Расширение платной муниципальной парковки Казани вызвало недовольство жителей семи домов по ул. Чистопольская и Бондаренко Расширение платной муниципальной парковки Казани вызвало недовольство жителей 7 домов на улицах Чистопольской и Бондаренко Фото: Сергей Елагин

Казанский паркинг пришел в «спальник»: город пытается ответить 8–9-балльным пробкам на дорогах

Расширение платной муниципальной парковки Казани вызвало недовольство жителей 7 домов на улицах Чистопольской и Бондаренко. С 10 января 2022 года рядом с домами №73, 75, 77/2, 79, 81 на муниципальной земле заработал казанский паркинг. Из-за этого сразу 173 парковочных места с 8:00 до 19:00 стали платными, за исключением 18 для инвалидов. Цена часа стоянки — 30 рублей. Такие же условия и на парковке у дома №7 на улице Чистопольской и №33 на Бондаренко.

Дворы имеющиеся у жильцов машины не вмещают. К примеру, в доме №75 на Чистопольской 280 квартир. В границах принадлежащего собственникам земельного участка есть лишь 54 парковочных места. Эти парковки по-прежнему бесплатны. Но когда у 50–60% жильцов по одной-две машины… И такая же ситуация в других пяти домах. «Альтернатив нет. И куда парковаться — непонятно, — рассказала „БИЗНЕС Online“ председатель ТСЖ „Ривьера 71/5“ Люция Гришина, в семье которой два автомобиля. — Теперь припарковать машину днем рядом с домом не получается. И посмотрите, в каком виде город продает места на этой стоянке — даже снег не убран!» Впрочем, как-то так совпало, что дорогу и парковку уже минут через 15 после нашего разговора начали расчищать, но до этого было три дня мощных снегопадов.


Вечерняя и ночная стоянка бесплатная, не просят денег в субботу и воскресенье. Но такой режим работы парковок удобен только тем, кто уезжает на работу. «Часть жителей из-за пандемии работают удаленно, поэтому остаются дома», — объясняет Гришина.

Бесплатная парковка днем также нужна домохозяйкам, которые развозят детей по детсадам, школам, кружкам и спортшколам, которых нет рядом. Ближайшая школа №143 расположена в 10 минутах ходьбы от крайнего 73-го дома, но детсад в квартале один — №110 «Соенеч». Жители утверждают, что 70–80% семей каждый день вынуждены возить детей в другие детсады и школы. «Понятно, идет борьба с автомобилизацией, но семьям с детьми автомобиль необходим. Например, в день многодетная мама совершает по 10–15 поездок», — рассказала о парковочных трудностях семей дома №77/2 председатель правления ТСЖ «Казанка» Алсу Муртазина, в семье которой две машины и один ребенок.

Действительно, темпы автомобилизации сводят на нет эффект от построенной с 2013 года транспортной инфраструктуры. С 2005-го число автомобилей в Казани выросло в 3 раза — с 152 тыс. до 433 тыс. в 2021 году, сообщил «БИЗНЕС Online» исполком города. «При сохраняющихся темпах роста автомобилизации и отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации к 2023-му загруженность дорог составит 75 процентов. Это соответствует постоянным 8–9-балльным пробкам на дорогах», — предупреждают в исполкоме. «Предвестников» пробок мы наблюдаем и сейчас, когда «внезапно» выпавший снежок дает стабильные 9 баллов, да и новости про «десятку» тоже уже не редкость.

С 2005 года число автомобилей в Казани выросло в три раза со 152 тыс. до 433 тыс. в 2021 году, сообщил «БИЗНЕС Online» исполком города С 2005-го число автомобилей в Казани выросло в 3 раза — с 152 тыс. до 433 тыс. в 2021 году, сообщил «БИЗНЕС Online» исполком города Фото: «БИЗНЕС Online»

Что обещал покупателям Анатолий Ливада, как жильцы отвергли парковку в своих дворах и где альтернативы

Недовольство высказывают не только жители Чистопольской, но и работники, владельцы магазинов, организаций на первых коммерческих этажах жилых домов. «Ставить некуда, приходится искать место. Сегодня припарковалась в соседнем дворе», — говорит руководитель дилерского магазина «LADA Dеталь» Надежда Михайлова.

Клиенты тоже недовольны появлением платного паркинга, т. к. не всегда успевают получить услуги за 15 бесплатных минут. С такой ситуацией столкнулась клиника красоты и здоровья на Чистопольской, 79. «Пациентам, которые приезжают, дискомфортно. Да и паркануться негде, потому что снег не чистят, — рассказала косметолог Алиса Фаршатова. — У меня здесь еще живут друзья, и им тоже дискомфортно. Никто не хочет платить. А за что?»

Недовольство высказывают не только жители Чистопольской, но и работники, владельцы магазинов, организаций на первых коммерческих этажах жилых домов Недовольство высказывают не только жители Чистопольской, но и работники, владельцы магазинов, организаций на первых коммерческих этажах жилых домов Фото: Сергей Елагин

«Против, конечно, — поделился и таксист Айдар Сафиуллин, проживающий на 71-м квартале. — Это наша земля! Я против платных парковок!»

Несогласные с парковкой дома 71-го квартала образуют ЖК «Ривьера», который в 2004–2008 годах сдала ГК «Фон» Анатолия Ливады. К застройке территории площадью 6,6 га домами высотой 7–9 этажей компания приступила в 2001-м. Тогда большого количества парковочных мест город не требовал, все было мягче, ну а застройщики обычно соблюдают нормативы. Не имелось и такого количества машин, как сейчас, что заставляет любой город мира стремиться к ограничению автомобилизации.

Клиенты тоже недовольны появлением платного паркинга, так как не всегда успевают получить услуги за 15 бесплатных минут Клиенты тоже недовольны появлением платного паркинга, т. к. не всегда успевают получить услуги за 15 бесплатных минут Фото: Сергей Елагин

По строительным нормам пешеходная доступность мест постоянного хранения автомобилей составляет 800–1000 м, напоминает исполком. Для парковки автомобиля в течение рабочего дня, а при желании и в ночное время, мэрия предлагает жителям пользоваться многоуровневыми или подземными паркингами с разной тарифной политикой, расположенными в этой части города. Однако в ближайшем гаражно-строительном кооперативе «Юлдаш-2», по словам жителей, уже нет свободных мест, а стоимость аренды вслед за появлением платной парковки подскочила с 2–3 тыс. до 5 тыс. рублей в месяц. Затем пропали и предложения аренды, в чем легко убедиться, зайдя на Avito. «Временная автостоянка расположится по внешнему периметру домов, — гласит сохранившийся „фоновский“ рекламный буклет ЖК „Ривьера“. — Место постоянной парковки автотранспорта запланировано в 6-этажном гараже на территории торгового комплекса „Савиново“, в 5 минутах ходьбы от жилого комплекса». По состоянию на 2022 год на многоуровневой парковке ТК «Савиново» — 618 мест, которые, по сведениям интернет-справочников, рассчитаны только на клиентов. В общем, успевать надо было раньше, пока бесплатно стояли на улице, но кто же знал, что так получится?

Есть вариант провести собрание собственников и сделать парковку внутри дворов-колодцев без машин в ЖК «Ривьера». Но такую перспективу жители отвергли. Например, в доме №75 с момента постройки произошло три пожара. Да и места мало — поместится только 24 машины.

Недовольство не только в 71-м квартале, но и у жителей домов по ул. Чистопольская, 7 и Бондаренко, 33, построенных в 2003 и 2007 году Недовольство не только в 71-м квартале, но и у жителей домов на улицах Чистопольской, 7 и Бондаренко, 33, построенных в 2003 и 2007 годах Фото: Сергей Елагин

«Живем, как на отшибе, поэтому машина необходима»: как парки обострили проблему общественного транспорта

Недовольство не только в 71-м квартале, но и у жителей домов на улицах Чистопольской, 7 и Бондаренко, 33, построенных в 2003 и 2007 годах. Там для 200 квартир предусмотрели только 40 наземных парковочных мест, а надо бы еще 60–70. Из-за нехватки стоянок жители парковались и перед своим домом, и у дома на Чистопольской, 5 с многофункциональным центром, офисами. Но с 10 января там появилась общая платная муниципальная парковка.

«Теперь разъезжаемся по соседним дворам хрущевок. Охраняемая платная парковка напротив дома забита, — рассказывает представитель инициативной группы жителей дома на улицах Чистопольской, 7 и Бондаренко, 33 Михаил Батин, в семье которого один автомобиль. — Жители не против парковок, но при наличии очищенного от снега машино-места за разумную резидентную плату, как в Москве. Да, рядом с домами метро, автобусные остановки. Но семьи с детьми в течение дня приезжают и уезжают по несколько раз, а парковка платная».

Жители 71-го квартала рады бы отказаться от личных автомобилей, но заявляют о плохой работе общественного транспорта в этой части улицы Чистопольской. Рядом две остановки: «Стадион „Ак Барс Арена“», где останавливается автобус №62 («Салават Купере» — «Дворец водных видов спорта») и «Адоратского», через которую проходит маршрут автобусов №74 до 10-го микрорайона, №75 до «Комбината „Здоровье“» и троллейбуса №1 до «Горьковского шоссе». По данным исполкома, остановку «Адоратского» обслуживает 40 автобусов и троллейбусов.

Жители 71-го квартала рады бы отказаться от личных автомобилей, но заявляют о плохой работе общественного транспорта в этой части ул. Чистопольская Жители 71-го квартала рады бы отказаться от личных автомобилей, но заявляют о плохой работе общественного транспорта в этой части улицы Чистопольской Фото: Сергей Елагин

«Этого недостаточно, — заявляет Гришина. — Живем, как на отшибе, поэтому машина необходима!» По словам ее соседей, автобусы в центр ходят редко. Приходится сначала ехать на троллейбусе, затем пересаживаться на метро. «Мне, например, не надо в „Салават Купере“, но надо в ДК „Сайдаш“, спорткомплекс „Форвард“, а рядом с домом не проходят прямые маршруты», — говорит Муртазина. Да, в километре от крайнего 73-го дома — остановка «Гаврилова» у ТЦ XL, где 15 маршрутов общественного транспорта. Но, чтобы преодолеть этот путь, надо потратить 12 минут.

«Автовладелец пересядет на автобус только в том случае, если транспорт будет новым, чистым, нетесным, придет по расписанию и поедет быстрее, чем автомобиль», — комментировал в ноябре 2021 года директор института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин автомобилизацию Казани и Татарстана. Остается вновь согласиться с Блинкиным — при других условиях автобус автовладельцу неинтересен в принципе. Однако пока общественный транспорт в Казани, как и в Татарстане в целом, скорее загибается.

Итак, и поставить машину некуда, и платить за парковку дорого. Ставить без номеров — чревато угодить под автоблокиратор, снимать машиноместо уже негде… Итак, и поставить машину некуда, и платить за парковку дорого. Ставить без номеров — чревато угодить под автоблокиратор, снимать машино-место уже негде… Фото: «БИЗНЕС Online»

Письма Метшину, Минниханову и Жириновскому: «Хотим, как в Москве»

Итак, и поставить машину некуда, и платить за парковку дорого. Ставить без номеров — чревато угодить под автоблокиратор, снимать машино-место уже негде… Куда ни кинь, всюду клин прежнему комфорту, и котел возмущения кипит все сильнее.

С декабря 2021 года жители домов пишут мэру Казани Ильсуру Метшину, президенту РТ Рустаму Минниханову письма, под которыми сотни подписей собственников квартир. Требуют отказаться от платного паркинга либо ввести резидентное разрешение, как в Москве. Оплата 11 часов дневной парковки в месяц обойдется в 6,9 тыс. рублей. В столице РФ владельцам, социальным и служебным нанимателям квартир в соседних с платной парковкой домах предлагают купить абонементы за 3 тыс., 6 тыс. или 9 тыс. рублей — на один, два или три года. На одну квартиру — два разрешения. В Москве также предоставляют бесплатную парковку не только инвалидам, но и многодетным семьям — такой опции в Казани нет. Напомним, число семей с тремя и более детьми на начало 2022 года в Казани составляет 10,5 тысячи.

Еще одно письмо с подписями на 46 страницах ушло в Москву главе ЛДПР Владимиру Жириновскому, к региональным координаторам которого обратились несогласные с платной парковкой. «Действуем совместно с жителями, потому что людей не слышат», — говорит член координационного совета ТРО ЛДПР Дмитрий Дементьев. 

«Пока жители не могут избавиться от автомобиля и пользоваться только общественным транспортом, — согласен с людьми Дементьев. — Поездки вынужденные, потому что в спальных районах редко расположена школа из рейтинга лучших в городе. А люди хотят дать детям качественное образование! В шаговой доступности может не оказаться подходящих спортивных секций, детских садов. Социальная инфраструктура пока не позволяет отказаться от личного транспорта. Люди бы ездили автобусом и на работу, но график движения общественного транспорта вызывает вопросы».

В крайнем случае жители улицы Чистопольской готовы выступать на митингах против расширения зоны платных парковок. Только в домах активных несогласных насчитывается 2 тыс. человек.

Режим работы платных парковок Казани не московский. В столице РФ цена часа зависит от зоны и колеблется от 40 до 450 рублей. В Казани тарифная вилка 30-100 рублей Режим работы платных парковок Казани не московский. В столице РФ цена часа зависит от зоны и колеблется от 40 до 450 рублей. В Казани тарифная вилка — 30–100 рублей Фото: Сергей Елагин

Город смягчил режим работы, но «как в Москве» не будет. А в будущем в границах БКК оборудуют еще 30 тыс. платных машино-мест

Комитет по транспорту Казани изучил опыт городов, на муниципальных парковках которых применяют резидентские разрешения. «Для Казани оптимальными являются другие меры», — заявили в исполкоме города в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». В числе других мер называют запущенный 10 января 2022 года новый режим парковок. Теперь плата взимается только с 08:00 до 19:00 по будням. Прежде в рабочие дни и субботу платили с 7:00 до 21:00.

Платные муниципальные парковки появились в столице РТ в 2015 году как элемент интеллектуальной транспортной системы для борьбы с заторами в центре города. Эта мера к 2021-му увеличила пропускную способность улиц на 18%, а средняя скорость движения выросла на 5 км/ч до 35 км/ч.

Под нововведения начали подстраиваться водители. Сначала закрывали номерные знаки полиэтиленовыми пакетами, бумажными вырезками или медицинскими масками. Другие автохитрецы придумали временно убирать госномера машины. Только за 6 месяцев 2021 года инспекторы исполкома убрали посторонние предметы с 11 тыс. госномеров. В ход пошли и другие методы — в декабре 2020-го в Казани заработали новые комплексы фотофиксации госномеров: «Сова-М» и «Страж», благодаря которым к июлю оштрафовали 160 «автозайцев», снимающих номера. Но камеры не спасали казанские парковки — одно устройство стоит 1 млн рублей и охватывает только 5–6 машино-мест.

С 22 декабря на колеса автомобилей без номеров стали устанавливать блокираторы. Благодаря этому на парковках освободилось 30% мест, а оплата выросла на 25%.

Режим работы платных парковок Казани не московский. В столице РФ цена часа зависит от зоны и колеблется от 40 до 450 рублей. В Казани тарифная вилка — 30–100 рублей. На московских улицах с повышенными тарифами парковка платная даже в воскресенье, а местами и круглосуточно. На остальных деньги просят с 8:00 до 21:00, а время бесплатной парковки — пять минут, а не казанские 15.

Муниципальные парковки на улично-дорожной сети в первую очередь ограничительная мера и предназначены для кратковременной стоянки. «Проезжая часть городских улиц, даже в отсутствие дорожных запрещающих знаков, не должна служить местом для хранения транспортных средств. А приобретая автомобиль, необходимо учитывать предстоящие расходы на его содержание, в том числе затраты на постоянное и временное хранение», — говорится в ответе исполкома на запрос «БИЗНЕС Online».

С начала года в городе заработало 37 новых платных парковок. Стоянки появились в пределах улиц Яруллина, Волгоградской, Бондаренко, Короленко, Нигматуллина, Чистопольской, Сибгата Хакима, Нурсултана Назарбаева, Газовой, Павлюхина, Агрономической. За 2021-й число платных парковок выросло на 28% до 6 тыс. мест в пределах Малого казанского кольца. И это не конец. До 2025 года в пределах Большого казанского кольца оборудуют еще 30 тыс. платных машино-мест — их уже подбирают. 

«Муниципальные платные парковки на улично-дорожной сети Казани организованы не в целях увеличения парковочных мест. Наоборот, для уменьшения количества транспортных средств, въезжающих в центр, предусмотрено ограничение возможности для парковки. Все это стимулирует приезжать в центр на общественном транспорте, а не на личных автомобилях», — резюмировали в исполкоме Казани.