Касым-Жомарт Токаев: «Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно. Нужно постепенно отходить от такой практики» Касым-Жомарт Токаев: «Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно. Нужно постепенно отходить от такой практики» Фото: © Kremlin Pool / Global Look Press / www.globallookpress.com

Токаев строит новый Казахстан: «У нас все замыкается на президенте, и это неправильно»

«Сегодняшнее послание имеет особое значение. Вместе с вами мы приступили к созданию нового Казахстана», — обратился сегодня к народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев. И действительно, Токаев выдал ряд революционных преобразований.

Прежде всего глава республики предложил переустроить политическую модель государства — перейти от суперпрезидентской к президентской республике. «Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно. Нужно постепенно отходить от такой практики», — отметил Токаев.

Поводом для изменения формы правления стали январские события в Казахстане. «Важный урок „трагического января“ состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину», — заявил президент.

Казахский майдан: Алма-Ата во власти восставших, Назарбаев отправлен в отставку и прячется

Токаев указал на то, что в организации беспорядков участвовали «известные люди». «Они занимали высокие должности. Мешали силовым структурам действовать в соответствии с законом, давали руководству страны ложную информацию о ситуации в городах», — отметил он. Следствие по делу «о заговоре силовиков и их пособников» продолжается. Все виновные вне зависимости от того, какие должности они занимали, понесут наказание, заверил президент. Токаев также признал, что в отношении задержанных применялись пытки — эти случаи тоже расследуются. «Такие варварские проявления Средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества. Они неприемлемы и для нас», — подчеркнул он.

По словам Токаева, в организации беспорядков участвовали «известные люди» По словам Токаева, в организации беспорядков участвовали «известные люди» Фото: © t.me/shot_shot / via Global Look Press / www.globallookpress.com

«Многие думали, что после январских событий будут посильнее закручиваться гайки в системе, — добавил Токаев. — Но политическая трансформация нацелена на формирование честных и справедливых „правил игры“, искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни».

Президент республики веско заявил и о необходимости «сберечь главное достояние — независимость, упрочить основы национальной идентичности». «Сегодня на планете разразился разрушительный геополитический шторм. Поэтому нам нужно твердо придерживаться курса, нацеленного на защиту суверенитета и территориальной целостности государства», — добавил он.

Какие решения озвучил Токаев:

  • запретить президенту участвовать в деятельности партий;
  • запретить акимам (главам регионов) и их заместителям занимать должности в партиях;
  • запретить родственникам главы государства занимать высокие посты;
  • снизить президентскую квоту в сенате с 15 до 10 депутатов;
  • создать Конституционный суд (КС) и предоставить генеральному прокурору и уполномоченному по правам человека возможность обращения в него;
  • перейти от пропорциональной избирательной системы к смешанной модели (70% депутатского корпуса мажилиса будет формироваться на пропорциональной основе, 30% — на мажоритарной);
  • упростить процедуру регистрации партий: снизить порог с 20 тыс. до 5 тыс. человек, уменьшить минимальную численность региональных представительств в 3 раза (с 600 до 200 человек), а минимальную численность инициативной группы граждан для создания партии сократить с тысячи до 700 человек;
  • разрешить проводить агитацию в социальных сетях.

Кроме того, Токаев предложил лишать мандата депутатов, не выполнивших предвыборные обещания, а также сократить число заместителей акимов — их должно быть не больше трех, в исключительном случае — не более четырех. Также президент поручил расширить категорию дел, подлежащих рассмотрению со стороны присяжных, и внести поправки в Конституцию для полной отмены смертной казни. Токаев попросил включиться в работу над подготовкой и реализацией реформ общественников и активистов.

«Понятно, что к нам никто не приходит помочь извне и ничего не делает, все в наших руках. Поэтому призываю всех собраться вместе, чтобы построить новый Казахстан. Надеюсь, что при поддержке народа мы достигнем своей цели», — заключил президент Казахстана.

«Суперпрезидентская модель власти и в Казахстане, и в большинстве странах бывшего СССР была образцовой. Сейчас она явно сталкивается с огромным количеством проблем во всех этих странах — по разным причинам» «Суперпрезидентская модель власти и в Казахстане, и в большинстве стран бывшего СССР была образцовой. Сейчас она явно сталкивается с огромным количеством проблем во всех этих государствах — по разным причинам» Фото: © Sadat / XINHUA / www.globallookpress.com

«Для президента раздел кланового влияния — условие политического выживания»

К чему приведут реформы Токаева и как это отразится на отношениях Казахстана и России, отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Межуев — главный редактор сайта АПН.ру, профессор института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:

— Происходящее — это, скорее всего, раздел кланового влияния. После января президент удержал власть, но дает понять, что готов ее разделить с теми силами, которым он обязан ее сохранением. Сам по себе он не очень сильная фигура, по всей видимости, обнаружилась серьезная поддержка не только со стороны ОДКБ, но и от определенных силовых структур. И он сейчас готов сними разделить власть, поделившись полномочиями с правительством.

Как конкретно это будет происходить, еще неизвестно, реформы требуют конституционных изменений, вряд ли они окажутся декоративными. Но ясно, что все это условие его политического выживания.

Важно, что запускается сам процесс. Суперпрезидентская модель власти и в Казахстане, и в большинстве стран бывшего СССР (за исключением Прибалтики и Молдавии) была образцовой. Сейчас она явно сталкивается с огромным количеством проблем во всех этих государствах — по разным причинам. И начинается процесс поиска выхода из такой модели. Она хорошо работает в течение одного президентского срока, но, как только начинается переход власти, возникает матримониальная модель — от отца к сыну, как было в Туркменистане или Азербайджане, где это еще раньше произошло. Такое престолонаследие может работать, но для этого нужны дети, желательно мужского пола, пользующиеся поддержкой силовых структур. Иначе может возникнуть ситуация, как в Египте, где армия не поддержала переход к власти сына Мубарака, после чего началась «арабская весна».

Так что сейчас в Казахстане идет поиск перехода к мягкой олигархии. Думаю, это можно сравнить с тем, что было в Советском Союзе после Сталина: модель коллективного руководства. Я не верю, что Казахстан сейчас может быть парламентской республикой, как, например, Франция. Страна станет искать собственную евразийскую модель. И внутри нее будет попытка договориться, ослабить единоличную власть, которая в конечном счете создает большое количество проблем.

На отношения с Россией это никак не повлияет. Наша страна сейчас настолько занята другими сюжетами, что ей не до новой Конституции Казахстана.

Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:  

— Это эпохальное заявление, оно абсолютно отвечает запросам казахского общества. Это касается и решения развивать парламентаризм, и желания отходить от суперпрезидентской республики в сторону более сбалансированного варианта государства, и решения закрыть путь родственникам чиновников в государственные или квазигосударственные бизнес-структуры. Токаев уверенно наращивает свой рейтинг и заявляет о себе как о прогрессоре — человеке, который ставит задачи развития своей страны на основе вовлечения людей в государственные дела, повышения эффективности и качества государственного управления, борьбы с деспотизмом и коррупцией. Он реально настроен на модернизацию Казахстана и для этого выбрал эволюционный путь развития.

Токаев сейчас занимается серьезной перезагрузкой элиты, расставляет новых людей, и требования к ним должны меняться. С одной стороны, преемственность в том или ином виде должна быть обеспечена, но сегодня ему нужны эффективные управленцы, современные менеджеры, а не сидящие на системе кормлений старые чиновники. То, что он сейчас делает, — реакция на возникшие ранее риски и угрозы (речь о попытке государственного переворота в январе этого года — прим. ред.), и это единственный возможный путь.

В нынешней ситуации Казахстан стоит перед рисками и угрозами, связанными с экономическим кризисом, происходящим в России. Понятно, что кризис в РФ ударит по Казахстану. Значит, ему придется искать новые драйверы для развития. Выстраивать диалог с населением, поднимать доверие к власти — не фиктивное, построенное на рисованных рейтингах, а реальное. Придется модернизировать Казахстан как многовекторное государство с учетом позитивного опыта и Запада, и Востока.

Отношения с Россией для Казахстана важны, но на некоторых рынках мы можем быть конкурентами. Это может случиться, если увеличится нефтедобыча на Каспие. Кроме того, есть проекты, которые Казахстан развивает с голландцами, американцами, британцами, китайцами, поэтому где-то мы можем быть конкурентами, а где-то — партнерами. Токаев будет строить прагматичные отношения с Россией, без потери суверенитета. Казахстану повезло, в отличие от Украины. Казахстану покровительствует Китай, а Украине — США.

Что Россия хочет от Казахстана сегодня? С учетом санкций РФ будет нужен хаб, через который она сможет получать товары, и этим хабом способен стать Казахстан. Республика также может быть мастерской, в которой начнут производить то, что Россия не может покупать напрямую. Или транзитным пунктом. Для кого-то — кризис, а для кого-то — новые возможности.

Марат Шибутов  представитель ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане:

— Я присутствовал на выступлении Касым-Жомарта Токаева. Озвученные им реформы назревали давно. Наше общество созрело для другой формы правления, наработано много эффективных политических институтов — в этих условиях суперпрезидентская власть не нужна. С январскими событиями все это не связано, президент так и сказал в своем выступлении, что задумывались данные преобразования еще до них.

Изменения в Казахстане ожидаются значительные. Придется менять около 30 статей Конституции, изменится парламент, местное самоуправление, административно-территориальное устройство. Это окажет влияние на всех жителей. Наиболее положительный пример — восстановление трех областей, которое очень долго назревало (в числе новых решений главы Казахстана — разделение Алматинской области на две части: Жетысускую и Алматинскую. В республике появится еще две новые области — Улытауская с административным центром в Жезказгане и Абайская — с административном центром в Семее прим. ред.).

Второе значимое изменение — уход от партийного контроля, т. е. акимов над маслихатами. Это тоже очень важно, подобное позволяет маслихатам быть более независимыми и улучшит жизнь в регионах. Ну и, конечно, то, что в парламент переходит счетный комитет вместо высшей аудиторской палаты.

Какие еще реформы назревали в обществе? Сильно снизили ценз для создания партии — вместо 20 тысяч стало 5 тысяч. Я просил, чтобы было 500, как в России, но что делать. Напрашивались реформы по изменению баланса правоохранительных и специальных органов, но пока об этом еще не сказали.