Организованные туристы этим летом сосредоточатся на отдыхе внутри России, а единственное массовое зарубежное направление — Турция Организованные туристы этим летом сосредоточатся на отдыхе внутри России, а единственное массовое зарубежное направление — Турция Фото: Shadati / XinHua / www.globallookpress.com

Продажи летних турпакетов упали на 15–20%

Организованные туристы этим летом сосредоточатся на отдыхе внутри России, а единственное массовое зарубежное направление — Турция. К такому выводу пришли аналитики ассоциации туроператоров России (АТОР), изучившие статистику продаж туроператоров на три летних месяца. В целом продажи летних турпакетов упали на 15–20% по сравнению с летом 2021 года. Продажи снизились даже с учетом того, что в большинстве регионов «коронавирусные» ограничения уже не действуют. АТОР выделяет несколько трендов отдыха в этом сезоне:

  • глубина бронирования снизилась сильнее, чем в пандемийный период. Отдыхающие стараются покупать туры, билеты или отели как можно ближе к дате заезда. Сейчас на июнь у туроператоров приходится около 60–65% всех бронирований на лето за рубеж, около 25% — на июль, на август — лишь 10–15%;
  • из-за сложностей с логистикой и закрытого неба на юге России число отдыхающих на российских южных курортах упадет по сравнению с прошлым годом;
  • многие россияне выберут для отдыха свой или соседний регион;
  • Турция останется лидером среди зарубежных направлений и еще больше нарастит свою долю.

В ассоциации признали, что сделать сколько-нибудь точные прогнозы по числу туристов в летнем сезоне невозможно, поскольку геополитическая ситуация может еще не раз поменяться. «По текущим оценкам, этим летом среди отдыхающих на российских курортах доля организованных туристов составит 20–25 процентов, среди выезжающих за рубеж с целью туризма — 85–90 процентов», — сказано в исследовании. Ключевой фактор, на который ориентируются путешественники при выборе места отдыха как в России, так и за рубежом, — это возможность прямого перелета. Свыше 85% всех продаж турпакетов и размещения с заездами на лето 2022 года приходится на внутренние российские направления и Турцию. При этом АТОР оговаривается: анализировались только продажи туроператоров, 75–80% внутреннего турпотока формируют самостоятельные туристы. Впрочем, тенденцию это не отменяет: этим летом наслаждаемся просторами необъятной Родины.

Самое популярное российское направление — Краснодарский край, на который приходится более 60% бронирований Самое популярное российское направление — Краснодарский край, на который приходится более 60% бронирований Фото: © Артур Лебедев, РИА «Новости»

Самое популярное российское направление — Краснодарский край, на который приходится более 60% бронирований. Следом с огромным отставанием идем Крым (12–15% бронирований), замыкают тройку лидеров Санкт-Петербург и Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край) — по 5–7%. Турагентства обращают внимание на возросшую популярность Петербурга и республик Северного Кавказа (Дагестан, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария). В числе популярных российских направлений названы Калининградская область, Алтай, Подмосковье. На последнем месте в этом списке упомянута и Казань. Судя по всему, в этом сезоне столице Татарстана пока хвалиться нечем. Но не будем забывать: речь идет только о продажах через турфирмы.

Каков средний чек на недельный отдых в июне в России, по данным туроператоров? Сочи — около 50 тыс. рублей на двоих без перелета, Крым — около 43 тыс. рублей на двоих без перелета. Тур на двоих в Турцию в среднем обходится в 160–210 тыс. рублей. Как правило, средняя продолжительность такого отдыха — 7–12 ночей. В числе популярных зарубежных направлений также Абхазия, ОАЭ, где есть скидки в люксовом сегменте, и Египет.

Каков средний чек на недельный отдых в июне в России, по данным туроператоров? Сочи — около 50 тыс. рублей на двоих без перелета, Крым — около 43 тыс. рублей на двоих без перелета Каков средний чек на недельный отдых в июне в России, по данным туроператоров? Сочи — около 50 тыс. рублей на двоих без перелета, Крым — около 43 тыс. рублей на двоих без перелета Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Туриндустрия работает на потребителя, для нас это выживание»

«Особенность туристско-курортного сезона этого года в том, что он начался не 1 мая даже, а 29 апреля, когда была открыта навигация по рекам из Москвы и по Волге, а также запустили экспедиционные круизы по Енисею и Байкалу — это более тысячи маршрутов, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ вице-премьер российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. — 23 туристских поезда в этом году будут осуществлять перевозки».

В топ-5 регионов по итогам майских праздников Барзыкина вошли Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Казань и Северный Кавказ. Крым — 6-й из-за проблем с логистикой. «Казань по различным видам где-то может быть третья, где-то четвертая, — оценил собеседник издания. — Это очень достойное место, и важно, что практически с майских праздников такой тренд пошел. Важнейший вид отдыха — речные круизы и, конечно, культурно-познавательные. Логистика отличная, средства размещения есть. По продвижению тоже неплохо, мы всегда слышим и видим Татарстан. Казань заметна, Татарстан востребован, нет безразличных людей к гастрономическому туризму. Я думаю, что эта динамика будет увеличиваться».

К списку популярных маршрутов собеседник издания добавил Калининград и Солнечногорск. «Не Черным морем единым живем — Балтика привлекает, Дальний Восток востребован, речные круизы в этом году почти в 2 раза увеличивают реализацию, — отметил он. — Будут расширяться Байкал и Камчатка, Сахалин. Около 60 тысяч стоит бюджетный тур на Сахалин и Камчатку, это практически в 2 раза дешевле, чем если бы мы так отправляли, а Ростуризм субсидирует перевозку — 50 процентов [затрат], потому эти туры тоже востребованы. И известный кешбэк тоже дал стимул — более 8 миллиардов возвратных средств получили наши туристы».

«Разнообразие внутрироссийских направлений по ценам, территориям, видам туризма и транспорта дает нам уверенность в том, что в этом году мы выйдем на доковидный уровень на внутреннем рынке, — полагает Барзыкин. — По доходности 2020 и 2021 годов в минусе была туриндустрия. Но и в этом году доходов будет меньше, потому что туриндустрия работает на потребителя, цены не повышают даже на уровень инфляции. Для нас это все пока выживание».

«Казань „продается“ очень хорошо на российском рынке, Казань „продавать“ не стыдно» «Казань «продается» очень хорошо на российском рынке, ее «продавать» не стыдно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Успешным бизнесменам есть куда деньги потратить в России, есть и татарстанские среди них»

Президент ассоциации турагентств Рамиль Мифтахов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в этом году ассоциация планирует рост турпотока в сравнении с 2021-м. «Майские праздники показали, что желание приехать в наш регион большое, и, понимая общий тренд, мы проработаем в плюсе по посещаемости, — полагает он. — Высок процент вторичных туристов. Люди из близлежащих регионов часто просто приезжают в Татарстан из-за хорошей инфраструктуры, развлечения, достопримечательностей и кухни».

Однако в этом году затраты на туры подрастут — Мифтахов напомнил, что в 2022-м МРОТ и по факту зарплаты будут повышены на 10%. «Людям тоже надо повышать зарплату, расходы растут, и все это отражается на ценообразовании отелей и ресторанов», — намекнул он.

«Казань „продается“ очень хорошо на российском рынке, ее „продавать“ не стыдно, — говорит директор туристического агентства „Компаньон СП“ Сергей Пасечник. — Нам есть что показать — и гостиницы, и природа красивая, и культура разная, и религия. Я был на выставке люксового туризма в Москве, и все очень благосклонно отзываются о Казани, у всех приятное впечатление. К нам приезжают со всей страны в среднем на две ночи. Это классика — обзорная экскурсия по городу, Свияжск и Болгар. Но для продолжения пребывания в Татарстане нужно что-то делать на природе, на Волге. Так, чтобы не только город показывать, но и чтобы человек хотел здесь отдохнуть. Есть у нас санатории, но пока это все не удивляет. В среднем чуть-чуть получше, чем было в Советском Союзе, но уровень пока такой…»

«К нам приезжают со всей страны в среднем на 2 ночи. Это классика — обзорная экскурсия по городу, Свияжск и Булгар» «К нам приезжают со всей страны в среднем на две ночи. Это классика — обзорная экскурсия по городу, Свияжск и Болгар» Фото: «БИЗНЕС Online»

И все же для внутреннего туризма Татарстана этот летний сезон будет хорошим, полагает Пасечник. «Думаю, на 70–80 процентов загружены отели [Татарстана]. У разных гостиниц свои преимущества. „Ривьера“ обладает аквапарком, у Luciano мощный спа-центр», — добавил он.

Путешествия внутри России для состоятельных людей чаще всего носят вынужденный характер, рассуждает собеседник издания. «Есть и неожиданные [направления] — например, серьезные бизнесмены поехали по Енисею на корабле за полмиллиона рублей на 10 дней, — поделился он. — Наверное, один приличный пароход взяли в аренду, потому что весь наш речной транспорт вызывает сожаление. Какой-нибудь ледокол, который идет в Арктику, 10 тысяч евро стоит путевка, плюс еще нужно долететь до этого ледокола. И такое пользуется популярностью. Нашим успешным бизнесменам есть куда деньги потратить в России. Есть и татарстанские среди них. Выбирают места, где достойный уровень сервиса, а этого в России очень мало. И клиенты, которые не могут поехать в Ниццу или Портофино, выбирают вот такие маршруты».

В Татарстане же речное судоходство едва оправилось от холодной весны с катастрофически низким уровнем воды, сетует директор ООО «Паруса» Вячеслав Егоров. «В мае востребованности не было, но теперь бронирование появляется, — добавил он. — Уже и август расписывается, и сентябрь».

В предвкушении от летнего сезона председатель гильдии экскурсоводов РТ Игорь Воронов. «Туристы едут отовсюду, самые дальние у меня были с Сахалина, много из Сибири — Екатеринбург очень активно, Москва и Санкт-Петербург — это как обычно, — перечислил собеседник издания. — Есть и Башкортостан, у меня была группа с Алтая, из Оренбурга. Охват получается более дальний, едут не только из соседних городов».