О герое

Нашему собеседнику 40 лет. Он попал в автомобильную сферу 10 лет назад. В течение нескольких лет работает в одном из автосервисов Казани администратором. 

Наценка на запчасти у автосервисов разная. Чем дешевле ты купишь деталь, тем дороже ее продашь Наценка на запчасти у автосервисов разная. Чем дешевле ты купишь деталь, тем дороже ее продашь Фото: © ALEXEY BYCHKOV/Global Look Press / www.globallookpress.com

Как устроен рынок автозапчастей

  • Автосервисы покупают запчасти для автомобилей у крупных федеральных холдингов-поставщиков. Они в свою очередь напрямую работают либо с производителями, например с заводом Schaeffler из Германии, либо с официальными дистрибьюторами. 
  • Условия работы у всех поставщиков разные, все зависит от объема закупок. Чем больше ты покупаешь, тем меньше цена. Как правило, сервисы не работают с одним поставщиком, т. к. у него не может быть 100% всех деталей. Наш бизнес построен на том, чтобы оперативно обслужить автомобиль, сдать его и приступить к следующему. Простоев не должно быть. Поэтому мы заинтересованы найти необходимую деталь как можно быстрее. 
  • Наценка на запчасти у автосервисов разная. Чем дешевле ты купишь деталь, тем дороже ее продашь. Это как на рынке — за жвачку или резинку для волос ты не будешь ставить наценку 30%, все делают 100%. Но если покупаешь турбину за 50 тыс. рублей, то цену на нее не удвоишь. В среднем наценка на дорогие детали составляет от 15%. 

Когда после начала спецоперации резко скакнул курс доллара, крупные федеральные поставщики испугались. Никто не знал, по какой цене отгружать товар «Когда после начала спецоперации резко скакнул курс доллара, крупные федеральные поставщики испугались. Никто не знал, по какой цене отгружать товар» Фото: © ALEXEY BYCHKOV/Global Look Press / www.globallookpress.com

Цены на все выросли в 2–2,5 раза

  • Последние 2–3 года каждую весну стабильно повышались цены на запчасти. Не знаю, с чем это связано. Возможно, с переоценкой. Например, цена на масла всегда возрастала на 10–15%, особенно у европейских производителей.
  • Когда после начала спецоперации резко скакнул курс доллара, крупные федеральные поставщики испугались. Никто не знал, по какой цене отгружать товар. Вот ты купишь деталь за 10 тыс. рублей, отгрузишь ее за 15 тыс., а через два дня она в закупке подорожает до 20 тысяч. Многие поставщики просто остановили продажи. 
  • Один из крупнейших федеральных поставщиков взял и привязал в своей системе стоимость всех запчастей, в том числе которые у них были на складах в России, к курсу валют, и делал переоценку каждые 15 минут. Доходило до смешного. Утром я откладываю в корзину для клиента деталь за 1,2 тыс. рублей. А вечером она уже стоит 1,9 тысячи.
  • Еще пример. Я оценил клиенту ремонт ходовой на 15 тыс. рублей (детали и работа). Он неделю думал, позвонил и спрашивает: «Я слышал, что детали подорожали. А сколько это будет стоить сейчас?». Мы ему пересчитали, вышло уже за 23 тысячи. Потом ради интереса зашел и посмотрел то же самое — за день каждая деталь стала дороже еще на 500 рублей. Так мы жили 2–3 недели. 
  • Некоторые продавцы перестали принимать товар на возврат. Например, человек купил деталь за 5 тыс. рублей, а через пару дней курс доллара упал. И люди начали возвращать, чтобы перекупить дешевле. Я разговаривал с одним менеджером поставщика, он говорит: «Смотрю динамику продаж, и в какой-то момент пошел активный возврат». Сразу всем эту опцию отрубили. 
  • Цены на все выросли примерно в 2–2,5 раза. Банальный фильтр раньше стоил 400 рублей, сейчас — 850. Это коснулось даже деталей для автомобилей «ВАЗ», у них подорожание произошло минимум на 15–20%. Но больше всего пострадали европейские и американские бренды машин, меньше азиатские. 

В прошлом году ты сделал ТО за 5 тысяч, а тут хоп — и стало 15 тысяч!

  • Просадки в работе после начала спецоперации наш сервис не заметил. Наоборот, клиентов стало больше. Люди сразу поняли, что цены сильно вырастут. Мы тоже их предупреждаем, что ситуация непонятная, поэтому лучше сейчас ремонтируйте свои автомобили. В основном многие прислушались к этим советам. Стандартные работы никуда не делись. 
  • Сейчас средний чек ремонта 40–60 тыс. рублей стал нормой. Люди пытаются один раз вложиться, чтобы какое-то время постараться ездить без поломок. Некоторые клиенты приезжают на старом «ВАЗе», оставляют 40–50 тыс. на ремонт всей машины. Те, кто не может сразу всю сумму оплатить, ремонтируют в несколько подходов, по 2–3 раза. 
  • Однажды мужчина приехал на старенькой LADA Priora. Машина давно не обслуживалась, у него вышел ремонт на 45 тыс. рублей. Он говорит: «Я все сразу не потяну. Сделаю пока только самые критичные моменты». Мы все с ним согласовали, механик приступил к работе. Через несколько минут клиент возвращается и говорит: «Я нашел деньги, делаем все». Вот такое стало чаще происходить. 
  • При этом есть категория водителей, которые редко ездят, в формате «дом — работа», и проходят ТО раз в год. Условно, «каждое 1 мая я меняю себе масло». Вот такие в шоке от ситуации. Получается, в прошлом году ты сделал ТО за 5 тыс., а тут хоп — и стало 15 тысяч! 

Сейчас средний чек ремонта 40–60 тыс. рублей стал нормой. Люди пытаются один раз вложиться, чтобы какое-то время постараться ездить без поломок «Сейчас средний чек ремонта 40–60 тысяч рублей стал нормой. Люди пытаются один раз вложиться, чтобы какое-то время постараться ездить без поломок» Фото: © ALEXEY BYCHKOV/Global Look Press / www.globallookpress.com

За действительно качественные детали придется платить гораздо больше

  • Сейчас курс доллара упал, цены на запчасти незначительно снизились. Но, на мой взгляд, теперь на цену влияет дефицит. Многие эксперты, которых я читаю и с кем лично знаком, говорят, что российский авторынок ощутит нехватку запчастей уже в июне — июле. Менеджеры крупных федеральных сетей мне рассказывали, что у них хватит деталей примерно на 2–3 месяца. Ничего нового не завозят. А все, что есть сейчас, — это остатки на складах в России. 
  • Как раньше происходил подбор деталей? Ты берешь оригинал, «забиваешь» у поставщика, и система показывает, сколько стоит эта запчасть, а также предлагает кучу аналогов, половина из которых доступна для покупки в Казани. Таким образом, ты мог предложить клиенту в зависимости от его бюджета дешевый фильтр, средний по цене или оригинал. 
  • У нас есть постоянный клиент на Volkswagen. Он недавно позвонил и попросил прикинуть стоимость ремонта, чтобы знать, сколько с собой взять денег. Я смотрю, а на его машину в Казани ничего нет — ни оригинальных деталей, ни аналогов. Все под заказ, ждать неделю. Кроме этого, теперь на подобные машины воздушный фильтр стоимостью 15 тыс. — это норма. 
  • Сейчас в Казани очень много машин Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo или Skoda Rapid. Дошло до того, что клиент приезжает с простой проблемой — замена ГРМ. Раньше этих ремней имелось очень много. Можно было «забить» оригинал, и тебе поиск выдавал европейские бренды, китайские и многие другие. Ты заказываешь и уже в течение часа начинаешь работу. Недавно прошелся по всем поставщикам, нигде нет ремня ГРМ, только под заказ. Самый приемлемый комплект стоил 25 тыс. — это Contitech (Германия), мы ждали его неделю. Для сравнения: раньше цена была в среднем от 12 тыс. до 15 тыс. в зависимости от бренда и качества. Но теперь дело даже не в стоимости. Эти детали всегда были в наличии, а сейчас пришлось ждать. 
  • Стало не хватать европейских и американских производителей запчастей. Премиум-сегмент очень сильно пострадал. Как эти люди будут обслуживать свои машины в ближайшее время, я пока, честно говоря, не знаю. Например, есть такой автомобиль Infiniti Q50, туда заливается только специальное масло — 0W-30 Nissan. Его и в обычное время было тяжело найти, а теперь… У нас был клиент на такой машине. Он как-то клятвенно утверждал, что это масло везде продается. В итоге привез немного другое масло, залили. Машина съела его за месяц. 
  • Некоторые клиенты говорят: «Что теперь делать? Во двор машину ставить, купить себе „четырку“ и на ней ездить?» Мы пока отшучиваемся, но, похоже, некоторым так скоро придется делать. Я не прогнозирую, что совсем ничего не будет. Мы не в таком мире живем. Но действительно качественные детали, наверно, придется дольше ждать и платить за них гораздо больше.
  • Проблемы с логистикой также сильно сказываются на ситуации. Был случай, который показал мне, как мировая логистика влияет на цены для конечного потребителя. Когда в прошлом году в Суэцком канале застрял контейнеровоз, я сначала подумал: «Ну бывает». Казалось бы, где мы, а где это судно. Но через Суэцкий канал очень много товаров возят из Азии в Европу. Там же крупные поставки автомобильных деталей. Прошла пара недель, и стоимость деталей на Hyundai/Kia резко выросла. Например, оригинальная цепь стоила 5 тыс., а стала 15 тыс., оригинальная поршневая группа подорожала с 9 тыс. до 25 тысяч. Я звоню поставщику, спрашиваю, что происходит. Он отвечает: «Новых поставок нет, потому что контейнеровоз застрял».

Сейчас в Казани очень много машин Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo или Skoda Rapid «Сейчас в Казани очень много машин KIA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo или Skoda Rapid» Фото: «БИЗНЕС Online»

Масло начнет быстрее стареть, его нужно будет чаще менять

  • Очень сильно подорожали базовые масла. Как я уже сказал, есть машины, в которые абы что не зальешь. Например, у Volvo свои допуски моторных масел. Только некоторые производители их делают, которые сейчас либо ушли, либо цены у них стали просто баснословными. 5 л масла за 15–20 тыс. рублей для таких машин стало нормой. 
  • Но есть и другая проблема, о которой мне говорят продавцы. Казалось бы, пусть Shell и Mobil уходят, у нас же есть «Лукойл», «Татнефть», ТАИФ. Мы сами добываем нефть, базовая основа у нас своя. Но мы никогда не производили присадки для производства масла, их завозили из-за рубежа. Без этих присадок мы не сможем производить качественные масла, например для автомобилей премиум-брендов. Допустим, у Volkswagen свой допуск вязкостью 5W-30. Это всегда было дорогое масло. Как их сейчас станут производить, я не знаю. 
  • Тут вроде бы братья-китайцы подтягиваются. Где-то даже новость была, что большой объем присадок для масел Россия покупает у КНР. Но, как мне сказал представитель одной компании, «китайские присадки такого качества, что если мы их станем использовать, то заменять масло придется не каждые 10 тысяч [километров], а каждые 5». Масло начнет быстрее стареть, его нужно будет чаще менять.

Если клиент спросит: «Какая гарантия?», я разведу руками и отвечу: «Не знаю»

  • Китайских запчастей всегда на рынке было много. Но Китай тоже бывает разный. Это как с одеждой или любой другой вещью. Дело в контроле качества и производителе. Полностью перекрыть все наши потребности, наверное, КНР не сможет. У них не делают очень дорогие редкие детали, электронные компоненты на автомобили премиум-класса. 
  • Сейчас китайские детали тоже очень сильно подорожали. Возьмем усредненный легковой седан, KIA Rio или Hyundai Solaris. Раньше китайский тормозной диск на эти автомобили стоил 1,8–2,2 тыс. рублей, а хороший европейский — 3,5–4 тысячи. Сейчас китайский начинается от 3,5 тыс. (но я такие клиентам даже не предлагаю), а европейский — от 8,5–9 тысяч. 
  • По поводу параллельного импорта я не так много знаю. Я видел список, который опубликовал минпромторг. Большинство брендов, как автомобильных, так и производителей запчастей, там есть. Думаю, что это поможет нам не остаться без деталей совсем. 
  • Но получается, что таким образом отменили возможность брать разрешение у правообладателя поставлять эти детали в Россию. То есть абы кто сможет привозить, пусть даже оригинальные, детали. А кто будет проверять, оригинальная она или нет? В таком случае очень сложно окажется давать клиенту гарантию. Обычно как происходило: официальные дистрибьюторы давали гарантию крупным федеральным поставщикам. Они, в свою очередь, давали гарантию автосервисам, а мы —клиентам. Поставил ты человеку ступичный подшипник, а он у него через две недели загудел. Клиент возвращается к нам, мы составляем необходимые бумаги, снимаем подшипник и сдаем все это обратно по цепочке производителю. А сейчас кто за эту цепочку будет отвечать? Если клиент спросит: «Какая гарантия?», я разведу руками и отвечу: «Не знаю». Потому что действительно не буду знать, откуда деталь приехала, и кто за нее должен отвечать. А кому возвращать? Но это, наверно, самый плохой вариант развития событий. Надеюсь, до такого не дойдет. Где-то было указано, что Роскачество все-таки станет контролировать каждую партию. 

У нас есть несколько клиентов, которые раньше обслуживались в Mercedes. Они рассказывают, что в прошлом году базовое ТО стоило около 17 тыс. рублей, а сейчас за то же самое просят около 50 тысяч «У нас есть несколько клиентов, которые раньше обслуживались в Mercedes. Они рассказывают, что в прошлом году базовое ТО стоило около 17 тысяч рублей, а сейчас за то же самое просят около 50 тысяч»

«Сейчас наш «пирог» начал очень сильно сужаться»

  • Повышение цен и дефицит очень сильно отразились на официальных дилерах. Многие стали отказывать клиентам в гарантийном ремонте, потому что нечем ремонтировать. А официальные дилеры не имеют права использовать неоригинальные детали. Может дойти до того, как у нас в ПАТП начали делать, — разбирают новый автобус на запчасти для старых машин. 
  • Помимо подорожания деталей, они также подняли цены за работу. Не знаю, зачем это сделали. В наш сервис стало поступать много звонков от клиентов, кто раньше обслуживался у дилеров. Эти люди привыкли к некоторому комфорту, качеству. Они не поедут к дяде Васе в гараж, но и переплачивать у дилера уже не могут. 
  • У нас есть несколько клиентов, которые раньше обслуживались в Mercedes. Они рассказывают, что в прошлом году базовое ТО стоило около 17 тыс. рублей, а сейчас за то же самое просят около 50 тысяч. 
  • Во время пандемии из-за снижения потока клиентов официальные дилеры, насколько я знаю, начали использовать более дешевые материалы. У Hyundai/Kia есть линейка масла XTeer — это бюджетный оригинал. Кроме того, у них появилось эконом-ТО, какие-то подарки, акции. У меня товарищ покупал б\у машину, ему подарили бесплатную замену масла. Такими вещами они пытаются сохранить клиентов. Некоторые официальные дилеры начали б\у автомобили продавать. Они подстраиваются под рынок, под нынешние реалии как могут.
  • В Казани после начала спецоперации стали закрываться мелкие автосервисы. Но они и до этого активно закрывались, особенно те, кто работал вчерную и не платил налоги. Наша работа заключается в том, чтобы развиваться, не стоять на месте. Мы же все оказываем одинаковые услуги, поэтому люди отдают голос за комфорт. Если тебе не понравилось обслуживание, ты больше не приедешь в этот сервис и еще 10 человекам отсоветуешь. 
  • Сейчас наш «пирог» начал очень сильно сужаться, но для нас это хорошо. От официальных дилеров люди переходят к нам, а с дешевыми сервисами мы и так не конкурировали. Туда приезжали те, кто всегда и на всем старался экономить. Это не наши клиенты. 

Люди стали чаще приезжать со своими деталями. Но это те, кто знает, как искать, либо делает это через очень хороших знакомых «Люди стали чаще приезжать со своими деталями. Но это те, кто знает, как искать, либо делает это через очень хороших знакомых» Фото: © ALEXEY BYCHKOV/Global Look Press / www.globallookpress.com

Многие клиенты начали чаще расплачиваться кредитными картами

  • Люди стали чаще приезжать со своими деталями. Но это те, кто знает, как искать, либо делает это через очень хороших знакомых. Тут я всегда с клиентами проговариваю один момент. Вот смотрите, вы купили деталь, приехали к нам, поставили, а деталь оказалась бракованной. Что вы будете делать? 
  • Когда клиент приезжает к нам делать ремонт под ключ, я беру на себя ответственность за установку детали и ее качество. Если он приезжает и говорит: «У меня сломалась деталь, вы ставили ее две недели назад», я отвечаю: «Не вопрос». Мы ее снимаем, ставим другую такую же деталь или что-то подороже за доплату. Но я сам буду разбираться с возвратом денег, клиента это не касается. 
  • Еще заметил, что после резкого скачка цен на запчасти многие автомобилисты стали аккуратнее вести себя на дорогах, расстояние между машинами увеличилось. Также многие начали чаще расплачиваться кредитными картами. Но такого, чтобы люди стали отказываться от ремонта, наверно, нет. 

Многие эксперты говорят, что мы возвращаемся в конец 1990-х

  • Владение автомобилем — это дело каждого. Но содержать его становится сложнее. Отказывать клиентам из-за невозможности что-то отремонтировать нам пока не приходилось. Но увеличились сроки ремонта. Боюсь, мы сейчас идем к тому (если не произойдет каких-то чудес), что будет так: человек приезжает на банальный ремонт, но оставляет машину, пока не придут детали. Если раньше ремонт можно было сделать за 3–4 часа, то теперь это займет 4–5 дней. По некоторым брендам точно так станет происходить.
  • Подорожают услуги. Сейчас большинство работ осталось по таким же ценам, как и в прошлом году, но резкого скачка не было. Все отслеживают и стараются поддерживать рыночные цены. Если повышают базовые услуги, то мы тоже это делаем, зачем нам в убыток работать? 
  • Многие эксперты говорят, что мы возвращаемся в конец 1990-х. Похоже, что, как и тогда, будут пользоваться спросом услуги по ремонту деталей — что-то запаять, приклеить. Уже сейчас стала очень популярна проточка диска. Т. е. люди не меняют диски, а просто их «ремонтируют». Конечно, это возможно не во всех случаях, но, когда есть небольшой износ, можно убрать его специальным станком. 
  • Проточка стоит около 1,5 тыс., а средний китайский диск — 4–4,5 тысячи. Правда, не все можно заточить, но если есть возможность, то сейчас люди активно этим пользуются. Раньше у нас отсутствовала такая услуга, поскольку не было нужды. Привез диск, поставил, можешь дать клиенту полноценную гарантию, т. к. это новая деталь.