ЕВРОПЕЙСКАЯ «СТРЕКОЗА» ДЛЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРЕЙ И КУРСАНТОВ

До конца 2012 года учебные центры ВВС получат более десятка многоцелевых Ка-226 и учебно-тренировочных «Ансат-У», сообщил вчера «Интерфаксу» официальный представитель ВВС полковник Владимир Дрик. Пикантность ситуации в том, что неделей ранее эти машины стали фигурантами разразившегося в СМИ скандала.

17 февраля минобороны разместило на сайте госзакупок извещение о проведении конкурса на поставку 45 легких многоцелевых вертолетов - 15 однодвигательных и 30 двухдвигательных. Начальная стоимость контракта - 6,06 млрд. рублей. Начальная цена однодвигательного вертолета - 110,7 млн., а двухдвигательного - 164,9 млн. рублей. Сообщается, что вертолеты будут использоваться для фельдъегерской и почтовой связи, обеспечения управления войсками, транспортировки и доставки грузов, служебных перевозок личного состава. Между тем извещение минобороны – уже вторая «черная метка» военных отечественному производителю легких вертолетов. По данным «Интерфакса», 13 февраля главком ВВС Александр Зелин заявил, что для армейской авиации планируется закупить учебные вертолеты иностранной разработки.

О «национальности» вертолетов не сообщается, но, как сообщил ряд источников, речь, судя по некоторым техническим особенностям, идет о зарубежной продукции. Анонимные собеседники «Ведомостей» сообщили о закупке вертолетов AS350 и AS355 от франко-немецкой компании Eurocopter, и всего планируется приобрести даже не 45, а более ста (!) AS350 и AS355. Также есть мнение, что закупаться будут собранные по отверточному методу в России машины того же Eurocopter - для этого создается СП европейского производителя с одним из российских вертолетных заводов.

В случае реализации этих планов под ударом вместе с казанским «Ансатом» окажутся также находящиеся в высокой стадии готовности проекты милевского Ми-34 и камовского Ка-226. Минобороны устами анонимных источников объясняет, что российские аналоги более тяжелые («Ансат», Ка-226), дорогие (Ка-226), но главное – сырые. Источник «Известий» в ВВС пояснил, что конкурс призван стимулировать российских производителей к повышению качества и характеристик выпускаемой техники. Он не исключил, что могут быть куплены иностранные вертолеты.

«Ансат» по требованиям не проходит совсем чуть-чуть, но заявку уже не примут, - рассказал газете «Известия» источник на ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). - А несколько моделей Eurocopter проходят идеально, как будто тендер написан специально для них. Зачем это делается, мы не понимаем». Отметим, что специалистов удивляет не только сам факт того, что минобороны впервые купит технику, прямо конкурирующую с российскими вертолетами, но масштаб предполагаемых приобретений. Это будет третья по величине импортная закупка - после двух французских вертолетоносцев Mistral (1,15 млрд. евро) и планов по приобретению 1775 бронемашин Iveco LMV (0,8 млрд. евро), рассказал «Ведомостям» эксперт центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Если верна новость о том, что за рубежом будут закупаться и учебные вертолеты, то, помимо всего прочего, это и прямой удар по самой успешной на сегодня разновидности «Ансата» - «Ансату-У», который проходит опытную эксплуатацию и, как заявлялось, в ближайшем будущем должен быть принят на вооружение. По открытым данным, на сегодня изготовлено 15 «Ансатов-У», а всего планируется сделать примерно 40 этих учебных вертолетов.

БУКВАЛЬНО МЕСЯЦ НАЗАЛ ПЕРЕГОНЯЛ «АНСАТ» ИЗ КАЗАНИ…

Отметим, что новость о «еврокоптерах» - своего рода вершина развернувшейся в крайние четыре месяца полемики об «Ансатах».

В начале ноября 2011 года в федеральных СМИ появились публикации о том, что КВЗ поставило в сызранское авиационное училище негодные для обучения курсантов вертолеты «Ансат-У» – недоиспытанные, несертифицированные, с то и дело выходящей из строя электроникой. Как сообщил газете «Известия» анонимный источник в ВВС РФ, курсантов на новый вертолет сажать боятся - машина пока «сырая» и не прошла всех госиспытаний. Согласно другой статье, в «Военном обозрении», военные выбрали «сырой» «Ансат-У» потому, что сегодня в РФ нет других современных машин для обучения вертолетчиков. В январе этого года центральный орган министерства обороны РФ - газета «Красная звезда» - опубликовал пространную статью о трудностях освоения «Ансата-У». Так, в ней сообщалось, что военных инженеров не удовлетворяют высокие общие расходы на эксплуатацию «Ансата-У», а также то, что его, в отличие от Ми-2 и Ми-8, невозможно держать под открытым небом.

В беседах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство ОКБ КВЗ последовательно опровергло эту информацию. Специалисты отметили, что вертолеты такого типа в России до сих пор не производились. И у любой машины на этапе становления и внедрения в эксплуатацию сколько угодно бывает отклонений.

Между тем эксперт портала Aviation EXplorer по вертолетной тематике Евгений Матвеев считает, что недовольство «Ансатом» копилось долго и должно было когда-нибудь прорваться. В статье от 22 февраля он заявил, что длящаяся более 12 лет программа «Ансат» «не готова к выполнению своего предназначения – реальной, интенсивной летной работе, в том числе и к учебно-тренировочной подготовке», а КВЗ попросту скрывает проблемы.

Любопытно, что в читательских комментариях к статье за «Ансат-У» заступился один из его пилотов, скрывшийся по ником Денис77. «Я являюсь одним из немногих пилотов, кто занимается опытной эксплуатацией вертолета «Ансат-У», одновременно выполняя полеты на Ми-2, - пишет он, - и хочу сказать, что за год эксплуатации на «Ансате» постоянно выполняются доработки с учетом пожеланий летного и инженерно-технического состава… Да, конечно же, есть недоработки, но они постепенно устраняются, ведь Ми-8 в свое время тоже был не идеален… Буквально месяц назад выполнял перегонку очередной партии вертолетов «Ансат» с Казанского вертолетного завода, и сравнивая машины выпущенные годом позже, новые сделаны лучше и качественно… Ну а то, что на нем до сих пор не летают курсанты, это проблемы очередной бумажной волокиты».

«ОБОРОННОЕ ВЕДОМСТВО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОБОЛЬШЕ, ПОТРАТИВ ПОМЕНЬШЕ»

Жаль, но сегодня ни КВЗ, ни и ОАО «Вертолеты России» не комментируют ситуацию с закупками «еврокоптеров». Зато свою точку зрения корреспонденту «БИЗНЕС Online» высказал главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Совершенно очевидно: если министерство обороны будет проводить подготовку курсантов на технике иностранного производства, это будет только первым шагом к закупке более тяжелой импортной техники, - рассказал Пантелеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». - Потому что готовить курсантов на одном типе воздушных судов, с одной «идеологией», которую диктует один производитель, а потом летать на судах с идеологией другого производителя - это определенный риск. Желательно, чтобы вся линейка была более-менее выдержана, например, с точки зрения основных подходов к расположению управляющих элементов и так далее и тому подобное. Кроме того, очевидно, что использование всей линейки одного производителя (в данном случае «Вертолетов России») - это все-таки определенные возможности сэкономить - на логистике, к примеру. Так что, с этой точки зрения, использование вертолетной техники зарубежного производства ничего, кроме как дополнительных расходов, не принесет.

И потом, если бы речь шла, допустим, о вертолетах Agusta-Westland AW.139, производство которых разворачивается в России, то в ограниченном применении у военных (условно говоря, в перевозке генералов) эти машины могли бы себя найти. Но когда речь идет о таких чувствительных вопросах, как подготовка персонала и принятие иностранных вертолетов на вооружение как транспортных, вспомогательных, боевых машин, то это достаточно неблагоприятный вариант развития событий.

Наше оборонное ведомство занимает, с одной стороны, понятную позицию - получить побольше всего, потратив поменьше денег, и больше думает не о боеспособности, а о том, чтобы по цифрам все выглядело красиво. Но, как известно, стоимость жизненного цикла изделия состоит не только из стоимости первоначальной закупки, но и из стоимости всех последующих операций по поддержанию техники в летной годности на протяжении десятков лет, которая может превосходить первоначальные затраты на закупку этой техники.

И если говорить о том, что мы ориентируемся на технику зарубежного производства, то армия, закупая иностранные вертолеты, обрекает все соответствующие подразделения на необходимость ее освоения. Причем обязательно встанет вопрос о том, чтобы технический и летный состав в совершенстве знал английский язык – без этого успешное освоение иностранной техники невозможно, что бы там ни говорили.

Хорошо это или плохо, но, полагаю, что для решения большинства задач, которые стоят перед армейской авиацией и вертолетными подразделениями других силовых ведомств, сегодня альтернативы российским вертолетам не существует.