74-летний Ренат Ибрагимов умер вчера в своей квартире, ему стало плохо, вызвали «скорую», которая спасти артиста не смогла. «Да, в 19:01», — это все, что смогла вымолвить сквозь слезы жена певца Светлана, ответившая на звонок нашего корреспондента на телефон супруга 74-летний Ренат Ибрагимов умер вчера в своей квартире. Ему стало плохо, вызвали скорую, которая спасти артиста не смогла. «Да, в 19:01», — это все, что смогла вымолвить сквозь слезы супруга певца Светлана, ответившая на звонок нашего корреспондента по номеру мужа Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такой красоты голос, баритон, редкий. Я могу сравнить его с Муслимом Магомаевым»

«Я пока нахожусь в состоянии шока. Мы в эти дни составляем программу гала-концерта Первого международного фестиваля эстрады тюркских народов „Восточный базар в Казани“, который запланирован на октябрь. Ренат Ибрагимов должен был выступить на этом концерте как самая яркая звезда татарской эстрады…» — сказал «БИЗНЕС Online» руководитель Вагаповского фонда Рифат Фаттахов, едва узнав о смерти знаменитого певца.

74-летний Ренат Ибрагимов умер вчера в своей квартире. Ему стало плохо, вызвали скорую, которая спасти артиста не смогла. «Да, в 19:01», — это все, что смогла вымолвить сквозь слезы супруга певца Светлана, ответившая на звонок нашего корреспондента по номеру мужа. Видимо, точные цифры времени смерти любимого человека будут еще долго стоять у нее перед глазами. Напомним, у Ибрагимовых четверо несовершеннолетних детей.


Не могла поверить в случившееся и народная артистка РФ, завкафедрой вокального искусства КГК им. Жиганова Зиля Сунгатуллина. «Сегодня? Это точная информация?! Я с ним выросла. Мы вместе учились в консерватории, он старше на два года. Учились, вместе работали в театре и до последнего общались, — рассказала она. — Недавно он приезжал в Казань, заходил в консерваторию, все посмотрел, радовался, говорил: „Ой, как хорошо стало“… Очень жаль».  Наша собеседница назвала Ибрагимова человеком, который прославил татар. «В Москве его все узнают, любят. Удивительное явление. Такой красоты голос, баритон, редкий. Я могу сравнить его с Муслимом Магомаевым. Сам красивый… Это, конечно, большая утрата», — говорит Сунгатуллина.

Действительно, обладатели красивого баритона да еще вкупе с яркой внешностью во все времена привлекали отечественную публику. Достаточно посмотреть на победителей шоу «Голос» — среди них так много певцов «а-ля Магомаев». Вот только триумф последних часто заканчивается с последним телеэфиром, а Ибрагимов в свое время на многие годы покорил весь Советский Союз, даже заслужив прозвище «русский Паваротти».

«Будущая эстрадная звезда родилась в 1947 году во Львове, где после войны служил его отец. В Казань на историческую родину семья Ибрагимовых перебралась, когда Ренату было пять лет» (на фото Ильгиз Мазитов, Ринат Тазетдинов и певец Ренат Ибрагимов (слева направо) «Будущая эстрадная звезда родилась в 1947 году во Львове, где после войны служил отец. В Казань, на историческую родину, семья Ибрагимовых перебралась, когда Ренату было пять лет» (на фото — Ильгиз Мазитов, Ринат Тазетдинов и певец Ренат Ибрагимов (слева направо) Фото: Владимир Зотов

Будущая эстрадная звезда родилась в 1947 году во Львове, где после войны служил отец. В Казань, на историческую родину, семья Ибрагимовых перебралась, когда Ренату было пять лет. Здесь он закончил музыкальную школу, успел послужить в ансамбле песни и пляски Приволжского военного округа, поступил в Казанскую консерваторию и был замечен в театре им. Джалиля. На сцене казанской оперы баритон Ибрагимов пел Онегина, Елецкого и Эскамильо, но все же сделал выбор в пользу эстрады, где довольно быстро добился всесоюзного успеха.

В 1974-м он стал лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1975-м победил в конкурсе песни «Красная гвоздика» в Сочи. В 1978 году Ибрагимов с песней «Наш город» принял участие в ежегодном фестивале «Песня года». И дальше на долгое время стал звездой советской эстрады первого ряда, не забывая о Казани.

«В 1979 году я поступил в КХТИ, у меня были очень хорошие отношения с филармонией. А в Казани был ресторан „Акчарлак“. Я играл на многих музыкальных  инструментах, и меня туда приглашали заменить кого-то. Иногда просто приходил, чтобы посмотреть, поговорить с Ренатом, — вспоминает в беседе с „БИЗНЕС Online“ руководитель „Штаба татар Москвы“ Рустэм Ямалеев. — Мы были очень большими друзьями тогда. Он представлял филармонию, это был единственный в Казани высокопрофессиональный ансамбль, где играл Валентин Фалько, барабанщик Коля был и пел Эдуард Туманский. Тогда очень модными были итальянские песни, которые пел Ренат Ибрагимов, некоторые его просили за вечер спеть по 5 раз. Вот мы там сидели. Я снимал квартиру на улице Шмидта, и потом всем коллективом мы постоянно ехали к нам на квартиру, у нас там было чаепитие…»

«Именно таким и должен быть татарский отец!»: Ренат Ибрагимов отпраздновал юбилей в Кремле

С распадом Союза певца стали меньше показывать по ТВ, но Ибрагимов уже пребывал в статусе легенды. И не зря свое 70-летие он отметил концертом в Москве в Большом Кремлевском дворце.

«Ренат Ибрагимов — один из самых ярких выпускников Казанской консерватории. Он первым из певцов Татарстана обрел широкую, всесоюзную известность» «Ренат Ибрагимов — один из самых ярких выпускников Казанской консерватории. Он первым из певцов Татарстана обрел широкую, всесоюзную известность» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Он первым из певцов Татарстана обрел широкую всесоюзную известность»

«Ренат Ибрагимов — один из самых ярких выпускников Казанской консерватории. Он первым из певцов Татарстана обрел широкую всесоюзную известность, — сказал „БИЗНЕС Online“ и. о. ректора Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев. — Его голос уникален для отечественной эстрады: великолепная вокальная школа и харизматичный образ. Ренат Ибрагимов — конечно, артист очень высокого полета, ярчайший представитель нашей республики на эстрадной сцене Советского Союза, России. Его записи до сих пор наполнены позитивом. Это целая эпоха и выдающееся явление не только татарской, но и российской, и всесоюзной песенной культуры».

 «Это был певец, который способствовал признанию татарской песни во всем мире, — уверен певец и директор театра оперы и балета им. Джалиля (1976–1981) Масгут Имашев. — Мы с ним общались, когда я работал в театре. Главная его характеристика — он был принципиальным человеком, придерживался своих принципов, осознавал, что он великий певец, что очень популярен. Не могу сказать, что был простым, но как солист был высокопрофессиональным».


При этом Ибрагимов не забыл о предшественниках, тех, кто популяризировал татарскую музыкальную культуру до него. «Когда мы с Разилем Исмагиловичем Валеевым предложили Ренату Исламовичу возглавить конкурс Вагаповского фестиваля, он задумался, — рассказывает Фаттахов. —  До этого бессменным председателем нашего жюри был Ильгам Шакиров, но в последние годы он уже тяжело болел. Ренат Исламович попросил меня организовать встречу с Ильгамом-ага: „Я все- таки должен видеть его, получить благословение… Это очень важно для меня, для моего внутреннего состояния…“ Спасибо Ильгаму Хазиеву, он помог организовать эту встречу, которая была очень трогательной».

Фарид Мухаметшин: «В последние годы уровень татарской эстрады поднялся»

Был руководитель фонда им. Вагапова и свидетелем того, как к Ибрагимову относились не менее звездные коллеги по цеху. «Он пользовался непререкаемым авторитетом в масштабах всей страны, — говорит Фаттахов. — Помню, несколько лет тому назад они приезжали в Казань на Вагаповский фестиваль вместе с легендарной Розой Рымбаевой. Всемирно известная казахская певица смотрела на Рената Ибрагимова как на божество! Она просто боготворила его! „Ренат-ака, Ренат-ака!“ — с таким уважением, любовью обращалась Роза-ханум к нашему Ренату Исламовичу. Когда я предложил им исполнить дуэт, она сразу согласилась, при этом подчеркнула: „Если Ренат-ака согласится, я буду безмерно рада!“ А на прощание нам сказала: „Татары, берегите своего великого певца, ему нет цены во всем мире!“»

Ибрагимов стал известен благодаря песням «Наш город», «Лада», «В краю магнолий», «Любовь настала», «Дарите женщинам цветы», для многих татар в той же Москве он был ниточкой, которая их связывала с родиной Ибрагимов стал известен благодаря песням «Наш город», «Лада», «В краю магнолий», «Любовь настала», «Дарите женщинам цветы». Для многих татар в той же Москве он был ниточкой, которая их связывала с родиной Фото: Владимир Зотов

«Бюджет на проведение моего фестиваля «Человек мира» не больше, чем на «Үзгәреш җиле»

Хотя Ибрагимов и никогда не ограничивался в своем творчестве национальным искусством, а в СССР он стал известен благодаря песням «Наш город», «Лада», «В краю магнолий», «Любовь настала», «Дарите женщинам цветы». Для многих татар в той же Москве он был ниточкой, которая их связывала с родиной. Достаточно увидеть, как пускали слезу люди на концерте, когда звездный баритон исполнял «Ай, былбылым».

При этом отношения с Татарстаном у певца в последние годы как-то не складывались, если не считать Вагаповского фестиваля. Да, Ибрагимов приезжал в Казани и на презентацию своих книг, и на мероприятия всемирного конгресса татар, но одновременно сам публично говорил: «Ни одна из моих идей не нашла поддержки в республике». Достаточно сказать, что даже 70-летие артиста в столице РТ так и не отметили, хотя у него было такое желание.

А еще он хотел провести большой музыкальный фестиваль. «У меня есть идея провести в Татарстане фестиваль под названием „Человек мира“, — рассказывал Ибрагимов на страницах „БИЗНЕС Online“. — Это будет такое шоу, сделанное при помощи современных технических средств. И если его делать, то на большой площадке, например на Ледовой арене. На фестиваль планируется также привлечь исполнителей из-за рубежа. Там будут исполнители не только татарских песен — это будет международная программа, поскольку фестиваль я делаю под себя, а я человек широкого репертуара, пою песни на разных языках — естественно, и на татарском тоже».

Ренат Ибрагимов: «Ни одна из моих идей не нашла поддержки в республике»

Одновременно он критиковал фестиваль «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). «Это полезное дело, это тактически правильный ход, но в нем нет правильной стратегической направленности, — писал знаменитый артист. — Фестиваль сориентирован на сегодняшнюю московскую поп-культуру. А это неправильно. Когда этот фестиваль достигнет уровня московской попсы, дальше у него никакого развития не будет, он упрется в тупик. И это будет повторение Первого канала с татарскими текстами и татарскими артистами». Ибрагимов отводил «Үзгәреш җиле» 2–3 года: «Там нет национальной составляющей, этот фестиваль выйдет на московский уровень и все — так же заглохнет, как заглох фестиваль „Славянский базар“». И, глядя на нынешний «Ветер перемен», оказывается, что Ибрагимов был прав.

«Бюджет на проведение моего фестиваля „Человек мира“ не больше, чем на „Үзгәреш җиле“. Требуется такая же сумма, но она стратегически будет использована по-другому, она будет спроектирована на 10 лет вперед. Эффект, выхлоп окажется совсем иным», — говорил Ибрагимов, но единомышленников в татарстанской власти так и не нашел.

А еще как-то на встрече с журналистами певец рассказывал, что хочет открыть в столице Татарстана частную школу нового поколения…

В интервью нашей газете в 2016-м артист признавался, что встал на путь ислама в уже зрелом возрасте, в середине нулевых В интервью нашей газете в 2016-м артист признавался, что встал на путь ислама в уже зрелом возрасте, в середине нулевых Фото: «БИЗНЕС Online»

«Покажите мне какого-нибудь заслуженного артиста России, который стоит на пятикратном намазе»

Не секрет, что в последние годы жизни для Ибрагимова большую роль играл ислам. Продюсер Фаттахов даже вспоминает, в каких необычных условиях проходил гала-концерт Вагаповского фестиваля, председателем жюри которого выступал именитый артист, пришедшийся на месяц Рамазан. «Ренат Исламович поставил условие, чтобы соблюдались все требования: во время авыз ачу объявлен перерыв, была специальная комната для намаза, в здании концертного зала не должны продавать спиртное… Мы так и сделали», — говорит наш собеседник и вспоминает, что даже есть фото, где Ибрагимов читает намаз в малом зале ГБКЗ им. Сайдашева.

Отношения «русско-татарского Паваротти» лучше всего характеризует название документального фильма, вышедшего к 70-летию Ибрагимова, — «Перерождение». Он выступал там одновременно рассказчиком и героем, причем в картине проводилась параллель между судьбами одной мечети (Московской соборной) и одного человека (Ибрагимова). Режиссер, председатель НКАТ Москвы Фарит Фарисов говорил на презентации своей киноработы: «Мало кто из татар знает, что Ренат Ибрагимов стоит на пятикратном намазе в день, он держит суфийский пост. Он один из лучших прихожан этой мечети. Мы не каждому артисту доверили бы участие в этом фильме, потому что у них нет имана — внутреннего мира. Никто бы не прочитал так проникновенно текст. А Ренат Ибрагимов комментирует и знает, что он комментирует, изнутри, он знает, что такое первый намаз, что такое Курбан-байрам, что такое волос Пророка. Изнутри! Покажите мне какого-нибудь заслуженного артиста России, который стоит на пятикратном намазе».


Ездил он и в хадж. Эту поездку хорошо запомнил руководитель межрегионального паломнического центра «Идель Хадж» Аяз Мингалиев, вспомнивший накануне в разговоре с «БИЗНЕС Online», что звездный певец исполнял там акапелла для татарских паломников «Ай, былбылым» прямо «в палатке в долине Мина». Мингалиев запомнил Ибрагимова совершенно простым в общении человеком: «Совершал со всеми паломничество, со всеми вместе жил, питался из общего котла. По нему было видно, что богобоязненный, все время совершал поклонения, читал намазы. Пусть Аллах примет его хорошие деяния, Иншалла, пусть в рай идет».

Ренат Ибрагимов: «Татарская музыка только сейчас начинает пробуждаться»

В интервью нашей газете в 2016-м артист признавался, что встал на путь ислама в уже зрелом возрасте, в середине нулевых, и объяснял почему: «Что привело к религии? Возраст, осмысление. В Коране же написано, что мужчина до 40 лет ребенок. Действительно, до 40 лет была одна жизнь, после 40 идет переосмысление. В основном у всех так получается».