В Казани выставили на продажу подземный паркинг на улице Пушкина 86а за 2,6 млрд рублей В Казани выставили на продажу подземный паркинг на улице Пушкина, 86а за 2,6 млрд рублей Фото: Нурия Фаткуллина

Публичное предложение: СИБУР ищет покупателя на мегапарковку у НКЦ

В Казани выставили на продажу подземный паркинг на улице Пушкина, 86а. Четырехуровневую парковку площадью почти 42 тыс. кв. м оценили в 2,6 млрд рублей. Объявление появилось на сайте Avito. Продавец — ПАО «Казаньоргсинтез» (входит в СИБУР), которое в 2018 году, буквально сразу после сдачи объекта, купил эту недвижимость у ТАИФа за 2,2 миллиарда. Как говорится в объявлении, владелец помимо продажи готов рассмотреть и аренду данной парковки, а также аренду с правом последующего выкупа.

«БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу компании, чтобы узнать о причинах продажи подземной парковки. Ответ будет опубликован при получении. Можно предположить, что для СИБУРа этот актив не профильный, потому в компании и избавляются от лишней финансовой нагрузки.

Самым популярным из всех четырех уровней подземной парковки был первый. На втором и четвертом этажах было всего пару десятков машин, а третий этаж оказался практически пустым Самым популярным из всех четырех уровней подземной парковки был первый. На втором и четвертом этажах находилась всего пара десятков машин, а третий оказался практически пустым Фото: «БИЗНЕС Online»

Тем более что тут есть свой нюанс. В свое время паркинг строился как непременное условие, при котором власти Татарстана согласились дать зеленый свет возведению офиса ТАИФа на площади Свободы. В итоге в этот офис въехал СИБУР, но выкупать его не стал: как писало наше издание, москвичи сейчас арендуют его у УК «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. А ненужная компании парковка, напротив, вошла в контур поглощения вместе с имущественным комплексом КОСа. Ну не странно ли? Не исключено, что появление объявления о продаже на Avito или некая корпоративная формальность, этакая публичная оферта перед продажей заранее известному покупателю, или элемент закрытого торга между заинтересованными сторонами. Тем более что в последнее время отношения между УК «ТАИФ» и СИБУРом, кажется, дали первую трещину.

Судя по информации на сайте паркинга, почасовой до 8 часов стоит 60 рублей. Оставить машину на сутки обойдется в 400. Есть также абонементы. На 12 часов в сутки — 4,5 тыс. рублей, месячный круглосуточный — 8,7 тысяч. Можно приобрести сразу годовой абонемент за 87,5 тыс. или на три года за 180 тысяч Судя по информации на сайте паркинга, почасовой до 8 часов стоит 60 рублей. Оставить машину на сутки обойдется в 400. Есть также абонементы. На 12 часов в сутки — 4,5 тыс. рублей, месячный круглосуточный — 8,7 тысячи. Можно приобрести сразу годовой абонемент за 87,5 тыс. или на три года за 180 тысяч Фото: «БИЗНЕС Online»

Что представляет из себя парковка сейчас? Корреспондент «БИЗНЕС Online», прогулявшаяся по территории в районе 16:00, увидела, что из 904 машино-мест 705 свободно. Простояв 15 минут возле въезда, заметила, что только пять автомобилей заехало в паркинг. Другие водители предпочли разместиться на бесплатной стоянке непосредственно у Нацбиблиотеки РТ. Самым популярным из всех четырех уровней подземной парковки был первый, где, по примерным подсчетам, уместилось порядка 70% машин. На втором и четвертом этажах находилась всего пара десятков машин, а третий оказался практически пустым.

На территории два въезда-выезда — со стороны площади Свободы и с улицы Подлужной. Здесь можно не только припарковаться, но и помыть машину на автоматической бесконтактной автомойке. Приятный бонус — бесплатная зарядка электромобилей при пользовании услугой парковки.

Парковка, которую построил ТАИФ. За 2,2 миллиарда

Работает паркинг круглосуточно, на выбор несколько тарифов. Судя по информации на сайте паркинга, почасовой до 8 часов стоит 60 рублей. Оставить машину на сутки обойдется в 400. Есть также абонементы. На 12 часов в сутки — 4,5 тыс. рублей, месячный круглосуточный — 8,7 тысячи. Можно приобрести сразу годовой абонемент за 87,5 тыс. или на три года за 180 тысяч. К слову, тарифы с момента открытия заметно изменились. Три года назад парковка стоила 100 рублей в час и 700 рублей за сутки, а абонемент на месяц был дороже на тысячу рублей. В регламенте пользования парковкой указано, что управляет ей ООО «Карсар». По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», 100-процентный учредитель общества — АО «УК „Таиф“», а конечный владелец — Радик Шаймиев. Выручка общества на конец 2021 года оставила 2,8 млрд рублей, чистый убыток — 24,2 миллиона.

Рустам Минниханов, посещавший сквер в 2018 году отмечал, что иметь в центре города такую большую парковку для автомобилей очень удобно Рустам Минниханов, посещавший сквер в 2018 году, отмечал, что иметь в центре города такую большую парковку для автомобилей очень удобно Фото: tatarstan.ru

Как строили парковку у НКЦ и зачем по соседству еще один VIP-гараж?

Возведение мегапаркинга под площадью Султан-Галиева в центре Казани началось в сентябре 2016 года, стройка шла два года. За это время холм под НКЦ «Казань» ТАИФ прокопал основательно и сделал из него современный четырехуровневый автомуравейник площадью в 2 раза больше, чем сама территория НКЦ. Проектировщик паркинга — ГУП «Татинвестгражданпроект». Стройка началась сразу после того, как ТАИФ получил одобрение на возведение в правительственном квартале двух офисных «стекляшек» за Госсоветом РТ. 

На сквер и укрепление склона от НКЦ, сада Фукса до выезда на улицу Подлужную,  ТАИФ потратил еще более 120 млн рублей. Здесь появился новый газон, а перед библиотекой — брусчатка и скамейки, оборудована автоматическая система полива На сквер и укрепление склона от НКЦ, сада Фукса до выезда на улицу Подлужную ТАИФ потратил еще более 120 млн рублей. Здесь появился новый газон, а перед библиотекой — брусчатка и скамейки, оборудована автоматическая система полива Фото: tatarstan.ru

На сквер и укрепление склона от НКЦ, сада Фукса до выезда на улицу Подлужную ТАИФ потратил еще более 120 млн рублей. Здесь появился новый газон, а перед библиотекой — брусчатка и скамейки, оборудована автоматическая система полива. Президент Татарстана Рустам Минниханов, посещавший сквер в 2018 году, благодарил инвестора и отмечал, что иметь в центре города такую большую парковку для автомобилей очень удобно. Первоначально площадь возле НКЦ планировалось сделать более зеленой и пешеходной, но затем, как рассказывала на тот момент главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, пришли к выводу, что на площади необходимо, кроме того, разместить стоянки для маломобильных категорий населения, а также для туристических автобусов. При проектировании же акцент был сделан на обеспечении комфортного передвижения пешеходов по площади, входной зоне НКЦ и связи с набережной.

Примечательно, что по соседству с этим подземным паркингом в феврале начали строить еще одну парковку — правда, уже для автотранспорта кабмина Татарстана. VIP-гараж появится практически на берегу Казанки — на улице Подлужной, с видом на ЖК «Кристалл» и здание кафе «Панорама» на улице Саммера. Видимо, парковаться в подземельях ТАИФа правительственным чиновникам не комильфо. На строительство четырехэтажного здания из бюджета РТ выделили более 741 млн рублей. Закрытая стоянка рассчитана на 186 машино-мест и 12 микроавтобусов. В здании также будут автомойка и служебные помещения. Сроки строительства — до конца 2022 года.

«С точки зрения затрат — наиболее вероятно, что стоимость все-таки занижена. Сейчас построить  такой паркинг было бы существенно дороже» «С точки зрения затрат, наиболее вероятно, что стоимость все-таки занижена. Сейчас построить такой паркинг было бы существенно дороже» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На мой взгляд, объект будет интересен только госструктурам»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить стоимость продажи подземного паркинга у НКЦ, чтобы понять — кому может быть интересен этот объект и не завышена ли цена в 63 тыс. рублей для парковки?

Владимир Шайхиев — заместитель гендиректора A-Development:

— Более 2,7 миллиарда рублей за парковку — это очень высокая цена. Понятно, что центр города, но… Цена высокая, очень высокая. Понятно, что в центре большая проблема с парковками, но все же. Если бы это все распродавали поштучно, я не думаю, что удалось бы все продать — дай бог, если бы по такой цене ушло процентов 10. С точки зрения коммерческой недвижимости подобные объекты часто содержат что-то еще — ретейл, автомойки, иногда там арендуют площади автосалоны. Но это уже не по парковочным местам, а площадями. Потому у меня нет ощущения, что это все реальное рыночное предложение.

Юрий Чикиров — гендиректор АН «РеАгентство»:

— Принцип полезности никто не отменял. Любая стоимость формируется затратным, сравнительным и доходным подходом. С точки зрения затрат, наиболее вероятно, что стоимость все-таки занижена. Сейчас построить такой паркинг было бы существенно дороже. Доходность для разумного инвестора должна быть 10–12 лет, что в ставке отразится в 400–450 рублей за квадратный метр в месяц. В целом аренда в рынке, но парковка, как правило, имеет небольшую высоту потолков. Сравнивая варианты парковок на продажу, есть варианты на продажу, в том числе у нас существенно дешевле, но списывать разницу в стоимости только на местоположение не стоит. На мой взгляд, объект интересен будет только госструктурам. То есть сказали купить сверху — найдут в бюджете.