«ТЕАТР ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ»

Театр был переполнен. Забитой до отказа была даже галерка. Сильные морозы внесли коррективы в туалеты дам – декольте практически не наблюдались, зрительницы пришли тепло одетыми.

Но надевать в театр дорогие украшения стало традицией. Все-таки мы восточный город и любим игру камней. Часть зрительниц отважилась надеть платья в пол, среди них была и Зухра Нигматуллина, которая сейчас занимается ребрендингом команды «Рубин». На ней был элегантный макси-наряд цвета крем-брюле. В зале была замечена и мама музыкального руководителя постановки Михаила Плетнева Ольга Дмитриевна, которую окружали коллеги по прошлой работе в Казанской консерватории.

Открытие фестиваля привлекло внимание не только публики, но и журналистов, их было аккредитовано на оперный форум более ста человек. Перед началом спектакля произошел неприятный инцидент: капельдинеры, мотивируя, что есть на то запрет пожарных, просили уйти из прохода фотокорреспондентов, что последние со скрипом сделали, переместившись на первый ярус. Но к концу спектакля все равно сползли вниз к оркестровой яме – хочется ведь сделать снимок поинтереснее.

Но вот гаснет свет, по залу словно проходит тревожная волна – все ждут первых тактов увертюры. В оркестровой яме появляется под аплодисменты зала Плетнев, и спектакль начинается.

IMG_4523.jpg
Первая леди Татарстана Гульсина Минниханова и вице-премьер Зиля Валеева были замечены на премьере

«ДРАМА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

А на сцене была ранняя осень, желтые листья ложились на траву. Полз дымок, в саду варили варенье – первый акт «Онегина», по замечанию Александра Блока, характерен тем, что «щемит сердце от крепостного права». Но режиссер спектакля Михаил Панджавидзе убрал социальные мотивы – его больше интересовала драма молодых людей. Тут он следовал желанию Чайковского – композитор в свое время не отдал оперу в императорские театры, боясь, что партии молодых героев будут исполнять певцы «в возрасте». В казанском спектакле приятно смотреть на молодые лица и слушать сильные, крепкие голоса.

Сценограф Игорь Гриневич выстроил минималистические декорации, взяв за основу фасад барского дома, который трансформировался затем в спальню Татьяны или бальную залу. Минималистичность пошла на пользу и дала простор фантазии режиссера, а Панджавидзе умеет и любит применять видеопроекцию. Так было и на этот раз. И по фасаду дома бежали желтые листья, в сцене дуэли мы видели елки, укутанные снегом, а третий акт открылся видеопроекцией Невского проспекта, куда после странствий попадает Онегин. Но самое главное – на сцене то и дело появлялись воспроизведенные с помощью все той же видеопроекции автографы Пушкина, его рисунки на полях романа. И опера Чайковского, в которой с академическим текстом «Евгения Онегина» все-таки есть некоторые расхождения, от этих летящих строк и профилей, сделанных одним росчерком пера, делалась более пушкинской.

Чтобы закончить разговор о видеоряде, отметим, что к неудаче спектакля можно отнести далеко не стильные и даже отчасти безвкусные костюмы. Особенно не повезло Ольге, которую художник по костюмам с маниакальным упорством обряжает в скучно-розовые платья. Ну, а увидев платье Татьяны в сцене именин, можно только посочувствовать певице и пожать плечами.

Тем не менее уже первый акт потряс публику, в зале после сцены объяснения Татьяны (Амалия Гогешвили) и Онегина (Владимир Мороз), когда он дает ей отповедь, тихо всхлипывали впечатлительные зрительницы. Увы, как писала Марина Цветаева, «Татьяна говорила в письме о любви, Онегин отвечал ей о женитьбе». Они просто не слышали друг друга.

Замеченный в антракте после первого акта экс-сенатор Алексей Пахомов сказал в сердцах: «Что делать с этим Онегиным? Застрелить его что ли?». Позже он о чем-то увлеченно разговаривал с начальником путинского штаба в РТ Александром Лаврентьевым (экс-генеральный вертолетного завода), видимо, искали вариант онегинской экзекуции.

«СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО»

Про что поставил спектакль Панджавидзе? Про то, что «счастье было так возможно, так близко». Оно было близко у Онегина с Татьяной, и у Ленского (Сергей Скороходов) и Ольги (Елена Максимова). Но неумение уйти от позы и гордыни сломало судьбы.

По-настоящему счастлив в спектакле только генерал Гремин (Михаил Казаков). Кстати, образ, который в свое время так удавался Шаляпину, вырос из эпизодического во что-то более масштабное, а после знаменитой арии в третьем акте Казакову кричали «браво» (это было, наверное, самое громкое «браво» в этот вечер – от казанской публики своему земляку). Гремин появляется в конце спектакля после финальной сцены объяснения Онегина и Татьяны, появляется неожиданно и бережно уводит жену. И в этом очень точный ход режиссера, штрих к портрету Татьяны. Эта цельная натура не может лгать мужу, он знает об ее свидании с Онегиным, больше того – он ее сопровождает и оберегает.

IMG_5215.jpg

Спектакль Панджавидзе поставлен в классическом стиле, без «аллюзий» и «актуализаций». Партию Онегина исполнил солист Мариинского театра Владимир Мороз, Татьяна – Амалия Гогешвили, солистка Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Евгений Онегин» Панджавидзе отличается от остальных постановок этого интереснейшего режиссера. Панджавидзе приучил нас, что он всегда разный. На этот раз – традиционный, точно проработавший с певцами все вокальные и драматические составляющие партий. В чем ему помог один из лучших интерпретаторов музыки Чайковского Плетнев.

Кстати, когда спектакль окончился и Плетнев вышел на поклон, зал встал и стоя аплодировал и участникам спектакля, и маэстро.

Напомним, новая постановка будет звучать на сцене три дня. В общей сложности фестиваль продлится 17 дней. В программу войдут двенадцать спектаклей и два гала-концерта.

Комментарии

Алексей Садовский - главный эксперт музыкальных театров РФ:

- Музыкальная трактовка Михаила Плетнева настолько самобытная и своеобразная, что иногда она заставляет о многом задуматься. Это пружина, которая растягивается до бесконечности. Ее можно проверить на реакции публики. Этот дирижер владеет многими красками, например, первый акт был отмечен одной краской, второй и третий – абсолютно другими. Что до режиссерского решения, то Михаил Панджавидзе вернул нас к нормальным человеческим отношениям, понятным подоплекам поступков. Два человека поссорились из-за того, что один не захотел понять другого – как это похоже на нашу сегодняшнюю жизнь. На казанском «Онегине» выполняется главная функция театра – заставить зрителя размышлять. Спектакль заставляет постоянно думать.

Дмитрий Морозов - обозреватель газеты «Культура»:

- Впечатления от спектакля самые хорошие. Михаилу Панджавидзе удалось сделать спектакль в хорошем смысле традиционным, то есть не перенесенным в совершенно чуждую атмосферу и в то же время решенным современными сценическим средствами. Видеопроекции дают спектаклю большую емкость, чем традиционные декорации. Хотя мне показался немного спорным большой отсыл к Пушкину, все-таки между романом и оперой есть различия. Впрочем, возможно, это право режиссера делать такие акценты. Спектакль получился живой и талантливый. И еще огромный плюс этой постановки, что музыкальным руководителем стал Михаил Плетнев – лучший интерпретатор Чайковского.