«САМАЯ «БОЛЬНАЯ» ПРОБЛЕМА – ЭТО НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА»

- Сергей Леонидович, когда вас назначили главой района, прошло масштабное совещание по "болевым точкам" Зеленодольска. Какие проблемы удалось снять, по каким идет работа? (Дмитрий Катаргин)

- Для меня самая «больная» проблема – это недостаточный уровень заработной платы. Отсюда и маятниковая миграция – по нашим подсчетам, от 12 до 14 тысяч человек ежедневно едут на работу в Казань.

- Наверное, дело не только в зарплате, ведь в Казани и возможностей карьерного роста больше?

- Я знаю многих учителей, врачей, которые живут в Зеленодольске, а работают в Казани. Наша задача – выровнять эту планку, чтобы не было разрыва в возможностях между этими городами. Необходимо, чтобы не только зарплата была сопоставимой, но и возможности профессионального роста. Мы работаем над решением проблемы зарплаты. Предприятия изыскивают возможности ее увеличения – ищут ниши для дополнительных объемов производства, новые рынки сбыта своей продукции.

С середины 2010 года на территории нашего района открылись новые предприятия. Например, в прошлом году в поселке Нижние Вязовые открылось предприятие ООО "Пластполиком". Оно начинало свою работу в Авиастроительном районе Казани – производили горки для аквапарков, пластиковые лодки, ванны, раковины, другую сантехнику. В Нижних Вязовых компания купила производственную площадку, реконструировала и модернизировала ее. Помимо прежнего ассортимента сегодня открыла еще и производство стекла, которое в нашей стране делали только в Дзержинске, а производственные мощности нашего предприятия в десять раз больше. Оно создано по турецкой технологии, и монтаж оборудования проводили турецкие специалисты.

Заработало предприятие «Экопет», которое занимается сбором, утилизацией бытовых отходов и производством из вторсырья различной продукции, в том числе и упаковочной.

Открылся технополис «М7», и он постепенно заполняется новыми резидентами. Причем заметьте, он частный, там абсолютно нет бюджетных денег.

Наша конечная цель не только в повышении уровня зарплаты, но и в том, чтобы казанцы начали ездить на работу в Зеленодольский район. Это уже есть, просто об этом не говорят. Казанцы, например, работают в тепличном комбинате «Майский», на птицефабрике «Пестречинка». Я бы обратил внимание и на другую положительную для нас тенденцию - в 2011 году риэлторы Зеленодольска отмечали, что все чаще казанцы хотят купить квартиру в нашем городе. Это тоже показатель! Конечно, свою положительную роль сыграло и строительство дорог между двумя городами.

«ОСНОВНАЯ ТОЧКА РОСТА ГОРОДА – МИКРОРАЙОН МИРНЫЙ»

- Не планируется ли в будущем объединение Казани и Зеленодольска? А также не будут ли включены в состав Казани ближайшие к нему населенные пункты Зеленодольского района, например, село Осиново? (Ленар)

- В самый первый день моей работы в Зеленодольске этот вопрос очень остро встал. Но все слухи на этот счет развеял президент Татарстана на встрече с активом Зеленодольска и района. Рустам Нургалиевич сказал, что ни о каком присоединении речи быть не может. Наверное, в Казани немало сторонников присоединения, но в Зеленодольске есть много людей, которые категорически против этого процесса.

- Каковы главные направления градостроительной политики и расширения границ города, района? (Мухарямов Расул)

- Основная точка роста Зеленодольска – это микрорайон Мирный, и комплексная застройка предполагается только там. В старой - центральной - части города возможна только точечная застройка, потому что там просто нет места. Там планируется снос ветхого жилья, освоение уже выкупленных территорий.

- Сколько было введено жилья в 2011 году, сколько планируется на 2012?

- Нам очень тяжело далось введение жилья в 2011 году, хотя у нас была хорошая динамика: в 2010 году мы ввели 91,5 тысяч квадратных метров, в 2011 – 110 тысяч квадратных метров. Из них 50 процентов - это индивидуальное жилищное строительство, а остальные 50 процентов - пополам коммерческое жилье и по социальной ипотеке. А по 2012 году у нас еще не подписано соглашение с минстроем РТ, поэтому пока не могу назвать конкретные цифры.

IMG_3133.jpg
"Наша конечная цель не только в повышении уровня зарплаты, но и в том, чтобы казанцы начали ездить на работу в Зеленодольский район. Это уже есть, просто об этом не говорят..."

- Сейчас активно застраивается так называемый «квартал Б» соципотечными домами. Однако там нет никакой инфраструктуры. Когда будет поблизости хотя бы детский садик? (А.Ерминенгельдович)

- Мне сейчас легко разговаривать с вами, как с жителями Казани, потому что инфраструктура квартала «Б» много больше и лучше, чем в любом квартале Казани… Сейчас в квартале «Б» три жилых дома. На этой территории размещается Ледовый дворец, филиал Казанского федерального университета, рядом есть промышленное предприятие, магазины, заправка, рынок, до поликлиники можно дойти минут за 15… А строительство детского сада в этом микрорайоне запланировано – земля под него уже отведена.

«НА КАПРЕМОНТ ДОМОВ В 2012 ГОДУ ВЫДЕЛИЛИ 187 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

- Сколько сделано по капремонту домов в 2011 году, каковы планы на 2012 год? (Дмитрий Катаргин)

- В 2010 году на капремонте домов мы освоили 285 миллионов рублей, в 2011 – 345 миллионов, а на 2012 год нам выделили 187 миллионов рублей.

- Считают, что у вас уже все отремонтировано?

- Вообще про капремонт домов и дорог я люблю говорить не в рублях, а в количестве домов и улиц – «освоенные рубли» увидеть сложно, а дома-дороги с конкретными адресами могут посмотреть все желающие.

- Какое принято решение по сносу домов на улице Гоголя, 28, 30, 32? Хотелось бы знать: готовиться ли к переезду или можно делать ремонт и заказывать мебель? (Елена)

- Можно делать ремонт. К сожалению, в Зеленодольске много ветхого и аварийного жилья, и нам выделялось немало средств на его ликвидацию – по объему наш город идет сразу за Казанью. За 2011 год переселены жильцы из 11 ветхих домов. Это больше, чем в других городах республики. Но в Зеленодольске ветхих домов еще более 200. Удастся ли вновь получить средства в требуемом объеме? Это вопрос.

А вообще, дома по улице Гоголя, в отношении которых принято решение о нецелесообразности проведения капитального ремонта, по мере финансирования из федерального и республиканского бюджетов будут включаться в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

«КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕМА ВЫПАВШЕГО СНЕГА»

- Пришло немалое количество вопросов о неудовлетворительном состоянии уборки снега. К примеру, такой: «Когда дороги вычистят на всю ширину от бордюра до бордюра; уберут ледяную корку и колею с проезжей части не только на центральных улицах, но и на второстепенных дорогах; законодательно обяжут кого-то чистить заезды во дворы?» (MIXFIX001)

- Зеленодольск – район дотационный, и согласно статье бюджета на уборку территории выделяется определенное количество средств. И количество денег не зависит от того, больше или меньше снега выпало. Мало того, не учитываются ни рост инфляции, ни удорожание ГСМ, ни рост заработной платы. К сожалению, это так. И в этих условиях нам надо выживать, уметь эффективно «укладываться» в отведенную сумму в 30 миллионов рублей, которая не меняется с 2008 года.

Поэтому в Зеленодольске с 2011 года работает муниципальное унитарное предприятие «Экоресурс», которое занимается благоустройством нашего города. Это не ООО «Рога и копыта», основным результатом труда которого является извлечение прибыли.

- Вы создали новое предприятие?

- Предприятие уже было, а мы расширили сферу его деятельности за счет уборки территории. Его основная задача – качественно содержать уличную дорожную сеть Зеленодольска, а не извлекать прибыль. Я считаю, мы сделали правильный шаг, что позволяет предприятию в жестких лимитах финансирования еще и развиваться. За прошлый год было приобретено 9 единиц новой техники.

Начали приобретать технику и подрядные организации, обслуживающие многоквартирные жилые дома. Для нас это тоже движение вперед. И мы планируем в 2012 году эту работу продолжать.

IMG_3095.jpg
"На 2012 год запланировано строительство трех дорожных развязок. Порядок стоимости – от 700 миллионов до 1 миллиарда рублей"

«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ДОРОГИ ОКОЛО МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ»

- Как обстоят дела со строительством и ремонтом дорог в районе и в городе - сколько средств выделяется, какие планы на 2012 год?

- Построено, реконструировано и отремонтировано автодорог за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2010 году на сумму 586,4 миллиона рублей, в 2011 – на 1 миллиард 25 миллионов рублей. В 2012 году на местные дороги будет выделено 462 миллиона рублей, на дороги федерального и республиканского значения цифры пока уточняются.

- Жителей микрорайона «Волна» беспокоит вопрос о состоянии дорог в нашем поселке. Дороги безобразные, а в межсезонья вообще невозможно проехать. Наши дети, возвращаясь из школы после второй смены, с автобуса попадают в кромешную тьму - ни одного фонаря. Будет ли благоустройство нашего района, и будет ли проложен асфальт? (Елена)

- Такая проблема есть. К сожалению, у нас еще очень много дорог, требующих капитального ремонта или нового строительства. Эффективность расходования бюджетных средств диктует нам необходимость строить дорогу в первую очередь там, где она нужна как можно большему количеству жителей нашего города и района. Думаю, с этим принципом подхода согласятся все. И получается так, что в первую очередь ремонтируются дороги около многоквартирных домов – как мы сделали на улицах Комарова, Фрунзе.

- До частного сектора дороги когда-нибудь дойдут? Есть программа развития дорожной сети?

- Программа есть, и дороги туда, безусловно, дойдут, но не в текущем году.

На 2012 год пока запланировано на строительство и ремонт дорожной сети направить 50 миллионов рублей, на первый этап устройства переезда над железнодорожными путями – 100 миллионов рублей (весь же проект будет стоить от 350 до 700 миллионов рублей). Этот переезд – гордиев узел: между производителями и потребителями стоит шлагбаум, тормозящий все процессы.

Вообще, на 2012 год запланировано строительство трех дорожных развязок в нашем районе. Кроме названной, еще на трассе М7 в Заволжской зоне у поворота на Свияжск, которая необходима для Свияжского мультимодального логистического центра (работу ведет ПСО «Казань»), и на трассе Йошкар-Ола – Казань у села Сафоново, с вводом которой от Сафоново на Казань можно будет проехать прямо, а на Йошкар-Олу движение пойдет через мост. Порядок стоимости развязок – от 700 миллионов до 1 миллиарда рублей.

- А в какой последовательности эти развязки будут вводиться в строй?

- В 2012 году будет сдана развязка на логистический центр, в 2013 году планируется устройство переезда и развязки на трассе Йошкар-Ола – Казань.

- Когда сделают правильную развязку на пересечении Октябрьская-Столичная? (Галимов Талгат)

- Решение этого вопроса будет начато, когда будет введен путепровод, работы по которому мы планируем начать уже в этом году.

IMG_3093.jpg
"В нашем районе 50 процентов населенных пунктов не имеют подъездных путей с твердым покрытием. Это страшная цифра..."

«А СЕЙЧАС АВТОВОКЗАЛ В ГОРОДЕ ЕСТЬ!»

- По поводу нового автовокзала пришло много вопросов из серии «хотели как лучше, а получилось»… Жители города считают, что «с вводом в строй нового автовокзала очень неудобно стало добираться на казанском автобусе». (Фотинья)

- Задали вопросы те, кому стало ездить неудобно. Думаю, тех, кому стало удобнее, гораздо больше, они просто молчат.

- Просто сейчас жители центра города вынуждены сначала добираться до Мирного, а это потеря времени и денег…

- Во всех городах традиционно автовокзал находится на окраине. И в Казани так. Это мировая тенденция. А в Зеленодольске вообще не было автовокзала как такового. На прежней территории есть только место для диспетчера и небольшая площадка для автобусов. Ни о какой цивилизованной зоне ожидания речи не идет.

А сейчас автовокзал в городе есть! Есть место для посадки и зона для высадки людей, есть диспетчерская и зона для ожидания, есть комната матери и ребенка, туалет, буфет, есть возможность купить железнодорожные и авиабилеты.

Что касается удобства и неудобства, мне кажется, люди немного лукавят. Раньше со старой площадки автобус на Казань уходил с периодичностью в 30 минут, а сейчас с нового автовокзала автобусы ходят с периодичностью в 15 минут. Более того, со старого места сохранилось движение микроавтобусами. Но раз люди хотят уезжать со старого места, то мы увеличили количество маршрутов из центра, и сейчас периодичность составляет полтора часа утром и вечером, с «пробелом» днем.

Мы очень серьезно и комплексно подошли к развитию общественного транспорта в городе и районе. Приведу несколько примеров. За год с небольшим автобусный парк обновили на 85 процентов, построили новый автовокзал. Все автобусы будут оборудованы GPS–навигацией, и можно будет отслеживать их движение. А те автобусы, которые ходят на Казань, с марта-апреля будут иметь бесплатный Wi-Fi. Думаю, для студентов это будет очень удобно – сел в автобус (именно сел, потому что автобус идет каждые 15 минут!) и занимайся. Мы увеличили маршрутную сеть – в 2011 году в районе появилось пять новых маршрутов, которых до этого не было никогда.

- А где обещанные раз в час автобусы большой вместимости по маршруту 104 Зеленодольск - Казань от старого автовокзала? Народ негодует. (Никон)

- Мы обещали и уже сделали это!

- На улице Загородная проживает порядка 50 школьников. Местную школу №6 закрыли. Дети в настоящее время добираются до школ и возвращаются домой на междугороднем автобусе «Зеленодольск - Волжск». Городской маршрут №7 «Загородная – Гари», проходящий практически через все учебные заведения, уже будет год, как перестал функционировать. Вопросы: 1) Почему администрация не объявляет конкурс на выбор нового перевозчика на маршрут №7? 2) Почему школьников, проживающих на Загородной, не развозит школьный автобус? (Алексей Туганов)

- Мы сделали независимый аудит и выяснили, что маршрут №7 «Загородная – Гари» не рентабелен, в связи с этим конкурс на выбор нового перевозчика не планируется. По программе оптимизации школ школьные автобусы выделяются для перевозки учащихся района. Улица Загородная находится в черте города, поэтому школьные автобусы не выделяются. Все школьники обеспечены проездными билетами «Гринбус» на проезд в автобусах ООО «ЗПАТП» с маркой «Гринбус». Кроме того, проездные билеты «Гринбус» действуют на автобусных маршрутах №4, 6 ("ГАЗель").

«В 2012 ГОДУ РЕМОНТ ЖД ВОКЗАЛА НЕ ЗАПЛАНИРОВАН»

- Когда будет приведен в порядок железнодорожный вокзал нашего города, который оставляет негативное впечатление от республики, ведь Зеленодольск - это западные ворота Татарстана. (Денис)

- Согласен, железнодорожный вокзал не красит наш город. Я очень хочу, чтобы он соответствовал всем необходимым требованиям, ведь это лицо Зеленодольска, и первое впечатление гостей складывается именно здесь. Мы ведем плотную работу с Казанским отделением Горьковской железной дороги. Я не люблю давать пустых обещаний - в 2012 году ремонт железнодорожного вокзала не запланирован.

- За последние несколько лет облик нашего города очень изменился в лучшую сторону, и это очень радует! А когда начнут происходить позитивные перемены у нас в Зеленом Доле (частный сектор, здесь очень много улиц)? Несколько десятилетий ждем аптеку, детский сад (очень больная тема), дорог нет вообще... Школа есть, но мало кто отправит туда детей. За всеми благами цивилизации старики и дети, мамы с колясками поднимаются наверх по лестнице на Мирный. Помогите нам, пожалуйста. (Наталья)

- Вопрос по дорогам и открытию аптеки в этом микрорайоне города стоят очень остро. Но могу сказать, что в прошлом году мы открывали аптеку в здании железнодорожного вокзала - она проработала ровно два месяца. Не получив прибыли, предприниматель был вынужден закрыть точку. Выходит, аптека была не очень и нужна, и люди покупали лекарства в других местах. Что касается асфальтирования дорог, могу сказать, что за последние два года на асфальтирование улиц мы затратили небывалую сумму – 167 миллионов рублей. Не все можно сделать сразу, но работу мы будем продолжать.

- Я живу в Казани, но имею участок в селе Айша на улице Лесной. Заветная мечта осуществилась - дом построен. Но сугробы замели всю улицу, вывоз мусора не организован, даже площадку под контейнеры не ставят, собаки стаями гуляют по улице. Глава сельсовета занимается отписками, ссылаясь на нехватку денег. Планируете ли вы благоустройство Айши? Предлагаю создать комиссию по решению этих проблем и превращению села в элитный пригород Казани и Зеленодольска. (Галеев Дамир)

- Я поддерживаю идею создания такой комиссии. Но предлагаю смотреть на вопрос шире, ведь внимания требует не только это сельское поселение.

«АСФАЛЬТИРОВАНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ СТОИТ ДЕНЕГ…»

- Когда будет уделяться внимание близлежащим к городу поселкам? На сегодня все внимание сводится к тому, чтобы собрать налоги на недвижимость. Но нет ни дорог, ни освещения, все территории погрязли в мусоре. Близлежащие леса и посадки загрязнены. Летом приезжает много дачников, особенно много молодежи. Молодежь устраивает оргии в посадках, пьет, загрязняет территорию. Участковых мы никогда не видели. Очень надеемся, что будет уделено внимание. (Соколов, Мусин, Петрякова, Харуллина, Чернова, Нигматуллина)

- К сожалению, в нашем районе 50 процентов населенных пунктов не имеют подъездных путей с твердым покрытием. Это страшная цифра. Асфальтирование, освещение - все это делается не бесплатно. Могу сказать, что сумма финансирования по данным направлениям для нашего района в последние годы только росла, мы принимаем участие во всех без исключения программах.

Увы, экологическая милиция теперь не существует, количество работников лесничества сокращено в разы. Ведь к каждому отдыхающему в лесу не приставишь участкового…

А что касается поведения молодежи, то ведь это наши дети и внуки. Никто не приедет к нам из других городов и не будет мусорить - это делаем мы сами. Когда нам удастся перебороть в себе потребительское отношение, тогда, я уверен, будет и результат.

- Когда будет тротуар на улице Чапаева? Звонила в горячую линию три года назад, прислали официальный ответ – «по мере поступления финансовых средств». На дороги средства были выделены, но наша улица как была без тротуара, так и сейчас дети, женщины и старики ходят по проезжей части, рискуя каждую секунду попасть под колеса мчащихся автомобилей. Причем знак ограничения скорости 40 км\ч никто не соблюдает. Прошу вас принять меры, пока не произошла трагедия. Мы ждем ваших действий. (Кононова Ирина Владимировна)

- Передвижной пост на этой улице контролирует ситуацию достаточно часто, благо отдел ГИБДД находится рядом. Но если человек получил права, значит, он берет на себя определенные обязанности. Все зависит он культуры и уровня воспитанности.

Ремонт данной дороги был проведен в прошлом году, вопрос о строительстве тротуара пока не рассматривается.

- В ужасном состоянии дорога на улице Хасанова (от №31 до 14 домов), а с 14 по 63 дом асфальт и вовсе отсутствует (между прочим, в этом промежутке находится дом уполномоченного по правам человека в РТ). Мучаемся каждую весну и осень. (Руслан)

- Для нас важны все улицы - находятся ли они в центре города или в частном секторе. Но приоритетом для нас является то, сколько людей ими будут пользоваться. Я очень хочу, чтобы заасфальтированы были улицы не только города, но и района, ведь там положение не лучше. Но из-за ограниченности средств мы вынуждены в первую очередь асфальтировать те улицы и дворы, где проживает большее количество людей.

IMG_3051.jpg
"В преддверии юбилея города на Динамовском спуске откроем стелу, реконструируем улицу Мира, будет издана книга "80 лет - созидания" - о городе и его жителях, о его истории и достижениях..."

- Сергей Леонидович, пришло несколько вопросов о заповедниках. К примеру, такие: :Охранная зона Волжско-Камского заповедника незаконна, так как нет государственной регистрации". (Александр Саченков), "Охранная зона Волжско-Камского государственного природного заповедника сдерживает социально-экономическое развитие населенных пунктов. Не считаете ли вы, что пришло время выводить населенные пункты из охранной зоны?" (Алексей)

- Сейчас дела по этому поводу находятся в суде, поэтому комментировать пока ничего не могу.

- А вы лично как считаете – надо или не надо снимать охранную зону? Как главе, вам, наверное, выгоднее иметь больше налогооблагаемой площади…

- На мой взгляд, чем больше будет сохранено природного ландшафта вокруг мегаполиса, тем лучше, и за это потомки скажут нам спасибо.

«СОГЛАСЕН С ЛЮБЫМИ ПРОГРАММАМИ, ЕСЛИ ОТ НИХ БУДЕТ ПОЛЬЗА»

- Как вы оцениваете перспективу создания в РФ сети региональных особых экономических зон? Если положительно, могла бы соответствующая региональная зона расположиться в Зеленодольском районе, и какие бы отрасли могли бы там наиболее успешно функционировать? (Айрат Рустемович)

- Думаю, со вступлением России в ВТО создание подобных зон уже нецелесообразно. Сейчас, наверное, нужно говорить о том, каким образом будут работать предприятия в существующих зонах.

- В России огромное количество небольших городов, которые постепенно умирают, население уезжает в крупные мегаполисы. Как вы считаете, если в РФ была бы специальная федеральная программа «развитие малых городов», можно было бы исправить ситуацию? Какие основные положения должна содержать данная программа, если вы поддерживаете идею ее создания (специальный налоговый режим, особые условия развития экономики таких городов, иные отличительные черты?) (Айрат Рустемович)

- Зеленодольск с населением 100 тысяч – типичный российский город. А вообще я согласен с любыми федеральными программами, если от них будет польза нашему городу, и мы с удовольствием примем в них участие. Нам нужны детские сады, новые жилые дома, благоустроенные детские площадки, новые дороги и инженерные сети, то есть все то, что присуще нормальному современному городу.

«2012 ГОД БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПОД ЗНАКОМ 80-ЛЕТИЯ ГОРОДА»

- В этом году Зеленодольску исполняется 80 лет. Принят ли на данный момент план мероприятий, посвященных этому юбилею? Что уже сделано и что предполагается сделать в этом плане в этом году? Все-таки дата для города значительная. И знает ли вообще Сергей Батин, в какой конкретно день Зеленодольску был присвоен статус города? (Артем Цветков)

- Наверное, Артем Цветков узнал об этой дате из СМИ, когда мы рассказывали о предстоящих мероприятиях. Зеленодольску был присвоен статус города 24 марта 1932 года, хотя возраст этого населенного пункта гораздо больше, ведь судостроительный завод отмечает в этом году 117 лет со дня образования.

Весь 2012 год будет проходить под знаком 80-летия. В преддверии юбилея города запланирован целый ряд мероприятий. Назову некоторые из них: конкурс городских поэтов на лучшее поэтическое произведение, фестиваль "Новый день 2012", международный детский фестиваль народного танца, фестиваль авторской песни жителей Зеленодольска и гостей города "Струны души", выставки и экспозиции в художественной галерее и музее города, открытие художественного салона… На Динамовском спуске откроем стелу, реконструируем улицу Мира… Будет издана книга "80 лет - созидания" - о городе и его жителях, об его истории и достижениях.

Часть 1-я: Сергей Батин: «Открою вам маленькую тайну – у нас в Зеленодольске «работают» израильские шмели…»