ЗАЛОГ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО?

Перед началом заседания Сергей Николаев, в ожидании своего адвоката, ходил по коридору и заметно волновался. Рядом с ним на лавочке сидели другие подсудимые, которые ранее нигде не фигурировали. Одна из них, Лилия Мифтахова работала в Советском отделении N 6669 казанского филиала Сбербанка. Помимо прочих, в ее обязанности входила выдача заключений о благонадежности и платежеспособности кредиторов. В зале суда был представитель потерпевшей стороны, которой является непосредственно Сбербанк, но он не принимал активного участия в судебном слушании.

Гособвинитель начала зачитывать обвинительное заключение. Согласно которому, Николаев, являясь учредителем фирм и имея ряд подконтрольных компаний, получил, так сказать, обманным путем от «Сбербанка» кредиты на общую сумму в 1,4 млрд. рублей. Согласно схеме, которую представило следствие, учредитель компании «Софт трейд» требовал от руководителей дочерних фирм заключить кредитные договоры. Также подсудимый ввел в заблуждение руководителя отделения банка Игоря Козлова, который после вскрытия этой громкой аферы вынужден был подать в отставку. Также в ходе судебного заседания упоминалось, что кроме Сбера, «Софт трейд» и его структуры имеют долги по кредитам перед «Банком Казани», «Спурт-банком», банком «Ипотека-инвест». Известно, что частично этим банкам удалось вернуть свои средства, наложив при помощи судебных приставов арест на имущество, принадлежавшее рухнувшей империи Сергея Николаева. Однако, большую часть денег бизнесмен все же одолжил в Сбербанке.

Лилия Мифтахова, по версии следствия, оказала Николаеву в этом умышленном хищении прямое содействие. Она составляла положительные заключения при очередном кредитовании. Другая подсудимая, также работавшая в Сбербанке Людмила Акаловская знала, что заемщики связаны между собой, а сумма лимита уже превышена, но скрыла факт взаимосвязанности кредиторов.

Гособвинитель сообщил, что бухгалтерия Николаева подавала в банк заведомо ложные данные об имуществе, которое предоставлялось в качестве залога. В качестве залога дочерние фирмы Николаева оставляли банку металлоизделия, средства связи и коммуникаций, вычислительные приборы, технические средства, оборудование для видеоконференций, прокат черных металлов – полчаса ушло только на то, чтобы зачитать список залогов, оставленных Сбербанку.

По данным стороны обвинения, имуществом, которое эти фирмы оставляли в залог, в момент заключения кредитной сделки они не обладали. Мифтахова, по версии следствия, тщательно следила за тем, чтобы залог дважды не повторялся в заявлениях фирм, не выезжала на место и не проверяла достоверность сведений. Между тем, стоимость каждого залога оценивалась банком на суммы от 20 до 160 миллионов.

10928.jpg
Согласно обвинительному заключению, Николаев, являясь учредителем фирм и имея ряд подконтрольных компаний, получил обманным путем от Сбербанка кредиты на общую сумму в 1,4 млрд. рублей

ПОРЕКОМЕНДОВАЛ НА СВОЮ ГОЛОВУ

Гособвинитель, прочитав ту часть обвинительного заключения, в которой говорится о том, что Николаев дал указание директорам подконтрольных ему фирм заключить ряд кредитных договоров, начала перечислять даты этих сделок, суммы кредитов и дальнейшие перечисление этих средств с одного счета на другой. На двадцатой минуте оглашения подробностей денежных махинаций, в которых обвиняются подсудимые, судья предложил объявить перерыв, чтобы найти в обвинительном заключении из 19 томов само обвинение.

На поиски необходимого абзаца ушло еще не менее 20 минут, помочь гособвинителю вызвались адвокаты и даже сам судья. Когда необходимая часть была найдена, подсудимым огласили обвинение, а они его единогласно не признали. Все участники процесса сошлись во мнении, что судебное разбирательство затянется примерно на год – на следующее заседание, которое состоится 12 марта, прибудет потерпевшая сторона, которую будет представлять юрист Сбербанка. Затем в суде ожидается появление свидетелей защиты и свидетелей обвинения.

- Кондиционер у нас работает, правда мы его еще ни разу не включали, - рассказал судья, намекнув, таким образом, на то, что судебные слушание будут проходить и в летнее время.

Когда сегодняшнее слушание подошло к концу, адвокат основного фигуранта согласилась рассказать, как она собирается выстраивать линию защиты и, почему Николаев категорически отказывается признавать свою вину.

Похоже, что суду придется долго и тщательно распутывать схемы, с помощью которых кредитные средства утекали в неизвестном направлении через бизнес-империю Николаева. Во всяком случае, сторона защиты уже выстроила линию обороны.

- Это не подконтрольные Николаеву фирмы – он не является не их директором, не учредителем, - объяснила газете «БИЗНЕС Online» Юлия Малышева - адвокат Николаева, которая также является заведующей кафедрой уголовного права в ТИСБИ. - У некоторых из этих фирм он был поручителем по этим кредитам. Оказывать влияние на директоров он не мог, они были обычными партнерами. С 1993 года мой подзащитный является хорошим клиентом Сбербанка, который никогда его не подводил и своевременно выплачивал все кредиты. Он был в хороших отношениях с руководителями банка, которые периодически просили его привести партнеров, просили порекомендовать услуги банка. Вот он и порекомендовал на свою голову – был 2008 год, наступил мировой финансовый кризис. А сейчас они уже по сути все выплатили, вернули все долги, возможно, остались только проценты. Необходимо произвести экспертизу, чтобы узнать это. Все фирмы были действующие, они долго работали на рынке, вели хозяйственную деятельность.

По словам Малышевой, сторона защиты будет привлекать в качестве свидетелей партнеров по бизнесу, суду также свои показания дадут директора тех самых фирм.

ыфришум.jpg
Рушан Сахбиев: «Наши перспективы по возврату этих долгов я оцениваю никак»

«ОНИ ВЕРНУЛИ КОПЕЙКИ»

Рушан Сахбиев - управляющий «Банка Татарстан» Сбербанка России, прокомментировал вчера газете «БИЗНЕС Online» ситуацию с «Софт-трейдом»:

- Вернули они копейки, которые измеряются десятой долей процента. На сегодняшний день никаких подвижек нет. Имущество, которое мы обнаружили у них и которое реализуется, если оно и удовлетворит требования банка, то лишь в сумме не более 5% кредита. Совокупный объем долга «Софт-трейда» перед нами составляет примерно 1,4 миллиарда рублей или 80% всего нашего портфеля просрочки (сумма всех просроченных кредитов в Банке Татарстан составляет около 2 млрд. рублейред.).

Наши перспективы по возврату этих долгов я оцениваю никак. Наверное, неправильно это говорить, нужно говорить: мы будем работать до конца и так далее. Но, к сожалению, имущество нам не удалось обнаружить. Сегодня мы говорим о том, что мы в большей степени можем получить моральное удовлетворение от доведения до конца сделок, связанных с уголовным преследованием. Могу сказать, что мы и по другим клиентам, по которым видим факты преднамеренного банкротства или мошенничества, тоже с чистой совестью отправляем материалы в МВД или Следственный комитет Республики Татарстан для возбуждения уголовного дела.

Я думаю, что просрочка «Софт-трейда» в нашем портфеле будет списана в течение двух лет. На самом деле, «Софт-тред» - это для нас обезличенное понятие. Там не один, а группа заемщиков – несколько компаний, которые входят в группу, в том числе индивидуальные предприниматели. По каждому из них ведутся процессуальные действия. Для того чтобы банк имел возможность списать задолженность эти процессуальные действия должны быть закончены. По каждому из них они находятся в равной степени готовности.

«БАНКИ САМИ ПОРЕЗАЛИ КУР, ТЕПЕРЬ НИ МЯСА, НИ ЯИЦ»

Александр Сергеев - генеральный директор "Александр ЛТД":

- Громкая история может закончиться либо сроком до 6 лет, либо ничем. Банки выдавали кредиты и под обеспечение и под обороты, они ведь на этом зарабатывают деньги. У меня тоже было 400 миллионов беззалоговых кредитов... и было уголовное дело, даже 5. Но, как можно привлечь человека за мошенничество, если он взял кредит в 2006 году, за два года вернул треть, и в 2008 бизнес умер? Мошенничество, это когда берут с намерением «кинуть». Вообще, тема кризиса 2008 года – черная полоса в истории динамично развивавшихся российских бизнесов. Очень больная тема.

Вернуть деньги Сбербанк не сможет, потому, что пока он сидел, активы растащили. Если бы не сидел, тоже мало бы помогло. К примеру, у меня здания распродавали за 14 тысяч рублей квадратный метр, а землю 2,6 гектара за 17 миллионов рублей. Неплохо кто-то нажился. У него тоже растаскивали все за копейки.

Такое стало возможно из-за кризиса. Можно ли было предусмотреть? - Нет. Можно предусмотреть цунами, или землетрясение? Много слышал о том - не фиг брать было, развиваться бурно, сами виноваты. Чушь. Жить «серяком» можно, но не интересно. Можно жить спокойно в пустой квартире и ходить пешком, при этом иметь зарплату в 50 тысяч рублей в месяц и копить годами, кормя инфляцию. Но многие делают по другому – берут в кредит возвращая годами. А теперь представьте, зарплату урезали, а банк говорит – верника сразу 20 процентов, от того что взял! И начинает забирать подчистую все, что зарабатываешь, и все что на кредиты приобрел. Можешь заплакать, можешь получить до 6 лет, а можешь бороться.

Банки и сейчас бы рады давать большие кредиты, да заемщики «передохли», и бизнесы «поусохли». Думаю, сегодня, мало кто вспоминает о компаниях, которые были на слуху 3-5 лет назад, и которых теперь нет. Мне их жаль, и жаль сотни тысяч людей в них работавших.

За 2 года у меня было около 300 судебных заседаний. Много знакомых повстречал в судебных коридорах, причем таких, чьи имена и компании вся Республика знала. Все «козлы»? Николаева уважаю, и него были очень серьезные бизнесы и проекты. Как-то встретились на допросах – руку пожал и терпения пожелал. Знаете, какие у него были обороты, когда ему давали эти 2,5 миллиарда? Банки сами порезали кур, теперь ни мяса, ни яиц.

Справка

ООО «Софт-трейд». Компания специализировалась на грузоперевозках, а также сдаче в аренду собственной недвижимости. Уставный капитал - 151,2 млн. рублей. В автопарке предприятия насчитывалось 160 грузовиков. По версии следствия, ООО «Софт-трейд» имело несколько дочерних компаний — «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб» и «Маштехкомплект».

Сергей Николаев – владелец группы компаний «Софт-трейд». 18 февраля 2009 года Вахитовский райсуд Казани санкционировал арест бизнесмена в рамках уголовного дела о хищении им денежных средств Сбербанка в особо крупных размерах (2,6 млрд. рублей). В декабре 2010 года Николаев был выпущен на свободу под залог в 10 млн. рублей.