«Лекарства запасаются, персонал частично отпущен в отпуск, чтобы отдохнуть перед очередной войной... не то слово... перед очередным потенциальным всплеском заболеваемости. Год для системы здравоохранения был исключительно тяжелым, и мы ищем любую возможность, чтобы дать сотрудникам набраться сил», — объяснял, как минздрав готовится к «Омикрону», замглавы ведомства Владимир Жаворонков на брифинге по эпидситуации. Пока уровень заболеваемости низкий, даже «ковидный» госпиталь РКБ свернут, но впереди праздники, а в Европе снова пандемия бьет все рекорды. О том, какие итоги пандемии дала глава Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина, как готовятся спасать ментальное здоровье татарстанцев, переболевших ковидом, и какую оценку вице-премьер Лейла Фазлеева дала «непопулярным» ограничительным мерам, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Лейла Фазлеева сообщила, что в новом году у татарстанского оперштаба появится еще одна задача — не дать распространиться «Омикрону», а значит, о послаблении ограничений говорить пока рано
Оперштаб готовится к новому году и «Омикрону»
Татарстан второй день подряд балансирует на отметке в 80 новых официально выявленных случаев COVID-19 в день — это тот минимум, которого республика не видела с середины сентября. Количество развернутых коек по сравнению с ноябрьским пиком сократилось втрое, до 2,7 тыс. на всю республику, да и из тех больше 30% свободны. А до заветной планки в 80% коллективного иммунитета осталось допривить каких-то 160 тыс. человек. Но главным индикатором улучшения ситуации с ковидом в Татарстане стало выведение из режима провизорного госпиталя РКБ — главного бастиона антиковидной обороны республики. Как сообщил на сегодняшнем брифинге в кабмине замминистра здравоохранения РТ Владимир Жаворонков, теперь на центральный округ Татарстана (который охватывает примерно половину жителей) работают два временных инфекционных госпиталя: 7-я больница и инфекционка. «При увеличении заболеваемости каждый госпиталь в течение 2–3 суток может развернуться под ВИГ снова. Но пока большое количество свободных коек позволяет нам вернуть коллег из РКБ к „доковидной“ работе, — говорил замминистра. — Амбулатория тоже перешла на более-менее спокойную работу, но на турборежим может вернуться в любой момент».
Но,, несмотря на все эти оптимистичные показатели, ни о каком смягчении «коронавирусных» ограничений в Татарстане речи не идет, а риторика спикеров последнего в этом году и 70-го по счету брифинга давала понять: возможно, это затишье перед бурей.
«Заботы и задачи у нас не предновогодние и не праздничные», — задала тон вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, рассказывая о планах возглавляемого ей оперштаба по борьбе с инфекцией. Она сразу предупредила все возможные вопросы журналистов постулатом о том, что все ограничения, в том числе QR-коды, в Татарстане продолжат действовать и в Новом году, и напомнила, что после праздников общепит должен отказаться от работы в ночное время. «Противодействие любому злу, в данном случае я могу его так назвать, всегда носит характер очень жесткий», — констатировала вице-премьер.
«Коронавирусные» ограничения, в том числе QR-коды, в Татарстане продолжат действовать
«Омикрон» только появился в Российской Федерации, и в отношении него настороженность ровно такая же, как и в отношении штаммов «Дельта» и «Омега». И все необходимые меры будут на территории Республики Татарстан также соблюдаться», — объяснила вице-премьер. Нового штамма в Татарстане пока нет, во всяком случае Роспотребнадзор, который тестирует при помощи ПЦР всех прилетающих из стран с высоким риском заражения «Омикроном», его не обнаружил. Хотя, по словам главы Роспотребнадзора по РТ Марины Патяшиной, всего были проверены чуть менее 300 пассажиров. Соответственно, чего от него ждать в России, все еще не очень понятно.
На «Омикрон» Жаворонков смотрит с осторожным оптимизмом. «Первые сводки с полей говорят о том, что этот штамм будет более контагиозным, но менее агрессивным. Да, основной удар придется на амбулаторную сеть, но надеемся, что стационарный этап будет менее востребованным. Тем не менее мы готовы вернуться в бой», — заверил он. Для этого система здравоохранения готовится тщательно. «Лекарства запасаются, персонал частично отпущен в отпуск, чтобы отдохнуть перед очередной войной... не то слово... перед очередным потенциальным всплеском заболеваемости. Год для системы здравоохранения был исключительно тяжелым, и мы ищем любую возможность, чтобы дать сотрудникам набраться сил», — рассказывал Жаворонков, уточнив, что в этом году на борьбу с ковидом мобилизованы 17,8 тыс. медработников.
«Омикрона» в Татарстане пока нет, во всяком случае Роспотребнадзор, который тестирует при помощи ПЦР всех прилетающих из стран с высоким риском заражения, его не обнаружил
Год вакцинации и ревакцинации
«Конечно, нам бы новой волны не хотелось, и мы считаем, что 2022-й — уж точно год повторной вакцинации», — объявил Жаворонков. Прививочной теме была посвящена, кажется, львиная доля сегодняшнего брифинга. Спикеры сообщили, что на 30 декабря провакцинированы в Татарстане 2,3 млн человек — это 75 процентов взрослого населения (и 66,6% среди пенсионеров). Казалось бы, до достижения коллективного иммунитета осталось привить всего ничего, но смущает активность жителей: за последние сутки на укол пришли только 2,5 тыс. человек. «Внимание, это довольно низкая цифра! — бил тревогу Жаворонков. — Повторную вакцинацию прошли 134,3 тысячи. Это мало. Количество людей, которые были вакцинированы более 6 месяцев назад, в разы больше». Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», замминистра раскроет и абсолютные цифры: на данный момент людей, которым пора уже ревакцинироваться, — около полумиллиона, хотя буквально две недели назад их было 340 тысяч. Получается, цифры коллективного иммунитета растут, а фактически иммунитет… стремительно падает?
«Друзья, посмотрите, что делается в Европе. По тому приросту заболеваемости, который там происходит, у нас не очень много времени осталось, чтобы завершить этот бустерный этап вакцинации», — предупредил замминистра. В Европе и вправду есть на что обратить внимание: во Франции, где за сутки заразились коронавирусной инфекцией 208 тыс. человек, носить маски обязали даже на улицах, а полиция устраивает «ковидные» рейды на непривитых. Министр здравоохранения страны уже подсчитал, что каждую секунду (!) ковидом заражаются два француза. В большинстве стран Европы и США заболеваемость вновь бьет рекорды.
Но пока волна не достигла России, и здесь прививаются не очень охотно. Есть у Жаворонкова и другой повод для беспокойства. Из 2,29 млн вакцинированных татарстанцев до второй прививки дошли только 1,86 млн человек. Чуть больше 300 тыс. остаются недовакцинированными. «Наличие только первого компонента не говорит о сформированном иммунитете», — в миллионный раз взывал к сознательности Жаворонков.
«Нам нужно всем четко понять, что в 2022 году ревакцинация становится серьезным этапом. Что сдерживает? Действие QR-кода — на год. И очень многие думают, что человек защищен в течение года. Эксперты всего мира сегодня говорят, что иммунный статус всех прививок — 6 месяцев! Поэтому следить надо не за антителами, а за временем прививки. Пожалуйста, услышьте крик штаба РТ! Дети своих родителей, обратите внимание, спасать человека с имеющимися к 60 годам заболеваниями гораздо сложнее, если он не вакцинирован, — эмоционально просила Фазлеева. — Несмотря на новогоднее настроение, чуда не произойдет, если мы сами ему не будем способствовать».
На 30 декабря провакцинированы в Татарстане 2,3 млн человек — это 75% взрослого населения (и 66,6% среди пенсионеров)
Особенности пандемии
На брифинге глава Роспотребнадзора по РТ выделила и ключевые тенденции ковида версии 2021 года. «Если в 2020 году было много неизвестного и непонятного, вместе с тем 2021 год оказался наиболее сложным. Мы столкнулись с рекордным количеством заболевших в 2021-м, и связано это было с циркуляцией „Дельты“, нового индийского штамма, который в разы был заразнее», — подводила итоги Патяшина. В этом году, по ее статистике, коронавирусной инфекцией заразились более 29 тыс. татарстанцев, при этом у 88% заболевших выявился штамм «Дельта». В 2020-м, когда в ходу был британский штамм «Альфа», ковидом заразились более 13 тыс. человек.
Вирус стал агрессивнее. Доля бессимптомных форм болезни в Татарстане начала снижаться, печально констатировала руководитель ведомства. Если в 2020-м году бессимптомно болел почти каждый пятый пациент с коронавирусом, то в уходящем году без выраженных симптомов были всего 5,3% заболевших. При этом доля тяжелых случаев проявления инфекции возросла на 22% и почти в 3 раза увеличился уровень заболеваемости детей. «В будущем году, думаем, появится больше возможностей для реабилитации с точки зрения финансирования, разработаем новые методики. Нас очень волнует психологическое состояние граждан — нейроковид. Ухудшается память, доказано снижение IQ после перенесенного ковида. Этот сегмент будет развиваться, и мы начнем работу над методиками по спасению ментального здоровья», — позже отметит Жаворонков.
Основным каналом распространения болезни в 2021 году оказалась семья. «Две трети заболевших заразились от своего близкого окружения», — рассказала Патяшина. При этом доля заражения в трудовых коллективах снизилась на 46%. По словам главы ведомства, это удалось сделать благодаря ограничительным мерам, изоляции заболевших и вакцинации: только сотрудники Роспотребнадзора 863 раза разъясняли необходимость вакцинации прямо на предприятиях. Ограничительные меры спикеры в один голос называли непопулярными, но эффективными.
Нарушать эпидмеры стали грубее. В этом году сотрудниками Роспотребнадзора было проверено более 20 тыс. объектов на соблюдение «ковидных» ограничений. Несмотря на то, что в этом году объектов проверено меньше, чем в прошлом (в 2020-м проверки прошли в почти 30 тыс. объектах), доля нарушителей увеличилась — с 10,3 до 11%. В этом году тем, кто не соблюдает правил, в общей сложности пришлось заплатить более 18 млн рублей; свою работу приостановило 102 объекта. Татарстанцы, возвращающиеся из-за рубежа, тоже оказались не очень дисциплинированными. По правилам, они должны были регистрировать результаты своего ПЦР-теста на портале госуслуг, но 809 человек пренебрегли этим требованием. Итоге — штрафы на общую сумму в 4 млн рублей. «Все меры были необходимыми, вынужденными, но крайне результативными. Мы благодарим жителей и бизнес за понимание», — говорила Патяшина.
В Татарстане не возникало прецедентов, когда кондуктора или перевозчика оштрафовали бы за пропуск человека без кода
Пассажиров в общественном транспорте стали проверять выборочно. «Было бы странно ожидать, что эта мера будет воспринята позитивно, — рассуждала Фазлеева о введении кодов в общественном транспорте, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Но в ряде стран установлены подобные ограничения и никаких замечаний по этому поводу мы с вами не высказываем. Дабы избежать абсолютного закрытия, такие меры должны быть». Фазлеева сказала, что в Татарстане не возникало прецедентов, когда кондуктора или перевозчика оштрафовали бы за пропуск человека без кода. «Если в первый период тотально проверялось все, то сейчас вводится принцип выборочной проверки, потому что люди соблюдают все требования и правила. Я с коллегами периодически путешествую и пешком и на транспорте, мои коллеги в секретариате тоже приносят мне информацию», — рассказала глава оперштаба.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 229
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.