«Все работники остаются в компании и продолжат получать полную заработную плату, основанную на среднемесячном годовом доходе» «Все работники остаются в компании и продолжат получать полную заработную плату, основанную на среднемесячном годовом доходе»

О героях

На фоне затянувшегося прощания «Макдоналдса» с Россией его сотрудники испытывают заметную тревогу, хотя и продолжают работать у плиты и на раздаче. «Все работники остаются в компании и продолжат получать полную заработную плату, основанную на среднемесячном годовом доходе. Они также сохранят все социальные льготы и гарантии, которые предоставляет им компания», — об этом заявили официально. Но, как известно, дьявол кроется в деталях, а доход работника состоит из нескольких составляющих. «БИЗНЕС Online» запрашивал «Макдоналдс» о порядке выплат сотрудникам после закрытия. Однако в компании предпочли не уточнять детали. Поэтому мы обратились к самим сотрудникам. Они разных возрастов и из разных регионов. 30-летний парень из Казани работает в «Маке» почти 10 лет, а многодетная мама из Москвы уволилась из ресторана пару лет назад.

О закрытии

  • Про закрытие «Макдоналдса» я узнал так же, как и все, — из новостей. Если действительно будет так, что нас всех отправят домой и станут платить зарплату, — все бы так хотели, и мы не против отдохнуть. Но никто до конца не уверен, будет ли так на самом деле. Хоть и говорят многие высокопоставленные директора, что будут платить, все равно есть недоверие. В IKEA тоже так заявляли! Но я знаю людей, которым не платят. Мы боимся, как бы у нас такого не было.
  • Конечно, это печально, что такой бренд уходит и мы останемся без работы. У меня, например, ипотека. И хочется уже ясности: с какого числа закрываемся, откроемся ли потом вообще? Как будут платить? Это пугает и не дает уверенности в завтрашнем дне. Ситуация похожа на 2020 год, когда шла пандемия коронавируса. Тогда весь общепит на время закрыли, и мы не знали, будем ли мы работать.
  • С датой закрытия полная неясность в голове у всех сотрудников, начиная с директора и заканчивая рядовым персоналом. Все решается по ситуации. Закрытия как такового не произошло сиюминутно. Все растянулось на завтра, послезавтра, а на фоне ажиотажа последние рабочие дни казались апокалипсисом. Настолько все сумбурно! Хотя, возможно, именно так и было задумано. Мы, сотрудники, не знаем.
  • Наш ресторан пока работает. Ждем официального сообщения о закрытии. Мы уже надеемся, что это такой рекламный ход. Вы не представляете, насколько тяжелыми у нас были последние пять дней, когда сказали, что мы закрываемся! Бешеный ажиотаж. Заказы выросли в 3–4 раза по сравнению с обычными днями. У нас вышел полный штат сотрудников, и мы все равно не справлялись.
  • Я уже ищу новое место, куда бы мог устроиться. Может быть, курьером. Если не получится — попробовать по специальности на завод. Вообще, я за 9 лет здесь уже боюсь что-то поменять в своей жизни. Я привык к системе работы в «Макдоналдсе», знаю все изнутри, и мне там легко. Боюсь прийти в новое место, ведь нужно заново к чему-то привыкать.

Зарплата зависит от должности. Работаешь ты в зале или готовишь на кухне — все получают одинаково Зарплата зависит от должности. Работаешь ты в зале или готовишь на кухне — все получают одинаково

Как устроена система зарплат: «Мой максимальный заработок был 50 тысяч»

  • Как нам будут платить? Официально заявлен 100-процентный оклад у окладников и 100-процентная оплата по средней годовой выработке. А это то количество часов, сколько в среднем отработал сотрудник за последние 12 месяцев. Данная информация есть в расходниках у каждого работника предприятия. Все индивидуально, одним словом.
  • Зарплата зависит от многих факторов. В основном это оклад, почасовая оплата и премии. Все зависит от региона, стажа, должности, самого ресторана. Есть сотрудники, которые работают с окладной частью, в том числе и рядовые, такие как как кухонные работники или доставщики. В Казани, насколько я знаю, только «почасовики» — оклады полагаются лишь менеджменту.
  • Ставка во всех регионах разная, но минимум нужно отработать 20 часов в неделю. Минимальная почасовая оплата в Москве — 200–250 рублей. В Казани — от 170 и выше. Весомым подспорьем к зарплате были премии, которые не берутся в расчет во время простоя, а у «ночников» 30% зарплаты составляли ночные смены, которые тоже не учитываются при выплатах во время простоя.
  • Зарплата зависит и от должности. Работаешь ты в зале или готовишь на кухне — все получают одинаково. В Казани ставка для таких рядовых — где-то 170 рублей в час, плюс-минус 5 рублей. В чем большой плюс — ты сам выбираешь, сколько часов тебе работать. Есть люди, которые готовы трудиться каждый день без выходных по 8 часов в день. Само собой, они зарабатывают больше. Я вначале работал 3 раза в неделю по 6 часов, для меня это была подработка. Обычный сотрудник может получать и 10 тыс., и 30 тыс. рублей.
  • У инструктора ставка повыше: в районе 190 рублей в час. У менеджера — еще больше, но у него много бумажной волокиты: заполнить бланки по безопасности пищи, сделать замеры мяса… В среднем на один ресторан приходится по 10 менеджеров. Из-за нехватки обычных сотрудников им также приходится работать и в зале.
  • Мой же максимальный заработок в «Макдоналдсе» был 50 тыс. рублей. Бывают такие интенсивные дни, когда ресторан разрешает перерабатывать. В этом случае ставка уже двойная. Тебя никто не заставляет, все делается по желанию.
  • Штрафов как таковых у нас нет. Но могут вычесть какую-то сумму с премии, которая выплачивается каждый месяц. Премия небольшая, где-то 3 тыс., для этого надо отработать определенное количество часов. Нарушением считается прогул, опоздание, грубость к другим сотрудникам. Хамство у нас редко в коллективе случается, а если и бывает, то без перехода на личности, чисто рабочие моменты, без оскорблений. Другие тут просто не работают.

О старте карьеры

  • За прошедшие годы я с перерывом на армию побывал в разных городах — и в Поволжье, и в Санкт-Петербурге.
  • Свой первый день в «Макдоналдсе» я хорошо помню. Прежде чем приступить к работе, у меня было обучение с инструктором. Обычно оно идет 4–5 дней, в зависимости от позиции. Новичков отбирают по такому принципу: либо ты пойдешь за прилавок, т. е. на кассу и зону сбора и выдачи заказов, либо на кухню. Конечно, сначала спрашивают у тебя, где ты сам хочешь работать. Я выбрал кухню — жарил мясо, картошку фри, фасовал заказы. Со временем выучил заправку всех сэндвичей. Когда прошел эти этапы, мне захотелось заниматься более ответственными вещами.
  • В обязанности кухонных работников входит не только готовка. Тех, что недавно устроились, отправляют на уборку ресторана. Но это не унижение какое-то — просто более опытный сотрудник в данный момент будет более полезен на кухне. Это все понимают.
  • Через некоторое время я обучился работе на прилавок: это сбор заказов, работа на станции напитков, обслуживание на кассе, уборка в зале со стороны сбора заказа. Если хочешь — можешь дальше расти по карьере. Также тебя могут заметить менеджеры, повысив до инструктора. Его функционал от обычного работника почти не отличается, разве что надо обучать новеньких, за что и немного больше платят. Инструктор — это промежуточная стадия между обычным работником и менеджером. Самые высокие должности в рамках ресторана — директор и консультант.
  • Мой карьерный скачок был тогда, когда я почти дошел до должности менеджера, но по семейным обстоятельствам ушел на какое-то время из «Мака», а вернувшись, стал заниматься подготовкой к открытию ресторана на следующий день. Что входит в мои обязанности? Ночью после закрытия я готовлю оборудование, чтобы оно без проблем функционировало, мою его. Я не несу никакой ответственности, но получаю почти так же, как менеджер.

«Макдоналдс» — это компания с очень гибким графиком. Работу в ней можно прекрасно совмещать, использовать как подработку, имея основное место занятости в другой сфере «Макдоналдс» — это компания с очень гибким графиком. Работу в ней можно прекрасно совмещать, использовать как подработку, имея основное место занятости в другой сфере

Почему именно «Макдоналдс»?

  • Как я пришел в «Макдоналдс»? Меня позвал работать друг, который уже тут трудился. Обычно это так и происходит — приходят по знакомству. Я хотел поработать летом, мне тогда не было 18 лет. Работал по три часа, сильно не уставал. Затем я поступил в институт на инженера машиностроения, стал совмещать работу с учебой, и у меня на все хватало времени. График был удобным. По своей специальности я ни дня не работал. Но думаю, что в будущем смогу перевестись на должность инженера в сервисный отдел в самом «Макдоналдсе».
  • Что меня еще привлекло? Уровень, который задают международники, как Starbucks и «Мак», — очень высокий именно в плане нематериальных ценностей. Да, по зарплатам у них не самые высокие ставки. Но это и не самая главная цель молодых неопытных провинциалов. Самое важное — опыт работы, постижение системности управления хорошо отлаженными процессами общепита. Даже самым мощным российским компаниям есть куда расти, чтобы добраться до их уровня. Но это и понятно. Первый «Мак» братьев Дика и Мака Макдоналдов открылся в калифорнийском Сан-Бернардино в 1940 году, с тех пор они и развиваются в условиях рыночной экономики.
  • Также мне нравилась система обучения и развития: там все основано (по крайней мере, раньше было так) на стабильности, атмосфере, дисциплине и развитии. Таким образом, они привлекают на собеседование молодежь, которая заинтересована в получении положительного опыта. Хочешь быть управляющим или менеджером крутого ресторана? Просто пройди школу «Мака» и получи от этого удовольствие. Чем меня привлекла эта работа? Здесь низкий порог входа. У меня даже не было среднего образования, когда я пришел. Можно сказать, берут всех. Сейчас в данной сфере заняты люди, рожденные после 90-х годов, — для них очень важны условия труда, зачастую даже важнее материальной составляющей.
  • Что касается материально-технического обеспечения — это лучшее оборудование. Думаю, нашим заведениям пока просто не дотянуться по причине того, что мы не производители и нашим компаниям это оборудование обходится в 5–7 раз дороже. А они берут по себестоимости.
  • Материальная мотивация по конкурентам? Да, у них оплата труда чуть ниже, чем у местных операторов, но зато официально, все прозрачно.
  • К тому же «Макдоналдс» — это компания с очень гибким графиком. Работу в ней можно прекрасно совмещать, использовать как подработку, имея основное место занятости в другой сфере. В общем, можно учиться, работать и растить детей, быть даже многодетной мамой и при этом успевать трудиться в компании.

Я не согласен с тем, что в «Макдоналдс» идут работать не от большого ума — тут есть и 17-летние, и с двумя высшими, совсем разные люди! Я не согласен с тем, что в «Макдоналдс» идут работать не от большого ума — тут есть и 17-летние, и с двумя высшими, совсем разные люди!

О коллективе и сложностях работы

  • Коллектив у нас молодой. Я заметил, что в Поволжье почти везде так. А вот в Москве и Санкт-Петербурге я видел и возрастных сотрудников. Вообще, твой директор может быть твоим ровесником. Мне нет и 30, а он всего на пару лет постарше. В моем ресторане работают в среднем 60–70 человек. В самом большом ресторане в Казани — больше 100 сотрудников.
  • Я не согласен с тем, что в «Макдоналдс» идут работать не от большого ума — тут есть и 17-летние, и с двумя высшими, совсем разные люди! Год назад к нам пришел работать бывший учитель школы. У него было двое детей. Как он сам рассказал, случайно увидел в «Маке» своих бывших учеников и они позвали его.
  • Тяжело работать только в первое время — первые три месяца. Тебе все кажется незнакомым, всего боишься, часто обжигаешься. Потом все доходит до автоматизма и ты не глядя нажимаешь на кнопки. Бывают, конечно, случаи, что и опытные косячат. Например, четыре человека на кухне, и два из них ушли на перерыв. И именно в это время наплыв клиентов! Тогда да, приходится бегать по кухне.
  • Без перерывов у нас никак, все зависит от смены. Если до 6 часов работы — дается один 30-минутный перерыв. От смены в 6,5 часа — еще один на 15 минут. От 7,5 часа — еще 15 минут. Обычно мы обедаем, курящие ходят покурить, кто-то зависает в телефоне.
  • У каждого ресторана свой товарооборот. Доставка продуктов и тары приходит 3 раза в неделю. Одна машина вмещает примерно 3 т — это и картонные упаковки, и бытовая химия. Не только продукты.
  • Мы видим, сколько примерно должно одновременно готовиться еды, чтобы быстро выполнять заказы. За основу берется та цифра, сколько мы продавали тех же гамбургеров в этот же день и час прошлых лет. Если 10, то у нас на кухне всегда должны поддерживаться 10 котлет.
  • Работники на кухне занимаются разными продуктами. Ты можешь стоять на гриле, и тебе надоело два часа делать одно и то же. Можешь просто поменяться с другим работником, который устал сэндвичи заправлять. Сотрудников обучают так, чтобы ты на любой станции кухни чувствовал себя легко и все умел делать.
  • Самая сложна станция — это картофель. Картошку постоянно нужно жарить, а также самому фасовать в упаковку. Т. е. ты одновременно должен следить за тем, что у тебя во фритюре картошка, и еще при этом фасовать. Срок годности картошки фри — пять минут. Срок годности не в плане того, что через пять минут после готовки ее нельзя будет есть. Как только после жарки стекло масло, мы ее скинули на решетку, посолили и сразу фасуем. Если в течение пяти минут она не ушла на кассу, ее выкидывают. Это стандарты «Макдоналдса». По мясу, например, это 20 минут. Конечно, жалко выкидывать, честно. Но «Мак» привык так работать, все должно быть свежеприготовленное и горячее.
  • Конвейер готовки еды работает бесперебойно. Сделанный заказ мы видим на экране кухни. Есть человек-инициатор, который отвечает за булки. Он закидывает булочку в тостер. Пока она жарится, готовит упаковку для гамбургера, затем отдает булку заправщику. Уже на кассе заказ собирается с учетом напитков, картошки, десертов и т. д. Человек на выдаче проверяет заказ и отдает посетителю.

Заставляют ли нас улыбаться? Во всяком случае рекомендуют. Хотя политика «Макдоналдса» и обязывает нас это делать, когда большой поток людей — каждому улыбнуться ты физически не сможешь Заставляют ли нас улыбаться? Во всяком случае рекомендуют. Хотя политика «Макдоналдса» и обязывает нас это делать, когда большой поток людей — каждому улыбнуться ты физически не сможешь

Мифы о «Маке»: страшненький персонал, романы на работе, вред бургеров и продукты в корзину

  • Постоянно читаешь: ужасно вредная еда… Я ела в «Макдоналдсе» дважды в день, это входит в соцпакет от компании. Не могу сказать, полезно это или вредно. Но поставщики продуктов все свои, российские, и из Татарстана в том числе. Есть такую еду можно, но, думаю, нечасто. Что касается вреда… У каждого ведь разный организм. Кто-то поест картошку фри, и ему станет плохо. А кто-то может и пять гамбургеров в день умять, и ему еще подавай!
  • Приятный бонус — это обеды, стоимость которых тебе компенсирует заведение. Стандартный наш обед в «Макдоналдсе» — сэндвич, картошка, один напиток. Если смена задерживается, добавляется еще один напиток или коктейль. Если же ты работаешь более 9 часов в день, предоставляется еще один обед. Из зарплаты вычитали незначительную сумму, в месяц у меня выходило не больше тысячи рублей. Мы платили только сумму налога. Например, поешь на 100 рублей — 13 рублей удерживают.
  • Есть миф, что в «Макдоналдс» берут страшненьких. Что даже униформу специально такую подбирают, чтобы девушки выглядели непривлекательно. Якобы с ними так не будут флиртовать гости, это нужно, чтобы они не отвлекались от работы. Но я не могу согласиться. Отбирают совсем не по такому признаку! Девушка в красном поло, конечно, выглядит по-другому, чем в жизни. В жизни она, может, красивее.
  • Романы на работе случались, я сам как-то встречался с девушкой из моего ресторана. Очень много людей, которые познакомились у нас и потом поженились. Когда я трудился в другом городе, позвал друга к нам поработать. И он познакомился с моей коллегой. Они ходили на свидания, встречались, и сейчас у них семья и двое детей.
  • Заставляют ли нас улыбаться? Во всяком случае рекомендуют. Хотя политика «Макдоналдса» и обязывает нас это делать, когда большой поток людей — каждому улыбнуться ты физически не сможешь. Бывают просто трудные дни, плохое настроение, мы же тоже люди!
  • Порой и скандалы случаются. Скажу немного про самих клиентов. С ними порой непросто тем, кто работает на кассе. Я не «терпила», который все терпит, но стараюсь в ответ не грубить, а промолчу и скорее забуду. А есть люди, которые близко к сердцу все воспринимают, и, если тебе нагрубили, есть выход позвать менеджера, чтобы он сам разбирался с гостем. А они могут жаловаться на все что угодно: не доложили заказ, не понравилось, что не улыбнулась в ответ.
  • Залежавшаяся готовая еда выкидывается — это правда.! Все идет в бак для пищевых отходов. Просто так забрать домой еду мы не можем: если только в качестве обеда. Но все рассчитано, отработано статистически. И в последний час работы ресторана продуктов используется меньше. Если и приходится выкидывать, то совсем немного — пару котлет или десяток наггетсов.