«ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ СУДНО»

Напомним, 23 декабря генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, что предприятие выиграло «закрытый тендер на очень интересное судно», которое должно быть заложено в феврале-марте. От обсуждения подробностей Мистахов уклонился, отметив только, что в тендере участвовало 12 верфей и что это фрегат водоизмещением 3 тыс. тонн. Затем портал flotprom.ru уточнил, что корабль строится для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. А блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, конкретизировал: это большой пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 (шифр - «Океан») разработки ОАО «ЦМКБ «Алмаз».

Некоторую путаницу в обсуждение нового сторожевика вносит то, что, по всей видимости, изначально под номером 22100 фигурировал другой проект – гораздо меньшего по размерам корабля. Что касается «Океана», то газета «Военно-промышленный курьер» пишет, что это корабль открытого моря, предназначенный для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. «Океан» должен заменить пограничные сторожевые корабли (ПСКР) 1-го ранга проекта 11351. Новый ПСКР будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток, он сможет ходить в арктических широтах и преодолевать площади крупнобитого льда. Предусмотрены бортовой вертолет и катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт во время движения фрегата. Особое внимание уделено созданию комфорта для экипажа. Головной ПСКР должен выйти в море в 2015 году.

ПОГРАНИЧНЫЙ ЛЕДОРЕЗ

И вот на форуме авторитетного портала «Авиабаза» появилась картинка дизайн-проекта «Океана». «Океан» - это здоровая лайба», - пояснил вывесивший иллюстрацию пользователь форума под ником Curious. Более 100 м длиной, уточнил он. Для сравнения: построенные в Зеленодольске фрегаты 2-го ранга «Татарстан», «Дагестан» для Каспийской флотилии и два «Гепарда» для Вьетнама – 102 м, их водоизмещение – примерно 2 тыс. тонн.

Не зря Мистахов оценил новое судно как «очень интересное». Авторы форума (судя по записям, знатоки отрасли) были явно озадачены дизайн-проектом «Океана»: «Этот фрегат - он точно для ФСБ? – оставил удивленно-восхищенное восклицание посетитель с ником Полл. - А авианосец наша ФСБ случайно для себя не заказывало еще?». Все-таки в народном сознании чекисты (хотя и в пограничной своей ипостаси) больше ассоциируются с погонями за шпионами и аналитической работой, а не с полномасштабными морскими боями, на больших кораблях.

«И как он с таким шнобелем во льду топать будет?» - более практично подошел к теме некто cbvtbpzknf, памятуя, что новый фрегат должен уметь преодолевать площади крупнобитого льда. «А это ледорез. Литке», - предположил участник обсуждения Snake. Видимо, имеется в виду построенное в начале XX века судно «Литке». Оно не крушило лед тяжестью корпуса, а ударами острого форштевня проделывало во льду трещину и вклинивалось в нее. Такие суда было принято называть ледорезами.

«На картинке - А190 (универсальная корабельная установка – авт.), плюс РЛС на клотике характерная, - попытался предположить что-то о вооружении «Океана» Полл. - Да и сама мачта тоже на мысли об АП чего-то внутри мысли наводит. Сзади - вертолетный ангар с очень характерными полочками по бокам, такие же на проектах 20380 и 22350, да и на 11540».

Больше по изображению вряд ли скажешь, но наверняка можно утверждать, что «Океан» спроектирован по технологиям снижения заметности – так называемым стелс-технологиям (stealth technology).

ВСЛЕД ЗА ШВЕЦИЕЙ И США

Впервые сделать корабль невидимым попытались американцы, еще в 1943 году. Эсминец «Элдридж» якобы накрыли электромагнитным полем. Что случилось дальше, рассказывают легенды о Филадельфийском эксперименте. Но, как бы там ни было, с тех пор снижения заметности боевых машин в разных областях спектра стали менее экзотическими способами. Для этого разработан комплекс методов: объекту придают особую геометрическую форму, делают его из специальных радиопоглощающих материалов, покрывают хитрыми составами. Добиться полной незаметности пока невозможно, но если обычный корабль средних размеров морские радары засекают на расстоянии 50 миль, то невидимку - только на 15 - 20.

Переход от традиционной конструкции кораблей к «стэлсовской» до последнего времени шел постепенно, через промежуточные модели, в которых обычные проекты адаптировали под stealth-технологии – классические корабельные обводы зализывали под невидимки. Примерно такой была эволюция зеленодольских сторожевиков проекта 11661 («Татарстан», «Дагестан») к фрегатам проекта «Гепард 3.9» вьетнамского заказа. Так сделаны французские фрегаты типа La Fayette. Как сообщает «Энциклопедия кораблей», «взяли типичный боевой корабль и начали его «кромсать», убирая все лишнее». Та же схема у российского проекта 20380 «Стерегущий».

Но в последние годы стали появляться корабли, изначально задуманные как стелс-машины. Первым таким проектом называют шведские корветы типа Visby (головной спущен на воду в 2000 году, построено пять кораблей) от компании Kockums. Вторым стал американский корабль типа Littoral Combat Ship-2 (спущен на воду в 2008 году) от General Dynamics. Не исключено, что «Океан» призван составить им компанию. Во всяком случае, в прессе были сообщения, что именно в 2012 году Россия планирует начать строительство нового поколения стелс-кораблей. В таком случае для завода им. Горького это серьезнейшая модернизация производства, связанная с новыми материалами, оборудованием и даже самими принципами строительства кораблей.

Отметим, что опыт строительства ни на что не похожих кораблей у зеленодольского предприятия уже есть, и связан он все с тем же ЦМКБ «Алмаз». В 1989 и 1992 годах в Зеленодольске спустили на воду два спроектированных питерцами корабля проекта «Сивуч», аналогов которым в мире нет вообще. Это ракетные корабли на воздушной подушке (РКВП) скегового типа «Бора» и «Самум», которые сегодня служат на Черноморском флоте.