Каждый член экспертной группы оценивает, насколько учреждение соответствует определенным критериям. Если баллов достаточно, учреждение подключат к «Пушкинской карте», если нет — извините Каждый член экспертной группы оценивает, насколько учреждение соответствует определенным критериям. Если баллов достаточно, учреждение подключат к «Пушкинской карте», если нет — извините Фото: culture.gov.ru

В чем суть вопроса?

Сложности с подключением мероприятий к «Пушкинской карте» в марте появились у нескольких организаторов культурных событий из разных городов. Пользователи пожаловались, что модерация события, когда решается, можно ему работать по карте или нет, затягивается, а сроки такой «аттестации» непонятны. Некоторым удавалось разобраться с проблемой только в ручном режиме — через техническую поддержку.

Напомним, проект «Пушкинская карта» был запущен осенью прошлого года. Он позволяет молодым россиянам в возрасте от 14 до 22 лет бесплатно посещать культурные учреждения и отдельные события. В год владелец такой карты может потратить на билеты в театр, музей или кино 5 тыс. рублей. На старте программы Татарстан выбился в лидеры по числу проданных билетов, за что республику хвалили представители федерального ведомства. До конца 2021 года в РТ продали 328 тыс. штук, в занимающей второе место Москве — 321 тыс., а в замыкающем тройку Башкортостане — 252 тысячи. Всего по «Пушкинской карте» в Татарстане на тот момент работало 243 учреждения. Однако сейчас на сайте «Культура.РФ» предлагается только 100 подключенных учреждений из РТ. 

«Коллеги, верните, пожалуйста, в региональные советы экспертизы событий! Сроки все прошли, федеральный совет завален заявками, не успевают обрабатывать, скоро мероприятия, риск срыва огромный, ждем срочного решения!» — написал в сообществе «PRO.Культура.РФ» учредитель компании «Русский праздник» (Иркутская область) Владимир Строков. Соучредитель «Русского праздника» Юлия Строкова рассказала «БИЗНЕС Online», что 16 марта подала заявки на подключение трех мероприятий. Модерация затянулась на месяц, а потом заявки отклонил федеральный экспертный совет. По ее словам, изначально модерация шла только на федеральном уровне, но в конце 2021 года функционал передали в регион. «Видимо, в регионах была более лояльная экспертиза и попали в программу не очень компетентные мероприятия. Москва это увидела и решила просто вернуть прежний порядок в отношении частных учреждений», — предполагает Строкова. 

Проект «Пушкинская карта» стартовал 1 сентября 2021 года по инициативе президента РФ и направлен на популяризацию культурных событий среди молодежи. Организатор — министерство культуры РФ. Молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет могут посещать музеи, театры, концертные залы, филармонии, консерватории и другие учреждения культуры бесплатно, за счет государства. Виртуальную карту можно оформить на портале госуслуг. Тем, у кого нет учетной записи на «Госуслугах», нужно обратиться в любое отделение Почта Банка — там выпустят пластиковую карту. Заключительный этап — зарегистрироваться в мобильном приложении «Госуслуги. Культура».

В 2021-м государство начисляло на каждую «Пушкинскую карту» 3 тыс. рублей. С 1 января 2022-го номинал составляет 5 тыс. рублей. При этом сумму нужно потратить до 31 декабря каждого года, иначе деньги сгорят. Средства поступают на карту ежегодно до момента, когда владельцу исполняется 23 года. Снимать деньги с карты нельзя.

На старте проекта в минкульте РФ рассказывали, что по всей стране к «Пушкинской карте» подключилось свыше 1 350 государственных учреждений культуры из всех регионов и 40 частных. За четыре месяца 2021 года в программе приняли участие около 3,7 млн человек, было куплено билетов более чем на 2 млрд рублей. С февраля 2022-го 2 тыс. рублей с карты можно потратить на билеты на фильмы российского производства. На первый этап программы было выделено 3,9 млрд рублей из федерального бюджета. 

Судя по данным на сайте «Культура.РФ», в Казани к «Пушкинской карте» подключено по меньшей мере 86 культурных учреждений. Большинство из них государственные, из частных билеты на ближайший месяц предлагается купить только в трех — молодежный театр на Булаке, казанский камерный театр SDVIG и галерея-мастерская Вячеслава Зайцева. В театре на Булаке и SDVIG корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что некоторые сложности с подключением к госпрограмме имелись на старте проекта в сентябре 2021 года, но их удалось оперативно решить через техподдержку. «Бывали случаи, что подвисали спектакли, но мы тогда только заводили все мероприятия. Сейчас мы не проходим модерацию, поскольку все представления завели в систему», — отметила представитель театра SDVIG.

В конце апреля с похожими трудностями столкнулась казанская галерея современного искусства «БИЗОN». В галерею ежедневно обращаются десятки людей, которые хотят прийти на новую выставку по «Пушкинской карте», но не могут В конце апреля с похожими трудностями столкнулась казанская галерея современного искусства «БИЗОN». В галерею ежедневно обращаются десятки людей, которые хотят прийти на новую выставку по «Пушкинской карте», но не могут Фото: «БИЗНЕС Online»

В конце апреля с похожими трудностями столкнулась казанская галерея современного искусства «БИЗОN». С 20 апреля там проходит выставка Digital Art Synergy (сокращенно D"ART’S), где представлены образцы digital-искусства от российских художников, дизайнеров, фотографов и скульпторов. Заявка на подключение была подана 20 апреля, но не рассмотрена до сих пор, рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» директор галереи Халит Ситдеков. «До этого мы провели два мероприятия. Люди покупали билеты [по «Пушкинской карте»] и посещали, никаких проблем не было. Как нам объяснили на портале «Культура.РФ», теперь все мероприятия частных учреждений проходят модерацию на федеральном уровне. То есть в Москве сидит экспертный совет, который непонятно по какому регламенту рассматривает заявку. Какой срок рассмотрения, кто конкретно изучает — об этом ничего неизвестно», — поделился Ситдеков. Он отметил, что обращался за помощью в минкульт республики, но там только разводят руками.

Порядок подключения к «Пушкинской карте» прописан в постановлении правительства РФ №1521 «О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры». Из него следует, что при минкульте России действует федеральный экспертный совет, который обеспечивает работу платформы «PRO.Культура.РФ». На этом портале организатор регистрируется, чтобы подключить событие к «Пушкинской карте». Размещенную заявку с кратким описанием мероприятия рассматривает федеральный либо региональный экспертный совет. Они и решают, какие события подключить к «Пушкинской карте» можно, а какие нет. Собираться совет обязан не реже 1 раза в месяц. В нем должно быть как минимум пять экспертов, а для принятия решения нужно солидарное мнение не менее трех участников из разных сфер культуры. 

Схема простая только на первый взгляд. Каким образом происходит модерация мероприятия, в постановлении не прописано. Сказано лишь, что заявку не примут, если в ней найдут материалы, нарушающие законодательство РФ. При этом уточняется, каким образом организована «аттестация» культурного учреждения. Каждый член экспертной группы оценивает, насколько учреждение соответствует определенным критериям (наличие в репертуаре народных произведений, применение интерактивных форматов работы и др.) и выставляет оценку. Затем оценки подсчитываются в автоматическом режиме. Если баллов достаточно, учреждение подключат к «Пушкинской карте», если нет — извините. 

В постановлении четко прописаны сроки: «Заявки организаций культуры на включение в реестр организаций культуры и их мероприятий в реестр мероприятий рассматриваются экспертным советом не более трех рабочих дней». Как выяснилось, на практике эти сроки соблюдаются далеко не всегда. В комментариях к одному из постов в сообществе «PRO.Культура.РФ» администраторы паблика уточняют, что модерация места может занимать до трех недель. 

В Казани к «Пушкинской карте» подключены по меньшей мере 86 культурных учреждений. Например, молодежный театр на Булаке, казанский камерный театр SDVIG и галерея-мастерская Вячеслава Зайцева В Казани к «Пушкинской карте» подключено по меньшей мере 86 культурных учреждений. Например, молодежный театр на Булаке, казанский камерный театр SDVIG и галерея-мастерская Вячеслава Зайцева Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблемы возникли, после того как Москва забрала модерацию событий

В службе поддержки «PRO.Культура.РФ» одному из собеседников «БИЗНЕС Online» в культурной сфере объяснили задержку модерации тем, что процесс подняли на федеральный уровень. По какой причине изменен порядок, там не объясняют. Только уточняют, что сам портал лишь площадка, решений не принимает, и сказать, когда рассмотрят заявку, не может. Когда заявки галереи рассматривал республиканский экспертный совет, никаких сложностей не было, а процедура модерации занимала 2–3 дня. Теперь же, по данным нашего собеседника, региональным советам оставили лишь заявки от государственных учреждений культуры.

«Все очень мутно. Возникает такое ощущение, что специально вставляют палки в колеса, чтобы отсечь частные учреждения от государственного финансирования. Видимо, логика следующая: „Если деньги государственные, значит, и получать их должны государственные театры, спектакли и выставки“», — говорит на условиях анонимности представитель культурного учреждения. Он заметил, что проблема его организации не уникальная. «На прошлой неделе участвовал в вебинаре, который проводила «Культура.РФ», и в чате чуть ли не каждый второй зритель спрашивал: Почему такая долгая модерация?».

По словам источника «БИЗНЕС Online», модерация культурных событий на федеральном уровне теперь происходит очень тщательно, нужно утверждать отдельно каждое мероприятие. Причем если название события на татарском языке либо не сразу может быть понятна его суть, от «жюри», как правило, идет отказ, поделился собеседник. 

Ирада Аюпова отметила, что министерство культуры РТ дополнительно изучит вопрос и направит свои комментарии и предложения в федеральный минкульт Ирада Аюпова отметила, что министерство культуры РТ дополнительно изучит вопрос и направит свои комментарии и предложения в федеральный минкульт Фото: «БИЗНЕС Online»

Аюпова: «К сожалению, сейчас решения федерального экспертного совета — это больше оценочная позиция»

Новый порядок, при котором события частных учреждений культуры отбирает не региональный экспертный совет, а федеральный, действует с марта, подтвердила в беседе с «БИЗНЕС Online» министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. «По согласованию мероприятий, которые проводят частные, некоммерческие структуры, было очень много вопросов, и сейчас модерацию отдали на федеральный уровень», — пояснила она. По словам Аюповой, решение приняли наверху еще и для того, чтобы «унифицировать» согласование культурных событий (прежде всего театральных представлений и концертов), которые охватывают не один регион, а несколько.

«В результате все коммерческие площадки попали в эту концепцию, в том числе кинотеатры. Модерацию их событий подняли на федеральный уровень», — указала Аюпова. Она отметила, что министерство культуры РТ дополнительно изучит вопрос и направит свои комментарии и предложения в федеральное ведомство.

Почему задерживается модерация? По словам главы минкульта РТ, в случае с региональными комиссиями сроки рассмотрения прописаны в положениях о работе. И здесь каждый регион устанавливает свой порядок. Так, в Татарстане комиссия собирается 1 раз в две недели. Если по конкретному мероприятию нет «сомнений», его проведение одобряют довольно быстро. Если же возникли вопросы, среди экспертов проводится дополнительное обсуждение. При необходимости комиссия напрямую уточняет сведения у организаторов. 

Московские коллеги не пропустили несколько спектаклей, которые заявлял фонд поддержки современного искусства «Живой город» (театральная площадка MOÑ, творческая лаборатория «Угол») Московские коллеги не пропустили несколько спектаклей, которые заявлял фонд поддержки современного искусства «Живой город» (театральная площадка MOÑ, творческая лаборатория «Угол») Фото: «БИЗНЕС Online»

Аюпова считает, что ключевая проблема даже не в сроках модерации, а в отсутствии обратной связи. Иногда непонятно, по какой причине федеральный экспертный совет отклонил заявку того или иного организатора, а обжаловать это решение практически невозможно. К примеру, московские коллеги не пропустили несколько спектаклей, которые заявлял фонд поддержки современного искусства «Живой город» (театральная площадка MOÑ, творческая лаборатория «Угол»). «Мы вносили предложение, чтобы экспертиза проводилась более системно, когда есть четкая градация, по каким пунктам какое количество баллов выставляется. К сожалению, сейчас [решения федерального экспертного совета] — это больше такая оценочная позиция», — посетовала собеседница газеты.

Строкова также пожаловалась, что ее заявки отклонили без объяснения причин. Одобрение не прошел даже семейный фестиваль по этнокультуре. «Мы потратили много времени, средств, готовились с ноября. Отработали по всем критериям. Самое удивительное, что регион у нас требовал дополнительный материал для экспертизы, а федеральный совет вообще ничего не просил. Просто в личном кабинете добавляешь четыре фотографии и какой-то текст. Ну как можно провести экспертизу мероприятия, где нет сценария, писем поддержки, других материалов?» — поражается собеседница. Критерии, по которым отбираются заявки, неизвестны, подтверждает она. По словам Строковой, в службе поддержки «PRO.Культура.РФ» в ответ на возмущения ей заявили, что не обязаны объяснять причины отказа. 

В пресс-службе министерства культуры России в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пояснили, что модерацию событий, которые проводят частные культурные учреждения, передали в федеральный экспертный совет, чтобы «снизить нагрузку» на региональные советы. Как отметили в ведомстве, заседания федерального экспертного совета проходят каждый рабочий день. В министерстве подтвердили, что им поступали жалобы на слишком медленную модерацию мероприятий.

«Каждый случай отдельно прорабатывался, все вопросы решались оперативно. Проблемы нет, задержка рассмотрения заявок может происходить по причине того, что учреждения одновременно присылают большое количество событий на рассмотрение. За все время существования программы экспертными советами было рассмотрено более 100 тысяч мероприятий. Случаи задержки не так часты — с момента старта проекта их было не более 10», — заверили в ведомстве. Там также уточнили, что заявка должна рассматриваться в течение трех рабочих дней. Если процесс затягивается, можно написать запрос на pro@team.culture.ru, посоветовали в минкульте.