ТЕПЕРЬ ЕЩЕ И «АЙ-ТИ-УЧИТЕЛЯ»

Коллегия прошла в казанской школе №146 — ее буквально до отказа забили педагоги, ученые и чиновники со всего Татарстана

Глава ведомства Альберт Гильмутдинов докладывал об итогах работы министерства. Если кратко: в ушедшем году завершилась президентская программа «Бэлэкэч», благодаря которой все татарстанские дети старше трех лет были обеспечены местами в детских садах; реализованы проекты «Электронный детский сад», «Электронное образование», грантовые программы для учителей и масса других программ. И что самое важное, отметил министр, зарплата учителя средней школы в четвертом квартале 2011 года составила 17 тыс. 851 рубль (а в первом квартале была всего 12,6 тыс. рублей) – почти на уровне оплаты труда в отраслях экономики.

От реализованных проектов министр перешел не просто к проектам запланированным, но претендующим на звание революционных. «Нам необходимо полностью перезагрузить, выражаясь современной компьютерной терминологией, систему подготовки кадров, педагогов современных надо учить совершенно по-другому», – озвучил главную задачу на текущий год Гильмутдинов. С этой целью министерство инициирует новый грантовый проект – «IT-учитель», в рамках которого тысяча педагогов, отобранных на конкурсной основе, будет отвечать за реализацию программы информатизации в школах. «В информатизацию вложены гигантские средства, и нужно сделать, чтобы это работало», - подчеркнул министр.

Другой занятный проект призван решить амбициозную задачу обучения татарстанцев английскому языку. Здесь министр напомнил о низких технологиях преподавания иностранных языков, «благодаря» чему выпускники школ владеют языками на примитивном уровне. Все дело в педагогах, поскольку их знания оставляют желать лучшего. В рамках «английской» программы 300 счастливчиков, отобранных из 3,5 тыс. учителей, отправятся на двухлетнюю языковую стажировку в Кембридж. У нас будет 300 суперпрофессионалов, – с гордостью сказал министр.

11.jpg

Ни одна отрасль не получала таких средств, как министерство образования: в 2009 году - 28 миллиардов рублей, в 2010-м – 32 миллиарда, в 2011-м – 41,6 миллиардов

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНДУИТ

Перейдя к еще одному ключевому направлению - электронному образованию, Гильмутдинов напомнил, что в прошлом году все педагоги республики получили ноутбуки (42 тыс. штук), а в системе «Электронное образование» на сегодня зарегистрировано более 700 тыс. пользователей. «Татарстан - единственный субъект Российской Фелерации, который принял решение перейти полностью на электронный классный журнал: в этом году - 100 процентов! - мы отменим бумажные журналы», - заявил министр.

Новость буквально всколыхнула зал, который вдруг загудел, как улей. Педагогов можно понять: еще окончательно не разобрались с электронными дневниками (отметим, что далеко не во всех школах и не все учителя пунктуально заполняют электронные дневники), а тут опять новшество - электронные журналы! Да еще и без дублирования бумажных!

Волну недоумения уловил участвовавший в коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков: «Вот, шум появился», - удовлетворенно заметил он. «А вам удалось решить правовые вопросы?» – спросил Халиков, имея в виду юридическое обоснование «электронных» перемен. «Приказ уже зарегистрирован в минюсте, прошел все инстанции. Так что каждая школа имеет право от бумажного журнала отказаться», - заверил министр. В общем, осталось непонятным: отказ от бумажного носителя носит рекомендательный характер или все же обязательный?

«Я хочу анонсировать новый мегапроект, который поддержал наш президент, – продолжал между тем Гильмутдинов, – проект «Школа после уроков». Он, по словам министра, означает, что в 74 школах РТ запустят полный цикл образовательного и воспитательного процессов. «Жизнь должна кипеть, все должно работать до 9-ти вечера, - бодро заявил Гильмутдинов. - Мы будем оснащать все виды кружковой деятельности, в эти школы поставим оборудование, инвентарь». Можно предположить, что эта идея особенно понравится родителям, очень занятым на службе.

НЕОЖИДАННАЯ ОТПОВЕДЬ

Далее выступающие много и красиво говорили об инновациях, формировании учителя современного типа и прочих приятных вещах. Но общий несколько восторженный настрой все же был омрачен.

Первым опустил на землю мечтателей заместитель прокурора РТ Фарит Загидуллин. Он сообщил, что в 2011 году выявлено почти 4 тыс. нарушений в сфере образования, при том, что в 2010-м их было 3301 – налицо отрицательная тенденция. Что же это за нарушения? Закрытие сельских школ в районах, поборы в учреждениях образования (старая песня), и последний скандал, когда минобраз предложил родителям часть учебников приобретать за свой счет. Загидуллин привел следующую статистку: в 2009 году заказы школ на учебники были выполнены на 80 %, в 2010-м – на 62%, в 2011-м – на 51%. Напомним, буквально на днях по представлению прокуратуры РТ минобраз отменил приказ «Об утверждении положения о порядке обеспечения учебной литературой», а кабмин РТ изыскал дополнительные средства в размере 160 млн. рублей на учебную литературу.

Заместитель прокурора докладывал последним, и зал с нетерпением (мероприятие значительно затянулось) ждал завершающей речи премьера. Но неожиданно слово попросил председатель рескома профсоюза работников образования Юрий Прохоров. Защитник интересов педагогов говорил резко и обличающе. И аудитория, сначала с неодобрением воспринявшая несанкционированного регламентом выступающего, замерла. Прохоров назвал издевательством положение, по которому учитель обязан во время летнего отпуска готовить подробные планы уроков на весь следующий год с подробным же описанием предстоящих домашних заданий (!). Говорил он и о бесправии директоров школ в финансовых вопросах, о бесконечном требовании отчетов, справок от вышестоящих организаций. «В одной школе с 9 по 25 декабря от руководства запросили более 200 справок! Нередко бывает так, что звонят в полвторого дня и требуют к двум отчет или срочно направить учителей на семинар, сняв их с уроков. И такая ситуация везде!» - возмущался профсоюзный лидер.

«Надеюсь, несмотря на это выступление, наш министр будет по-прежнему рьяно защищать интересы образования, - попытался сгладить ситуацию Халиков. – И будет так же активно «выбивать» средства на отрасль, которой, не скрою, завидуют все сидящие здесь представители других министерств... Ни одна отрасль не получала таких решений президента, как министерство образования: в 2009 году - 28 миллиардов рублей, в 2010-м – 32 миллиарда, в 2011-м – 41,6 миллиардов».

ЕЩЕ ОДНО ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Но у Халикова все же нашлись претензии к ведомству: «Сегодня вложенные деньги, откровенно говоря, в полной мере не работают. Прошел 2011 год, надо внимательно проанализировать – где и в чем причины, что мешает полноценно учителю использовать эту уникальную систему».

Упомянул премьер и экспрессивное выступление профсоюзного лидера, в частности, в отношении бюрократических требований: «Объем количества справок, которые вынуждены руководители учреждений чуть ли не ежечасно отправлять, превысил все мыслимые и немыслимые пределы. Не случайно мы готовим проект «Эффективное правительство», задачей которого будет как минимум уменьшить бюрократию и полностью исключить понятие «справка». Должен быть нормально работающий портал министерства, а если кому-то что-то надо, пусть заходит на портал и ищет, что нужно. А понятие «пришли мне справку» должно выйти из обихода».

Но наибольшее беспокойство у Халикова, судя по его выступлению, вызывает состояние высшего образования, о котором, к слову, в ходе коллегии почти ничего не говорилось. Причем премьер назвал существующую вузовскую систему «сдерживающим фактором развития экономики республики и развития Татарстана в общем». Речь шла о невостребованности выпускников вузов в реальном секторе экономики, о несбывшихся мечтах и надеждах молодого поколения. «И терпеть это невозможно», - констатировал премьер. И вроде все в республике есть: и научная база, и кадровый потенциал, и материальное обеспечение, а результата нет. Реальный же результат, по словам Халикова, это когда руководители предприятий за выпускниками в очередь выстраиваются.

«Мы вкладываем огромные деньги и мало того что не получаем результат, мы вводим в заблуждение ребят, их родителей. Они думают, что учатся, потом получат работу, начнут зарабатывать деньги, содержать свою семью. А получается… – сделал многозначительную паузу премьер и заключил. - По этому вопросу будем принимать отдельное решение, это наша самая болевая позиция».