В Казани состоялось совместное выездное заседание Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству и Комитета по бюджету, налогам и финансам В Казани состоялось совместное выездное заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству и комитета по бюджету, налогам и финансам Фото: gossov.tatarstan.ru

Территория самозанятых

Поначалу в ТПП РТ, где прошло выездное заседание комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству и комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам, все было тихо-мирно. Зампредседателя ТПП РТ Сергей Карпухин рассказал о деятельности самозанятых. В РТ их 169 346, в том числе 17,8 тыс. — из других регионов. 70% до регистрации в качестве самозанятых не имели декларированного дохода. «То есть 70 процентов — легализованные налогоплательщики, и это можно считать огромным плюсом данного режима», — порадовался Карпухин. Растут задекларированные доходы: с 2019 по 2021 год — 61,5 млрд рублей, в том числе в 2021-м — 40,7 миллиарда. Увеличился средний доход на одного самозанятого с 63,7 тыс. до 240 тыс. рублей. За три года самозанятые заплатили 1,34 млрд рублей налогов, из которых почти 844 млн ушло в бюджет республики.

Но есть сдерживающие факторы, из-за которых татарстанцы не торопятся регистрироваться самозанятыми: отсутствие пенсионных гарантий, запрет на производство товаров, подлежащих обязательной маркировке. ТПП предлагает ГС РТ выйти на федеральный уровень со следующими инициативами:

  • снятие запрета на работу самозанятых с товарами, подлежащими обязательной маркировке;
  • освобождение от обязательной маркировки товаров, производимых самозанятыми, если те самостоятельно продают такие товары населению, некоммерческим или бюджетным учреждениям;
  • зачет в стаж срок работы самозанятым;
  • предложение направить 50% налога, уплаченного самозанятым, в пенсионный фонд РФ для учета на персонифицированных счетах указанных граждан.

Далее, по мнению Карпухина, стоит задача по «акселерации» самозанятых, чтобы те создавали рабочие места и постепенно переходили «на более сложные налоговые режимы», например на патент или автоматизированную упрощенную систему налогообложения, которую «все ждут со второй половины года». «А затем уже переход на полноценную упрощенную систему налогообложения (УСН) или налог сельскохозяйственный (ЕСХН), — продолжил докладчик. — Чтобы у самозанятых были стимулы двигаться дальше, надо создавать преференции. Предложение простое: создать налоговые преференции для впервые зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в определенных сферах — производственной, социальной и научной, бытовых услуг и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Мы предлагаем, чтобы комитет рассмотрел соответствующую инициативу, которая будет способствовать переходу самозанятых на другие режимы. Для впервые зарегистрированных предпринимателей на патентной и упрощенной системе налогообложения установить на какой-то период времени налоговую ставку в 0 процентов, для впервые зарегистрированных малых предприятий — 1 процент по УСН „Доходы“ с налогообложением и 5 процентов для организаций с налогообложением „Доходы минус расходы“».

Растет и средний доход на одного самозанятого: если в 2019 году он составлял 63,7 тыс. рублей, то в 2021 году он подрос до 240 тыс. рублей Растет и средний доход на одного самозанятого: если в 2019 году показатель составлял 63,7 тыс. рублей, то в 2021-м он подрос до 240 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не нашли ничего лучше, как заставить учителей»

Член комитета Госсовета РТ по экономике Роман Мугерман усомнился в том, что все зарегистрированные самозанятые — действительно таковые, а не «перебежавшие» в новый статус ипэшники. «Надо быть уверенным в том, что весь этот рост [числа зарегистрированных] не фикция, что нет выпадающих доходов от ИП, которые поменяли статус для оптимизации налогообложения». Второе его опасение связано с задачей дальнейшего вывода самозанятых на другие налоговые режимы. В пример Мугерман привел «некоторых глав», которые «не нашли ничего лучше, как заставить учителей зарегистрироваться самозанятыми». «Опасная инициатива — дальше инициировать самозанятых к смене налогового режима, регистрации как индивидуальных предпринимателей, переход на патент, — уверен он. —  Я боюсь, что это ляжет на плечи учителей. В связи с этим вопрос: сколько неактивных самозанятых у нас зарегистрировано?»

Карпухин напомнил, что 70% из зарегистрированных самозанятых ранее не имели декларируемого дохода, т. е. не были ни ИП, ни наемными рабочими. «В первый период были спущены нормативы, шла определенная гонка за статистикой, но сейчас этого давно нет, и любой самозанятый, который стал им не по своему желанию, а по каким-то другим мотивам, в течение двух минут может свой статус прекратить, — заверил выступающий. — Насчет того, что кто-то кого-то предлагает силой переводить на другие режимы, тех же самых учителей, наоборот, говорит о том, что надо создать механизм, который будет способствовать проявлению стимула у людей регистрироваться в качестве предпринимателей».

Член комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Альмир Михеев назвал самозанятость убогой формой предпринимательства и поддержал создание стимулов для самозанятых расти в «нормальных предпринимателей»: «Мы же понимаем, что самозанятость — абсолютно ущербная, убогая форма ведения бизнеса. И я категорически против, чтобы им коворкинги еще какие-то выделяли. У нас есть прекрасная система налогообложения, у нас есть общая система налогообложения, есть УСН, ИП с совершенно примитивной системой бухгалтерского учета. И сейчас ввели самозанятость!»

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин примирительно заявил, что к этому вопросу «очень радикально подходить нельзя».

Ильнур Мубараков: «Темп прироста количества резидентов за последние три года замедляется: если в 2018 году у нас прирост был 115 резидентов, в 2019 году — 32 резидента, в 2020 году — 23 резидента» Ильнур Мубараков: «Темп прироста количества резидентов за последние три года замедляется: если в 2018 году у нас прирост был 115 резидентов, в 2019-м — 32 резидента, в 2020-м— 23 резидента» Фото: gossov.tatarstan.ru

У большинства промпарков заполняемость — менее 70 процентов»

Далее перешли к промпаркам. Аудитор Счетной палаты РТ Ильнур Мубараков рассказал, насколько в этой области эффективны меры господдержки. В 37 муниципальных образованиях республики функционирует 89 индустриальных (промышленных) парков и площадок, за три года количество парков сократилось на 11%, это результаты проводимой минэкономики РТ аккредитации парков и площадок с одновременной проверкой правового статуса объектов недвижимости парков и условий их создания.

В татарстанских парках и площадках в настоящее время работает 1 539 резидентов. Этого мало: показатель по числу резидентов в промпарках в 2021 году выполнен только на 88% от запланированного. «Темп прироста количества резидентов за последние три года замедляется: если в 2018 году у нас прирост был 115 резидентов, в 2019-м — 32, в 2020-м — 23 резидента. При ежегодном росте большинства показателей деятельности парков и площадок (количество резидентов, созданных рабочих мест, совокупная выручка, оказанных мер государственной поддержки, средняя численность и заработная плата) наблюдается снижение объема налоговых отчислений: в 2020 году по сравнению с 2019-м — на 21 процент».

Есть вопросы к управляющим компаниям. 18 из 79 УК не отвечают требованиям по основному или дополнительному виду деятельности, указанным в программе «Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и промышленных площадок муниципального уровня на территории Республики Татарстан на 2017–2024 годы». «А заполняемость? У 44 парков и площадок она менее 70 процентов. У действующей с 2018 года казанской „Холдинг-Сервис“ — 3 процента, у лениногорской (улица Промышленная, 1), аккредитованной с 2017 года, — 5 процентов», — рассказал Мубараков. Напомним, недавно на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина рассказала, что некоторые промпарки существуют только на бумаге.

Леонид Якунин попытался было отстоять законопроект, объяснив, что он должен защитить от ситуаций, когда должник по налогам реализует имущество, пока идут многочисленные проверки, и взять с него после этого просто нечего Леонид Якунин попытался было отстоять законопроект, объяснив, что он должен защитить от ситуаций, когда должник по налогам реализует имущество, пока идут многочисленные проверки, и взять с него после этого просто нечего Фото: gossov.tatarstan.ru

«За два месяца кранового завода не стало…»

В финале члены комитетов рассмотрели ряд проектов федеральных законов. Праведный гнев вызвал у некоторых проект закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ» (о порядке наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогоплательщика). Суть его заключается в том, что налоговый орган имеет право наложить предварительные обеспечительные меры на имущество юридического или физлица по результатам налоговой проверки, чтобы «оно не подлежало продаже». Михеев увидел в законопроекте возможный «механизм давления на бизнес»: «Сейчас акт проверки может быть оспорен в суде, это не окончательное мнение инспектора, который считает, что организация недоплатила налоги. И наложение ареста на имущество возможно только по решению суда. Если мы принимаем данный законопроект, получается, инспектор высказал свое мнение, начальник его, понятно, поддержал, и начинается давление на налогоплательщика: имущество фактически арестовано, информация поступает контрагентам, они боятся с ним работать… Мы только что целый час говорили о том, как нам улучшить положение налогоплательщиков, а сейчас хотим принять невероятно токсичный закон».

Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин попытался было отстоять законопроект, объяснив, что он должен защитить от ситуаций, когда должник по налогам реализует имущество, пока идут многочисленные проверки, и взять с него после этого просто нечего, но член комитета Госсовета по экономике, гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко окончательно перетянул мнение присутствующих на сторону предпринимателей: «У нас яркий пример: налоговая вынесла акт компании на большую сумму. Те пошли в суд. Налоговая подала данные в следственный комитет, те проверили, увидели статью 159 („Мошенничество“), сразу арестовали директора, посадили его на 2 месяца, и у нас, в республике и России, нет больше кранового завода, единственного конкурента Liebherr, который производил сложнейшие краны. За два месяца кранового завода не стало — просто налоговая инспекция посчитала и вынесла акт, все имущество директора арестовали. Нам нужно с коллегами из других регионов соответствующий вопрос поднять, всех наших депутатов в Госдуме необходимо „зарядить“, чтобы они голосовали против этого закона. Мы сейчас всех наших предпринимателей загоним в такое положение! Уже никто из предпринимателей не хочет проекты новые делать, все хотят уйти куда-нибудь работать заместителями директора, чтобы ответственности не нести». Коробченко настаивал: проект закона нужно не просто отложить в рассмотрении, Татарстану надо выступить против его принятия на федеральном уровне. Выступающий опасается, что многие регионы, закрыв глаза, проголосуют за. По итогам же голосования большинство выступили против, и Якунин пообещал, что информацию доведут до сведения депутатов Госдумы России от Татарстана.