статистика такая: на 30–50 процентов на центральных улицах [Москвы] больше вывесок на латинице, чем на русском языке, — констатировала депутат. — И [когда идешь по городу] ты уже начинаешь не понимать, в какой стране мы живем, какой язык здесь является государственным. И если в случае с торговыми марками это хоть как-то можно объяснить, то в случае, если русские слова с непонятными провинциальными понтами пишутся латиницей, это [является] дурновкусной модой».

«Статистика такая: на 30-50% на центральных улицах [Москвы] больше вывесок латиницей, чем вывесок на русском языке» «Статистика такая: на 30–50 процентов на центральных улицах [Москвы] больше вывесок на латинице, чем на русском языке» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рекламная кампания, доносящая идею «это мы под новым названием», может стоить миллионы»

«Город только станет интереснее выглядеть, потому что многие названия уже тяжело прочитать — каждый хочет выделиться!» — говорит казанский ресторатор Константин Иванов. Однако предпринимателю придется изрядно похлопотать для замены вывески с иностранного на русский язык — придется делать новый паспорт на вывеску и согласовывать конструкцию с управлением архитектуры города. Возможно, предстоит потратиться и финансово, заплатив госпошлину в размере 5 тыс. рублей как за установку новой вывески. Срок ожидания на разрешение установки по регламенту мэрии — до 8 рабочих дней. Если же эскизы не проходят по требованиям и нужно переделать документы, процесс может затянуться и на месяц-два, говорит ресторатор.

Популярная услуга, по словам Иванова, — изготовление эскиза и согласование вывески под ключ. Стоит это около 12 тыс. рублей, за эти деньги частные компании предлагают взять хождение по кабинетам администрации на себя. Сколько средств потребуется на само изготовление нового названия на фасаде, зависит от размера букв. «Если фасад — исторический дом или объект культурного наследия, цена будет низкой, потому что размер букв там ограничен, и можно уложиться в 50 тысяч рублей за вывеску. А если это современные новые дома, вывеска может дойти и до 150 тысяч, — говорит Иванов. — „Петцольду“ придется помучиться. По-моему, у нас на английском».

Пострадать могут крупные сети, которым придется менять вывески сразу нескольких ресторанов. «Бюджет может дойти и до 1,5 миллиона, это самое опасное. Куда они заложат эти средства, в стоимость меню?» — вопрошает Иванов. В случае принятия закона предпринимателям должны дать реальные сроки на замену вывесок, говорит собеседник. 

«Разговоры на тему смены вывесок ходят давно, и в этом есть резон: нужно беречь и сохранять отечественную графическую культуру, основанную на кириллице, — полагает директор дизайн-студии „Айбат“ Сергей Насекин. — Я смотрю по сторонам и вижу, что иностранных вывесок становится все больше». 

Графическая культура кириллицы сильно отстала, особенно в советское время, полагает собеседник издания. «Предстоит огромная работа, чтобы подтянуть ее уровень к латинице, — добавил он. — Но процесс уже идет: для кириллицы полно хороших шрифтовых гарнитуров. Давно назрело время для реформации кириллицы, как это сделали в свое время Петр I и Ленин — ни к каким проблемам это не привело, стало только лучше». По оценке Насекина, сменить вывеску будет стоить от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. 

«Разговоры на тему смены вывесок ходят давно, и в этом есть резон: нужно беречь и сохранять отечественную графическую культуру, основанную на кириллице» «Разговоры на тему смены вывесок ходят давно, и в этом есть резон: нужно беречь и сохранять отечественную графическую культуру, основанную на кириллице» Фото: «БИЗНЕС Online»

Директор рекламного агентства «Пи Арт» Павел Савицкий полагает, что идея «делатинизации» вывесок с точки зрения маркетинга не имеет никакого смысла. «Утрачивается потенциал разнообразия, — убежден он. — Мы могли создавать названия на русском, татарском и всех остальных языках мира в написании латиницей. А теперь теряем 99 процентов вариантов написания».

Смена вывески ударит по узнаваемости брендов, говорит он. «Возьмем для примера Sony. Она известна только в написании латиницей (в отличие, скажем, от Coca-Cola). Написание кириллицей — это ребрендинг, подразумевающий большие финансовые затраты. В противном случае бренд потеряет узнаваемость. Привычное название, написанное на другом языке, — это совершенно другой визуальный объект» — объясняет Савицкий. 

Стоимость такого ребрендинга непредсказуема по затратам. Для ресторана на Баумана его не потребуется, достаточно вложиться в дизайн новой вывески, изготовление, монтаж и получение разрешительной документации. «А рекламная кампания в СМИ, соцсетях или на наружных носителях, доносящая до потребителя идею „это мы под новым названием“, может стоить миллионы», — подчеркнул директор «Пи Арт».