10.jpg
Леонид Рошаль поделился своим видением вопросов организации здравоохранения, рассказал, чего он, как президент Национальной медицинской палаты, ждет от своих коллег на местах, и раскритиковал минздравсоцразвития

«ПИШИТЕ ОТКРЫТО - УВОЛЕНЫ ВЫ НЕ БУДЕТЕ»

Зал КРК «Пирамида» вчера буквально ломился от желающих послушать легендарную личность - известнейшего детского хирурга и общественного деятеля Леонида Рошаля. Глядя на то, как исчезают свободные места в зале, подумалось: кто же останется на рабочих местах в больницах и поликлиниках? Впрочем, по ходу мероприятия, когда Рошаль взывал к той или иной категории медиков, выяснилось, что большинство присутствующих – все же номенклатура от медицины. Хотя, конечно, были среди участников встречи и рядовые врачи, медсестры, фельдшеры.

Вместе с Рошалем в «Пирамиду» прибыли заместитель председателя комитета по охране здоровья ГД РФ Сергей Дорофеев, министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов и государственный советник президента РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова. Рошаль сразу сообщил, что никакого доклада читать не будет: «Хочу, чтобы с вами получился откровенный разговор. Мы просим всех расслабиться, подходить к микрофону и говорить, что хотите. И обещаем, что уволены не будете. И это общее мнение мы доложим руководству страны».

Рошаль попросил разместить микрофоны по всему залу, видимо, ожидая, что возникнет открытая дискуссия, к чему он и призывал докторов, но лично высказать свою позицию по проблемам здравоохранения никто так и не решился, хотя встреча растянулась на три часа. За это время Рошаль поделился своим видением вопросов организации здравоохранения, рассказал, чего он, как президент Национальной медицинской палаты, ждет от своих коллег на местах, и раскритиковал минздравсоцразвития. Напомним, что еще в апреле текущего года на встрече у Владимира Путина Рошаль резко высказался в адрес главы минздрава РФ Татьяны Голиковой.

«Это, конечно, беда, что в минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения», - заявил вчера Рошаль и добавил, что ведомством принимаются законы, «которые просто дискредитируют власть». Газета «БИЗНЕС Online» приводит наиболее яркие моменты из выступления доктора.

О БОЛОТНОЙ ПЛОЩАДИ И ЗАЩИТНИКАХ БЕЛОГО ДОМА В 1991-М

«Я был защитником Белого дома. И скажу, что его защитники отличаются от тех, кто был на Болотной площади… В толпе на Болотной оказался один мой хороший знакомый. У него квартира в Москве, дача под Москвой, дом в Швейцарии - упакован нормально. «Тебе-то чего надо? – спрашиваю. - Замучили откаты, – объясняет. – Везде надо платить, бизнес вести не могу». У Белого дома таких не было – в этом вся и разница».

О ПУТИНЕ

«Министр Зурабов говорил Путину, что на здравоохранение денег не нужно, что у нас много денег, только не знаем, как ими пользоваться. Нет, деньги нужны, потому что если сейчас мы не поднимем первичное звено, поликлиника рухнет. И впервые с 90-х годов Путин сделал национальный проект. А когда какие-то денежки появились, 460 миллиардов рублей, их начали растаскивать: один министр говорит: «Дай», второй… А Путин сказал: «Отдайте здравоохранению». Вы когда-нибудь видели, чтобы сразу столько на модернизацию средств выделялось?».

О ФИНАНСИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«Здравоохранение недофинансировано приблизительно в два раза: 3,7 процента ВВП – это ниже нижней границы нормальной страны, где закладывается 10 - 15 процентов… Если бы мы с вами имели 6 процентов, проблем в медицине не было бы».

О зарплате. Есть такой показатель – «подушевой норматив». Есть регионы, где такой норматив - 25 тысяч рублей, есть, где 18, 10, 6. Среднероссийский – 7,2 тысяч рублей. У нас врачи скорой помощи получают разные зарплаты, выполняя одинаковую работу, – от 13 до 80 тысяч. Это не в вашем регионе целая бригада скорой помощи уехала на заработки в Москву? (Здесь Рошаль попросил подняться специалиста скорой помощи, который получает хотя бы 20 тыс. рублей, поднялся один. Рошаль удивился: «А что, вы вообще ничего не получаете?» - авт.). Мы провели опрос врачей – какую бы зарплату хотели они иметь. Люди не просили миллионы, говорили: «40 - 60 тысяч на одну ставку».

О КОНЦЕПЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«Нас с вами обвели вокруг пальца. Мы спрашивали Зурабова: где концепция развития здравоохранения? Но ее так и не было. Потом пришел новый министр. Мы в общественной палате три месяца работали над предложениями, отдали их в министерство, а потом узнали, что в новой концепции ни одного нашего слова нет! Мы возмутились, а нам говорят: не волнуйтесь, будем дорабатывать, а потом вам представим. Четыре года прошло – концепции нет. Да она и не нужна такая, где кулуарно решались многие вопросы.

О ТОМ, ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ МИНЗДРАВ

«Мы хотим изменить суть нашей профессиональной деятельности. За рубежом минздравы не занимаются вопросами лечения, это не их дело: у них деньги, стратегия развития. Мы говорим о введении саморегулирования профессиональной деятельности. Профессиональным организациям - ассоциациям, палатам - как и во всем мире, должны быть переданы вопросы аттестации, разработки протоколов, методических рекомендаций, стандартов, создания независимой профессиональной экспертизы и третейских судов, страхования профессиональной ответственности, защиты пациента от некачественного лечения».

06.jpg
Рошаль рассказал, что они проводили опрос врачей – какую бы зарплату хотели они иметь. Люди не просили миллионы, говорили: «40 - 60 тысяч на одну ставку»

«ЭТО СОБАЧЬЯ РАБОТА!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Рошаля, за счет чего (может быть, какой-то другой отрасли) можно увеличить ассигнования на здравоохранение. «Я не министр финансов, я – детский доктор. И я говорю: это несправедливо, что у нас на здравоохранение отпускается в два раза меньше денег, чем нужно. Думаю, руководству страны нужно решать вопросы, где их взять. Да хоть в тумбочке! Национальная медицинская палата подготовила программу «Здоровая нация», и она будет обязательна и для президента. И в этой программе прописан наказ: за пять лет увеличить число россиян, довольных здравоохранением в два раза.

Своим мнением об услышанном с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделились татарстанские медики.

Алексей Созинов - ректор КГМУ:

– Встреча имеет большое значение. И не потому, что именно Леонид Михайлович отвечал, а потому, что мы, руководители учреждений, услышали эти вопросы. Надеемся, Рошалю удастся донести их до руководства – это наша надежда.

01.jpg
Зал буквально ломился от желающих послушать Леонида Рошаля. Впрочем, как выяснилось, большинство присутствующих - это номенклатура от медицины

Тамара Черемисина - заведующая детской поликлиникой перинатального центра Альметьевска:

– Основное – проблемы кадров. Если в 2006 году прибавили плюс 5 и плюс 10 тысяч, то сейчас это фактически минималка. Для начинающего – это 13 тысяч, и ни о каких 20 тысячах мы не слышали. Поэтому в участковые никто не идет, потому что это собачья работа! В Альметьевске 38 процентов сотрудников - пенсионного возраста. Отменили систему распределения и зря: выпускников мы просто не видим. В результате у нас три-четыре года почти нет молодых специалистов. И потом, в стационарах ведь ничего не прибавили, о каком качестве обслуживания в такой ситуации может идти речь?

Справка

Леонид Рошаль родился 27 апреля 1933 года в городе Ливны Орловской области в семье военного летчика. В 1957 году закончил II Московский ордена Ленина государственный медицинский институт по специальности "педиатр". Работал участковым педиатром, в 1961 году окончил клиническую ординатуру по детской хирургии и поступил на работу в Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского (МОНИКИ). В этом институте Рошаль проработал 20 лет. В настоящее время Рошаль - директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Национальной медицинской палаты, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Рошаль - автор и соавтор более 250 научных статей и семи книг.