«ИНОХОДЕЦ» И «АЛЬТИУС» - РОССИЙСКИЙ ОТВЕТ ЗАПАДУ

Напомним, в октябре 2011 года минобороны определило разработчиков больших беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) ценой 2 млрд. рублей по созданию БПЛА взлетным весом 1 т (рабочее название – «Иноходец») выиграла петербургская группа компаний «Транзас». Конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БПЛА весом до 5 т (рабочее название - «Альтиус» - видимо, говорит о высотных характеристиках аппарата) - казанское ОАО «ОКБ «Сокол». В ходе ОКР будет создан готовый к производству образец. НИР – создание прототипа с неопределенными серийными перспективами. Сообщалось, что испытания должны начаться в 2014 - 2015 годах.

На недавней коллегии минпромторга РТ его глава Равиль Зарипов сказал о победе «Сокола» как о примере мощи Татарстана. Заказ этот и впрямь претендует на прорывную роль для российской промышленности – пока БПЛА таких классов (а речь, как предполагают эксперты, идет об ударных машинах со средней дальностью и продолжительностью полета не менее 12 часов) делают лишь США (например, MQ-9 Reaper) и Израиль (Eitan). Видимо, учитывая сложность темы, «Транзас» и «Сокол» договорились о стратегическом сотрудничестве. Питер сосредоточился на разработке систем управления обоими беспилотникам и на их целевой нагрузке, Казань - на разработке планеров и наземной инфраструктуры комплексов. Также объединение можно объяснить и тем, что ни «Транзас», ни «Сокол» большими успехами на поприще беспилотников никогда не блистали. Кто-то удивился этому выбору, но положительные эмоции по поводу долгожданного прорыва в беспилотной области явно перевешивали.

Не вызвала сомнений даже новость о том, что корпорация «МиГ» через суд потребовала объявить итоги конкурса недействительными – претензии высказывались к «Соколу» и минобороны. Но недовольство «мигарей» можно было объяснить тем, что они выступали конкурентами казанцев в тендере (известно об их проекте ударного БПЛА «Скат»). И зарождавшийся скандал довольно быстро заглох.

ВОЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

Но сегодня, похоже, есть смысл вернуться к этой истории.

В авиастроительных кругах стала циркулировать удивительная информация о том, что создание планеров для беспилотников казанское ОКБ заказало некоей зарубежной (предположительно немецкой) фирме. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями в «Сокол», но там, поинтересовавшись, откуда исходит информация, от ответов на какие-либо вопросы о ходе работы над новыми БПЛА уклонились.

Зато кое-что прояснил источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли. «История с выбором исполнителем «Сокола» непонятная. И ваше предположение о том, что казанское ОКБ перешло дорогу Михаилу Погосяну (президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», бывший гендиректор, а сегодня – председатель совета директоров ОАО «Компания «Сухой», председатель совета директоров ОАО «Корпорация «Иркут» - авт.), не думаю, что верно. Более чем уверен: бывшие симоновские связи пригодились, и Погосян далеко не последний человек в истории «Сокола». Испокон веков их Михаил Петрович курировал (Симонов Михаил Петрович (1929 - 2011) – выпускник КАИ, основатель «Сокола», в 1970 - 1979 годах – заместитель главного конструктора ОКБ «Сухого», главный конструктор истребителя МиГ-27, в 1979 - 1983 годах – заместитель министра авиационной промышленности СССР, с 1983 года – генеральный конструктор ОКБ Сухого, ряд лет, до своей смерти – председатель совета директоров «Сокола» - авт.), и «Сокол» всегда был суховским… Определенные сомнения вызывает и то, что на заказ претендовали и «туполя», у которых гораздо больше возможностей в этом смысле и совсем неслабые «мигари». Но выиграло ОКБ, которое никогда ничего из заявленного не делало… А в том, что планер заказали за рубежом, ничего удивительного нет - некому на «Соколе» его делать. И адекватной производственной базы нет. Представьте себя на их месте: вам поступили деньги на сложные разработки, вы пытаетесь их сделать в российских условиях и с ужасом понимаете, что нигде ничего не осталось и вы можете капитально пролететь. Так что сегодня роль «Сокола» - написание технических заданий и поиск тех, кто их осуществит за деньги, которые выделили военные».

Впрочем, не исключено, что роль «субзаказчика» ему отвели намеренно. Ведь, как говорит директор -главный конструктор ЗАО «ЭНИКС» Валерий Побежимов, у военных исчезла школа заказчика БПЛА, то есть попросту никто не может поставить «беспилотным» фирмам задачу: «От целого управления ВВС остались пара человек, а его функции розданы куда попало. Какие при таком положении дел можно выработать требования к аппаратам?». В таком случае стремление минобороны хоть как-то определиться понятно. А выбор невелик. «Организаций, реально выпускающих беспилотную технику, в России очень мало, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный конструктор ООО «Аэрокон» Игорь Петухов. – Многочисленные новости из этой области, которые вы слышите, не совсем реалиям соответствуют. Чтобы в этом вопросе разобраться, надо на специализированную выставку приехать. А еще лучше - попасть на мероприятие типа того, которое было два года назад, – сравнительные испытания беспилотных комплексов в интересах Вооруженных сил России. На первое совещание зарегистрировались 22 компании, на второе приехали 16, а в итоге на поле было 8 организаций, из которых три-четыре реально могут что-то массово выпускать, еще четыре – самодеятельные разработчики со штучным исполнением».

«МИГАРИ» ПРОТИВ «СУХИХ»

Вопрос в том, как происходит отбор.

«Заказы у нас в стране просто так не дают, - рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Побежимов. – Думаю, это больше связано со, скажем так, старыми наметками «Сокола», когда через Симонова все шло. Видимо, связи остались… А получится ли что-нибудь у фирмы?.. Это же НИР, а в результате НИРа «съедаются» деньги, и что от нее будет – никто не знает».

Петухов еще более скептичен: «Если честно, с некоторым удивлением отношусь к победе «Сокола» и «Трансзаса», потому что и тех, и других знаю. Не представляю, что они сделают, но хотелось бы, чтобы у них что-то получилось. И кстати, 1 миллиард рублей – совершенно не огромные деньги для такой разработки: по всей видимости, аппарат будет большой и очень сложный, и чтобы выполнить его на должном уровне, не один миллиард нужен».

Кстати, на «МиГе», похоже, были уверены, что победят в тендере. В августе 2011 года гендиректор корпорации Сергей Коротков заявил, что «МиГ» и «Сухой» (а сегодня это фактически одна фирма) совместно разработают новые беспилотники для минобороны. «По беспилотной тематике «Сухой» и «МиГ» проводили свои работы внутри каждого КБ, но потом мы договорились в рамках Объединенной авиастроительной корпорации объединить усилия. Есть решение, что «Сухой» является головным по тому конкурсу, который проводится министерством обороны, а РСК «МиГ» - самым крупным смежником в реализации этой программы», - процитировал Короткова «Интерфакс».

Но что-то пошло не так. Любопытно, что инженеры микояновской фирмы уверены - «отстранение ОАО «РСК «МиГ» от участия в тендере министерства обороны РФ по беспилотным летательным аппаратам» - дело рук «сухих». Об этом и других странных делах, творящихся на микояновской фирме, коллектив инженерного центра ОКБ им. Микояна сообщил в открытом письме президенту РФ и премьер-министру РФ.

Отметим, что заказ пришелся «Соколу» как нельзя кстати. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2010 году предприятие оказалось в плачевном финансовом состоянии (см. справку ниже).

И еще. Как-то все у нас завязано на заграницу. «Надежда российского авиапрома» - SukhoiSuperJet - в основном состоит из импортных комплектующих. Может, и беспилотники теперь решили делать по такой же схеме? Вот только это вроде бы боевой аппарат, а не гражданский лайнер.

Справка

ОАО «ОКБ «Сокол». В 1959 году на базе студенческого конструкторского бюро КАИ создано Государственное союзное опытно-конструкторское бюро по спортивной авиации. Главным конструктором был назначен Александр Пантюхин, Симонов стал его заместителем. Бюро занималось постройкой планеров, на которых было установлено несколько мировых рекордов, а в 1968 году, по инициативе Симонова, приступило к разработке самолетов-мишеней на базе серийных МиГ-17, МиГ-19, а в дальнейшем – МиГ-21, L-29. В 1982 году ОКБ получило название «Сокол». В 1984-м в серийное производство запущен созданный ОКБ разведывательный БПЛА «Перо», в 1993-м – комплекс воздушной мишени «Дань».

ОАО «ОКБ «Сокол» устойчиво наращивало оборот с 2006 года (54,7 млн. рублей) по 2009 год (215, 6 млн. рублей) включительно. Отметим, что предприятие стабильно показывало валовую прибыль. Лучший максимальный показатель с объемом 46,9 млн. рублей пришелся на 2008 год.

Но в 2009 году выросла доля издержек в выручке на 18% - с 64% в 2008 году до 82% в 2009 году. А в 2010 году произошло еще и резкое сокращение выручки более чем на треть (-35%) до 140,8 млн. рублей в сравнении с 215,6 млн. рублей за 2009 год. При этом себестоимость сократилась не так резко, как выручка, в результате был получен валовый убыток в объеме 14,1 млн. рублей. Так, с учетом отрицательного сальдо прочих расходов и доходов предприятие получило чистый убыток в размере 38,9 млн. рублей. Такой убыток превышает размер уставного капитала компании: 36,2 млн. рублей (на 23 ноября 2011 года). Разумеется, при отсутствии господдержки и стратегического значения обычное рыночное предприятие объявило бы себя банкротом.

ДОЛИ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ И СЕБЕСТОИМОСТИ В ВЫРУЧКЕ

1.jpg

ДИНАМИКА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ (УБЫТКА)

2.jpg