«Мы анализировали очень внимательно. Были опасения, не случится ли большого сокращения госслужащих, не потеряют ли люди работу, но пришли к выводу, что у нас будет возможность максимально сохранить кадровый потенциал сельских и городских поселений», — успокаивали накануне госслужащих на комитете Госсовета РТ, где обсуждались поправки к законопроекту о местном самоуправлении. Депутаты одобрили 13 изменений, а еще 16 сначала хотят обсудить с коллегами из Госдумы. Как выяснилось, часть пожеланий республики уже учтена, однако, как считают в парламенте, еще есть что совершенствовать. О том, что именно не устраивает и почему список поправок за неделю сократился наполовину, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне финальную редакцию рассмотрели и одобрили на заседании профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению
Госсовет РТ подготовил поправки к закону об МСУ
Госсовет Татарстана собирается направить 13 поправок к законопроекту о развитии местного самоуправления, который на прошлой неделе в первом чтении приняла Госдума. Предложения — что нужно скорректировать в законе — еще в конце 2021 года начала собирать рабочая группа под руководством вице-спикера ГС РТ Марата Ахметова. В работе над поправками участвовал в том числе аппарат президента РТ, республиканские министерство юстиции и прокуратура, правовые службы. Накануне финальную редакцию рассмотрели и одобрили на заседании профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению.
Интересно, что из более чем 30 поправок, о которых на прошлой неделе говорили в Госсовете РТ, в итоговом документе осталось 13. При подготовке своих изменений татарстанские депутаты внимательно изучили официальный отзыв правительства РФ и комитета ГД по региональной политике и местному самоуправлению. Часть пожеланий республики там уже учтена и поддержана, отметил председатель комитета ГС РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Например, будут сохранены некоторые полномочия, предусмотренные действующим 131-м федеральным законом о местном самоуправлении, механизм реализации передаваемых полномочий и порядок их финансирования уточнят, а в самом документе появится понятийный аппарат, отметил он.
Законопроект о развитии местного самоуправления депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года. Цель декларируется та же, что и в случае с принятым ранее законом о региональной власти, — привести законодательство в соответствие с новой Конституцией РФ. Данный закон устанавливает для всех мэров единый срок полномочий — пять лет (сейчас определяется уставом муниципалитета) и дает губернаторам право напрямую участвовать в назначении руководителей муниципалитетов. Также глава региона сможет отрешать мэров от должности — за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий.
Одна из ключевых новаций заключается в том, что законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения. Для Татарстана новый закон оставляет два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округа (43 района).
Во время обсуждения документа в Госдуме Крашенинников объяснил, что законом предлагается ввести 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. Есть еще 28 полномочий, с которыми субъект разбирается сам. В рамках обсуждения Крашенинников указал, что органы местного самоуправления не ликвидируются, а объединяются. Он также подчеркнул, что прогнозы о массовых сокращениях чиновников — это «ерунда». Основная часть положений должна вступить в силу с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028-го — переходный период. В итоге за принятие законопроекта проголосовали 294 депутата, против — 77, а еще двое воздержались.
«Мы их не стали оформлять в форме поправок к федеральному закону, поскольку очень надеемся, что особое мнение правительства будет обязательно услышано и учтено», — объяснил парламентарий, почему список в итоге сократился.
По словам Ахметова, помимо представленных 13 поправок в разработке есть еще 16, их предстоит обсудить с депутатами ГД от Татарстана. Содержание этих изменений и сроки внесения в Госдуму пока неизвестны
Что предлагает республиканский парламент?
Чем принятие закона грозит Татарстану? На сегодняшний день в республике почти тысяча муниципальных образований, если точнее — 956. В результате реформы два городских округа (Казань и Набережные Челны) и 43 района останутся, а 911 поселений (872 сельских и 39 городских) будут упразднены, рассказал Хабибуллин. «Мы анализировали очень внимательно. Имелись опасения, не случится ли большого сокращения [госслужащих], не потеряют ли люди работу, но пришли к выводу, что в случае реализации данного закона у нас будет возможность максимально сохранить кадровый потенциал сельских и городских поселений, поскольку предполагается создание территориальных органов. То есть на старте реализации нового закона у нас есть все возможности сохранить специалистов 911 поселений в территориальных органах», — успокоил Хабибуллин.
Законопроект предусматривает упразднение депутатского корпуса на поселенческом уровне. При этом представителей поселений в республике сейчас больше 7,5 тыс. человек. Чтобы не лишать их должности раньше времени, Госсовет РТ настаивает на сохранении возможности проведения дополнительных выборов. В нынешней версии законопроекта сказано, что если у глав, депутатов представительного органа поселений и муниципальных районов в переходный период (до 1 января 2028 года) истекают сроки полномочий, то довыборы назначаться не будут. «Жизнь есть жизнь, возможно, где-то глава будь-то сельского или городского поселения заболел, надо поменять по тем или иным причинам», — разъяснил Хабибуллин позицию депутатов.
Также республика просит сохранить действующую модель, когда избранный глава муниципалитета может возглавлять местную думу и не слагать с себя депутатских полномочий. Напомним, проект закона запрещает совмещать руководство муниципалитетом и пост депутата. Рабочая группа не понимает правового обоснования этой новации, указал Хабибуллин. «В соответствии с проектом федерального закона он (избранный глава — прим. ред.) должен сложить депутатские полномочия. Его население избрало, он представляет круг своих избирателей, и он слагает полномочия, но при этом возглавляет представительный орган. Непонятно, [как], не будучи депутатом, он возглавляет представительный орган», — сказал Хабибуллин.
Кроме этого, парламентарии внесли и ряд других уточняющих, технических поправок. Например, предложили заменить «задачи местного самоуправления» на «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения», а слово «полномочия» в 32-й статье — на «предметы ведения и полномочия».
В результате реформы два городских округа (Казань и Набережные Челны) и 43 района останутся, а 911 поселений (872 сельских и 39 городских) будут упразднены
По словам Ахметова, помимо представленных 13 поправок в разработке есть еще 16, их предстоит обсудить с депутатами ГД от Татарстана. Содержание этих изменений и сроки внесения в Госдуму пока неизвестны. «По нескольким особо принципиальным поправкам мы еще хотим попросить [президента Татарстана] Рустама Нургалиевича [Минниханова], [подключить] его ресурс через личные встречи там, наверху, и [председателя ГС РТ] Фарида Хайрулловича Мухаметшина. Надеемся, что их ресурс тоже нам поможет в какой-то степени… чтобы наши поправки услышали», — отметил вице-спикер. По словам Ахметова, Минниханов и Мухаметшин лично подключатся к «разъяснению на федеральном уровне сути предлагаемых изменений».
Бурного обсуждения всех этих нововведений на заседании не было. Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев беспокоился за муниципалитеты: после принятия федерального, а потом и республиканского законов они не должны потерять финансирование по государственным программам из-за возможной смены статуса. «Есть программа для моногородов, определенные льготы и так далее. Здесь нам надо очень аккуратно, чтобы мы с водой ребенка не выплеснули. Потому что за политическими моментами, обсуждением статуса депутатов, поселений можем экономические моменты упустить, и где-то потом [будет] недофинансирование тех полномочий и обязательств, которые мы на себя брали в рамках действующего законодательства», — отметил Шарафиев.
В конечном счете у республики будет новый закон об МСУ, указал Хабибуллин. «Понятно, что данный проект федерального закона рано или поздно примут. Нам, в частности нашему комитету, предстоит очень ответственная и кропотливая работа», — начал он заранее готовить коллег.
Альберт Хабибуллин: «Мы очень надеемся на то, что [будет реализован] тезис, о котором неоднократно говорил президент страны, что полномочия муниципалитетов должны максимально подкрепляться финансовыми ресурсами»
«Полномочия муниципалитетов должны максимально подкрепляться финансовыми ресурсами»
Позже в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель комитета уточнил, что число поправок сократилось, поскольку депутаты «более конкретно» подошли к обсуждению каждого предложения. «[Оставили] наиболее важные, на наш взгляд, для республики, для сохранения того положительного опыта реализации закона о местном самоуправлении», — сказал Хабибуллин.
Однако это еще не говорит о том, что от Татарстана больше не будет поправок, отметил депутат. Еще есть время и возможность вернуться к невошедшим изменениям, обсудить их с депутатами Госдумы. Сами районы, по словам Хабибуллина, к новой системе относятся достаточно положительно. Очень многое зависит от 32-й статьи, которая касается полномочий, сказал парламентарий. «Мы очень надеемся на то, что [будет реализован] тезис, о котором неоднократно говорил президент страны, что полномочия муниципалитетов должны максимально подкрепляться финансовыми ресурсами. Поэтому реализация 32-й статьи на сегодняшний день нас очень волнует», — отметил Хабибуллин.
Интересно, что совсем недавно опасения муниципалитетов по поводу нового закона выражал глава Верхнеуслонского района Марат Зиатдинов. «Сегодня мы с некоторым опасением, ну и, конечно, с надеждой смотрим на шаги федеральных органов власти в реформировании местного самоуправления», — сказал он на конференции татарстанского отделения «Единой России» с участием секретаря генсовета партии Андрея Турчака. Озабоченность главы вызывало то, что планы заменить поселения некими территориальными органами есть, но «конкретика» отсутствует.
Второе чтение законопроекта в Госдуме запланировано на март.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.