VK покупает два сервиса «Яндекса» — агрегатор новостей «Яндекс.Новости» и платформу для блогеров «Яндекс.Дзен» «Яндекс» договорился о продаже сервисов «Новости» и «Дзен» группе VK Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

«Яндекс» продаст VK «Дзен» и «Яндекс.Новости»

VK покупает два сервиса «Яндекса» — агрегатор новостей «Яндекс.Новости» и платформу для блогеров «Яндекс.Дзен». Как сообщили в пресс-службах обеих компаний, основные условия сделки стороны уже согласовали между собой, впереди — одобрение регуляторов.

«Для совершения сделки стороны должны будут получить все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая федеральную антимонопольную службу», — сообщили в VK, пообещав раскрыть подробности позднее.

Любопытно, что буквально накануне «Яндекс» раскрыл финансовую отчетность за I квартал 2022. В ней черным по белому расписано, что сегмент «Прочих бизнес-юнитов и инициатив», который фактически аккумулирует в себе все экспериментальные проекты компании, включая «Дзен», убыточен. Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 6,1 млрд рублей, тогда как в I квартале 2021 года он составлял 2,1 миллиарда. «На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в разработку беспилотных автомобилей, а также затраты на сегмент „Устройств“ и „Дзен“», — говорится в отчетности. В релизе анонсированы «различные стратегические решения» в отношении новостного агрегатора и „Дзена“, включая их продажу, которые обосновываются тем, что в дальнейшем „Яндекс“ намерен сосредоточиться на развитии поисковых, технологических и транзакционных сервисов».

«Яндекс.Новости» — созданный в 2000 году агрегатор новостей. Сервис обрабатывает материалы СМИ и группирует их в сюжеты, на основе которых формируется «картина дня, созданная автоматически». Создатели сервиса утверждают, что человеческое вмешательство в алгоритм исключено и в сюжетах соседствуют разные точки зрения, однако механизм часто критиковали за необъективность. В августе 2019 года депутаты Госдумы хотели проверить, как формируются новостные топы в агрегаторах, предполагая, что поисковые системы «специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией». В частности, их заинтересовала вышедшая в топ «Яндекса» заметка о предложении депутатов Госдумы запретить эксплуатацию старых автомобилей. На апрель 2022 года ежедневная аудитория «Новостей» превышала 10 млн человек.

«Яндекс.Дзен» — созданный в 2015 году сервис персональных рекомендаций и одновременно издательская платформа для авторов. По итогам 2021 года у «Дзена» были 22,3 млн активных пользователей в день, плановая выручка «Дзена» в IV квартале 2021 года составила 18,9 млрд рублей.

Ранее VK также представила отчет за I квартал. Чистый убыток компании по МСФО составил 54,9 млрд рублей (в аналогичном периоде 2021 года эта цифра была всего 2,46 млрд рублей), скорректированная выручка компании выросла на 9% до 30,9 млрд рублей, а EBITDA упала на 51%, до 2,96 млрд рублей. Пропорционально выросла и выручка сегмента соцсетей VK — на 9% до 14,6 млрд рублей. Напомним, осенью прошлого года у VK сменились акционеры. СОГАЗ и Газпромбанк получили 4,8% обыкновенных и 57,3% голосующих акций компании. После этого на должность главы VK был назначен Владимир Кириенко — сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. 23 февраля США объявили санкции в отношении Владимира Кириенко, как человека из ближайшего окружения президента России Владимира Путина. Компания VK под санкции не попала, эксперты уверяли, что санкции против Владимира Кириенко на ее деятельности не скажутся.

Компания Владимира Кириенко (сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко) VK под санкции не попала Гендиректор VK Владимир Кириенко (сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко) после начала российской военной операции на Украине оказался под санкциями ЕС и США. Сами «Яндекс» и VK в санкционные списки не попали Фото: © Пресс-служба VK, РИА «Новости»

«Объем сделки можно оценить в 7 миллиардов рублей»

Под санкциями оказался и управляющий директор группы «Яндекс» Тигран Худавердян. За день до этого компания анонсировала его назначение на пост гендиректора «Яндекса» в России, но после попадания в санкционный список ему пришлось не просто отказаться от руководящего кресла, но и покинуть совет директоров и пост заместителя генерального директора Yandex N.V. В итоге исполняющим обязанности генерального директора «Яндекса» в России вместо Елены Буниной был назначен Артем Савиновский.  «Яндекс» сталкивается с трудностями с конца февраля. Компания прекратила испытания беспилотных авто в США и приостановила работу роботов-курьеров, а недавно и вовсе объявила о приостановке инвестиций в России и за рубежом.

О том, что «Яндекс» может продать сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», стало известно еще в середине марта. Об этом сообщали, например, анонимные источники РБК, «знакомые с планами компании». Они объясняли вероятность сделки «усложнением доступа к капиталу и изменениями экономической ситуации». Ходили на рынке слухи и о возможном разделении компании на две части, но их «Яндекс» категорически опроверг, зато за последнее время анонсировал развитие в новых направлениях: так, компания подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Яндекс.Лапки» (чтобы продавать товары для животных), «Яндекс.Маркет» запустил продажи подержанных товаров, а сегодня «Яндекс Погода» начала делать тематические прогнозы. Первым появился подробный прогноз погоды для садоводов, которые смогут узнать, какова влажность и температура почвы и будут ли еще заморозки. Планируется запуск прогнозов для рыбаков, туристов, велосипедистов и бегунов.

«Медийные проекты приносят незначительную долю выручки компании. Однако они были важным фактором влияния на СМИ. В текущей политической ситуации существуют риски большого числа претензий от самых разных игроков, включая СМИ и политиков. Угодить враждующим акторам одновременно невозможно, и потребуется вводить цензуру. Цензура убыточна с точки зрения экономики, наносит урон имиджу холдинга. Поэтому хорошее решение — продать проекты другой компании, которая будет решать аналогичные проблемы одновременно для большого числа проектов», — объясняет целесообразность продажи Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам». По его мнению, объем сделки можно оценить в 7 млрд рублей. Не исключено, что VK предпочла бы обмен активами, например предложить «Кухню на районе», но на них нашелся покупатель, отмечает наш собеседник.

Герман Клименко: «Понятно, почему «Яндексу» нужно было избавиться от новостей, он все-таки зарабатывает технологиями, а новости — это политика» Герман Клименко: «Понятно, почему «Яндексу» нужно было избавиться от новостей, он все-таки зарабатывает технологиями, а новости — это политика» Фото: kremlin.ru

«Возможно, мы увидим не новости «Яндекса», а новости Mail.ru, которые будут стоять как реклама»

Слухи о том, что «Яндекс» хочет избавиться от новостного агрегатора и «Дзена», появились еще 3–4 года назад, рассказал «БИЗНЕС Online» экс-советник президента РФ по интернету, руководитель компании LiveInternet Герман Клименко. «Понятно, почему „Яндексу“ нужно было избавиться от новостей, он все-таки зарабатывает технологиями, а новости — это политика. Несут в себе непонятные политические риски, которые могут неожиданно сказаться на капитализации», — отметил он. 

При этом «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» — это ресурсы, которые живут благодаря трафику с «Яндекса», отмечает эксперт, поэтому неизвестно, как будет существовать ресурс, если новостные блоки будут сняты с поисковика. Клименко предполагает, что вряд ли VK купил у «Яндекса» только технологии, с ними «у него и самого все хорошо». «Соответственно, видимо, сделка включает в себя и продажу ресурса, и поддержку трафика. Интересно, как это будет выглядеть. „Яндекс“ никогда не стремился стать трафик-агрегатором чужим новостей, а в этом случае, видимо, сделают исключение, —  отмечает он. — Возможно, мы увидим не новости „Яндекса“, а новости Mail.ru, которые будут стоять, по сути, как рекламная история и снимать с „Яндекса“ все политические риски», —  также предположил он. 

Это будет сервис, работающий по правила VK. «Яндекс.Новости» перестанут представлять собой объект критики, считает эксперт. «Причем со всех сторон они как-то так забрендировались, что их и справа били, и слева, в отличие от Mail.ru, который умеет проходить между струйками — ни разу не слышал претензий к их новостям», — отметил Клименко. 

Отдельная новостная платформа, при условии, что VK получит от «Яндекса» поддержку трафика, нужна компании для того, чтобы расширить охваты и рекламодателей. Для VK покупка — безусловно, хорошее решение, считает Клименко. «Сейчас у VK такой сезон приобретений. Он приобретает аудиторию с „Фейсбука“*, „Инстаграма“*, „Твиттера“, он их переваривает. Если ему „повезет“, он переварит и аудиторию YouTube, вряд ли Rutube справится — все побегут в VK», — заключил он. 

То, что сделка давно напрашивалась, склонен думать и Денис Кусков — гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Он обращает внимание, что маржинальность «Новостей» и «Дзена» — непростой вопрос, учитывая, что многие рекламодатели с площадки ушли. «„Яндекс“ уже стремился каким-то образом реорганизовать свою деятельность, текущая ситуация, в которой мы сейчас находимся, к этому подтолкнула, наверное. VK сейчас становится основной российской площадкой, на которой сконцентрирована масса различных сервисов и услуг, поэтому я думаю, что, в принципе, это логично», — отметил он.