97,3% ВАКАНСИЙ – ДЛЯ МУЖЧИН

По словам Валерия Корнеева, сегодня на казанском рынке труда – две важнейших тенденции. Во-первых, постоянно идет значительное сокращение уровня безработицы. Его пик по понятным причинам пришелся на кризис – тогда на бирже труда в Казани было зарегистрировано 14 с лишним тысяч человек. Весной прошлого года эта цифра снизилась до 10 тысяч, а сейчас упала до 8 тысяч безработных. Корнеев продемонстрировал красочные диаграммы – столбики уровня безработицы снижаются в течение всего 2011 года, и одновременно растет количество вакансий столичных центров занятости. Это и есть главный позитив года. Таким образом, сейчас на одного безработного приходятся две вакансии, и половина безработных находят работу в течение четырех месяцев. То есть работа в Казани есть, но… Из 28,7 тысяч человек, обратившихся в 2011 году в службу занятости Казани, трудоустроены были лишь 15 тысяч (то есть 53% обратившихся). Почему?

Объяснение кроется во втором по важности тренде – огромном дисбалансе спроса и предложения на рынке труда. Из представленных работодателями в 2011 году вакансий только 2,7% предназначались для женщин. Между тем среди зарегистрированных безработных - 62% соискателей женского пола. Если это не дискриминация по полу, то как это называется?

Вот структура потребностей рынка. Люди нужны в строительной отрасли (6,6 тыс. вакансий), торговле, общепите, коммерческой деятельности (3,4 тыс. вакансий), страховании (1,1 тыс. вакансий), а также в сфере транспорта и связи (800 вакансий). Понятно, что на стройках женщины, наверное, могут быть заняты только на отдельных работах, таких как отделка… Но почему остальные сферы тоже бегут от женского труда, как черт от ладана? Декретных отпусков и всяких выплат директора боятся? Больничные с детьми пугают? Понять можно. Только вот при таком подходе через несколько лет работать совсем некому будет…

ПОЛУЧИЛ ДИПЛОМ? ИДИ ОТДЫХАЙ…

На секунду вернемся в школу. Вспомним, как стараются десяти-одиннадцатиклассники сделать все для поступления в вуз, как наступают на горло собственной песне их родители, годами работая только на репетиторов. И все ради благой цели, ради обеспеченного будущего, ради хорошей востребованной профессии. И вот проходит пять лет в вузе. Бывший абитуриент становится молодым специалистом. И обнаруживает, что вообще-то ни он, ни его диплом никому особо не нужны. Как рассказал Корнеев, 68,4% вакансий 2011 года относились к рабочим специальностям. 43,9% работодателей нужны специалисты с опытом работы. А 26% состоящих на учете - безработная молодежь.

По словам Корнеева, самая страшная проблема сегодняшнего дня – массовая подготовка специалистов по не нужным рынку труда специальностям. Заявка, сформированная в сентябре прошлого года 743 казанскими предприятиями с 234 тысячами работающих, свидетельствует о том, что в ближайшие пять лет ситуация будет аналогичной. Из 28 тысяч человек, необходимых этим предприятиям в ближайшие годы, лишь 19% должны иметь высшее образование, 81% вакансий рассчитан на рабочих различного уровня подготовки.

DSC_9080.jpg
Сейчас на одного безработного приходятся две вакансии. Работа в Казани есть, но… Из 28,7 тысяч человек, обратившихся в 2011 году в службу занятости, трудоустроены были лишь 15 тысяч. Почему?

В текущем году работодатель ждет более 4 тысяч выпускников училищ, лицеев и колледжей, а реально получит только 2,5 тысячи человек. Вместо заявленных 987 специалистов среднего звена выпуск составит более 3 тысяч человек. Зато из стен вузов выйдут более 11 тысяч специалистов с высшим образованием - при заявке в тысячу с маленьким хвостиком...

Куда пойдут 10 тысяч невостребованных выпускников вузов – в сетевые хомячки?

«Не зря премьер-министр поручил разработать профессиональные стандарты по профессиям, - пояснил Корнеев. - Токарь пятого разряда – он что должен делать? Экономист – он что должен уметь делать? Вот эти стандарты надо связать с работодателем и с учебным заведением».

У ОДНИХ НЕТ РАБОТЫ, У ДРУГИХ – КАДРОВ…

Понятно, что статистика казанского центра занятости не отражает всю ситуацию на рынке. По оценке Корнеева, 40% желающих трудоустроиться находят работу самостоятельно. Однако те ножницы, которые существуют на бирже труда, – это отражение реально существующей картины.

Одна из причин дисбаланса на рынке труда, которую проанализировал Коренеев, - это низкая заработная плата, предлагаемая соискателю.

«По состоянию на 14 февраля среди вакансий, имеющихся в базе данных службы занятости, 35,5% с зарплатой до 10 тысяч рублей, 37,5% - от 10 до 15 тысяч рублей и 8% - ниже прожиточного минимума. И лишь по отдельным профессиям она достигает 40 тысяч рублей. По различным социологическим опросам запросы большинства современной молодежи, не имеющей опыта работы, составляют не менее 20 тысяч рублей», - заметил директор службы занятости.

1.jpg

2.jpg

Иногда бывает и по-другому – и зарплата вроде неплохая, но труд тяжелый, условия невыигрышные, и идти в эту отрасль никто не хочет. Кроме того, квалифицированных технических специалистов на рынке единицы, не говоря уже о рабочих профессиях. Директора страдают: на 30 - 35 тысяч рублей токаря невозможно найти. Не каждому юристу столько платят.

Вот один только пример - по заказу городской службы занятости в 2011 году на базе техникума наземного и подземного транспорта обучены на водителя категории Д 60 безработных граждан, но лишь один трудоустроился на предприятие пассажирского автотранспорта. Сейчас опять намечается серьезная совместная работа с предприятием «Метроэлектротранс» по подготовке водителей трамвая и водителей троллейбуса. Определен источник и объемы финансирования, подготовлен пакет документов для проведения конкурса по отбору учебной площадки. Но, несмотря на проведенную 9 февраля ярмарку вакансий предприятий транспортной отрасли, опрос безработных граждан показал, что желающих учиться на эти профессии пока нет…».

В КАЗАНЬ «ПОНАЕДЕТ» 20 ТЫСЯЧ ВАРЯГОВ

Как говорится, свято место пусто не бывает. Как заметил Корнеев, «для решения проблемы нехватки работников отдельные работодатели стали привлекать иностранную рабочую силу, обуславливая эти действия особенностью технологии своей производственной деятельности. Только в 2012 году по данным миграционной службы в городе предполагается привлечение более 20 тысяч иностранных работников. В основном это рабочие строительных специальностей, и это можно оправдать подготовкой нашего города к Универсиаде, чемпионатам мира по водным видам спорта и по футболу. Но заявка общества с ограниченной ответственностью «Прометеус Групп» на привлечение 500 иностранных продавцов непродовольственных товаров, при наличии на учете в службе занятости более 180 продавцов соответствующего профиля, вызывает только вопросы, которые еще следует нам рассмотреть. Открытое акционерное общество «Сантехприбор» намерено привлечь 15 шлифовщиков, «Сафьян» - 25 жировальщиков кож. ООО «Блеск Сервис-Казань» потребовались по 40 зарубежных администраторов и грузчиков, по 65 уборщиков помещений и подсобных рабочих…».

3.jpg

МИНТРУД СВОРАЧИВАЕТ АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Снижение напряженности на рынке труда вызывает и сворачивание программ поддержки занятости, действовавших во время кризиса.

«Уже не будет опережающего обучения для работников предприятий, находящихся в системе сокращенного рабочего дня, - отметил Корнеев. - Для нас важна программа летней занятости школьников – надо трудоустроить 6,5 тысяч человек».

Кроме того, остаются программы переобучения и повышения квалификации женщин-декретниц – в 2011 г. различные курсы закончили 811 мамочек за 10 млн. бюджетных рублей.

Серьезное сокращение ждет программу самозанятости, благодаря которой в 2011 г. 499 казанцев стали владельцами собственного дела, создав при этом 99 рабочих мест.

Как сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Корнеев, в текущем году эта программа находится в стадии утверждения. При этом требования к соискателям будут жесткими: ни о каком открытии, к примеру, торгового бизнеса не может идти и речи – для этого есть микрофинансирование, кредиты и другие инструменты. Город и республика готовы лишь к поддержке производственных бизнес-планов. И вероятнее всего, можно будет удовлетворить лишь 100 заявок будущих бизнесменов…

Комментарии

Надежда Борисова - директор казанского филиала HeadHunter:

- Как отмечают сами работодатели, одной из основных причин несоответствия выпускников вузов требованиям работодателей сегодня является недостаточный уровень подготовки выпускников. С другой же стороны, вузы страдают от низкой активности работодателей в вопросах подготовки нужных специалистов, формирования требований к выпускникам той или иной отрасли. Таким образом, один из способов решения данного вопроса – это более плотное взаимодействие вузов и работодателей.

Задача современной системы образования – не просто обучить человека и вручить ему диплом, а готовить полноценные кадры для наших предприятий и организаций. Чтобы после окончания вуза молодой специалист сразу был готов занять свое место в компании и эффективно решать поставленные задачи.

Обязать выпускников вузов, получивших бесплатное образование, отрабатывать на госпредприятиях три-пять лет не является, на мой взгляд, действенным способом решения проблем. На мой взгляд, людей с высшим образованием не бывает много. Тут уместнее говорить о том, что в некоторых профобластях существует переизбыток специалистов с соответствующим дипломом, хотя профессионалов все равно недостаточно. Сейчас нет универсального ответа, как все это регулировать. Пока лишь ясно, что с этим что-то надо делать.

Самим студентам и выпускникам я бы рекомендовала быть более активными в изучении состояния рынка труда, предложений и требований работодателей, востребованных специалистов.

Ольга Трифонова - директор по Приволжскому федеральному округу рекрутинговой компании «Бигл»:

- Не секрет, что уровень профессиональной подготовки выпускников вузов и средних профессионально-технических учебных заведений уже давно не соответствует требованиям большинства работодателей и оставляет желать лучшего. Молодые специалисты не обладают достаточными знаниями и навыками, необходимыми для работы, в результате чего компаниям приходится самостоятельно доучивать выпускников на стажировках, тренингах и непосредственно на рабочем месте. Вырастить из перспективного старшекурсника профессионала можно, но на это нужны время и деньги.

Требование высшего образования при поступлении на работу на сегодня стало нормой для большинства компаний, и, к сожалению, формальной необходимостью для молодых специалистов, исключительно ради корочки диплома. Наши клиенты часто говорят о сложности с подбором профессиональных инженеров, технологов, при этом на рынке много специалистов по менеджменту и маркетингу, юристов и экономистов. Очевидно, что необходимо учитывать реальные потребности рынка и работодателей, динамику развития отдельных отраслей. Сегодня компании в ситуации кадрового голода заняли более активную позицию, чем вузы, обращаются в профильные учебные заведения, заключают соглашения о партнерстве и заранее выращивают для собственного предприятия специалистов «на заказ». Такие студенты в процессе обучения проходят на предприятии практику, получают конкретные знания и в дальнейшем имеют все шансы получить работу. Актуальной становится система наставничества, а трудовой опыт и знания «пожилых» работников становятся все более ценными.

Сегодня работодатель ценит государственное образование, а также отдает предпочтение очному образованию, а не вечернему и тем более не заочному. На деле знания молодых специалистов зачастую не актуальны, либо устарели, теоретически подкованным выпускникам очень не хватает практики. Образование должно стать современным, приближенным к реальности с большим акцентом на практической части. Также стоит отменить, что доступность высшего образования отрицательно сказалась на авторитете рабочих специальностей, и сегодня особенно остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих. При этом уровень дохода, который предлагает им работодатели, можно смело назвать достойным. В результате всего вышеперечисленного, система образования нуждается в глобальной модернизации. Пока же в условиях растущего дефицита профессионалов компаниям стоит увеличивать инвестиции в активное обучение и развитие персонала, а отсутствие опыта работы и низкую квалификацию кандидатов компенсировать внутренними программами обучения.