КОГДА ПЕРЕСЕЧЬ УЛИЦУ – ПРОБЛЕМА
Одним из победителей конкурса в номинации «Социально-экономическое развитие РТ» стал проект «Город без преград: интерактивная карта доступности городской среды для инвалидов». Об этой социально-значимой разработке корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал доктор социологических наук, доцент кафедры социологии КФУ Искэндэр Ясавеев.
– Искэндэр Габдрахманович, как возникла идея проекта «Город без преград»?
– Проект родился в 2010 году на отделении социологии КФУ в ходе преподавания курса «Социология социальных проблем». Мы задали студентам вопрос: что конкретно мы можем сделать в отношении социальных проблем? То есть не просто рассуждать в теплой комфортной аудитории, а что-то изменить в реальности. После занятий ко мне подошла студентка София Калакова и рассказала, как ей трудно передвигаться по Казани с коляской (у нее двое детей) – везде высоченные бордюры, ступеньки, и почти нигде нет пандусов. София особо отметила одну вещь: дети подрастут, и у меня трудностей не будет, но ведь есть инвалиды, которым никуда не деться! А поскольку они просто не могут передвигаться по городу, на улицах их не видно, и внешне проблема совершенно незаметна.
Мы со студентами стали думать, что можно сделать. Первое, что пришло в голову – провести пикет «Город без преград» (тогда и родилось название проекта). Согласовали пикет с мэрией и провели его 12 июня 2010 года около станции метро «Суконная слобода». Тогда вестибюль этой станции не был приспособлен для передвижения инвалидов - не было ни пандусов, ни подъемной платформы, ни рельефных полос для инвалидов по зрению. На пикет пришло всего 22 человека, три участника были на колясках (колясочников приехало бы больше – но желающие просто не смогли до него добраться). После пикета мы устроили шествие к скверу возле филармонии. Это буквально два квартала от станции метро, но пока шли всем, включая представителей мэрии, стало ясно, как трудно инвалидам передвигаться по улицам – высокие бордюры, отсутствие пандусов, нет звуковых устройств на светофорах. Простая прогулка превращается в преодоление полосы препятствий!
Тогда же мы собрали подписи под письмом к мэру Ильсуру Метшину. От него пришел ответ, из которого следовало, что в целом ситуация с доступностью городской среды нормальная, определенные работы ведутся. Вот тут мы и увидели, насколько велика разница между видением проблемы горожанами и городскими властями. В письме нам пообещали, что до конца 2010 года подъемные платформы будут на всех станциях метро. Но они до сих пор не везде смонтированы и запущены.
– А сейчас уже февраль 2012 года…
- Вот что мне написал в конце января 2012 года один из координаторов нашего проекта - Александр Калашников (он, инвалид-колясочник, решил посетить Качаловский театр): «Спектакль «Тайна дома Вернье» понравился. Обратил внимание на пандус у входа в театр, сделали капитальный, только он оказался не очищен от снега, да еще и огражден красной лентой, видимо, как предостережение от сосулек. Далее про метро. С улицы сделали шахту лифта для спуска в подземный переход, но, к сожалению, только шахту, лифта в ней не было, пришлось просить людей помочь. Спуск на станцию «Площадь Тукая» оборудовали хорошим пандусом, но спуск на саму платформу пока не доделали. Установили подъемник, но, когда я хотел им воспользоваться, мне было сказано, что он не подключен, спускали меня полицейские. Вывод: о нас, инвалидах, думают, но как-то медленно!».
«КРАСНАЯ» КАЗАНЬ
– То есть с помощью интерактивной карты вы решили показать, насколько недоступна для инвалидов Казань?
– Да, главная цель нашего проекта – привлечение внимания к проблеме городских и республиканских властей, общественности.
– Где можно ознакомиться с картой?
– Она размещена в открытом доступе в интернете и называется «Казань недоступная». На первом этапе взяли фотоаппараты, разбили город на участки и отправились выяснять, есть ли пандусы на перекрестках, какова высота бордюров. Большинство перекрестков не оборудовано пандусами, а высота бордюров - 10 - 20, иногда - 30 - 40 сантиметров. А для колясочников любой бордюр выше четырех сантиметров - непреодолимое препятствие… Затем мы выложили фото и информацию на карту.
Интерактивная карта «Казань недоступная» размещена в интернете, красным цветом показаны места, не приспособленные для передвижения людей на колясках |
– Для наглядности вы маркируете перекрестки тремя цветами, что они означают?
– Да, красным, желтым и зеленым. Красный цвет указывает на то, что перекресток совершенно не приспособлен для передвижения людей на колясках – нет пандусов, а бордюры высоки. Желтый говорит о том, что пандусы на перекрестке есть, но они не отвечают необходимым нормам (имеют слишком большой угол наклона). Например, на улицах Лево- и Правобулачной – под 45 градусов. Спускаясь, колясочник получит такой разгон, что вылетит на проезжую часть. И подняться самостоятельно не сможет – коляска может опрокинуться… Наконец, зеленый цвет означает, что перекресток приспособлен для колясочников - есть нормальные пандусы или пониженные бордюры.
Карта – интерактивная: при щелчке на метку открывается фотография и краткое описание места, например: «Перекресток улиц Пушкина и Карла Маркса. Площадь Свободы. Пандусов нет. Высота бордюров - до 19 см». Карта может быть использована инвалидами для планирования маршрутов передвижения по городу. Тут наглядно видно, где можно проехать самостоятельно, а где - только с помощью сопровождающего.
– И сколько «зеленых» перекрестков в центре Казани?
– Пока мы обследовали 100 перекрестков, и только 6 из них оказались «зелеными», остальной центр города – «красный». Мы постоянно вносим изменения в карту - ситуация очень медленно, но меняется, например, сделали пандусы на перекрестках Баумана – Астрономическая и Баумана – Чернышевского.
Последнее изменение было внесено в карту 30 октября 2011 года - на зиму мы заморозили работу и возобновим ее в марте. В этом году планируем привлечь добровольцев и охватить картой три района – Вахитовский, Приволжский и Советский, а весь город надеемся проверить до конца 2013 года. Уверены, что позитивные изменения будут, и наша карта «позеленеет».
Бутлерова - Айвазовского |
Улица Петербургская |
ЗАЧЕМ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ ФИНАНСИРОВАНИЕ
– В других российских городах есть подобные карты?
– В 2010 году аналогичных карт в других городах России не было, за исключением всероссийского проекта «Барьеров нет», который специализируется на доступности городских объектов. Можно сказать, что мы были пионерами в обследовании перекрестков и пешеходных дорожек. В 2011 году «карты недоступности» начали создавать в Саратове, Пятигорске, Красноярске. Мы обмениваемся опытом с коллегами из групп «Барьеров нет» и «Доступный Саратов».
– Сколько человек участвует в проекте?
– Изначально нас было восемь: два преподавателя Казанского университета (я и Ирина Кузнецова-Моренко), студенты отделения социологии (София Калакова, Айзиля Хайретдинова, Наталья Чернова) и модераторы-консультанты (Александр Калашников, Олеся Тимофеева и Айрат Калимуллин). В последние месяцы к нам присоединились Артем Исаев и Мария Минахметова. Но если вы зайдете на страницы проекта в социальных сетях, увидите десятки неравнодушных участников, в том числе - известных горожан.
– Как отзываются о проекте сами колясочники?
– Те, с кем мы взаимодействуем, полностью поддерживают. Инвалиды в нашем проекте помимо всего прочего выполняют роль экспертов.
– Что вам необходимо для развития проекта – финансирование, волонтеры?
– По своей идеологии это добровольческий проект, так что он продолжится независимо от финансирования. Одна из идей – привлечь к работе студентов, сделать ее практическими занятиями на отделении социологии. Это будет способствовать более острому видению городского социального ландшафта. А финансирование мы бы направили на оплату труда модераторов. Это в том числе и инвалиды на колясках. Они дома вводят информацию в компьютеры. Было бы хорошо поддержать их. Все остальное у нас есть – фотоаппараты, флэшки, компьютеры.
Перекресток улиц Пушкина и Карла Маркса |
ПОЧЕМУ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, НАДО ПИСАТЬ МЭРУ?
– Как думаете, приближение Универсиады-2013 как-то поможет решить проблему доступности Казани для инвалидов?
– Уверен, что объекты Универсиады будут для них доступны, но ведь до этих объектов еще надо добраться. Вот, например, станция метро «Проспект Победы»: лифт там есть, и он работает, но вокруг самой станции - высокие бордюры, которые человек на коляске не преодолеет.
У нас вызвала много вопросов реализация в 2011 году программы «Доступная среда». Из федерального и республиканского бюджетов было выделено в общей сложности 700 миллионов рублей, работы начались, но не на всех запланированных объектах, а там, где они велись, далеко не везде закончены. Например, в перечне объектов, которые должны были стать доступными для инвалидов в прошлом году, – Камаловский театр, но до сих пор, чтобы попасть в него, необходимо преодолеть целый каскад ступеней. То есть на бумаге ситуация в Казани замечательная, а если пройти по городу… В новых домах пандусы есть, но они зачастую слишком крутые или без поручней. Дело в том, что пандусы стали возводить лишь для проформы – чтобы сдать объект, а пользоваться ими невозможно. В прошлом году в Казани осуществлялась масштабная программа по ремонту дворовых территорий, можно было сделать пандусы при реконструкции пешеходных дорожек, но нет, - устанавливают бордюры в 20 сантиметров. Приходится обращать на эти недочеты внимание властей. Возникает логичный вопрос: почему по каждому объекту надо обязательно писать мэру? Почему нельзя эту ситуацию изменить системно? Если посмотреть на последние заявления Метшина, он признает наличие проблемы. Но где-то на вертикали власти эти вопросы вязнут и до строителей, которые реконструируют улицы, указания не доходят.
Мы направили свои предложения в министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана и будем следить за тем, как будет реализовываться эта программа в 2012 году.
– Что вам дало участие в конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ»?
– Более высокий уровень общественного внимания к проблеме. Достаточно привести статистику посещений карты «Казань недоступная». Если в октябре 2011 года у нас было 7 тысяч просмотров, то за прошедшее время количество посещений увеличилось в два раза.
В 2011 году победители конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ» получили денежные премии от 25 до 50 тысяч рублей. За 7 лет проведения мероприятия на него поступило более 7 тысяч заявок, выявлено свыше 700 победителей. За время проведения конкурса с 2005 года количество участников увеличилось с 490 (2005) до 1696 (2011), а число победителей с 50 (2005) до 180 (2011). Кроме финалистов из Республики Татарстан, география конкурса охватывает Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, штат Мэриленд (США), Нефтекамск.
Доктор социологических наук, доцент кафедры социологии КФУ Искэндэр Ясавеев |
КАЗАНЬ ПРИГЛАШАЕТ ИНВЕСТОРОВ
В 2012 году конкурс «50 лучших инновационных идей для РТ» продолжит работу. 25 апреля пройдет VII Казанская венчурная ярмарка, которую организуют Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования и ИВФ РТ.
К участию в ярмарке приглашаются компании, разрабатывающие продукцию или услуги с высокой добавленной стоимостью, обладающие высокими темпами роста, способные обеспечить внутреннюю доходность проекта не менее 30% годовых и заинтересованные в привлечении прямых частных инвестиций для развития своего бизнеса. Также приглашаются представители российских и зарубежных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, стратегических и частных инвесторов, "бизнес-ангелов", крупных корпораций, специалисты инвестиционных компаний и банков, юридических и консалтинговых организаций, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств федерального и регионального уровней.
Подробная информация о ярмарке и анкета участника доступны на сайте.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.