1222373_991_555_source.jpg
Юрию Тучину назначили штраф в 130 тыс. рублей, потому что тот пошел на сделку со следствием

«ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ЛЮДЕЙ Я НЕ ПОНЯЛ, ЧТО ОНИ НУЖДАЮТСЯ В ПОМОЩИ»

Житель Астрахани Юрий Тучин - капитан сухогруза «Арбат», который первым проплыл мимо места крушения теплохода «Булгария» и не оказал помощи пострадавшим, суда избежал. Тучин полностью признал свою вину и попросил рассмотреть дело в особом порядке – без допросов свидетелей и потерпевших. Капитана приговорили к штрафу в 130 тыс. рублей, и он остался доволен приговором. 23 июля прошлого года Тучина доставили в Казань, где он в помещении Следственного управления дал свои показания. Газета «БИЗНЕС Online» публикует наиболее интересные выдержки:

«1 июля я вышел на сухогрузе «Арбат» из порта Астрахани и направился в конечный порт Усть Луга, расположенный на берегу Финского залива. В порт Усть Луга я должен был доставить генеральный груз весом в 129,8 тонн, который был погружен в трюм сухогруза. Данный груз мы погрузили в порту Туркменбаши, расположенном в Каспийском море.

10 июля на сухогрузе «Арбат» в 13 часов 25 минут я повернул у поворотного осевого буя №82, обойдя его слева, и пошел вверх по течению в сторону Казани. При подходе к поворотному осевому бую №82 по правому борту на расстоянии 1500 метров я увидел два оранжевых пятна. Проходя около поворотного осевого буя, я увидел две группы плотов, которые были справа по борту. Одна группа плотов была на расстоянии 150 - 200 метров от сухогруза «Арбат», а вторая группа плотов была на расстоянии 200 - 250 метров от сухогруза «Арбат». Проходя рядом с плотами, я посмотрел в бинокль на данные плоты и увидел группу людей, некоторые из которых махали руками, каких-либо криков о помощи я не слышал и по внешнему виду людей я не понял, что они нуждаются в помощи. Также я увидел, что рядом с плотами в круге плавал человек. Когда я увидел данные плоты, я был на вахте и находился в рулевой рубке. Когда я находился в рулевой рубке, из-за плохой погоды лобовые и бортовые стекла были задраены, а задняя дверь была открыта, но криков о помощи я не слышал, так как был сильный ветер и шел дождь.

Повернув у осевого буя №82, я убавил ход и вышел по радиостанции на связь 9-го канала с диспетчером радиосвязи в Камском Устье и доложил ему об увиденном, время было 13 часов 25 минут. Доложив диспетчеру, я попросил его выслать плавательные средства, чтобы помочь людям, но он ответил, что плавательных средств у него в наличии нет и он выйдет на связь с МЧС, и предложил перейти на 5-й канал связи. Также диспетчеру я объяснил, что у меня на борту спасательных шлюпок нет, а имеются только спасательные плоты. После чего диспетчер дал мне разрешение следовать дальше по назначению. Расходясь с теплоходом «Дунайский-66», по радиосвязи я вышел с ним на связь и сказал ему, чтобы он по громкой связи передал людям на плотах, что вызваны силы МЧС. В это время на связь со мной вышел теплоход «Арабелла» и сообщил, что он слышал наши переговоры с диспетчером и теплоходом «Дунайский-66» и, поскольку у меня не было спасательных шлюпок, он предоставит свои для оказания помощи. После чего я увеличил ход и пошел дальше. Когда я находился у буя №82, каких-либо сигналов бедствия с плотов не подавалось, фальшфейера не зажигались. Подходя к осевому бую №82, впереди себя какого-либо судная я не видел, и следов кораблекрушения на воде я не видел, а видел только плоты. Сигналов тревоги своей команде я не давал».

«Я ПОДУМАЛ, ЧТО ЧЕЛОВЕК СПРЫГНУЛ С ПЛОТА И КУПАЕТСЯ»

Та часть показаний, в которых Тучин объясняет, почему не мог подойти к людям, терпящим бедствие, созвучна объяснениям, которые дал в ходе судебных разбирательств его коллега Александр Егоров. Буквально в тех же словах поведение капитана объясняют специалисты, которые были подключены со стороны защиты. Вот, как это объяснил капитан сухогруза «Арбат»:

Оказать помощь, подойдя на сухогрузе к плотам, я не мог, так как, приблизившись к плотам, сухогруз мог навалиться на плоты и подмять под себя, порубить их винтами, поскольку был сильный боковой ветер, и если бы я остановил движение судна, то под действием ветра меня сдрейфовало и я бы оказался за пределами судового хода, что привело бы к непредвиденным последствиям. Бросить якорь я не мог, так как не знал рельеф дна. Кроме того, в момент поворота я видел, что мне навстречу идет теплоход «Дунайский-66» при ограниченной видимости и ограничении по пространству маневрирования, основной задачей было избежать столкновения с «Дунайским-66» и найти следующий буй.

Вопрос следователя: На обозрение вам предоставляются копии выписки вахтенного журнала с переговорами диспетчера Камского Устья, что вы можете пояснить?

Ответ: Данный документ подтверждает выход на радиосвязь с диспетчером и то, что я сообщил о том, что наблюдаю плоты с людьми. Однако информация о переговорах между судами и экстренными службами не записана, также отсутствуют детали переговоров, о которых я указал выше.

Вопрос следователя: Видя людей на плотах, которые махали вам руками, как вы расценили их действия?

Ответ: Действия людей, махающих с плотов, я расценил как приветствие, и я сам им также помахал рукой.

Вопрос следователя: А видя человека на спасательном круге, что вы подумали?

Ответ: Я подумал, что человек спрыгнул с плота и купается.

Вопрос следователя: Какие ваши действия по инструкции при оказании помощи людям, терпящим крушение?

Ответ: Объявить общесудовую тревогу по внутренней связи. Приготовить спасательные шлюпки с расписанным в них экипажем и, спустив их на воду, оказать помощь. До этого должен быть осуществлен маневр «человек за бортом», то есть судно должно сделать циркуляцию в ту или иную сторону в зависимости от ветра и вернуться к человеку, терпящему бедствие, и остановить движение, заглушив двигатель. На моем сухогрузе двигатель можно не глушить, так как имеется реверсовый редуктор. Отдавать якорь я должен в зависимости от ситуации.