Леонид Штейнберг – генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс» (Набережные Челны):

- Я две недели назад был в Москве у своих знакомых, в одной приличной интеллигентной семье. Они голодные, холодные и униженные. И вот у них были деньги, как они мне сказали, порядка 200 тысяч рублей. Они услышали про этот МММ и положили туда деньги. И получили за три месяца 165 процентов. Они говорят, вот мы сейчас еще вложим. Я им говорю, вы остановитесь, книги купите, покушать пускай у вас будет, обои в квартире лучше поменяйте, не надо играть в эти игры! Даже Мавроди сейчас сам говорит, - не кладите деньги! Думаю, что еще с полгода эта российская касса взаимопомощи для дураков, может быть, и проработает, а потом ведь надо же будет откуда-то деньги брать, а их не будет. Я конкретно видел эту семью, и я бы людей хотел огородить от этого дела. Мавроди - это плохо, все, что связано с быстрыми деньгами, – это все блеф, их надо зарабатывать, халявных денег не бывает.

А что касается УФАС, то я считаю, что антимонопольщики должны, в первую очередь, разруливать вопросы с ценообразованием в электроэнергетике и в поставках автомобильного топлива. Они же вздуты, мы очень сильно зависим от этих монополий.

Айрат Сабирзанов - заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «ТГК-16»:

- УФАС должен направить усилия на решение проблем, обозначенных премьер-министром России Владимиром Путиным, - это наличие «карманных» фирм, осуществляющих поставки материалов, топлива предприятиям электроэнергетики, что тяжким бременем ложится на потребителей и разрушает саму энергетику.

Кроме того, в республике, наряду с появлением конкуренции в части генерации электрической и тепловой энергии, сохраняется аффилированность компаний, производящих, транспортирующих и реализующих тепловую энергию. Это приводит к тому, что приобретается тепловая энергия у связанной компании - по цене, значительно превышающей ту, которая могла бы быть поставлена от конкурирующих станций. Как результат - загрузка менее эффективных станций и рост тарифа для потребителя.

По нашему мнению в этом направлении УФАС РТ не работает.

Марат Галеев - председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

-Само название УФАС напрямую говорит о сфере их деятельности. Нужно контролировать рынок, потому что все же большая часть экономики сейчас монополизирована. Изолированность российской экономики от мировой не способствует развитию здоровой конкуренции, хотя и думаю, что со вступлением в ВТО ситуация изменится. Если говорить о МММ, то здесь нужны «антипирамидные» законы, потому что это действительно очень серьезная проблема.

Шамиль Агеев - председатель правления торгово-промышленной палаты РТ:

- Самое главное направление деятельности УФАС - это создание нормальной, здоровой конкуренции. Прежде всего, нужно поддерживать малый и средний бизнес, поддерживать отечественных производителей. Нужно больше контролировать западные сетевые компании, которые массово приходят на наш рынок, и иногда не дают развиваться местным производителям.

Евгений Герасимов – частный автобусный перевозчик ИП "Герасимов Е.А.":

- В прошлом году я отправил запрос от имени частных предпринимателей в УФАС России по РТ по поводу повышения стоимости топлива. В ответ мне пришла простая отписка, а цена на топливо не понизилась, а наоборот повысилась. Конечно, потом, уже после вмешательства правительства России, ситуация немного выправилась, понизили на 50 копеек. Но это уже работа не антимонопольщиков. Если УФАС имеет возможность влияния на стоимость топлива, значит, оно не сработало. Ситуация потихоньку спустилась на тормозах. То есть оценку результатов работы УФАС никак нельзя назвать положительной.

Активность антимонопольщиков в рекламной сфере – это называется мышиной возней. Наша деятельность имеет намного больший общественный резонанс. Если мы повышаем цену на автобусный билет на 1,5 - 2 рубля, какой поднимается шум! Сейчас надо брать новые машины – если Хайгеры стоили 2 миллиона, то новые стоят 3,3 миллиона, а большой вместимости – 4,3 миллиона рублей. Где нам взять деньги? Если еще и топливо повысится, и УФАС не вмешается в этот процесс, будет очень тяжело. Они говорят – высокая стоимость производителей. Но почему? Кто-то же должен нам помочь!

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- УФАС должно защищать потребителей от монополистов. А монополисты у нас сидят в сферах тепла, газа, электроэнергии. Они стали результатом госкапитализма. Например, управляющая компания, которая управляет жилыми компаниями. А любой монополист хочет как можно больше заработать и как можно меньше потратить. Это вполне естественное его желание, как и любого бизнеса. А антимонопольный орган должен искать баланс между бизнесом, экономикой предприятия и потребителями. Здесь нужно быть крайне аккуратным: перегнешь палку – предприятие умрет или услуги станут некачественными.

Павел Сигал - гендиректор ЗАО «Альтон»:

- УФАС - это важнейший орган регулирования рынка, рыночной экономики. Последнее время УФАС поддерживает предпринимателей, и это радует. Основная проблема - это регулирование цен на бензин. Например, в США, когда цена на нефть упала в три раза, и цены на бензин понизились. У нас же даже при понижении цены на нефть, цены на бензин не уменьшаются. Здесь УФАС должно очень жестко действовать.

Рафаэль Хакимов – академик АН РТ, директор института истории Академии наук РТ:

- Рынок просто не может существовать в условиях монополии. Здоровая конкуренция - залог того, чтобы рынок работал, развивался. Одна из главных проблем - это постоянно растущие цены на бензин. Эта ситуация влияет и на настроение людей, и на другие цены. УФАС стоит всерьез заняться этой проблемой. Также в сельском хозяйстве: крупные производители практически не дают развиваться малым производителям. Как им работать, когда есть такие крупные компании, как ВАМИН, например. Нужно как-то сдерживать производство. Рынок не может быть монопольным!

Лариса Фомина – президент группы компаний «Лариса»:

- Главная задача УФАС – не давать монополистам держать рынок, следить за конкуренцией. Что касается нашей работы, то, например, придирки к рекламе в журнале «Кураж» были крайне мелкими. При том что этот бизнес очень тяжело вести, он очень малорентабелен. Пусть разбираются с крупными монополиями, а не ставят нам палки в колеса. У нас и так бизнес держится на тоненьких ножках, поэтому мне смешно наблюдать за придирками УФАС. Еще такие высокие штрафы ставят, а ведь для нас каждый штраф – это практически месячная прибыль. Подобными действиями УФАС просто убивает бизнес. Столько ведь серьезных вещей, которых УФАС не видит!

Хафиз Миргалимов - первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ:

- Самое главное - не должно быть ожидание каких-то указаний сверху. Нужно ежедневно отслеживать монополистов и вовремя принимать решение. Нужно выяснять, почему тот или иной монополист, особенно нефтяные компании, играют ценами. Антимонопольщики в отношении нефтяных компаний должны выступать, как доктора, то есть поставить диагноз и вовремя принять решение для исправления ситуации. Пока у нас на рынке, какую отрасль ни возьми, везде монополисты. У нас нет двух КАМАЗов, двух «Татнефтей», например. А ведь это влияет на ценообразование. В этих отраслях должен быть не просто контроль, а жесточайших контроль! И очень строгие карательные меры должны быть. Пока у нас нет рынков, есть только базары, - и УФАС должны бояться так же, как боятся правоохранительных органов. Сейчас я бы оценил работу татарстанского УФАС на четверку с минусом. Отмечу, что наше УФАС, в отличие от других регионов, работает. И это видно. Конечно, пока не как часовой механизм, но все же.

Алексей Анисимов - директор рекламного агентства «Максимал»:

- Мне кажется, что 99 процентов нарушений, выявленных УФАС, - это нарушения от незнания законов или их недопонимания, а не из-за преднамеренного умысла. Действительно, законодательство в этой сфере написано очень сложным языком, с трудом поддающемся пониманию. На мой взгляд, в этом основная проблема УФАС, оно не проводит работу с населением, не объяснят законов. Это, как в медицине, болезнь ведь проще предупредить, чем лечить. Так вот, УФАС предупреждением не занимается, антимонопольщикам проще сразу «рубить головы». Если бы предпринимателям больше объясняли их права, нарушений было бы меньше. Ведь никому не хочется платить штрафы, тем более что в этой сфере они очень высокие.

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «РАЙДЭН»:

- Основным приоритетом в работе УФАС должно стать выполнение своих прямых обязанностей. МММ, действительно, не приоритет в работе антимонопольной службы, потому что МММ – это, прежде всего, недобросовестная реклама, а это приоритет прокуратуры и правоохранительных органов. Почему наш строительный рынок, например, резко монополизирован? Почему монополизирован рынок продовольственной торговли, имею в виду федеральные сети? Почему ряд фирм имеет почти 100 процентов заказа, в отличие от остальных? Если брать тарифы на ЖКХ, то почему, например, всем Приволжским районом управляет одна компания? Почему жильцы домов не могут выбрать себе другую управляющую компанию? Потому что на рынке действует монополист. Знаю семью, она живет в доме, который отапливается заводом. А завод такие бешеные цены набивает, что получается в два раза дороже, чем если бы дом отапливался из обыкновенной котельной.

Хайдар Халиуллин – президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Ситуация складывается такая, что некоторые привилегированные компании, которые активно поддерживаются государством, не дают развиваться другим компаниям без такой поддержки. УФАС прежде всего должно бороться с этим. Но как УФАС будет бороться против власти? УФАС должно добиваться здоровой конкуренции производителей, ведь это залог эффективной экономики.

Римзиль Валеев - шеф-редактор казанского бюро радиостанции «Азатлык – Свободная Европа»:

- УФАС должно заниматься соблюдением законов о защите конкуренции и о рекламе. В принципе, УФАС этим сейчас и занимается, но крайне долго рассматривает дела, а потом на нарушителей накладывает штрафы: 100 тысяч рублей на юридическое лицо и 20 тысяч рублей на частное. УФАС старается работать справедливо, это видно, но у него немереный объем работы. Я бы даже сказал, что антимонопольщики недостаточно много работают, потому что мелкие и средние нарушения сплошь и рядом.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт-центр XL):

- Как простой гражданин, могу сказать, что УФАС плохо занимается регулировкой цен на топливо, соблюдением закона о рекламе, регулированием тарифов ЖКХ. Наоборот, цены усиленно растут, сговор компаний становится все больше. УФАС просто нужен сам по себе, просто для того, чтобы был, чтобы людям казалось, что антимонопольщики с чем-то борются. Большинство структур ведь создано для видимости. Вот в чем заключается работа УФАС, если бензин за последние десять лет подорожал более чем в три раза? То, что они делают с рекламой, вообще загадка… Что станет хуже или лучше в моей жизни, если УФАСа не будет? Пусть лучше за исполнением закона следит прокуратура.

Алексей Пятницын - коммерческий директор ООО «Автодорстрой» (Набережные Челны):

- Если говорить с точки зрения розничного оператора по продаже нефтепродуктов, то нам, конечно, хотелось бы, чтобы УФАС обратил внимание на цены производителей нефтепродуктов. Хотя я понимаю, что они уделяют больше внимания розничным ценам на продукты первой необходимости – хлеб, бензин и т.д. Что касается МММ, то мне кажется, что это дело правоохранительных органов.

По-моему, антимонопольщики дорабатывает - и даже слишком. Они ведь действуют в соответствии с законом о конкуренции, об ограничении монопольной деятельности и т.д. Это их вопрос. Что касается вопроса о том, чем УФАС должно заниматься в первую очередь… Если навскидку, то это тарифы в роуминге у сотовых операторов. В этом, считаю, УФАС явно не дорабатывает.

Ирина Волынец – директор рекламной группы PResident:

- Мне не понятно, почему УФАС вмешивается в содержании рекламы. Например, МММ. Понятно, что реклама у них не этичная, что МММ пытается вытянуть с людей деньги, но ведь если смотреть с юридической точки зрения, достаточно трудно к ним подкопаться. МММ работает, как сеть, в рекламе есть ссылка на сайт, где прямо написано, что МММ – финансовая пирамида, что никаких гарантий они не дают. В этом смысле все честно. Мавроди гениально занял свою нишу: наши люди хотят хорошую наживу без работы и во что-то верить. На месте властей города, я бы наняла альпинистов, и за ночь бы срезала неугодную рекламу. Мавроди ведь смог организовать вторую пирамиду. Более того, смог заставить все минусы первой пирамиды заставить работать на себя. Ну, оштрафовали рекламщиков, разве это защищает от того, что потом никто щиты не разместит?

У нас вообще закон – одно, а жизнь – другое. И бизнес сейчас строится по принципу, куда кривая выведет. Оштрафовало УФАС бизнесменов, так они все равно будут нарушать, думая, а ну и ладно, разрешение-то мы ведь новое получим. Бизнес заточен на получение прибыли здесь и сейчас. Если есть возможность заработать сегодня, всем плевать, как их за это накажут.

У нас было дело, когда сотовый оператор некорректно разместил информацию о тарифах, но разбирательство было с рекламодателем, а не с нами. Но у нас был просто договор аренды рекламных конструкций, поэтому отвечали не мы.

Вячеслав Шелуханов - директор ТСЖ «Азино-1»:

- УФАС - одно из самых закрытых управлений, многим людям остается просто непонятной сфера их деятельности. По работе, конечно же, приходилось с УФАС сталкиваться, но для того, чтобы проблем не возникало, нужно знать законодательство. Главное направление деятельности УФАС, для большинства граждан, - конечно, контроль за ценами на бензин.

Марат Хамидуллин - руководитель рекламно-консалтингового агентства Concepto:

- Если говорить с точки зрения гражданина, то монополией, наверное, пронизана почти вся наша экономика. И УФАС, конечно же, должно с этим бороться, напрямую выполнять свои обязанности. Просто это же не министерство какое-нибудь, это управление, которое оперирует теми полномочиями, которые им дают. Так что этот вопрос нужно решать глубже, а не только на уровне самого УФАСа.

Роман Шайхутдинов – генеральный директор ООО «Телесет»:

- УФАС в первую очередь должно заниматься защитой рынка, с которым работают потребители. Устойчивость рынка и его ценообразования – приоритет. Не только УФАС, все органы существуют, в конечном счете, для удовлетворения потребностей населения.

Фарида Садриева - генеральный директор фирмы «Кинто»:

- У меня только одно пожелание к работе УФАС – информировать рекламное сообщество о законе. Все рекламное сообщество после публикаций «БИЗНЕС Online» бурлит, ведь, оказывается, не за все вывески надо было платить госпошлину. В законах очень много противоречий, поэтому основная функция у УФАС должна быть разъяснительной. Карательная задача должна быть на втором плане. Также УФАС должно быть открыто к диалогу, мы ведь часто не знаем, что платим лишние деньги. У нашей фирмы, к счастью, не было никаких дел с антимонопольным органом.

Гульнара Постнова - директор по маркетингу «Эдельвейс Групп»:

- УФАС стоило бы усилить работу в отношении более крупных монополистов. К примеру, в договорах с «Татэнерго» есть пункт о том, что все споры решаются в Третейском энергетическом суде, а не в арбитражном, как во всех остальных случаях. Все клиенты «Татэнерго» подписывали и подписывают именно такие договора, так как другой альтернативы «Татэнерго» не позволяет.

Сергей Яковлев - генеральный директор Выставочного центра «ЭКСПО-КАМА» (Набережные Челны):

- Я думаю, что самая главная миссия этой службы должна заключаться в работе с монополиями, с образованием цен в монополиях, в естественных монополиях, в первую очередь. Что касается МММ, то если сейчас это дело для них неприоритетно, то потом, когда будет общественный резонанс огромный, у государства возникнут, - а они возникнут! - очень большие проблемы. Через год, через два, через три, даже через пять, проблемы с обманутыми вкладчиками возникнут, если сейчас ничего не делать. Я считаю, что УФАС должно подключаться здесь самым оперативным образом. Потом поздно будет.

И везде, где монополист устанавливает цену, там нужно смотреть внимательно. Таких очень много – есть вопросы с ценами на топливо, с ценами на электричество. Помню, во время кризиса 2008 года цены в Татарстане поднялись на одну цифру, а в соседних регионах на другую. И только спустя некоторое время все это привели в норму.

Я считаю, что антимонопольщикам не нужно вмешиваться в вопросы, которые может отрегулировать сам рынок. То есть когда цену может установить рынок. А вот когда цену устанавливает монополия, рынок ничего сделать не может. Альтернативы нет этому поставщику. И чаще всего этот поставщик контролируется государством. Поэтому здесь повлиять на ситуацию может только государство. Во всех остальных случаях нужно отслеживать, чтобы просто не было ценовых сговоров среди ограниченного числа поставщиков. Бывает, что поставщик один, а бывает, что их несколько.

Фанис Харисов – Директор ООО «Реклама Центр» (Набережные Челны):

- Я не знаю, как расставлены приоритеты в должностных инструкциях сотрудников УФАС, но как гражданин и человек, занятый в сфере среднего (или малого?) бизнеса сталкивался с работой этой организации. Уверен, что они не влияют ни на цены на топливо, ни на тарифы ЖКХ. С гигантскими монополиями нефтянки бороться на республиканском уровне не под силу нашим ребятам. Очень жаль, что цены на бензин растут постоянно, единственный положительный момент в этом, на мой взгляд – может кто-нибудь не выедет в город на своем автомобиле, после подорожания топлива, поедет на работу на метро, и пробки хоть немного станут меньше. С тарифами ЖКХ, которые принимаются на местном уровне, вполне по силам разобраться. Здесь, при желании наши «антимонопольщики» могли бы поработать.

Нашему УФАС гораздо проще оштрафовать какую-нибудь рекламную фирму, которая что-то не то написала на плакате, не того размера шрифтом. Мне жаль людей, которые опять пошли стройными рядами в МММ, но если законом размещение рекламы Мавроди не запрещено, в этом виноваты не Березкин и компания, а депутаты не желающие принимать соответствующие законопроекты.