ТАТАРСТАН НА ФОНЕ ПОВОЛЖЬЯ И РФ. НИЖНЕМУ МОЖНО ПОСОЧУВСТВОВАТЬ

Конечно, Раузил Хазиев рассказал о том, насколько эффективно сработало ведомство в минувшем году. И эффект очевиден – от деятельности регулятора сэкономлено 14,6 млрд. рублей. Иными словами – «хотелки» регулируемых организаций в части установления тарифов были снижены стараниями госкомитета именно на эту гигантскую сумму. Как высказался в своем выступлении председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, такой результат за все время существования госкомитета достигнут впервые. Это отметил и принимавший участие в коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков.

Но вернемся к докладу Хазиева. Сначала глава госкомитета напомнил об особенностях тарифной кампании 2012 года – с июля стоимость коммунальных услуг изменится. Далее Хазиев рассказал, что и на сколько подорожает. Подробно, с демонстрацией графиков, диаграмм и таблиц он показал, что Татарстан неплохо смотрится в РФ в сфере тарифообразования. Так, судя по слайдам, стоимость набора ЖКУ в Татарстане в среднем составляет 69,08 рублей. А, к примеру, в соседнем Башкортостане – 65,19 рублей, в Ульяновской области – 71,15 рублей. Среди 14 регионов ПФО у Татарстана - 10-е место, а вот в целом по России (из 82 субъектов) – 66-е. Отметим, что в данном контексте, чем выше показатель, тем ниже стоимость набора ЖКУ. Скажем, Нижегородская область с ее 92,48 рублями стоит в ПФО на первом месте.

Еще один любопытный слайд – размер штрафов, наложенных регуляторами в 2011 году. Татарстанский комитет здесь впереди планеты всей – за нарушения организациями установленного порядка ценообразования и стандартов раскрытия информации наложено штрафов на 2,2 млн. рублей, а скажем, Саратовская область «углядела» нарушений всего на 6,8 тыс. рублей.

10.jpg
Халиков напомнил про проблему с платежами за ЖКУ: «Не хотел бы выделять какой-то один город, эта проблема есть везде. Либо это ошибки, либо бездействие местных властей, либо это некие «уникальные» решения. Но, к сожалению, констатирую, что эту проблему до сих пор никто не решил»

НА ИНВЕСТПРОГРАММЫ НУЖНЫ ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Большой блок в докладе Хазиева был посвящен тарифам на энергоносители.

Так, в отношении реформы «большой энергетики» Хазиев высказался достаточно критично: «Предполагалось, что она приведет к формированию свободной конкуренции на рынке услуг, снижению роста цен, а эффективность работы отрасли - к привлечению новых инвесторов. Фактически мы получили недоделанный рынок и практически исчезнувшее в прежнем понимании госрегулирование».

«Недоделанный» рынок тем не менее не поколебал целостность энергосистемы республики, но позволил создать более-менее конкурентную среду. В частности, Хазиев напомнил, что в Татарстан пришли сбытовые организации, конкуренция между которыми способна повлиять на снижение сбытовой надбавки в тарифе за электроэнергию. К примеру, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика – ОАО «Татэнергосбыт» – установлена в первом полугодии на уровне 5,19 коп./кВт.ч. со снижением на 11,4%, а во втором полугодии - на уровне 6,0 коп./кВтч с ростом 102,4% к 2011 году. Снижение достигнуто за счет оптимизации затрат ОАО «Татэнергосбыт».

В отношении сетевой составляющей тарифа, сообщил Хазиев, на 2012 год среднеотпускной тариф по передаче электроэнергии для населения установлен на 1 полугодие на уровне 2011 года в размере 773,65 руб./МВтч, на второе полугодие - в размере 846,85 руб./МВтч с ростом на 9,5% к уровню 2011 года. Здесь докладчик напомнил, что в прошлом году действовали тарифы года предыдущего, то есть 2010-го, в то время как расходы на инвестиционные программы Сетевой компании утверждены всего в 50% от требуемого объема. И это на фоне 75-процентного износа энергооборудования, доставшегося в наследство компании еще с советских времен.

Здесь к месту оказалось выступление генерального директора ОАО «Сетевая компания» Дамира Сафиуллина, который обратился к премьер-министру с просьбой о предоставлении гарантий правительства перед банками, поскольку единственный выход в ситуации недофинансирования инвестиционных проектов – это заемные средства. «Ограничение тарифов есть, а компания работает в условиях роста материалов и оборудования», - посетовал Сафиуллин. Еще одна проблема компании – это бесхозные сети и сети садоводческих обществ. «Приведение указанных сетей в нормативное состояние потребует затрат: по бесхозным сетям – более 200 миллионов рублей, по садоводческим – более 500 миллионов. Для решения проблемы необходимо рассмотреть вопрос принятия целевой республиканской программы по восстановлению и реконструкции данных сетей с источником финансирования», - прозвучала еще одна просьба руководителя сетевой компании к главе правительства.

КТО ДОСТРОИТ ЕЛАБУЖСКУЮ ТЭЦ?

Особая тема – теплоэнергетика, стоимость которой занимает значительное место в наборе коммунальных услуг. По мнению Хазиева, «разделение генерирующих компаний, казалось бы, создало конкуренцию в этой сфере», но, к примеру, в Казани и Набережных Челнах, где имеются крупные источники по выработке тепловой энергии в некомбинированном режиме, «наличие конкурентных теплоисточников не привело к снижению уровня тарифных заявок».

«В Казани не реализуется конкурентное преимущество теплоисточника с комбинированной выработкой по сравнению с некомбинированной, - озвучил Хазиев общеизвестный и очень болезненный факт для тех казанцев, что получают тепло от «Казэнерго». – Я имею в виду возможность перевода потребителей центра города на теплоснабжение от ТЭЦ-1 с закрытием ряда квартальных котельных МУП «Казэнерго».

Не реализуется конкурентное преимущество более дешевых теплоисточников КТЭЦ-3 и НКТЭЦ-1.

Напомнил докладчик об еще одной проблемной зоне – недостроенной Елабужской ТЭЦ.

«Все расходы, связанные с содержанием всего имущественного комплекса Елабужской ТЭЦ, включаются генерирующей компанией в тариф на тепловую энергию. При этом себестоимость вырабатываемой тепловой энергии составляет 5900 рублей!»

Единственный выход – в скорейшем поиске инвестора, который бы взял на себя ответственность по завершению строительства Елабужской ТЭЦ.

ВИНОВАТЫ ТОПЛИВО, ЛИЗИНГ И ПРОБКИ

Более лояльно докладчик высказался в отношении транспортных организаций, даже с некоторой долей сочувствия. График темпа роста цен на топливо (с 17,93 рублей в 2008 году до 26,22 рублей в 2011-м) Хазиев предложил сравнить с графиком изменения тарифов (с 15 рублей в 2008 году до 16,6 рублей в 2011-м). Как говорится, почувствуйте разницу. Не менее существенное место в структуре затрат транспортных компаний занимают лизинговые платежи – до 30%. Но тариф – это только одна проблема для транспортников. Другую Хазиев увидел в …пробках: «Транспортные компании, обосновав необходимый уровень затрат, рискуют собрать выручку менее запланированной из-за снижения пассажирооборота, на который существенное влияние оказывают пробки, отсутствие развязок, состояние проезжей части, а также низкое качество и недостаточный уровень безопасности оказываемых транспортных услуг». Однако следует предположить, что как раз последнее из перечисленного все же не позволяет с сочувствием относиться к компаниям, предоставляющим «низкое качество услуг и недостаточный уровень безопасности».

«НЕ ТОПАТЬ НОГАМИ, А РАБОТАТЬ»

Выступивший с завершающим словом Халиков похвалил госкомитет, который «показал свой профессионализм, знания, умение найти решения», причем в ситуации, когда приходится постоянно лавировать: «Если тариф низкий, то это плохо для производителя, он не вкладывает в развитие, а мы имеем 80 процентов износа, сотни порывов и невозможность обновления систем. Есть другая сторона: если тариф высокий – это нагрузка на жителей, это влияние на конкурентоспособность бизнеса».

Потом премьер напомнил присутствующим о 223 федеральном законе, регламентирующем обязательные открытые закупочные процедуры для регулируемых организаций, и поручил республиканским минстрою и минэнергетики обеспечить проведение подведомственными организациями открытых торгов на площадке агентства госзаказа. По мнению премьера, это также должно сказаться положительным образом на тарифной политике: «Мы говорим о тарифах, но они же не сами по себе формируются. Они формируются на основе той же закупки».

Вспомнил премьер и недавнюю эпопею с декабрьскими платежами за ЖКУ: «Не хотел бы выделять какой-то один город, эта проблема есть везде. Либо это ошибки, либо бездействие местных властей, либо это некие «уникальные» решения. Но, к сожалению, констатирую, что эту проблему до сих пор никто не решил». И заключил: «Если просто кричать и топать ногами, это не даст никакого результата, нужна планомерная работа».