«Мы поговорили хорошо, но фокуса какого-то нет», — так резюмировал прошедшее сегодня заседание совета по культуре при президенте РТ сам Рустам Минниханов. Полтора часа известные деятели культуры Татарстана и «специально приглашенная звезда» из Госдумы Елена Ямпольская говорили об актуальных вопросах отрасли, их было много, причем самых разных. О том, как Ркаил Зайдулла троллил Александра Славутского, «страданиях» Рауфаля Мухаметзянова и проекте Нияза Игламова, в случае реализации которого люди перестанут представлять совриск как «арт-дефекацию и прибитие мошонки к Красной площади», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Рустам Нургалиевич отметил, что сегодня особое внимание уделяется созданию условий для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности». И важную роль в этом играет искусство
Импортозамещение смыслов и ценностей
Если театр начинается с вешалки, то мероприятия уровня заседания совета по культуре при президенте РТ, который собирался во второй раз в истории (до этого в сентябре 2020-го), обычно начинаются со сверки списка приглашенных. Работала охрана на входе в Казанскую ратушу тщательно, так что здесь образовалась в какой-то момент приличная очередь. Одни стояли с паспортами, другие протягивали депутатскую корочку в надежде быстрее обойти маленькую толпу, но не всегда это помогало. Кто-то возмутился, например, почему он, «заслуженный композитор», должен тут стоять. И тут зашел зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов. По его взгляду можно было прочитать, что он тоже удивлен «представлению». Но его заметил один из организаторов и, чуть ли не кланяясь, провел внутрь Ратуши без проверки документов. Остальные гости оставались стоять возле входа, приговаривая: «Ну без нас же не начнут?»
Само заседание открыл Рустам Минниханов. Сначала он поздравил всех с Днем работника культуры и вполне ожидаемо высказался о военной спецоперации России на Украине. «Сегодня наша страна испытывает колоссальное давление со стороны Запада, и ежедневно происходят информационные атаки. Стало практикой распространение фейков и ложной информации, очерняющей нашу страну и народ, — напомнил президент РТ. — Чтобы сохранить нашу государственность, независимость, право на жизнь, опираясь на наши традиции и духовность, мы должны быть едины. Россия всегда была сильна культурными традициями. Символично, что 2022 год объявлен Владимиром Путиным Годом культурного наследия народов России. Для Татарстана вопрос сохранения, изучения и приумножения культурного наследия является одним из главных приоритетов государственной политики, который нашел свое отражение в Стратегии развития культуры РТ на период до 2030 года».
Далее Рустам Нургалиевич сообщил, что сегодня особое внимание уделяется созданию условий для воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности». Он считает, что в этом вопросе важную роль играет искусство. Однако молодое поколение не привыкло посещать учреждения культуры, и в системе их ценностей потребление культуры не на первой позиции, с досадой отметил президент. После чего добавил, что для исправления ситуации подобные заведения должны быть наполнены современным содержанием. «В этом вопросе есть большой потенциал для реализации государственного-частного партнерства. В рамках стратегических инициатив в России впервые в этом году на базе Казанского художественного училища имени Фешина откроется школа креативных индустрий для подростков 12–17 лет. Она направлена на развитие творческих способностей, дизайн-мышления, активизации личностных ресурсов», — напомнил Минниханов о проекте, недавно анонсированном минкультом Татарстана.
Елена Ямпольская уверена, едва ли не главное импортозамещение, в котором нуждается страна, — это импортозамещение смыслов и ценностей
Глава республики также констатировал, что в России нет единого федерального закона, который регулировал бы вопросы сохранения и использования нематериального культурного наследия (обряды, фольклор и пр.). Поэтому Госсовет РТ направил в Госдуму соответствующий законопроект, который Минниханов попросил поддержать и взять под личный контроль сидевшую рядом председателя комитета Госдумы по культуре Елену Ямпольскую. Депутат Госдумы от Татарстана, в свою очередь, сообщила, что только вчера узнала о существовании законопроекта и смогла лишь мельком пробежаться по тексту. Но уже у нее есть к нему вопросы, в том числе ей показалось неверным выражение «нематериальное культурное наследие». Поэтому она попросила коллег из татарстанского Госсовета привлекать ее к подобной работе на стадии разработки, а не после внесения документа в Думу. Тем не менее депутат не отказала президенту республики в его просьбе.
Ямпольская свою часть выступления начала с бравурной речи о спецоперации. Она отметила, что праздник отмечается в непростой обстановке, но при этом абсолютно убеждена, что перемены, которые произойдут в результате текущих событий, в том числе неминуемое обновление культурного пространства России, пойдут на пользу стране и ее жителям. «Мы в комитете Госдумы по культуре договорились, что каждый из нас скажет, это наша акция комитетская, что начиная с 24 февраля комитет поддерживает нашего президента, поддерживает наших ребят, молится, чтобы все они вернулись, чтобы наконец на Украине прошел морок и люди начали строить нормальную жизнь. Мы все для этого делаем. Мы очень надеемся, что культура внесет вклад в гармонизацию. Мы всегда на стороне президента», — выразилась Ямпольская.
Депутат уверена, едва ли не главное импортозамещение, в котором нуждается страна, — это импортозамещение смыслов и ценностей. Ей кажется, что сейчас всем россиянам дан шанс и в конце пути к детям должны вернуться «национальные герои, образы, песни и все родное, в атмосфере которого человек растет патриотом и в нем развивается душевная гармония». Елена Александровна считает, что на чужих ценностях невозможно стать гармоничным человеком и поэтому нужно заниматься экспансией многонациональной культуры России. «Как можно шире ее распространяя сначала в стране, а потом, конечно, используя ее как „мягкую силу“…» — выразилась она неоднозначно. В конце спикер заметила, культура должна наконец-то стать настоящим «социальным лифтом» для талантливой молодежи, причем речь не об отдельных проектах и конкурсах. Это должны быть «системные социальные лифты по обновлению культурного поля».
«Во время информационной войны роль культуры сложно переоценить», — считает Александр Славутский
«Я испытываю гордость за правильность принятого нашим главой государства решения»
Далее слово взяли члены совета, заявившиеся для выступлений. Последние были очень разными по содержательности, поднятым темам и темпераменту ораторов. Но первое же выступление, от худрука Качаловского театра Александра Славутского, было, пожалуй, самым ярким, хотя и привычно сводилось к тому, каких достижений добился на своем нынешнем поприще Александр Яковлевич.
«Во время информационной войны роль культуры сложно переоценить, — сказал Славутский. — Художник не может быть вне политики, с моей точки зрения. Утверждения многих моих коллег „я вне политики“ — это тоже политика». Он активно ратовал за академический русский театр: «Сколько можно жить обносками постмодернизма?» Также худрук утверждал, что не вхож в разные группы по интересам: «Я всегда оказываюсь вне тусовки…»
В итоге немного досталось «Золотой маске», которая не привечает спектакли театра им. Качалова. «Группка маленькая экспертов „Золотой маски“ определяет — это хорошо, а это плохо. Да кто это говорит? Они сейчас все сиганули за рубеж. У кого-то недвижимость, у кого-то на Рижском взморье вклады, у кого-то гендерные интересы. Я не против них, даже у меня в театре есть», — сообщил Славутский. Кстати, в зале был многолетний эксперт «Маски» Нияз Игламов, а также лауреат главной театральной премии страны Нурбек Батулла и директор фонда «Живой город» Инна Яркова, чьи проекты также побеждали на «Золотой маске». Впрочем, худрук театра оговорился, что он не против «каких-то „углов“». Напомним, «Угол» — это название театральной лаборатории, одной из площадок «Живого города».
Позже над Славутским пошутил Ркаил Зайдулла. «Мне очень понравилось выступление Александра Яковлевича Славутского, — сообщил глава союза писателей РТ. — Вот, говорят, на Западе перестали исполнять произведения Шостаковича, Прокофьева, Чайковского. А вы говорили, что у вас в репертуаре есть Бомарше, Мольер. Может, их тоже исключить, как западных авторов? И включить произведения татарских драматургов, чтобы сплотить наши народы в такие трудные времена». Ответа не последовало.
Суть речи Рауфаля Мухаметзянова сводилась к тому, что театру надо бы добавить деньжат
Несколько удивил другой театральный тяжеловес республики — директор ТГАТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, который всегда слыл этаким европейцем среди наших культурных администраторов. Не зря он и его заместители часто в интервью хвалились, что уже два десятка лет справляют Новый год за границей на гастролях по маленьким городам Нидерландов. Но опытные менеджеры держат нос по ветру, да и западные гастроли, очевидно, приказали долго жить. «У меня ни капли нет сомнений, более того, я испытываю гордость за правильность принятого решения нашим главой государства, — высказался Мухаметзянов по военной операции на Украине. — Во всех своих разговорах, контактах я пытаюсь сейчас… 700 человек работающих — многожанровый коллектив, 14 иностранцев». По его словам, из труппы уехали лишь двое бразильцев, остальные хотят остаться. «Я собрал их и говорю — я потому что знаю информацию, им звонят из посольств, родители… — поведал директор казанской оперы. — Я их собрал и думал, что буду их уговаривать: „Останьтесь здесь работать“. А они пришли, беспокоясь, что я их уволю». Интересно, что на сайте театра в ближайших балетных спектаклях заявлены все «казанские» бразильцы: Аманда Гомес, Вагнер Карвальо, Таис Диоженес.
Дальше Мухаметзянов привычно похвалился: «За два месяца все билеты проданы, хотя это самые дорогие билеты в провинции». Тем не менее даже на сайте театра им. Джалиля можно купить билеты, например, на оперу «Искатели жемчуга» (30 марта) да и на ряд других спектаклей. А на оперу «Любовный напиток» (28 апреля) пока и вовсе в свободной продаже до половины зала.
После этого шеф казанской оперы вдруг долго и бессвязно говорил об экономических проблемах. Суть его речи сводилась к тому, что театру надо бы добавить деньжат. В какой-то момент Минниханов даже не выдержал: «Давай по существу!» — и напомнил, что собрались, чтобы обсуждать культуру.
Ильгиз Зайниев заметил, что режиссеров в возрасте в республике достаточно, а кадров моложе, которые в будущем их заменят, уже практически нет.
«А музей? Где музей? Нет музея?»
Далее театральный критик Игламов от имени общественного совета при минкульте РТ предложил, используя опыт общества «Знание», реализовать проект «Культпросвет», чтобы у людей тоже самое современное искусство не ассоциировалось исключительно с «арт-дефекацией и прибитием мошонки к Красной площади». В свою очередь, музыкальный продюсер Рифат Фаттахов похвалился будущим концертом татарской эстрады в помощь Донбассу. «Я обратился к 20 звездам татарской эстрады с просьбой принять участие. И все 20 звезд согласились. Более того, некоторые даже меняют гастрольные графики, чтобы принять участие в этом концерте», — сказал Фаттахов, обратив внимание, что как раз многие российские звезды в этот момент «сиганули за рубеж».
Своей болью, к которой привело появление нового дома у Нацбиблиотеки РТ, поделилась известный искусствовед Гузель Валеева-Сулейманова. «В ленинском мемориале в 1990-е годы наша интеллигенция отвоевала право на создание Музея национальной культуры, — напомнила она. — Там был прекрасный большой музей с экспозицией. Он 30 лет существовал. Вы знаете, там создали такие фонды, там и копия шапки казанских ханов, и троны восстановили, и наши археологические шедевры восстановили. И вдруг этот музей… Так получилось, там сделали сейчас Национальную библиотеку. А музей? Где музей? Нет музея? Находится в каких-то коробках в музее Ильдара Зарипова. В разных помещениях все складировано. Это же огромные деньги! Что делать? Этот музей нам нужно восстановить. Тем более сейчас в Кремле освободились Присутственные места». Далее Валеева-Сулейманова обратилась за помощью к президенту РТ и министру культуры Татарстана.
Художественный руководитель татарского гостеатра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев не стал останавливаться на мелких проблемах учреждений культуры, а заговорил о масштабном — будущем татарских театров. Он заметил, что режиссеров в возрасте 30–60 лет в республике достаточно, а кадров моложе, которые в будущем их заменят, уже практически нет. Это отчасти возникло из-за того, что в Татарстане нет вуза, который бы обучал национальных специалистов. Для выхода из ситуации Зайниев видит несколько вариантов: организовать лицензированные курсы в местных учебных заведениях, собрать национальный курс для обучения в Санкт-Петербурге или Москве, в рамках пятилетней или десятилетней программы обучать по целевому направлению в ГИТИСе, МХАТе или других театральных вузах. «Никто не может обещать и гарантировать, что эти люди после обучения станут великими режиссерами. Но если мы не будем это делать, то в дальнейшем некому будет работать. Это я гарантирую», — резюмировал он.
Нурбек Батулла (слева) выступил в поддержку независимых театров, поскольку будущее татарского театра видит в рамках современного независимого искусства
Хореограф и танцовщик Батулла выступил в поддержку независимых театров, поскольку будущее татарского театра видит в рамках современного независимого искусства. Он уверен, что для презентации республики в других странах и областях нужно развиваться именно в этом направлении. В качестве примера он напомнил об успехах творческого объединения «Алиф», без вложения каких-то огромных средств заработавшего главную театральную премию России — «Золотую маску». «Не ведем себя как голодные пиявки, прилипшие к государственному телу», — иронично заявил Батулла.
В завершение полуторачасового мероприятия слово вновь взял Минниханов. С одной стороны, сказал он, комментируя поднятые темы: «Вопросов, которых мы не можем решить, нет». С другой, президент с тревогой напомнил: «Времена будут еще сложнее, мы пока живем по инерции». После чего глава республики пожурил министра культуры Ираду Аюпову, которая выбрала роль модератора мероприятия, а не выступила с докладом, который можно было обсудить. «Мы поговорили хорошо, но фокуса какого-то нет», — сообщил Минниханов, после чего появилось предложение о создании рабочих групп по разным направлениям внутри совета.
Уже уходя, президент РТ вдруг бросил взгляд в сторону директора казанской оперы Мухаметзянова. «Рауфаль говорил с таким видом, как будто первый раз меня видит. Человек, который имеет прямой… Как он страдает. Пожалейте его, пожалуйста», — видимо, и Минниханова удивили жалобы на жизнь директора театра с бюджетом в полмиллиарда, который недавно заплатил певцу из США за участие в двух спектаклях 1,7 млн рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.