НА ПЕРЕЛОМЕ

Шамиля Закирова не стало вчера вечером. Ему стало плохо с сердцем, и приехавшая скорая помощь забрала его в больницу. Но до больницы он не доехал, умер от обширного инфаркта прямо в машине.

Закиров родился 15 марта 1945 года в селе Нарат-Елга Чистопольского района. Он был по образованию химиком, окончил КХТИ в 1970 году. Позже - в 1972 году - окончил аспирантуру Ленинградского института культуры. Был на комсомольской и партийной работе, возглавлял с 1979 по 1985 год Дворец культуры «Энергетик» в Набережных Челнах – в ту пору это был фактически главный концертный зал города, здесь же проходили тогда все ключевые официальные мероприятия.

5 февраля 1985 года Закиров был назначен на должность директора культового для татар Татарского академического театра им. Камала, где и проработал до последнего дня жизни.

Он появился в директорском кабинете Камаловского в переломную эпоху, когда только-только начиналась перестройка. В театр пришла новая драматургия, потребовавшая нового выразительного языка. Благодаря новому директору и тогдашнему главному режиссеру театра Марселю Салимжанову, театр благополучно прошел переломный период, сохранив и труппу, и преданного зрителя.

В то время, когда залы многих других национальных театров страны опустели, в Камаловском сохранялись аншлаги. Ситуация заполнения зала почти на сто процентов характерна для Камаловского театра и по сей день.

Отметим, что семья Закировых хорошо известна далеко за пределами Татарстана, младший брат Шамиля Зиннуровича Ренат Закиров – многие годы бессменный директор НКЦ «Казань», председатель исполкома Всемирного конгресса татар.

НАШ ПЕРВЫЙ ТЕАТР

Камаловский театр, ведущий свою историю с 1906 года, по своей сути уникален. Он соединяет в себе национальные ориентальные корни и все новации современного европейского театра. На его афише рядом находятся народная «Голубая шаль», спектакли по пьесам Чехова, Шекспира и Мольера. Ближайшая премьера – сказка Карло Гоции «Принцесса Турандот», ее ставит режиссер из Китая Ма-Джин Хонг. Иностранные режиссеры, приглашенные на постановки, - традиция Камаловского театра. Театр смело интегрируется в мировой театральный процесс.

Профессиональная труппа была образована из труппы любительской, и скоро представления, где участвовали легендарные артисты прошлого, такие как Волжская, Кариев и другие, стали, по словам классика, той самой «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра».

Театр стал еще и лабораторией, своего рода «литературным институтом» для нескольких поколений драматургов. В последние десятилетия театр не знает голода в смысле современных пьес – его окружает целая когорта интереснейших драматургов. Этому способствует и практика подготовки целевых курсов актеров в Москве, в Щепкинском училище и в театральных вузах Татарстана.

УДАЧНЫЙ ТАНДЕМ

В театре, как ни в каком другом виде искусства, важно чувство команды. И если существует недопонимание между главным режиссером и директором театра, коллективу на пользу это не пойдет. Салимжанов - многолетний художественный лидер Камаловского театра, человек необычайно одаренный, но, как всякая яркая творческая личность, сложный, стал единомышленником Закирова. Они образовали отличный тандем, когда Салимжанов мог спокойно заниматься творчеством, а все другие вопросы решал директор театра.

Когда же Салимжанова не стало, и театр вроде бы снова оказался без художественного лидера, на должность главного режиссера был назначен Фарид Бикчантаев - ученик Марселя Хакимовича, выпускник ГИТИСа, выросший в Камаловском театре. Это назначение и новый тандем сложились во многом благодаря Шамилю Закирову.

«ТАНТАНА», МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Закиров был очень креативным человеком. С 1998 года он директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» и прилагает немалые усилия, чтобы этот форум проводился именно в Казани.

Он пережил строительство нового здания театра на Кабане, переезд, а также недавнюю реконструкцию здания.

Идея премии «Тантана» - первой республиканской театральной премии – также родилась в недрах Камаловского театра и была поддержана Шамилем Зиннуровичем.

Стараниями Закирова проходили частые гастроли Камаловского театра в Москве и других городах страны, труппа неоднократно гастролировала в Финляндии, побывала в Лондоне и Колумбии. О татарском театре, как о серьезном явлении культуры, заговорили в мире.

Он был гостеприимным хозяином – на сцене Камаловского театра с удовольствием гастролировали Малый театр, БДТ им. Товстоногова, Театр Европы Льва Додина.

Инициативы часто бывают наказуемы. Поговаривают, что однажды Шамилю Зиннуровичу было предложено написать заявление об уходе. Но на торжественном заседании, посвященном юбилею Камаловского театра, корреспондент «БИЗНЕС Online» был свидетелем того, как тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев сказал: «Шамиль Зиннурович, работайте столько, сколько захотите!». На лице Закирова публика, сидящая в зале, заметила слезы…

ТЕАТР – ДОМ

Закиров смог создать в стенах театра особую атмосферу театра-дома, где все – от ведущих актеров до капельдинеров – чувствуют себя нужными и любимыми.

В середине девяностых, когда зарплаты и пенсии людей театра были чисто символическими, директор театра ввел доплаты пенсионерам, учредив для этого специальный фонд. По мере сил помогали и тем, кто работает в театре.

Прощание с директором Камаловского пройдет завтра в 9:30 утра в здании театра.

«ОН САМ БЫЛ РЫЦАРЕМ ТЕАТРА, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ ТЕАТРАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили вклад Шамиля Закирова в развитие татарского театра.

Фарид Бикчантаев – главный режиссер Камаловского театра:

- В последние годы Шамиль Зиннурович перестал быть только директором – он стал общественным деятелем. Он не просто создал хороший театр – он сделал его социально значимым организмом. Наш театр, каким он стал при Шамиле Закирове, перестал всего лишь обслуживать зрителя и стал действительно властителем умов и сердец.

Туфан Миннуллин – драматург:

- Шамиль Закиров настолько принадлежал искусству, что, кроме работы, просто ничего не знал. Самым главным его умением было умение работать в контакте с главными режиссерами. Когда директор враждует с главным режиссером – это беда для театра. Закиров же нашел взаимопонимание с такой неординарной личностью, как Марсель Салимжанов. Он знал театр изнутри. Он был не просто директор – человек, преданный театру до фанатизма.

Фарид Шамсиев - директор Театра юного зрителя:

- Я дружил с Шамилем Зиннуровичем более тридцати лет, это был добрый, очень добрый человек, который никогда никому не отказывался помочь. Причем он был добр по отношению ко всем. Кому-то нужно лечь в больницу, кому-то нужен детский сад для ребенка – все шли к нему. И всегда была гарантия, что он поможет. Труппа была за ним как за каменной стеной. Шамиль Зиннурович был отличным организатором, он мог делать все без суеты. Вырастить такого директора камаловцам будет непросто.

Энгель Тагиров - ректор Института культуры мира при ЮНЕСКО, профессор:

- Шамиль Закиров был необычайный талант, и этот талант сверкал многими гранями. Это был человек комсомольской закваски, он сумел сохранить комсомольский задор и смелость. У него была поистине бешеная энергия, и он щедро ее тратил.

Айгуль Габяши - театровед:

- У Шамиля Зиннуровича было много заслуг, но одна из самых главных, пожалуй, та, что он сумел объединить все татарские театры страны в единое культурное пространство. Он постоянно думал о будущем театра – пестовал молодых драматургов и режиссеров. Ему было не безразлично, как будет развиваться татарский театр завтра. Он много оставил в память о себе, для меня же воспоминанием об этом удивительно добром человеке будет альбом, посвященный 100-летию Камаловского театра, инициатором выпуска которого он был.

Михаил Галицкий - народный артист РТ, лауреат госпремии РТ, артист Качаловского театра:

- Главным качеством в Шамиле Закирове была любовь к театру. Он просто сам был рыцарем театра, плоть от плоти театральным человеком. Он очень любил и ценил актеров. Мы любили, когда он приходил на наши спектакли. Любили бывать в Камаловском, где он всегда был нам рад и всегда находил для нас места в переполненном зрительном зале.