Алексей Лопатин: «Экзамен в США не предусматривает деления на предметы. Он пишется как одна большая работа в течение нескольких часов» Алексей Лопатин: «Экзамен в США не предусматривает деления на предметы. Он пишется как одна большая работа в течение нескольких часов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Аналог ЕГЭ в США: стоимость — $30–40, зато сдавай хоть 12 раз

«Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок»

(Т.Г. Гексли)

В последние годы резко активизировался дискурс по поводу ЕГЭ. Мы наблюдаем жесткую полемику и даже споры, опросы, публичные оценки общественного мнения. Но все же я считаю, что решать такие серьезные вопросы, касающиеся всей образовательной системы государства, должны профессионалы в консенсусе со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями работодателей и, конечно же, родителей.

Для более детального и всестороннего рассмотрения вопроса необходимо обратиться к опыту других стран с развитыми образовательными системами. И действительно, оказывается, единые экзамены в той или иной форме проводятся в большинстве развитых стран.

Для начала рассмотрим американскую систему организации аналога ЕГЭ как наиболее многообразную и наименее стандартизированную. Что сразу хочется сказать: наш ЕГЭ имеет определенные сходные черты со своим американским собратом. При этом в США нет и не было единого государственного стандарта сдачи выпускного экзамена, как и нет общих для всех школ образовательных программ. Фактически единственным измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в конкретные университеты (Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене //Высшее образование сегодня» — 2006. — №3. — С. 24–27). Поскольку школьные программы могут  существенно отличаться друг от друга, оценки в аттестате не всегда являются объективным показателем подготовленности будущего студента. Чтобы поступить в университет, американскому подростку необходимо пройти тестирование по одной из двух систем: SAT (Scholastic Aptitude Test) или ACT (American College Testing). Американские вузы принимают результаты обоих тестов, но считается, что в центральной части страны исторически популярнее ACT, а на побережьях — SAT. При этом право выбора остается за школьником.

Алексей Александрович Лопатин — завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук, доцент, выпускник «Школы ректоров» МШУ «Сколково» (2014). 

Родился в Казани 2 марта 1979 года.

1996–2002 — учеба в КГТУ им. Туполева, специальность «авиационная, ракетно-космическая теплотехника».

С 2001 по 2006 год — (последовательно) лаборант, аспирант, младший научный сотрудник, научный сотрудник КГТУ им. Туполева.

2011–2012 — начальник управления профориентации и приема КНИТУ-КАИ.

2013–2015 — директор корпоративного института КНИТУ-КАИ.

2015–2018 — директор института авиации, наземного транспорта и энергетики КНИТУ-КАИ.

2018–2021 — проректор по образовательной деятельности (позже проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе) КНИТУ-КАИ.

С сентября 2021-го по апрель 2022 года — ректор ТИСБИ. 

С 2006 года по настоящее время — доцент КГТУ им. Туполева, доцент КНИТУ-КАИ.

С 2017 года по настоящее время — завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ.

Несмотря на то что результаты SAT и ACT учитываются всеми американскими университетами и колледжами в качестве вступительных испытаний, как правило, высокий результат тестов далеко не всегда гарантирует зачисление в вуз. Объяснение этому очень простое: поскольку каждый вуз самостоятельно решает, какой элемент заявления от абитуриента является для него основным, процесс поступления отличается значительной степенью непредсказуемости и вариативности. Большое значение для поступления во многие именитые университеты играют индивидуальные достижения выпускника. Например, спортивные, общественные или профессиональные. При этом в зависимости от вуза «вес» этих достижений в общей оценке результата может варьироваться в широком диапазоне, создавая тем самым значительную неопределенность. В результате американские школьники так же, как и наши, как правило, подают документы одновременно в несколько учебных заведений, иногда до 10 (каких-либо ограничений в этом плане не установлено).

Еще одно существенное отличие российского ЕГЭ от его американского собрата состоит в том, что экзамен в США не предусматривает деления на предметы. Он пишется как одна большая работа в течение нескольких часов. Различные задания проверяют знания учащихся по математике, английскому языку, литературе, а также естественным наукам. При этом сдача экзамена в США платная и стоит порядка $30–40 для граждан и $80–110 для иностранцев. Но, в отличие от нашего экзамена, американский можно сдавать от 6 до 7 раз в год, в зависимости от вида тестирования (но не более 12 раз).

В США заявление в вуз подается осенью, когда школьник учится в последнем, 12-м, классе, но сдать SAT или ACT он может и раньше. Для поступления в университет выпускник направляет в приемную комиссию свои лучшие результаты тестирования. Количество и качество попыток сдачи экзамена остаются секретом. Иногда для «предварительной тренировки» экзамен впервые сдается в 10-м классе, а затем — после дополнительной подготовки — в последний год обучения.

Очень важно, что российский ЕГЭ является более сложной системой, чем его американский аналог. Это связано прежде всего с тем, что все тесты в США имеют варианты ответов и, следовательно, возникает возможность, что называется, испытать удачу и попытаться угадать правильный вариант. В этом плане тестирование SAT и ACT больше напоминает российский ОГЭ.

Несмотря на значительные отличия между нашими системами, есть и общие черты. Так, сроки действия результатов экзамена примерно равны (ЕГЭ — 4 года, SAT — 5 лет, ACT — 3 года). Кроме того, общей с ЕГЭ является продолжительность тестов SAT и ACT, примерно три часа без эссе или четыре часа с эссе. При этом и у нас, и в США очень строго контролируется запрет на пронос и использование средств связи и различного рода электронных устройств, способных помочь в решении тестов.

Как мы увидели, несмотря на общую схожесть, российский ЕГЭ и американское тестирование имеют большое количество системных отличий.

Самые престижные университеты Великобритании не принимают в свои ряды студентов с сертификатами A-levels, в которых меньше трех высших оценок «Самые престижные университеты Великобритании не принимают в свои ряды студентов с сертификатами A-levels, в которых меньше трех высших оценок» Фото: © imago stock&people / imago stock&people / www.globallookpress.com

В Израиле — психометрический тест, в Англии — экзамены A-levels

Еще более интересна и одновременно непохожа на наш ЕГЭ система единого экзамена в ИзраилеЗдесь школьники вместе с выпускными экзаменами добровольно проходят «психометрический тест». Не сдавшие его могут рассчитывать лишь на обучение в колледже. Этот тест проводится для проверки возможности обучаемости в университете потенциального студента и позволяет спрогнозировать успешность прохождения первого курса.

Тест состоит из нескольких частей и мало похож на наш ЕГЭ. В первой части сдаются английский и иврит. Дальше — математика, логика, а также академическое письмо (экзамен, объединяющий в себе возможность проверить не только грамотность, но и владение литературным языком). Тестирование можно проходить на английском, арабском, иврите, русском, испанском и французском языках. В случае неудачи или если поймают на списывании либо использовании запрещенных средств коммуникаций, можно пересдать, причем неограниченное количество раз. 

В Великобритании, в отличие от США, существует единый стандарт сдачи школьных экзаменов. Для получения аттестата о среднем образовании английский школьник должен сдать GCSE — The General Certificate of Secondary Education. Этот экзамен можно сравнить с нашим ОГЭ, который сдают после окончания 9-го класса. Если подросток не планирует получать высшее образование, а хочет пойти обучаться на программы среднего профессионального образования или сразу начать работать, этого будет вполне достаточно. Тех же, кто собирается пойти в университет, ждет еще два года школьного обучения — так называемый Sixth Form, или «6-й класс». За это время можно углубленно изучить несколько предметов, которые будут важны для обучения по выбранной специальности. Как правило, речь идет о четырех дисциплинах. Правда, их может быть и больше, но при этом нагрузка будет пропорционально возрастать. После окончания «6-го класса» выпускник сдает A-levels, которые и являются вступительными экзаменами в университет. Форма сдачи экзамена бывает различной и зависит от дисциплины, а их выбор определяется программой университета, в который собирается поступать абитуриент. При этом набор предметов А-levels в каждой школе свой, и случается, что нужной для вуза дисциплины в списке нет. В таком случае выпускник, как правило, занимается с частным репетитором.

Кстати, самые престижные университеты Великобритании не принимают в свои ряды студентов с сертификатами A-levels, в которых меньше трех высших оценок. Вуз также может потребовать пройти дополнительные вступительные экзамены или же написать эссе.

Университеты начинают прием заявок за год до поступления на основании результатов A-levels. Ученики вправе послать заявки в 6 университетов. В ответ они получают условное предложение от университета (оффер). Из нескольких офферов учащийся выбирает для себя основной (приоритетный) и резервный. Необходимо отметить, что при поступлении в университет рассматриваются и личные достижения, которые абитуриент сам посылает в университет, характеристики от школы, а также изучаются результаты промежуточных школьных экзаменов. Успешное прохождение экзамена A-levels, а также отличное портфолио и рекомендации позволяют абитуриенту поступить в выбранное им высшее учебное заведение. Таким образом, экзамены A-levels является далеко не единственным критерием успешности абитуриента.

В Китае абитуриенты ограничены в числе выбираемых университетов, не более 4–6, в соответствии с градацией, определяемой министерством образования КНР «В Китае абитуриенты ограничены в числе выбираемых университетов, не более 4–6, в соответствии с градацией, определяемой министерством образования КНР» Фото: © Cfoto  Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Abitur — в Германии, Гаокао — в Китае

В Германии выпускникам школ для поступления в университет необходимо сдать экзамены для получения сертификата Abitur. Набор тестов, составляющих Abitur, является одновременно и выпускным экзаменом в школе, и вступительным в университет. При сдаче выпускных экзаменов на получение Abitur учащимся предстоит пять экзаменов по основным предметам, один из них в обязательном порядке сдается устно.

Существует три обязательных группы предметов, из которых выпускники выбирают те экзамены, которые будут сдавать по выбору на продвинутом уровне: социальные науки (география, политология, социология, история, философия); язык, литература и искусство (немецкий, французский или английский языки, древнегреческий или латынь, в «искусстве» можно выбирать между рисованием и музыкой); математика и точные науки (информатика, физика, математика, биология, химия). Обязательный экзамен длится 1,5 часа, а по выбору — от 2,5 часа и более. Устный экзамен сдается в форме презентации и продолжается около 20 минут.

Для получения аттестата выпускнику необходимо набрать 300 баллов. При подсчете баллов учитываются не только результаты экзаменов, но и оценки по выбранным предметам, полученные в течение последних двух лет обучения в школе.

Система единого государственного экзамена — Гаокао (всекитайский государственный вступительный экзамен) — для поступления в высшие профессиональные учебные заведения была введена в КНР в 1977 году. К сдаче китайского «ЕГЭ», который проводится одновременно на всей территории страны один раз в год, допускаются лица, успешно сдавшие единый государственный экзамен по программе полного среднего образования или получившие образование, соответствующее полному среднему. Обязательными предметами для тестирования являются китайский язык, математика и английский, а четвертый — по выбору учащегося из гуманитарных наук (география, история, общий политический курс) или естественных (химия, физика, биология).

В проведении национального экзамена используется тестовая форма, а также развернутые письменные задания (например сочинение, эссе и т. д.), что, в общем, очень похоже на наш ЕГЭ. Если результаты не удовлетворяют экзаменуемого, можно пересдавать экзамен на следующий год, но уже на платной основе. В Китае абитуриенты ограничены в числе выбираемых университетов, не более 4–6, в соответствии с градацией, определяемой министерством образования КНР. При этом, как правило, определиться с выбором университета необходимо до начала экзаменов, при заполнении заявления на участие в ЕГЭ. Кроме того, при поступлении учитываются индивидуальные (внеучебные) достижения абитуриентов, например победы в различных олимпиадах и конкурсах, спортивные результаты государственного уровня, награды лучшим ученикам провинциального уровня.

Российский ЕГЭ ничуть не хуже западных аналогов, а в части отсутствия тестов с выбором варианта ответа даже превосходит многие зарубежные системы «Российский ЕГЭ ничуть не хуже западных аналогов, а в части отсутствия тестов с выбором варианта ответа даже превосходит многие зарубежные системы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Российский ЕГЭ хорош, но ему нужно придать гибкости

На основе рассмотрения различных подходов к сдаче единого государственного или выпускного экзамена, распространенных в странах с передовыми образовательными системами, можно сделать ряд очень важных выводов.

  1. Во всех «передовых» странах к технологии проведения единого экзамена относятся очень серьезно и даже жестко. Во время проведения таких экзаменов организаторами принимаются меры, исключающие возможность списывания или иных способов недобросовестной сдачи.  
  2. В той или иной степени в основу всех ЕГЭ положена система тестирования. При этом в зависимости от реализуемой модели экзамены могут быть дополнены как заданиями с «открытым ответом», так и устной формой проведения. В этом плане российский ЕГЭ находится в выигрышной ситуации, т. к. фактически в составе контрольно-измерительных материалов отсутствуют тесты с выбором ответа, что позволяет исключить элемент «угадывания наудачу».
  3. В странах с развитой образовательной системой одной из важных составляющих при поступлении в университеты является компонента индивидуальных достижений. В зависимости от страны и университета «весовая» доля данного компонента в общих баллах за экзамен может достигать 50%. Этот факт говорит о признании академическим сообществом значимости для успешного освоения программ высшего образования различных индивидуальных достижений абитуриентов, полученных ими во время обучения в школе.
  4. В некоторых странах единый экзамен сдается только теми выпускниками школ, которые нацелены на поступление в университет.

Что получается? Российский ЕГЭ ничуть не хуже западных аналогов, а в части отсутствия тестов с выбором варианта ответа даже превосходит многие зарубежные системы. Тем не менее с точки зрения разнообразия форм реализации ЕГЭ (эссе, устный экзамен, и т. д.), обеспечивающих бо́льшую гибкость и объективность оценки, наш единый экзамен значительно уступает. Возможно, на первых этапах развития ЕГЭ была необходима жесткая стандартизация структуры и формы, но сейчас, по прошествии уже более 12 лет, может быть, настало время сделать систему более адаптивной, придав ей нужную гибкость. Разумеется, можно с пониманием относиться к аргументам тех, кто говорит, что переход к так называемой очно-заочной форме сдачи единого экзамена, позволяющей наряду с «обезличенным» решением задач часть работы сдавать устно, значительно усложнит всю процедуру. Но всегда хочется возразить таким экспертам: «Позвольте, а как же объективность?» Ведь известны случаи, когда школьники, допуская технические ошибки, получали низкие баллы, не соответствующие их реальным знаниям. Тем более в нашей стране уже был хороший опыт сдачи экзаменов как в письменной, так и устной форме.

Еще одним аспектом, на который обращают значительное внимание в зарубежных образовательных системах, является учет индивидуальных достижений выпускника. В мировой практике есть успешные кейсы такой работы. Так, в англосаксонской системе существенное внимание при приеме в университет уделяют общественной, социальной и проектной работе, спортивным и научным достижениям. Декларирование такого подхода позволит заблаговременно, уже в средней школе, дать молодежи ориентир на развитие индивидуальной работы и саморазвитие. Но, для того чтобы реализовать такой подход, у современных университетов должна быть бо́льшая автономия относительно регулирования правил приема. Понимаю, что в ответ на такие предложения посыпятся замечания о возможном субъективизме и разгуле коррупции. Но хотел бы на это заметить, что в конце любой цепочки находится человек с его субъективной оценкой и, следовательно, возможен так называемый человеческий фактор. Необходимо просто предусмотреть разумную процедуру контроля, основанную на проверке части работ, являющейся репрезентативной выборкой. И, конечно, главный принцип организации максимально объективных экзаменов: обучают одни люди, процедуру ЕГЭ проводят другие, а проверяют третьи.

Примером такого жесткого контроля может служить экзаменационная система Китая, о которой мы говорили выше. Так, в 2016 году на экзамене Гаокао, славящемся не столько своей сложностью, сколько жесткостью соблюдения процедур, случилось происшествие, вызвавшее бурное обсуждение в интернете: одна из педагогов-наблюдателей умерла во время экзамена, но никто из детей не обернулся на звуки с задней парты, решив, что учительница уснула. Дети поняли, что что-то случилось, только в 11:20, когда не услышали команды положить ручки от наблюдателя. Почему такое могло произойти? Дело в том, что, если участник экзамена заговорил с кем-то, результат аннулируется. Списывание равно пожизненному запрету на сдачу Гаокао. Ставки слишком высоки, для того чтобы обернуться при написании.

В завершение статьи хотел бы вернуться к эпиграфу — знаменитой и уже где-то легендарной фразе Томаса Гексли. Его высказывание можно интерпретировать следующим образом: любая истина рождается, опережая свое время, и противоречит существующим представлениям о порядке вещей. Со временем «новая» истина становится привычной, и уже кажется, что она была всегда. В дальнейшем под натиском прогресса она постепенно устаревает и выглядит предрассудком, отжившим свой век и нуждающимся в реформировании.

И действительно, когда ЕГЭ только внедряли, «еретическая» мысль о нем воспринималась в штыки, т. к. она ломала все существовавшие стереотипы о механизмах и технологии поступления в университет. Постепенно единый госэкзамен стал привычным механизмом реализации конституционного права на образование в нашей стране. Одновременно начинали нарастать претензии к процедуре, форме и содержанию ЕГЭ со стороны общества в лице школьников, их родителей, работодателей и экспертного сообщества. Система перестала удовлетворять основных интересантов. И вот настало время реформирования… В этом нет ничего удивительного, через такие этапы жизненного цикла проходят все системы. Не является исключением и ЕГЭ.

Не стоит только забывать еще одну крылатую фразу: «Ломать не строить». Считаю, что мы должны бережно относиться к тому, что старательно и усердно строили более 12 лет. На сегодняшний день есть прочный фундамент и сформированная организационная структура единого экзамена. Но не стоит забывать о самом главном достижении ЕГЭ — студенческой мобильности. Единый госэкзамен как «великий уравнитель» блестяще выполнил эту задачу. Теперь практически любой выпускник школы, имея в своем активе отличные результаты ЕГЭ, может выбирать не только регион, но и университет, в котором он хотел бы обучаться. Может быть, стоит выбрать пилотные регионы в разных федеральных округах и реализовать экспериментальный проект по системной трансформации ЕГЭ?