КОЗЫРИ «ТУЛПАР»

Именно вопрос создания авторизованного центра обсуждался 8 февраля в Казани на встрече премьер-министра РТ Ильдара Халикова и двух вице-президентов Bombardier Aerospace.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким, один из них - Эрик Мартел - отвечает за техническое и гарантийное обслуживание, второй - Майкл МакАду - за международную торговлю. «Они приезжали посмотреть, соответствует ли «Тулпар» (прежде всего, «Тулпар Техник» и «Тулпар Интерьер») требованиям, предъявляемым «Бомбардье» к своим авторизованным центрам, - сообщил Хаким. - То есть, возможно, в Казани появится авторизованный центр «Бомбардье». Решение будет принято в течение двух-трех месяцев… Остались ли они довольны увиденным? Они же канадцы - никогда открыто предпочтений не высказывают. Теперь «Тулпар Техник» надо пройти аудит Европейского агентства по авиационной безопасности («Тулпар Интерьер» его уже прошел, есть положительное заключение, в течение месяца получим сертификат), который начнется в конце февраля. Если все будет нормально, где-то в конце марта получим сертификат. После этого еще раз приедут канадцы, видимо, рангом пониже, и будет принято решение».

По словам Хакима, авторизованный центр Bombardier для России и СНГ будет однозначно, только вопрос: «Где?». В финал конкурса вместе с «Тулпар» вышло новосибирское ООО «Сибирь Техник». По словам руководителя ГК «Тулпар», шансы его компании значительны: «У любого предприятия есть плюсы и минусы. Наш единственный минус – отсутствие большого опыта обслуживания западных самолетов (зато по российским машинам - опыт огромный). Минусы конкурентов – отсутствие подразделений по изготовлению и ремонту интерьеров. Это очень важно, и соответственно, наличие интерьерного центра – козырь «Тулпар». Плюс - ангар у нас более современный, а к июню закончим строительство второго. Плюс мы не «заточены» на одну авиакомпанию: нам без разницы, какой самолет обслуживать - тулпаровский, акбарсовский, ютэйровский… Одновременно «Тулпар» проходит аудит Deutsche Bank - на соответствие требованиям западных финансовых структур. Ведь сегодня западные банки выделяют российским компаниям деньги на приобретение самолетов, только если они зарегистрированы за рубежом, и их оператор - зарубежный. Сейчас мы пытаемся доказать, что тоже можем войти в этот список. К тому же наши банки таких лизинговых схем не предлагают: в России 9 процентов за счастье, а так – 11 - 12 процентов в лучшем случае. А на Западе можно получить долгосрочные (на 10 - 15 лет) кредиты под 4 - 8 процентов. Аудит банка закончится примерно через месяц».

«АВИАЦИОННЫЕ» ДЕНЬГИ УТЕКАЮТ ИЗ РОССИИ

Рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолетов иностранного производства для России очень перспективен. Такие борта уже составляют 46% всего парка отечественных авиакомпаний (а их доля в перевозках – 83%, на современные российские самолеты приходится 6%, на старые российские и советские – 11%). А еще четыре года назад «иномарок» было всего 12%! И региональных самолетов иностранного производства пока будет становиться все больше (советских почти не осталось, новых российских почти нет). В конце прошлого года минтранс РФ разработал правила предоставления субсидий на их закупку. Финансирование программы должно начаться в этом году.

По подсчетам Хакима, в России сегодня эксплуатируется 87 коммерческих «бомбардиров». Также следует учитывать, что в России очень популярны административные самолеты (в обиходе их называют бизнес-джетами) производства Bombardier. На долю самолетов серий Learjet, Challenger и Global приходится треть общего парка корпоративных бортов РФ и стран СНГ. Сегодня Объединенная национальная ассоциация деловой авиации оценивает парк контролируемых россиянами бизнес-джетов в 450 самолетов (в 2008 году их было чуть более 300). По данным аналитиков Bombardier, до 2019 года в Россию и СНГ будут поставлены 650 бизнес-джетов, и парк машин такого класса в регионе достигнет 925 машин. Сегодня, по словам Хакима, в России эксплуатируется порядка 40 - 50 административных Bombardier.

Как отмечает глава агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, «полноценной инфраструктуры для обслуживания всех этих судов в России нет. Количество мест, где можно проводить техобслуживание, минимально». Объем рынка ТОиР на постсоветском пространстве в 2010 году составил $830 млн. - такова оценка партнера консалтинговой компании AeroStrategy. Из этой суммы на долю России приходится 61% ($500 млн.), стран Балтии - 8%, остальных постсоветских государств - 31%. При этом российские провайдеры ТОиР рынок теряют - большинство эксплуатируемых в России воздушных судов (ВС) либо обслуживается за рубежом, либо для этого привлекаются иностранные заказчики. По данным генерального директора «Сибирь Техник» Андрея Денисенко, Россия недосчитывается около $1,5 млрд. в год - столько уходит зарубежным провайдерам услуг ТОиР. «Если бы только кто-нибудь осознал, какие огромные деньги за уходят из России в Прибалтику, Турцию, Узбекистан, Германию, Финляндию, Швецию! - восклицает Хаким. - Да трудно сказать, в каких странах сегодня российские самолеты не проходят техническое обслуживание! Хотя за границей люди не умнее нас и не работоспособнее».

ТАИФ – ЭТО ЕЩЕ И АВИАЦИЯ

Словом, успевшие к дележу российского рынка получат колоссальное конкурентное преимущество.

Год назад руководство ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» заговорило о том, что предоставление авиакомпанией «Ак Барс Аэро» (входит в структуру холдинга) услуг по обслуживанию воздушных судов мировых производителей может стать дополнительным источником дохода для республики. Заместитель генерального директора «Ак Барс Аэро» Аксан Гиниятуллин (ныне - генеральный директоро ОАО «Авиакомпания «Татарстан») рассказал тогда газете «БИЗНЕС Online», что в программе компании есть планы по созданию центра по обслуживанию самолетов иностранного производства. «Обслуживание хотелось бы обеспечить с максимальной глубиной, - пояснил Гиниятуллин. - Конечно, в первую очередь обеспечим свой авиапарк, но примем и любую организацию, которая бы хотела обслужить свои воздушные суда по приемлемой цене… CRJ-200 - стартовая позиция. В дальнейшем, надеемся, это будет вся серия – и коммерческие лайнеры, и бизнес-джеты».

Тогда же аналогичные планы озвучила и «Тулпар». Относительно грядущей конкуренции с «Ак Барс Аэро» Хаким говорил: «Мы предлагали коллегам кооперацию, но они предпочитают идти своим путем. Я только за конкуренцию. Думаю, работы хватит всем. У «Тулпар» есть запланированные объемы, и мы не рассчитываем на самолеты авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», у нас свои заказчики, партнеры». Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» вновь поинтересовался у Хакима, что ему известно о «бомбардирских» планах «Ак Барс Аэро». «Не могу ничего говорить за конкурентов, - ответил глава «Тулпар». – Но «Ак Барс Аэро» «заточена» на другие вещи – регулярные региональные перевозки, и взяться еще и за центр ей будет очень тяжело. Если приоритет – перевозки, то техническое обслуживание будет на втором плане. Тем не менее они прошли сертификацию того же европейского агентства и на легкие формы для CRJ200 допуск получат».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать ситуацию генерального директора ОАО «Ак Барс Аэро» Петра Трубаева. «Отказались ли мы от планов открытия центра по обслуживанию «Бомбардье»? В перспективе посмотрим, - осторожно отметил Трубаев. - Мы сейчас на стадии получения сертификата Европейского агентства по авиационной безопасности на обслуживание наших CRJ200: форму в 2500 часов заявили - так называемый А-check. Данный этап завершим, а там посмотрим. Думаю, до первой половины марта сертификат получим, это веха в нашем развитии, готовились не один год… А открытие центра «Бомбардье» – большое дело для татарстанской авиации, желаю коллегам успеха на этом поприще».

Как заверил газету «БИЗНЕС Online» Хаким, техническое обслуживание канадских самолетов «Тулпар» будет проводить «по-любому» - независимо о того, станет он авторизованным центром Bombardier или нет. «Для этого у нас все готово, - рассказал он. - Приоритет будет отдаваться «Бомбардье», а еще у нас люди подготовлены на семейство «Боинг-737 Классик». Шаг за шагом начнем осваивать обслуживание всего семейства «Бомбардье» (CRJ-100, -200, -700, -900, - 1000; Challenger-300, -600, -601, -604, -605, -610, -850 - авт.) и предполагаем дойти до С-check (тяжелая форма обслуживания самолетов – авт.). Продолжим работать в полном объеме над самолетами российского производства: думаю, в ближайшие пять лет Як-40 и Як-42 будут летать, во всяком случае, на Севере им по большому счету альтернативы нет». Хаким подчеркнул, что уже сегодня у «Тулпар» есть предварительный контракт с «ЮТэйр» на обслуживание имеющихся в парке этой авиакомпании пятнадцати Bombardier CRJ200. Плюс с «ЮТэйром» подписан контракт на интерьерное сопровождение самолетов.

По словам Хакима, сил на все это хватит: сегодня в «Тулпар Техник» работают 200 человек, а в «Тулпар Интерьер» - 120. Финансовая подпитка идет со стороны ОАО «ТАИФ». «Через поручительство ТАИФ мы получили пятилетний кредит на 150 миллионов рублей. Плюс ТАИФ финансирует строительство ангара». В связи с этим отметим, что ТАИФ явно заинтересовался авиабизнесом. Если в апреле прошлого года компания стала совладельцем авиакомпании «Тулпар Эйр», то в мае того же года стало известно о том, что она купила еще и «более 20%» акций «Тулпар Техник».

4.-Рустам-Минниханов-в-салоне-Bombardier-CRJ900.-В-2006-году-эти-са
Рустам Минниханов в салоне Bombardier CRJ900. В 2006 году эти самолеты предполагалось эксплуатировать в авиакомпании "Татарстан"

ТАТАРСТАН + BOMBARDIER =…

Каковы шансы Казани заполучить авторизованный центр мирового авиагиганта? Отметим, что руководители Bombardier Aerospace часто наведываются в республику, а недавно гостем «Ак Барс Холдинга» был посол Канады в России Джон Слоан. Сегодня в «Ак Барс Аэро» летают 8 пассажирских самолетов Bombardier CRJ200, и до конца этого полугодия компания получит еще 7. Также «барсы» эксплуатируют четыре бизнес-«бомбардира»: два Challenger 604, Challenger 605 и Challenger 850. В авиапарке «Тулпар» - два Challenger 300 и Global 5000, а скоро будет еще и Challenger 850.

Как сообщили недавно газете «БИЗНЕС Online» в московском представительстве Bombardier Aerospace, на Татарстан приходится больше всего зарегистрированных в России административных самолетов этой фирмы: «Вы в этом смысле самая передовая республика. В других регионах, где вообще есть наши административные самолеты, их не более чем по два-три. А по коммерческим лайнерам «Ак Барс Аэро» идет вслед за «ЮТэйр», у которого 15 машин… Для «Бомбардье» Татарстан представляет большой интерес, это один из наших ведущих региональных партнеров и очень надежных партнеров».

Справка

Bombardier - машиностроительный холдинг. Выручка - $4,5 миллиарда (февраль - апрель 2009 г.). Чистая прибыль - $158 миллионов. Контрольный пакет - у семьи Бомбардье. Капитализация - $5,74 миллиардов.

Холдинг включает два подразделения: Bombardier Transportation (крупнейший в мире производитель железнодорожной техники) и Bombardier Aerospace (третий в мире производитель самолетов). Компания основана в 1942 г. инженером Жозефом-Арманом Бомбардье, который начал выпускать снегоходы. После смерти основателя Bombadier в 1964 г. компанию возглавил его зять Лоран Бодуан. С начала 1970-х гг. он взял курс на диверсификацию бизнеса. За 30 лет компания обзавелась полусотней предприятий по производству и сервису рельсового транспорта. С середины 1980-х гг. Bombardier начала формировать авиастроительный сектор. (Данные - газета «Ведомости»)

Bombardier Aerospace утверждает, что за плечами компании 250 лет авиационной истории - суммированы годы деятельности четырех фирм, которые в результате их приобретения корпорацией Bombardier составили основу ее авиастроительного отделения. В этом списке Canadair, Short Brothers, Learjet и De Havilland.

Приобретя Canadiar, менеджеры Bombardier реорганизовали производство. Одним из первых стратегических решений новых владельцев стал запуск программы канадского регионального реактивного самолета CRJ. Рынка реактивных региональных самолетов еще не было, и Bombardier, по сути, стала его первооткрывателем.

Успехи компании позволили ей расширить авиастроительный бизнес приобретением в 1990 г. американской Learjet. А Learjet, в свою очередь, разработала и производила еще одну успешную линейку бизнес-джетов. Затем к Bombardier Aerospace была присоединена De Havilland (Торонто), выпускавшая двухмоторные турбовинтовые транспортные и пассажирские самолеты. Когда известнейшая британская компания Short Brothers стала искать покупателя на свое производство в североирландском Белфасте, никто не удивился, что тендер выиграла канадская корпорация. Важным дополнением к бизнес-джетам Bombardier стали машины серии Global с трансокеанской дальностью полета. (Данные – eliteair)

Как сообщает jets.ru, за последние 18 лет Bombardier реализовала 19 успешных программ самолетостроения.