17-летний ТЦ Казани выставлен на Avito   

Старейшая российская торговая сеть с 24-летней историей — «Бахетле» — объявила о продаже своего ТЦ в Казани, на проспекте Хусаина Ямашева, причем разместила объявление на Avito в открытом доступе. За готовый арендный бизнес собственник просит более 1,3 млрд рублей, это около 80 тыс. рублей за «квадрат». В актив входит само здание — это пятиэтажный молл площадью почти 17 тыс. кв. м, а также земельный участок под ним площадью 1 гектар.

Торговый центр — один из первых в Казани. Он построен в 2004-м — в один год с «МЕГОЙ» и на год раньше «Тандема». Имеет формат окружного молла: по общей площади он почти вдвое меньше таких небольших по современным временам ТЦ, как ЦУМ или «ГоркиПарк».

Локация ТЦ «Бахетле» — лакомый кусок в центре Ново-Савиновского района Казани. Здание находится на пересечении основных автомагистралей на первой линии жилых домов. Рядом остановки общественного транспорта, «Макдоналдс», учебный корпус КНИТУ-КАИ, заправка, есть свой наземный бесплатный паркинг на 150 машин. Якорные арендаторы сегодня — это сам супермаркет домашней еды «Бахетле», сети косметики «Л’Этуаль» и бытовой техники «М.Видео», книжный, «Корд Оптика», магазин «Много мебели», салон связи «МТС», турагентство Anех Tour, небольшие шоурумы с одеждой. Из точек питания — ресторан китайской и японской кухни «Канпай» и суши-бар Nagano. В здании есть также часть офисных помещений. Как сообщается на сайте объявлений Avito, ТЦ заполнен арендаторами на 94%. Доходность торгового центра — 9,5%, а срок окупаемости оценивается до 10,5 года.

Однако посещаемость ТЦ «Бахетле» серьезно снизилась, причем уже давно: пешеходный и автомобильный трафик изменился после строительства развязки на улице Фатыха Амирхана, считает полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова.

Основатель и гендиректор сети «Бахетле» Муслима Латыпова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» опровергла слухи о продаже всей своей сети, заявив, что реализуется лишь 17 тыс. кв. м из 100 тыс. имеющихся в собственности компании коммерческих площадей. Сам же супермаркет «Бахетле» останется одним из якорных арендаторов одноименного ТЦ. 

Причины продажи
Это не продажа бизнеса как комплекса розницы и операционной деятельности, а продажа недвижимости. Мы продаем объект не из-за финансовых проблем. Деньги требуются на поддержку другого направления, связанного с расширением производства собственной продукции. Поэтому у нас не проблемы, а развитие.
Муслима Латыпова основатель и гендиректор сети «Бахетле»
Муслима Латыпова основатель и гендиректор сети «Бахетле»

По словам Латыповой, исторически так сложилось, что сеть строила все торговые комплексы под себя и сама ими управляла, сдавая в аренду площади другим игрокам. Но время показало, что девелоперский бизнес — это не профильное направление для сети.

«Аллага шөкер (с татарского — „слава богу“прим. ред.), у нас все хорошо. Да, финансовые показатели не шикарные, как раньше было, но у нас все неплохо. Мы за счет продукции собственного производства уже третий кризис пережили», — говорит Латыпова.

Муслима Латыпова: «У меня сразу возникла мысль: что мне с этими 10 миллиардами делать?»

«В девелоперском бизнесе, надо честно признаться, мы слабоваты. В данной сфере необходимо работать профессионально, мы же недополучаем доход. У нас вся ставка сделана на операционную деятельность, и здесь мы профессионалы. Особенно мы сильны в направлении продукции собственного производства. В объеме товарооборота супермаркетов готовая еда составляет более 40 процентов, мы работаем под девизом „Готовим здесь и сейчас“, — подчеркивает владелица „Бахетле“. — Где-то в душе мне жалко, потому что объект (продаваемый ТЦ — прим. ред.) себя окупал и на сегодняшний день окупает. Но, если недополучаем в этом направлении деньги, мы должны дать им работать там, где эффективнее».

«Да, финансовые показатели не шикарные, как раньше было, но у нас все неплохо. Мы за счет продукции собственного производства уже третий кризис пережили» «Да, финансовые показатели не шикарные, как раньше было, но у нас все неплохо. Мы за счет продукции собственного производства уже третий кризис пережили» Фото: Алексей Белкин

Таким образом, стратегия «Бахетле» коренным образом отличается от других татарстанских торговых сетей — «Эссен» и «Эдельвейс». Последние, напротив, сворачивают бизнес в сфере ретейла, сохраняя в собственности недвижимость, сдача которой в аренду приносит доход владельцам. К примеру, «Эдельвейс» сдал едва ли не все свои торговые площади федеральной сети «Магнит», схожим образом поступила сеть «Эссен» Вадима Махеева и Леонида Барышева. Латыпова же готова расстаться с квадратными метрами ради развития собственного производства продуктов питания и торговли.

Первый магазин с производством домашней еды открылся в Казани в 1998 году на Сибирском тракте. Сегодня сеть «Бахетле» представлена 24 супермаркетами по всей России с филиалами в Казани, Москве, Набережных Челнах, Нижнекамске, Барнауле и Новосибирске. Компания экспортирует свою продукцию в зарубежные страны — Казахстан, Азербайджан, Германию, ОАЭ.

В объеме товарооборота супермаркетов более 40% составляет готовая еда: кондитерские и кулинарные изделия, салаты, полуфабрикаты, мясные и сырные деликатесы, домашняя консервация — всего более 1,2 тыс. наименований.

ТЦ на Ямашева не первый объект, выставленный на продажу «Бахетле». В 2019 году Латыпова продала ТЦ «Бахетле» в Авиастроительном районе Казани компании бизнесмена из ЯНАО Сабира Умарова. Супермаркет продолжает там работать на правах арендатора. Ранее создательница сети продала московскую часть бизнеса с ежегодным оборотом в 2,5 млрд рублей — бизнес-модель, по словам Латыповой, изначально предусматривала такую схему.

«Мы приняли решение в 2022 году увеличить в разы направление реализации продукции собственного производства — через доставку и госзаказы» «Мы приняли решение в 2022 году увеличить в разы направление реализации продукции собственного производства — через доставку и госзаказы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Деньги — в развитие: доставка, оборудование, кейтеринг, госзаказы

Куда сеть «Бахетле» намерена вложить вырученные с продажи ТЦ деньги? По словам Латыповой, компания намерена почти вдвое увеличить объемы реализации продукции собственного производства, развивать доставку и кейтеринг.

Муслима Латыпова — гендиректор и учредитель ООО «Бахетле-1» и ООО «Бахетле».

Баланс ООО «Бахетле-1» (направление — розница) по итогам 2020 года составил 5,5 миллиарда. Выручка упала на 8% до 6,7 млрд рублей по сравнению с 2019-м, чистая прибыль — 53 миллиона. Баланс ООО «Бахетле» (направление — аренда) по итогам 2020 года — 1,2 млрд рублей (минус 5% к 2019-му). Выручка выросла на 8% до 227,6 млн рублей, чистая прибыль — 531 тыс. рублей.

«Мы приняли решение в 2022 году увеличить в разы направление реализации продукции собственного производства. Мы начали работать с „Самокатом“, „Яндекс.Лавкой“, „ВкусВиллом“. Только по госзаказам мы предоставили нашей продукции более чем на миллиард рублей», — говорит Муслима Хабриевна.

Опыт работы на большой поток клиентов у «Бахетле» богатый — здесь прошли и «Универсиаду», где каждый день готовили по 50 тыс. обедов, кормили гостей мирового чемпионата «Ворлдскиллс» Опыт работы на большой поток клиентов у «Бахетле» богатый — здесь прошли и Универсиаду, где каждый день готовили по 50 тыс. обедов, кормили гостей мирового чемпионата WorldSkills Фото: «БИЗНЕС Online»

Новые направления сети принесли в прошлом году 1,3 млрд рублей оборота. С расширением бизнеса «Бахетле» хочет довести цифру до 3 миллиардов. По словам Латыповой, уже направлены во все крупные предприятия с локацией в Татарстане письма с просьбой рассмотреть предложения компании по служебному питанию сотрудников. Для увеличения производства необходимо подготовить и сами помещения для их соответствия системе сертификации ХАССП — это международный стандарт, определяющий правила для процесса изготовления пищевой продукции. Где-то построят новые производства, а где-то отремонтируют имеющиеся и закупят оборудование. Опыт работы на большой поток клиентов у «Бахетле» богатый — здесь прошли и Универсиаду, где каждый день готовили по 50 тыс. обедов, кормили гостей мирового чемпионата WorldSkills, а также гостей чемпионата мира – 2018 по футболу в Казани.

Муслима Латыпова: «Благодарю Всевышнего, что создала свое, а не пошла клонировать!»

Латыпова не исключает продажу других объектов недвижимости сети, если новое направление резко пойдет в рост. «Для развития кейтеринга в России есть огромный потенциал. Это и готовая замороженная продукция, и вообще здесь есть куда развиваться. Пойдет у нас спрос — будет необходимость увеличения объемов производства, мы продадим еще один объект», — с оптимизмом смотрит она в будущее сети.

На сегодня в штате компании около 5 тыс. сотрудников, и с развитием новых направлений сеть намерена увеличить их количество.

«Для развития кейтеринга в России есть огромный потенциал. Это и готовая замороженная продукция, и вообще здесь есть куда развиваться» «Для развития кейтеринга в России есть огромный потенциал. Это и готовая замороженная продукция, и вообще здесь есть куда развиваться» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«Сейчас ты уже точно не построишь торговый комплекс за 80 тысяч рублей за квадратный метр»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов и игроков рынка прокомментировать новости о продаже ТЦ «Бахетле», оценить стоимость объекта, а также дать оценку работе сети.

Михаил Рогожин  директор по развитию региональных сервисов «CBRE Россия»:

— Обозначенная сумма за продаваемый объект не космическая. Плюс наверняка продавец еще оставил задел для торга. Сейчас ты уже точно не построишь торговый комплекс за 80 тысяч рублей за квадратный метр. Никогда! Необходимо также смотреть, какая средняя ставка аренды. Если она составляет 13 тысяч рублей в год за «квадрат», тогда это может быть реально близко к запрашиваемой сумме продажи. Думаю, 1–1,3 миллиарда рублей — это адекватная стоимость.


Константин Иванов  брокер по коммерческой недвижимости Di Group:

— Так как концепция центра изжила себя давно, интереснее было бы провести реконцепцию ТЦ. Например, сдать первый этаж Х5, а верхние разделить между арендаторами экосистемы Сбербанка, обучающими центрами компаний, занимающихся стрит-ретейлом и интернет-коммерцией. Один этаж также можно отдать под МФЦ — их не хватает в городе.


Михаил Васильев  руководитель направления исследований и консалтинга Focus:

— Продажа ТЦ да и в целом объектов недвижимости, принадлежащих владельцам «Бахетле» (которая происходит уже достаточно давно), выглядит как логичный шаг по избавлению от части операционной и финансовой нагрузки и привлечение средств для обслуживания кредитных обязательств. Велика вероятность, что это один из шагов в череде постепенной продажи всех активов «Бахетле».