Помимо традиционных критериев оценки фигур татарстанского сегмента ОПК особое внимание мы уделили факторам текущей актуальности выполняемых работ, способности противостоять новым санкциям, нацеленности на перспективные проекты Помимо традиционных критериев оценки фигур татарстанского сегмента ОПК, особое внимание мы уделили факторам текущей актуальности выполняемых работ, способности противостоять новым санкциям, нацеленности на перспективные проекты Фото: «БИЗНЕС Online»

ОПК и новая реальность

Есть основания полагать, что события на Украине серьезно изменят объем и качество гособоронзаказа, подходы к конверсионным усилиям ОПК, а также взгляд на роль в его работе конкретных личностей, для многих из которых нынешний год станет настоящим моментом истины.

Соответственно, спецоперация на Украине не могла не повлиять на наш рейтинг. Помимо традиционных критериев оценки фигур татарстанского сегмента ОПК (производственные новости за год,  нюансы взаимоотношений с военными, близость к влиятельным кланам, лоббистские достижения, место в неформальной местной табели о рангах), особое внимание мы уделили факторам текущей актуальности выполняемых работ, способности противостоять новым санкциям, нацеленности на перспективные проекты. Также сформировавшаяся после 24 февраля реальность стала проверкой правильности решений, принятых топ-менеджментом татарстанских компаний в предыдущие годы.

Как дружно уверяют источники «БИЗНЕС Online» в ОПК, заниматься очковтирательством, имитировать бурную деятельность, что не редкость в промышленной сфере, теперь станет не просто трудно, но и опасно — спрос в новых условиях хозяйствования, перед которыми поставила оборонщиков действительность, будет жестким. Тут наши собеседники предъявляют два но. Во-первых, военным тоже надо понимать возможности промышленности, прежде всего в кадровом вопросе. Во-вторых, сильно смущает, что проводить новую политику будут функционеры, которые до сей поры делали нечто ей противоположное.

Добавим, что уход вниз по рейтингу не всегда означает провал или промах (в таком случае они оговариваются специально) — это может быть следствием информационной закрытости предприятия. Она, кстати, усилилась: сайты многих предприятий или их странички на порталах материнских холдингов не работают — тоже примета времени.

Первое место вернул себе главный «возмутитель спокойствия» прошедшего года в ОПК Николай Колесов Первое место вернул себе главный «возмутитель спокойствия» прошедшего года в ОПК Николай Колесов Фото: «БИЗНЕС Online»

От кого ждут революции?

Первое место вернул себе главный «возмутитель спокойствия» прошедшего года в ОПК Николай Колесов, но уже не в качестве главы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), а как генеральный директор «Вертолетов России» (ВР). На этот пост его назначили 1 декабря 2021 года, а шел Колесов к нему минимум с 2016-го. Тогда он в связке с индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха» Анатолием Сердюковым начал схватку с группой министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, тогдашнего гендиректора ВР Андрея Богинского и экс-гендиректора Улан-Удинского авиазавода Леонида Белых за контроль над КВЗ. С Колесовым связывают надежды на обновление вертолетостроительной политики, которая все больше стала походить на набор разрозненных программ с характерным для такой ситуации затягиванием проектов, деградацией конструкторских и рабочих кадров, ростом бюрократизации.

Одним из первых шагов Колесова стала смена главы КВЗ: гендиректором назначен Владимир Гинсбург, который до этого руководил Казанским электротехническим заводом (КЭТЗ). В новой ипостаси он стартует в нашем рейтинге с высокого 12-го места — и как представитель могущественной ОПК-группировки, и как глава важнейшего для РТ производства. Сыграло роль и то, что Гинсбург не из разряда «эффективных менеджеров», а прошел в ОПК все ступени карьерной лестницы, от помощника слесаря до гендиректора, а на КЭТЗ работал с 1975 года. Такая трудовая история по нынешним временам редкость для топ-менеджмента. Добавим, что КЭТЗ возглавил бывший заместитель Гинсбурга — 56-летний Сергей Маслаков (35), бо́льшую часть карьеры трудившийся в банковской отрасли, в том числе 9 лет — в колесовском Татсоцбанке.

Николай Колесов: «Я занимаюсь КВЗ по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая»

Сам Гинсбург не горел желанием переходить на КВЗ: в последние годы на предприятии очевидны системные сбои в управлении, выливающиеся в проблемы с заказами, снабжением, кадрами. В 2021 году завод планировал отчитаться о 72 вертолетах, но получилось всего 55. Среди главных задач Колесова и Гинсбурга — решить проблему гигантского долга КВЗ (более 30 млрд рублей); довести до ума новые модификации «Ансата» и Ми-8, поставить на поток Ми-38; укомплектовать предприятие кадрами; обеспечить загрузку. Последний вопрос, как уверяет гендиректор ВР, уже решен. Заявлено, что вертолеты проданы на три года вперед — 111, 120, 125 машин. Правда, все эти заявления делались до начала спецоперации на Украине, поэтому, скорее всего, возможны корректировки, особенно в плане экспорта. КВЗ уже почувствовал давление санкций — Pratt& Whitney Canada больше не будет поставлять двигатели для «Ансатов», а теоретически подходящий для них отечественный ВК-650 только готовится к выходу на рынок.

КВЗ уже почувствовал давление санкций — Pratt& Whitney Canada больше не будет поставлять двигатели для «Ансатов» КВЗ уже почувствовал давление санкций — Pratt& Whitney Canada больше не будет поставлять двигатели для «Ансатов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Говорят, в штаб-квартире ВР Колесов запретил топ-менеджменту пользоваться ранее предназначенным исключительно для руководителей лифтом — дескать, ездите со всеми. Намек на социальные лифты? Как не раз говорили эксперты, в отрасли немало талантливых спецов всех возрастов, но им до сих пор не давали ходу. Во всяком случае первые шаги сделаны: Колесов вернул на КВЗ ряд ранее ушедших или изгнанных оттуда работников.

Между тем наконец начались поставки «Ансатов» для их будущего главного потребителя — потенциально всероссийского оператора воздушных медуслуг, национальной службы санитарной авиации (НССА): передано четыре вертолета по контракту на 37 машин — они должны быть готовы до конца года. С высокой степенью вероятности можно предположить, что это «Ансат» в облике, созданном подконтрольной Колесову казанской компанией «Рычаг», основная работа которой — монтаж на вертолеты Ми-8 комплексов радиоэлектронной борьбы. По известной информации, «Ростех» обязал КВЗ делать рычаговский «Ансат» наряду с вертолетом, разработанным заводским ОКБ. Поэтому в нашем рейтинге на одну позицию вверх передвигается гендиректор «Рычага» Алексей Панин (34).

На 2-е место поднялся генеральный директор ПО «Завод им. Серго» (ПОЗиС) Радик Хасанов (справа) На 2-е место поднялся генеральный директор ПО «Завод им. Серго» (ПОЗиС) Радик Хасанов (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

Боевые припасы

На 2-е место поднялся генеральный директор ПО «Завод им. Серго» (ПОЗиС) Радик Хасанов. Неслучайно именно на этом зеленодольском предприятии прошло «ответное» заседание (первое состоялось в Москве) комиссии по вопросам взаимодействия правительства РТ и «Ростеха». Одним из главных стал вопрос помощи ПОЗиСу как производителю гражданской продукции. Дело в том, что зеленодольскому предприятию не положены преференции, которые получают иностранные резиденты особых экономических зон. На заседании признали, что имеют место «неравные условия и несправедливая конкуренция». Теперь речь идет о субсидиях отечественному производителю. В верхах госкорпорации Хасанова ценят: он считается одним из немногих оборонных директоров, способных работать в рыночных условиях, и ПОЗиС выпускает половину гражданской продукции материнского концерна «Техмаш» (подконтролен ростеховскому холдингу «Технодинамика»). Добавим, что военное крыло ПОЗиСа, выпускающее снаряды для мелкокалиберной артиллерии, сегодня, скорее всего, работает в круглосуточном режиме: известно, что, когда идут региональные конфликты, заказ на такую продукцию растет.

В ближайшем будущем Пороховому должны поступить 4,5 млрд рублей на промбезопасность и экологию. В ближайшем будущем пороховому должно поступить 4,5 млрд рублей на промбезопасность и экологию Фото: «БИЗНЕС Online»

Вероятно, по авральному графику трудятся и другие казанские производители боеприпасов, пороха и взрывчатки, например «Точмаш» под руководством Артура Хисамеева (11) и пороховой завод, который возглавляет Александр Лившиц (23). Последний поднялся в рейтинге на четыре позиции. Причина — работа по формированию нового облика предприятия, которое еще недавно стабильно нервировало казанцев разного рода происшествиями. По инициативе Лившица прорабатывается создание примерно на 200 из 480 га территории завода технопарка со специализацией на «зеленой» химии, машиностроении, металлообработке, IT-технологиях. Также в ближайшем будущем пороховому должно поступить 4,5 млрд рублей на промбезопасность и экологию.

Поднимается в рейтинге и гендиректор главного порохового разработчика страны — НИИ химических продуктов — Роза Гатина (32). Известно, что институт ведет НИР и ОКР по производству порохов, которые делали бы боеприпасы безопасными при хранении, а также работает над порохами из льняной целлюлозы — более стабильными, чем «хлопковые», к тому же это гарантия от перебоев с поставкой сырья из-за границы.

«Проскальзывает, что мы рейдеры…»: гендиректор «Технодинамики» об интересах в оборонке Татарстана

И ПОЗиС, и «Точмаш», и пороховой, и НИИХП теперь подконтрольны вышеупомянутой «Технодинамике». Ввиду этого в нашем рейтинге впервые появляется генеральный директор холдинга Игорь Насенков (10). К тому же он местный — родился (1975) в Набережных Челнах. В 1997-м окончил Камский политех по специальности «экономика и управление на предприятии». В 2000–2005 годах — начальник производства вспомогательных цехов КАМАЗа, директор департамента закупок «КАМАЗ-Металлургии». В 2008-м Насенков попал в команду Колесова, которого назначили губернатором Амурской области, — он был советником министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства, первым заместителем областного министра экономического развития, промышленности и ТЭК. В 2009 году вставший во главе КРЭТ Колесов взял Насенкова первым заместителем, в  2016-м его назначили гендиректором «Технодинамики».

Мы сразу на 5 пунктов двигаем вверх советника премьер-министра РТ Назира Киреева  (справа) (5). Рискнем предположить, что именно он обосновал идею, с которой президент РТ Рустам Минниханов в марте обратился в правительство РФ — о начале выпуска «забытых» Ту-204СМ, Ту-214, Ту-324 и Ту-334 Мы сразу на пять пунктов двигаем вверх советника премьер-министра РТ Назира Киреева (справа). Рискнем предположить, что именно он обосновал идею, с которой президент РТ Рустам Минниханов в марте обратился в правительство РФ, — о начале выпуска «забытых» Ту-204СМ, Ту-214, Ту-324 и Ту-334 Фото: «БИЗНЕС Online»

Авиастроители наконец получили «гражданку»

Отметим, что «Технодинамика» теперь владеет «Казанским Гипронииавиапромом» (КазГАП) — холдинг купил его, когда компания оказалась на грани банкротства. С деловыми качествами Насенкова, которого называют грамотным и жестким руководителем, связывают надежду на то, что в этом году все-таки завершится модернизация Казанского авиазавода — филиала «Туполева» (КАЗ), за которую как генподрядчик отвечает КазГАП. Об этом стараются не говорить, но провал с реконструкцией КАЗа «Туполев» повесил на КазГАП, однако в отрасли считают важным высказать и противоположную точку зрения. «Вообще-то именно заказчик за все отвечает, — говорит один из источников „БИЗНЕС Online“. — Нашли крайнего? Но этим стройку не сделаешь. Ладно если этот крайний украл деньги — его можно найти и наказать. А если он не по своей вине оказался в таких тяжелейших условиях, как КазГАП? Конечно, заказчик просто валит на подрядчика, чтобы отчитаться перед минпромторгом. Но это не более чем отдаление ответственности. Порочная практика, когда за провалы ровным счетом никто из виноватых не отвечает».

В институте теперь новый гендиректор: Сергея Раковца, покинувшего этот пост в июле прошлого года и с тех пор никуда не трудоустроившегося, сменил Андрей Опарин (37). «Подобрать такую кандидатуру, чтобы и за стройку мог отвечать, и за проектирование, и в республике его воспринимали, и в Москве в него верили, было очень сложно», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в строительной отрасли. Предположительно, институт загружен работой под завязку, в том числе предполагалось перевооружение предприятий боеприпасной отрасли. Вопросы у отраслевого сообщества вызвал иск КазГАПа против собственной «дочки» — Инвестиционно-строительной компании КазГАП. Она признана банкротом. «По сути, это претензии к самим себе, — говорит один из наших собеседников. — Словно в ногу себе выстрелили. ИСК дали 500 миллионов рублей, она за 250 миллионов что-то сделала. А где остальное? Надо было внутри разобраться и найти деньги, а сейчас компанию просто обанкротили — и с концами».

Учитывая новую сверхзадачу КАЗа по рестарту строительства Ту-214, отступать с реконструкцией уже некуда. Учитывая новую сверхзадачу КАЗа по рестарту строительства Ту-214, отступать с реконструкцией уже некуда. Фото: «БИЗНЕС Online»

Учитывая новую сверхзадачу КАЗа по рестарту строительства Ту-214, отступать с реконструкцией уже некуда. Да, значительную роль в получении заводом гражданского заказа сыграли последние политические события, но уверенно можно сказать, что они стали только последней каплей, и за систематическое продавливание данной идеи мы сразу на пять пунктов двигаем вверх советника премьер-министра РТ Назира Киреева (5). Рискнем предположить, что именно он обосновал идею, с которой президент РТ Рустам Минниханов в марте обратился в правительство РФ, — о начале выпуска «забытых» Ту-204СМ, Ту-214, Ту-324 и Ту-334. Обращение достигло цели. Помимо Ту-214, рассматривается создание Ту-324. В помощь казанским авиастроителям — сентябрьское назначение Минниханова председателем совета директоров «Туполева». Он получит возможность влиять на оперативную работу — заводские стройки, исполнение гособоронзаказа, формирование бюджетов — и сможет сам выносить вопросы на обсуждение совета директоров. По его словам, главная задача Казани — подготовка кадров.

На чем летать-то будем? Минниханов решил напомнить Москве о загубленных «журавлях» из Казани

Речь идет о 20 Ту-214, в перспективе до 2030 года — еще 50. Но пока на заводе никаких движений в этой области не замечено. Предположительно, КАЗ готовится сдать лишь два Ту-214 — для специального летного отряда «Россия» (СЛО) управления делами президента РФ (СЛО) и для ФСБ. Последние два Ту-214 (по контракту 2017 года) переданы СЛО в августе 2021-го. Штучное производство, конечно, сегодня не то, что ждут от КАЗа, но способен ли завод на ускорение? Поэтому, несмотря на свежие положительные новости, его директор Александр Савицких (8) остается на своем прежнем месте в рейтинге.

Из других заводских новостей: 11 января взлетел первый построенный с нуля Ту-160М (отметим, что этот самолет неожиданно для всех получил наименование «Валентина Тершкова», хотя должен был стать «Владимиром Петляковым»). Еще три Ту-160М находится «в активной стадии производства». Ведется подготовка к изготовлению опытных образцов перспективного самолета дальней авиации: по официальной информации, предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, а в серию самолет пойдет в 2027-м. Предположительно, принято решение о достройке в варианте Ту-22М3М трех планеров Ту-22М3, стоящих на КАЗе с начала 1990-х. В августе 2021 года министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что у КАЗа подписанных до 2028-го контрактов на 364 млрд рублей, но, кажется, заводу от этих виртуальных финансов ни жарко ни холодно.

Мы оставляем в рейтинге  генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина (справа) (50) — полетел-то «Альтиус» при нем, и нынешние успехи, в том числе, и его заслуга Мы оставляем в рейтинге  генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина (справа) — полетел-то «Альтиус» при нем, и нынешние успехи в том числе и его заслуга Фото: «БИЗНЕС Online»

Отправляющиеся в полет и из полета невернувшиеся

Шеф Насенкова — владелец «Технодинамики», влиятельнейший оборонный магнат Виктор Григорьев (9) — теперь присутствует в нашем рейтинге прежде всего как бенефициар Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, входит в григорьевскую же группу «Динамика»). В конце прошлого года стало известно, что на арендуемых у фирмы «МВЕН» площадях и благодаря перешедшим оттуда же в екатеринбургскую компанию специалистам УЗГА будет делать учебно-тренировочный самолет УТС-800, остро необходимый военным. Сразу укажем, что сам МВЕН решил уйти из авиастроения. Причина — гнет судебных разбирательств и внесудебных разборок, в результате которых работа компании оказалась парализованной. В отрасли не сомневаются, что предприятие затоптали намеренно. Увы, гендиректор Илья Ермоленко покидает наш топ. Вместе с крахом МВЕНа остановился базировавшийся на его разработках проект по возведению к 2022 году возле Иннополиса завода по выпуску легких самолетов.

«Теряем фанатично преданных авиации людей»: как «Ростех» оборвал крылья МВЕНу

Есть позитивные новости от казанского обособленного подразделения УЗГА, которому передали от ОКБ им. Симонова тему военного беспилотного комплекса «Альтиус». В минувшем июне сообщалось, что на испытаниях 7-тонный аппарат впервые применил авиационные средства поражения — управляемые бомбы и неуправляемые ракеты, а далее будут отрабатываться программы типовых ударных вылетов с уничтожением танков, бронеавтомобилей, позиций артиллерии. В августе 2021-го замминистра обороны Алексей Криворучко заверял, что «Альтиус» поступит в Вооруженные силы осенью. А в декабре Шойгу сообщил о завершении испытаний (видимо, войсковых). «Известия» написали, что минобороны приняло принципиальное решение сформировать из «Альтиусов» разведывательные эскадрильи. Поэтому директор казанского подразделения УЗГА Рамиль Ахмадеев (38) двигается на две позиции вперед.

Несколько огорчает то, что создававшийся параллельно и даже в рамках того же выигранного конкурса питерским «Кронштадтом» 1-тонный БПЛА «Орион» уже применяется на Украине, казанский же проект затянулся. Странная и печальная история ОКБ им. Симонова всем известна. Компания — банкрот и, по сути, больше не существует. Тем не менее мы оставляем в рейтинге ее генерального директора Александра Гомзина (50) — полетел-то «Альтиус» при нем, и нынешние успехи в том числе и его заслуга.

С исчезновением ОКБ им. Симонова и МВЕНа Татарстан лишился, казалось бы, четко вырисовывавшегося шанса создать собственный разнотипный сегмент малой и беспилотной авиации. Поэтому в нашем рейтинге вниз идут министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов (14), его предшественник на этом посту — помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов (22), по касательной ситуация задевает и президента ассоциации предприятий и промышленников РТ Александра Лаврентьева (7).

Улучшил свои позиции в рейтинге директор — главный конструктор «Эникса» Валерий Побежимов (13): массированное использование военными беспилотников «Элерона» подтверждает правильность выбранного компанией пути.

Завершая разговор о беспилотниках, скажем пару слов о «Казанском Электроприборе», который вместе с подконтрольной ему компанией «СТД-Радикс» развернул проектирование и производство оптико-электронных систем (ОЭС) для БПЛА. В июне 2021-го оборонное сообщество РТ было шокировано арестом гендиректора завода Павла Шацких (18). Его подозревают в хищении 447 млн рублей. Речь идет о приобретении комплектующих для ОЭС по завышенным ценам. Как заявила защита, в материалах дела нет документов, подтверждающих это утверждение. Общее мнение местных оборонщиков, которое они высказывают в кулуарах, можно сформулировать так: «Он ничего не крал, просто документацию оформил не как положено». 3 декабря меру пресечения изменили на домашний арест. БПЛА «Орлан», на которых устанавливалась ОЭС, участвуют в спецоперации. Тем не менее Шацких теряет два пункта в рейтинге, поскольку, хотя и остается гендиректором, не имеет возможности полноценно управлять предприятием.

Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Ренат Мистахов сместился с 1-го на 3-е место рейтинга Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сместился с 1-го на 3-е место рейтинга Фото: «БИЗНЕС Online»

Что на стапелях?

Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Ренат Мистахов сместился с 1-го на 3-е место рейтинга — от компании в этом году не было сверхновостей. Но это не значит, что корпорация, входящая в холдинг «Ак Барс» Ивана Егорова (4), сидела без дела. Ее главный актив — Зеленодольский завод им. Горького — радует прежде всего устремлениями в области гражданки. В январе он заключил с главным речным перевозчиком Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов «Северречфлотом» и с «Машпромлизингом» контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Их должны спустить на воду в ближайшее время. Жаль, что не реализовалась идея с эксплуатацией на Казанке первого в России пассажирского судна на сжиженном природном газе «Чайка-СПГ». Ее в итоге приобрел партнер завода по этому проекту — «Газпром СПГ Технологии». Судно будет возить туристов в Санкт-Петербурге. Предположительно, государственной транспортной лизинговой компанией законтрактовано еще три «Чайки-СПГ», одну из них в 2023–2024 годах намерено приобрести министерство транспорта Самарской области. Также завод построит для «Газпром СПГ Технологии» один или два СПГ-бункеровщика. 8 декабря предприятие заложило три многоцелевых морских буксира проекта Т3150-ЗД. Также компания выиграла конкурс на строительство аварийно-спасательного судна проекта MPSV07, впечатляет стоимость контракта — 4,7 млрд рублей. Еще два аналогичных суда строится на подконтрольном зеленодольцам керченском заводе «Залив». Все это двигает вверх в рейтинге генерального директора завода Александра Филиппова (21).

30 лет спустя: зеленодольцы перезапускают легендарный «Метеор»

Радует, что в условиях предполагавшегося падения гособоронзаказа (как оно будет теперь — пока неизвестно) завод демонстрирует успехи и в этой области. На том же «Заливе» спустили на воду головное кабельное судно «Волга» (проект 15310) для главного управления глубоководных исследований минобороны. В октябре прошлого года вышел на испытания «Сергей Котов» — четвертый из 6 заказанных Зеленодольску патрульных кораблей проекта 22160, и сегодня на заводе строятся «Виктор Великий» и «Николай Сипягин». Все 6 предназначены для Черноморского флота (ЧФ). При этом минобороны прорабатывает вопрос дополнительных закупок кораблей проекта 22160 по доработанному проекту.

В сентябре спущен на воду «Град» — 10-й малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М». В 2022 году он должен уйти на Балтийский флот, к своим собратьям — «Зеленому Долу» и «Серпухову». «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг» служат на Каспийской флотилии. «Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон» — на ЧФ, и наверняка крылатые ракеты «Калибр» в ходе спецоперации летают не без их помощи. На стапелях находятся завершающие серию «Наро-Фоминск» и «Ставрополь». Не исключено, что в 2024 году начнется строительство модернизированных кораблей проекта 21631. Эти новости не могли не отразиться на положении в рейтинге Евгения Жиркова (16) — гендиректора зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ), где и создали «Буян-М». Добавим, что год назад оно передало ВМФ головной малый морской танкер проекта 03182.

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин (6) потерял одну позицию рейтинге. Причина в том, что КАМАЗ настигли санкции, хотя, чтобы избежать их, в 2016 году автогигант «отрекся» от своей военной «дочки» — «Ремдизеля» Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин (6) потерял одну позицию в рейтинге. Причина в том, что КАМАЗ настигли санкции, хотя, чтобы избежать их, в 2016 году автогигант «отрекся» от своей военной «дочки» — «Ремдизеля» Фото: «БИЗНЕС Online»

Бронемастера

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин (6) потерял одну позицию в рейтинге. Причина в том, что КАМАЗ настигли санкции, хотя, чтобы избежать их, в 2016 году автогигант «отрекся» от своей военной «дочки» — «Ремдизеля», потом передал ему еще один боевой актив — Завод специальных автомобилей, а еще уменьшил долю «Ростеха». Но все напрасно — ЕС не остановили ни показательная лояльность автогиганта, ни его 14-летнее партнерство с Daimler AG. Впрочем, действия ЕС могут быть продиктованы другими соображениями. Ни для кого не секрет, что отказ от «военки» для КАМАЗа был в большей степени номинальным. Кто, как не спецы НТЦ автогиганта разработали всю линейку боевых машин «Ремдизеля»? Утверждают, что с немцами договорились о том, что они просто закрывают на это глаза, как и на выпуск КАМАЗом семейства военных многоцелевых грузовиков «Мустанг».

Как выяснилось в июне, после посещения «Ремдизеля» заместителем министра обороны Алексеем Криворучко, в год завод изготавливает целых 250–300 бронемашин. В июле должны были начаться серийные поставки «Тайфуна-ВДВ» (К-4386). На его основе спроектирован бронеавтомобиль сопровождения и управления «Напарник», первые 11 машин минобороны должно было получить в прошлом году. Также на базе «Тайфуна-ВДВ» создан защищенный санитарный автомобиль «Линза» — сообщалось о заказе в 50 авто. Проходил госиспытания универсальный минный заградитель «Клещ», основа — та же. В рамках ОКР «Реконструкция» испытывается два варианта легкобронированных тягачей МТ-ЛБ. В Сирии была замечена новая модификация бронеавтомобиля «Выстрел» К-43269. В нынешнем году должны были начаться испытания К-4386 ЗА-СпН — первого российского бронеавтомобиля с повышенной противоминной защитой (за границей такие авто называют MRAP — mine resistant ambush protected). На закрытой экспозиции форума «Армия-2021» показали реактивную систему залпового огня на базе шасси «Торнадо-Т» К-73501 — это новый поворот в небезызвестной теме «Платформа О». Сегодня Россия вынужденно устанавливает такое вооружение на машины Минского завода колесных тягачей.

Батькозамещение-2: челнинский «Ремдизель» и Чемезов покажут страшный сон Лукашенко

Гендиректор «Ремдизеля» Александр Захаров (27) продвигается сразу на 10 мест вперед. То ли еще будет, если руки у Когогина по «военке» теперь окажутся развязанными и ему удастся справиться со всеми вопросами импортозамещения. «В свое время руководители КАМАЗа пошли на поводу у „Ростеха“ и многое решили взять у инофирм, в итоге подсели на иглу, с которой теперь очень сложно соскочить, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в автопроме. — Вспомним, как французам впаривали контрольный пакет акций ВАЗа. Можно найти и откровения Чемезова о том, что с КАМАЗом хотели провернуть сделку по такой же схеме. Daimler даже выпустил пресс-релиз о намерениях приобрести более 40 процентов акций, но кризис 2008 года эти планы порушил — удалось продать только 10 процентов».

Продвигается вперед по сравнению со своим предшественником и новый генеральный директор челнинского «Астейса» Рашит Абубекиров (28). Напомним, в 2020 году компания продала «Росгвардии» 12 бронеавтомобилей «Патруль» — одним из факторов выбора стала полностью отечественная комплектация техники. Сегодня «Патрули» используют на Украине. Проходит испытания армейский автомобиль 6×6. Утверждают, что он на два класса выше «Патруля» по защищенности и грузоподъемности.

Нижнекамский НТЦ «Кама» разработал для бронеавтомобилей боестойкие колеса «Кама-НУ401». Сообщалось, что поставки начнутся в 2022 году. Также совместно с НАМИ разработаны и изготовлены боестойкие шины для семейства лимузинов «Кортеж». И. о. исполнительного директора Марат Хафизов (29) двигается на позицию вперед.

На пункт вниз в рейтинге опускается ректор КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков (40) На пункт вниз в рейтинге опускается ректор КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков (40) Фото: «БИЗНЕС Online»

Ничего невозможного нет?

В некотором простое находится вузовская сфера ОПК Татарстана. И. о. ректора КНИТУ-КАИ Тимур Алибаев (39), видимо, все еще входит в курс дел. Во всяком случае, как говорят в вузе, прогресса в контактах с промышленностью пока не наблюдается. На пункт вниз в рейтинге опускается ректор КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков (40). Телеграм-каналы сообщают, что приемная кампания 2021–2022 годов на профильный для ОПК факультет энергонасыщенных материалов была провалена и, чтобы из-за этого минобрнауки РФ не снизило финансирование, туда правдами-неправдами набрали кого только можно. Утверждают, что после майских праздников с ситуацией будет разбираться десантированная в Казань комиссия министерства. Опровержения этой информации пока не последовало.

И еще несколько слов о новичках. Видимо, завершились кадровые пертурбации в руководстве Казанского химического НИИ — генеральным директором назначена Вера Матвеева (48). После почти 15 лет руководства КЗСК этот пост покинул Алексей Контуров — его сменил ставленник курирующего банкротный завод подмосковного холдинга «Промтех» Игорь Сокол (49). В 2021-м КЗСК восстановил производство оборонной продукции — тиокола. В начале года гендиректор «Промтеха» Валерий Шадрин сообщил о том, что компания планирует расплатиться по долгам КЗСК и продолжить инвестировать в его развитие: до 2025-го — 4,9 млрд рублей. Еще 1,75 млрд будет вложено в «Промтех-Казань», тесно сотрудничающий с КАЗом. Поэтому как «эмиссар» холдинга в Казани в нашем рейтинге появляется гендиректор «Промтеха-Казань» Юрий Лысков (47).

Можно предположить, что особый спрос в эти дни с IT-отрасли, например с ICL и его идеолога, председателя совета директоров Виктора Дьячкова (15). Вот как описывает некоторые моменты один из источников «БИЗНЕС Online»: «Серверы предприятий уязвимы: техника-то импортная — могут дистанционно выключить, и все. И американцы что сказали? „Проектная документация, сделанная с помощью наших программ, превратится в кирпич“. Разработки ведь хранятся в этой программной упаковке, и, когда их поднимают из архива, подгружаются обновления и документация становится уязвимой. Надо переводить в другие программы».

Мы намеренно не стали говорить о предприятиях радио- и оптикоэлектронной промышленности (а их в Татарстане немало). Предположительно, отрасль (по всей стране), так и не сумевшая избавиться от импортозависимости, усиленно ищет пути решения многочисленных проблем, и, скорее всего, все определится именно в этом году. «По микросхемам все сразу получили уведомления от иностранных партнеров, что даже предоплаченная продукция отгружаться не будет, даже двойного назначения, — говорит знакомый с ситуацией в этой сфере источник „БИЗНЕС Online“. — Брать китайские аналоги? Но они далеко не всегда нужного качества. Можно было бы откатиться лет на 30 назад, когда более-менее свое было, но многих тех заводов-комплектаторов уже просто нет. Да, простейшие вещи — резисторы, конденсаторы — мы делаем сами, но давно из импортного сырья и материалов типа фольги, компонентов для напыления… Однако ничего невозможного нет, и это касается не только электроники. Если будет стратегическая задача, если руководить отраслями поставят болеющих за дело и грамотных руководителей, все соберутся и найдут выход из ситуации».

* * *

Осознавая субъективность данного рейтинга, предлагаем читателям высказать свои замечания, мы учтем их в следующей редакции табели о рангах генералов ОПК Татарстана.