Неожиданные и даже, можно сказать, сенсационные экспонаты обнаружились среди более чем 360 художественных шедевров, которые представлены на выставке "От Китая до Европы. Искусство исламского мира". Она проходит в Казанском кремле, в Центре "Эрмитаж-Казань". Экспонаты предоставили два знаменитых европейских музея – Эрмитаж и Лувр. Их руководители Михаил Пиотровский и Анри Луаретт даже приезжали на открытие выставки в татарстанскую столицу.
ИСЛАМ, ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
Но вернемся к сенсационным экспонатам. Вот они – за прозрачным стеклом витрины. На первый взгляд, вроде бы ничего особенного: это не ослепляющие своим изяществом золотые украшения (такие тоже есть на выставке), не великолепные парадные шлемы мусульманского воина (они в соседнем зале), не старинная, в виде маленького золотистого глобуса, сфера с необыкновенными изображениями созвездий (можно часами их рассматривать)…
Нет, речь идет о других экспонатах – о двух керамических изразцах. Старинные (1699 год), отлично сделанные, красивые. А присмотришься – и ахнешь!
Вот хотя бы этот изразец. На нем изображена сцена "Чудо святого Георгия о змие". Известный христианский сюжет: святой на белом коне пронзает копьем дракона. Специалисты сообщают в буклете выставки, что "композиция сцены перекликается с греческими иконами, а некоторые детали однозначно скопированы у критских мастеров, например, форма развевающегося плаща святого, завязанный узлом хвост лошади, декор из трех точек на теле дракона…" Тут, кстати, можно напомнить, что Крит – самый южный и самый крупный остров Греции, который по форме и сам напоминает летящего дракона.
Все понятно, все воспринимаешь с удовольствием, но спокойно, пока – вдруг! – не заметишь под изразцом… изящную арабскую вязь. Экскурсовод переводит: "Сделал Муса, сын Истифана, в городе Алеппо, год 1699".
Под христианским сюжетом – арабская надпись?!
Второй изразец – и снова христианский сюжет. На сей раз это эпизод из Ветхого завета, в котором пророк Илия пробует возвратить народ Израиля к культу Яхве. Кто помнит этот сюжет, поймет данное в буклете выставки пространное его толкование: здесь видно "стремление доказать несостоятельность, а, следовательно, бессилие других богов, стремление прославить всемогущество Яхвен, единого Бога…
И снова на изразце – арабская подпись: "Сделал смиренный Муса сын Истифана в городе Алеппо, 1699 год".
Стоишь растерянно перед витриной: как же так?! Ну разве можно представить, чтобы сегодня христианскую икону написал художник-мусульманин? И аккуратно подписался арабской вязью…
А экскурсовод объясняет, удивляясь твоему удивлению:
- Такие канонические библейские сюжеты в средние века в мусульманском мире делали на заказ…
Но ведь это же переворачивает многие представления о "темном средневековье". Это явно не вписывается в ту историю, которую мы так долго и упорно изучаем и в школе, и в вузах… Разве не толковали нам о противостоянии религий в прежние далекие века, о разрозненности огромного мира, о странах, разделенных расстояниями, границами и – верой в разных Богов…
Когда заговорили о глобализации? Да совсем недавно, в конце двадцатого века. Но ведь и в самый разгар этой нынешней глобализации невозможно представить такое – здесь, наверное, будет вполне уместно это слово – единение христианства и мусульманства.
Между прочим, если внимательно присмотришься к другим экспонатам исламской выставки, находишь все новые и новые подтверждения того, что мир и в ранее средневековье, и в позднее средневековье был гораздо более единым, чем нам сегодня представляется.
Был другим, не таким, каким он расписан во многих учебниках истории. Разве не на это намекают такие экспонаты, как шлем иранского воина… с крестом(!), меч русского воина…с арабской(!) надписью "Нет Бога кроме Аллаха"…
Как тут не вспомнить слова пророка Мухаммеда о том, что и он сам, и Авраам, и Иисус Христос – пророки одного Бога. И можно лучше понять, почему в Исламе сильна традиция уважительного отношения и к Ветхому завету, и к Новому завету…
ОТ КИТАЯ ДО ИНДИИ
Конечно, на выставке очень много и других интересных экспонатов.
Вот стеклянная с длинным горлышком лампа на трех тонких металлических ножках. Рядом красивейший, тоже стеклянный, кубок. Сирия, 13 или 14 век. Сквозь столетия дошло, не разбилось, было сохранено для нас это хрупкое изящное стекло, от красоты которого сжимается сердце. Так же, наверное, как и у тех, кто касался этих изделий давным - давным - давно…
А вот бронзовый, который смотрится золотым во всех смыслах, очень большой и очень красивый поднос. Иран, середина 14 века. Тонкая, изящная гравировка. Так и представляешь, как на этом гигантском подносе были расставлены экзотические блюда…
Чаша дервиша из Ирана. Пояс из Бухары – серебряная парча с шитьем золотой нитью, с золотыми бляхами и цветными камнями. Старинные игральные карты из разных колод: шах верхом на коне, всадник, борющийся со львом, женщина с кувшином. Сабля из Средней Азии – с ножнами на красном шелковом поясе, тут серебро, сталь, бирюза, стекло, ткань, дерево, ковка, гравировка, инкрустация.
Седло, тоже из Средней Азии, обшитое золотом, отделанное драгоценными камнями, бирюзой, жемчугом.
Сколько мастерства, сколько таланта, сколько вдохновения вкладывали мастера прошлых веков в самые, казалось бы, обыденные изделия. Искусные руки далеких предков сделали их уникальными – и помогли донести до нас, победив время…
Многие посетители надолго останавливаются перед Сен-Жосской плащаницей – это уникальный образец саманидского шелка, он был изготовлен в Хорасане в первом(!) веке.
Привлекает – и не может не привлечь внимания Бухарская палатка. Нет, не палатка – настоящие дворцовые палаты из ковров вместо стен и даже с внутренним двориком. Бархат, шелк, роспись золотыми и серебряными нитями… Посетители ахают, узнав от экскурсовода, что огромный этот – в ползала – шатер только часть Бухарской палатки. Ну не вместилась бы вся она здесь…
Древние рукописи. Тоже очень древняя подставка для чтения книг. Персидские миниатюры. Сабли, ятаганы и прочие доспехи воинов. Индийские шали. Ювелирные украшения...
К слову, изумительно красивые женские ювелирные украшения на выставке – из собрания Национального музея Республики Татарстан. Как видите, не только в Лувре и Эрмитаже есть уникальные экспонаты.
Они поражают, изумляют, восхищают… И все же, и все же… Когда уходишь с выставки, когда спускаешься по тихой широкой лестнице с третьего этажа Центра "Эрмитаж-Казань", снова и снова вспоминаешь те два старинных керамических изразца, которые бесхитростно сотворил смиренный Муса сын Истифана, сделав их символом единения на века – навеки! – трех величайших религий Земли…
Непременно найдите время и посетите выставку "От Китая до Европы. Искусство исламского мира". В наше время экономических кризисов, локальных войн, лобового противостояния стран она оптимистично напоминает, что наш мир един и что все мы живем – давно живем! - на одной, между прочим, не такой уж и большой, планете…
Елена Чернобровкина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.