За одно занятие я беру 1 тыс. рублей в час, если занятие идет полтора часа — то 900 рублей в час. Это чуть ниже рынка. Я уже три-четыре года держу одну цену, но, думаю, стану поднимать — зависит от того, как дальше будет ситуация Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Нашей собеседнице около 35, порядка пяти лет она работала учителем в двух разных казанских школах, а заниматься репетиторством начала еще во времена учебы в университете. По образованию — филолог, преподает русский язык и литературу, свободно разговаривает на татарском. Готовит к ОГЭ и ЕГЭ учеников 9-х и 11-х классов.

О ценах, поиске клиентов и влиянии пандемии

  • За одно занятие я беру 1 тыс. рублей в час, если занятие идет полтора часа — то 900 рублей в час. Это чуть ниже рынка. Я уже три-четыре года держу одну цену, но, думаю, стану поднимать — зависит от того, как дальше будет ситуация.
  • Чисто гипотетически можно поставить цену и в 2 тыс. рублей за одно занятие, но работы особо не будет. Здесь сложно ориентироваться только на богатых родителей. Проще установить средний ценовой сегмент, чтобы люди ходили стабильно, чем сначала они на волне хайпа начнут платить высокую сумму, а потом просто деньги закончатся. Таких я много встречала.
  • Летом я не работаю. Ученики начинают приходить в сентябре, и ближе к ноябрю набирается «костяк». В среднем я зарабатываю в месяц 60–80 тыс. рублей. Не особо считаю деньги, пришли — ушли, но точно могу сказать, что раньше занималось больше детей.
  • В течение года цену ученикам принципиально не поднимаю, даже если вижу, что есть материальный достаток. Скидки делаю, если человек честно признается, что нет денег. Но, когда сами настойчиво просят, отказываю. Была одна женщина, звонит, говорит, что сын — спортсмен (ага, сразу понимаю, что будет мне мозги выколачивать: то придет, то не придет), и просит скидку. Отказала, да и, говорю, мол, зачем вам сейчас репетитор, к декабрьскому сочинению нет смысла готовиться. Тихо сбросила их и забыла. А потом она мне звонит, в мае: «Можно к вам прийти подготовиться к ЕГЭ?» «Приходите», — говорю. «А вы нам скидку не сделаете?..»
  • В «докризисные» времена, до пандемии, было очень много детей, которые поступали в лицеи и ходили к репетитору, чтобы повысить успеваемость. 5-й, 6-й, 7-й, 8-й классы. И я работала практически весь день. После 2020 года те, кто повышает успеваемость, ушли, их почти не осталось. Стабильно стали ходить только 9-й и 11-й классы.
  • Но когда началась пандемия, то и родители «егэшников» как будто переждали какое-то время, и в итоге 2/3 детей продолжили заниматься, а 1/3 просто отпали. Эти ученики ни сами не позвонили, ни я им не стала звонить. Думаю, у родителей были проблемы с доходами. Т. е. после коронавируса однозначно в этой сфере все ухудшилось. Переживаю, что и сейчас тоже так будет.
  • Занимались во времена коронавируса как онлайн, так и офлайн. Кого-то родители привозили. Но мне самой офлайн приятнее. Дети так более дисциплинированы: когда онлайн, непонятно, то ли он там попу чешет, то ли параллельно что-то гуглит.
  • Первых клиентов я нашла на специальных платформах, но там бешеные комиссии. У этих платформ сейчас спад, потому что все преподаватели ушли в соцсети. Но там тоже есть подвох. Если на платформах тебе надо подтвердить свой диплом, то в соцсетях этого нет. У нас в университете был один парень, его из общаги чуть не выгнали за плохое поведение. Так теперь он работает репетитором по математике, обществознанию, английскому, русскому, хотя он географ. Похоже, что аферист какой-то.
  • Однажды звонит мне родительница и говорит, что ей мой номер дала учительница в школе. Оказалось, что один 6-классник ко мне ходил, его учитель заметила улучшения и рассказала его одноклассникам, что у него есть репетитор. И вот мама одноклассника попросила его дать номер. Так и работает «сарафан», на рекламу я не трачусь.

Сама, пока работала в школе, писала ЕГЭ по русскому языку 2 раза. Потому что было такое правило, что учителя сами должны сдавать свой предмет. Сдала на 96 баллов. Но учителя так выли и ныли, что это для них такое оскорбление, что их этим унижают. А я считаю, что если ты работаешь в школе, готовишь детей к ЕГЭ — иди и сдай Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Об отношении к ЕГЭ и шабашках

  • К ЕГЭ отношусь отлично. Мне кажется, ЕГЭ позволяет детям поступать. Неважно, богатый, бедный — сдал и соревнуешься по баллам наравне со всеми. Получается так, что у современных детей есть возможность поступить практически в любой вуз по ЕГЭ, потому что нет субъективной составляющей. И я говорю так не потому, что на этом зарабатываю, а потому, что действительно так считаю.
  • Есть такое мнение, что ЕГЭ провоцирует репетиторство. А разве обычные экзамены не провоцируют? Там еще более субъективное отношение к ученикам и для подготовки к экзаменам приходится выбирать «нужного» преподавателя. Так и развивается серый рынок.
  • Ни разу у меня не было такого, чтобы перед ЕГЭ слили ответы или готовые варианты экзамена. Но, если бы узнала, что слили, я бы первая донос написала. Потому что это нечестно. Кто-то списывает, а кто-то долго готовится и сам сдает, зачем тогда ЕГЭ нужен?
  • Единственное, что мне не нравится, — в сочинении критерии драконовские. Например, если к тексту сочинения не привлекаешь примеры из произведений, то падает критерий «речевые ошибки». Где связь? Но я вывела пошаговый план и применяю его, когда учеников натаскиваю.
  • Правила ЕГЭ таковы, что творческой составляющей тут быть не должно. Всегда говорю детям: «Ориентируйтесь на условного проверяющего из Рыбной Слободы, который читает 17-е сочинение подряд, хочет жрать и в туалет сходить, которому вообще плевать на творческую составляющую [в сочинении]». Ему надо, чтобы все было написано четко и понятно, чтобы была видна структура, без кучерявости. А когда начинают заниматься творчеством дети, у которых перекати-поле в голове… Вместо баллов получают «баранку».
  • Я сама, пока работала в школе, писала ЕГЭ по русскому языку 2 раза. Потому что было такое правило, что учителя сами должны сдавать свой предмет. Сдала на 96 баллов. Но учителя так выли и ныли, что это для них такое оскорбление, что их этим унижают. А я считаю, что если ты работаешь в школе, готовишь детей к ЕГЭ — иди и сдай. Тем более это в рабочее время. А то с детей требуют, а сами ноют.
  • Когда в школе работала, репетиторством тоже занималась. Отличный коллектив, директор золотой, дети хорошие, но зарплата была 17 тыс. рублей. И в один момент я просто поняла, что сейчас умру от физического перенапряжения, когда у тебя и 6 уроков, и репетиторство, и подготовка к занятиям… Но давайте смотреть правде в глаза: невозможно не совмещать работу в школе и репетиторство. Тем более что на репетиторстве зарабатывают больше. Все учителя шабашат.

В некоторых случаях родители часть своего бюджета просто сливают впустую, когда ребенка за пять месяцев до экзамена отправляют к репетитору Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, как школьники гуглят ответы

  • Реально ли подготовиться к ЕГЭ за два месяца? Вряд ли, только если ребенок с хорошей базой. Один раз пришла девочка, которая не знала, кто такой Наполеон, я ее не взяла. Обычно после января уже стараюсь вообще не брать учеников. Если он полгода будет заниматься, то у него в голове по чуть-чуть станет откладываться, а если придет за два месяца, то у него будет «пукан гореть», и какой в этом смысл тогда? Надо вовремя приходить и все вовремя делать.
  • Но в некоторых случаях родители часть своего бюджета просто сливают впустую, когда ребенка за пять месяцев до экзамена отправляют к репетитору. Это если ребенок не делает домашнее задание. Это их проблема, конечно, но знать-то они об этом должны. 40% знаний он в школе получает, сколько-то — сам, остальное мне остается дать. И я так детям говорю: не думайте, что вы сейчас ходите, шаляй-валяй делаете домашнее задание, а потом будет какое-то озарение. Если ты сейчас лоханулся, на экзамене повторится то же самое.
  • Ходил один мальчишка, добродушный, но очень ленивый, домашние задания не делал. И, когда я его упрекала, он говорил: «Да знаю я, знаю. Да, я виноват». И мама его мне тоже жаловалась. У него такой стиль жизни, ему так удобнее, чтобы не докапывались. И он пошел сдавать ЕГЭ по математике, а в тот день у нас было занятие. Думаю, ну точно вовремя до меня не дойдет, позвоню, уточню по времени. Он берет трубку и говорит шепотом: «Я в туалете, идет экзамен, и я гуглю ответы».
  • Даже если беру детей в сентябре, то все равно не могу гарантировать результат. Вообще, как можно в этом случае что-то гарантировать? Мало ли что может случиться. У меня одна девочка была, жутко невезучая. На русском у нее попался самый сложный текст. Два раза она плакала, пока читала, от стресса. В итоге русский сдала на 78 баллов. А когда сдавала литературу, в этот день отключили свет в школе, и их отправили на пересдачу. Ребенок плачет, а ведь она все знала, все написала. Когда пересдавала, там варианты были тяжелее, большое сочинение — она перепутала века, вместо XX-го написала XIX-й, и получила за это «баранку». Из-за этого она сдала на условный средний балл.
  • Или, например, один раз у меня ходил мальчишка, оболтус, безответственный. Пришел в феврале, из списка литературы ничего не было прочитано, но литературу сдал на 70 баллов. «Ну нормально, пойдет», — говорит. А потом его мама звонила и сильно благодарила, потому что оказалось, что другие предметы он сдал хуже.
  • У меня не было такого, чтобы меня родители заставляли отчитываться о занятиях. Была одна девочка капризная, на нее начинаешь давить, она замыкается. Я сразу дала понять: если сдашь плохо, я расстраиваться не буду, потому что я материал даю, объясняю, а что ты будешь с этим делать — твои проблемы. И мама ее просила меня отчитываться. А я на это как-то забила. У нее параллельно со мной был другой репетитор — по обществознанию, взрослая тетка, которая каждый раз отчитывалась о занятиях. И в итоге девочка русский язык сдала на 76 баллов, а обществознание — на 40. Я долго смеялась, закон подлости какой-то.

Свою работу очень люблю, но мне не нравится, что иногда приходится выбивать свои деньги Фото: «БИЗНЕС Online»

Об отказах от репетитора из-за шубы и «выбивании» денег

  • За все время от меня ушли три ученика. Одна ученица, которая очень любила все записывать, определения подчеркивать. А я все даю под диктофон: записываешь, дома слушай, выписывай, делай что хочешь. Какой смысл платить деньги за то, чтобы тебе что-то под диктовку давали? Тем более в современном мире. В итоге потом она стала заниматься с репетитором из школы, которая ей давала материалы, как ей надо было.
  • Одна 11-классница ушла, потому что я носила шубу. Она была экоактивисткой, а я не знала об этом. Причем разговор начала я сама, не знаю, с какого перепугу. Ребенок пришел, я у нее спросила, холодно ли на улице, а она отвечает, что все время мерзнет. Я сказала: «Я в шубе хожу, не мерзну». Она говорит: «А я не ношу шубу». И после этого она мне написала отзыв очень хороший, что я хороший, прекрасный преподаватель, но спонсировать смерти она не будет. Т. е. у нее логика была такая, что она платит мне деньги, а я на них покупаю только шубы.
  • И еще занимался один взрослый мужчина, у него жена была в Америке, а сам он поступал в Москву и увлекался чем-то славянским. Объясняю ему тему «Чередующиеся гласные гор/гар», и он говорит: «Возможно, слово „загар“ когда-то было проверяемым словом». На пятый раз я ему сказала, что у нас стоит задача сдать ЕГЭ и мы долго можем заниматься демагогией, но это не моя работа. После этого он сказал, что сам будет заниматься. Потом написал отзыв, что репетитор я очень хороший, но по психотипу «гексли» и не подхожу ему.
  • Я свою работу очень люблю, но мне не нравится, что иногда приходится выбивать свои деньги. Одной родительнице вообще говорила: пока деньги не перечислишь, заниматься не начнем. Если она ребенку пишет, началось ли занятие, что мешает сразу скинуть оплату? Не понимаю таких родителей. Я ей объяснила, что могу запутаться и спросить с нее даже не ее деньги, а за другого ребенка.
  • Одной маме тоже приходится постоянно напоминать, хотя в остальном всегда все нормально: она очень вежливая и всегда чай отправит с дочкой и т. д. Но вот с деньгами ей, видимо, психологически тяжело расставаться. Но я считаю, что сделала свою работу и не должна напоминать о деньгах — в магазине же сразу оплачиваешь товар.
  • Одна моя ученица вообще у меня деньги в долг просила. Жила она около НКЦ, дедушка у нее при должности какой-то. Я занималась с ней в 9-м и 11-м классах. И однажды она мне пишет: «А вы можете мне деньги одолжить? У нас с парнем годовщина, я еды хотела заказать, а денег нет». Такая зайка! Я к ней иду преподавать, она мне платит деньги, а потом просит у меня в долг. Ну в итоге у нее как-то решилась там проблема.
  • С Высокой Горы была ученица. Долго не хотела ее брать, потому что она раз-два сходит, потом надоест — энергозатратно так издалека ехать. В итоге она на первое занятие пришла, на второе — онлайн и не платит. Знаю, говорит, что не заплатила, но у меня родители еще деньги не получили на работе. Т. е. ребенок автоматически считает, что ей еще одно занятие будет в долг. Говорю: нет, пока не заплатишь, занятия не будет. Мне не особо жалко было, но просто у нее странное убеждение, что ей должны.
  • Подарки, кстати, мне не дарят после экзаменов. Был случай, что бабушка одного ученика подарила мне пробку от дорогого вина в виде короны. А вино не подарила.