«НАРУШАЯ ВАШЕ ПРЯМОЕ УКАЗАНИЕ…»

В письме говорится, что российский авиационный рынок почти полностью захвачен импортной авиатехникой. Среди прочего, это привело к прекращению производства и ремонта авиадвигателей для стратегической авиации.

«Аналогичным образом обстоит дело в сфере модернизаций и инноваций в этой отрасли, - говорится в письме. - Вы неоднократно давали поручения об обеспечении летных испытаний авиадвигателя НК-93, имеющего значительное преимущество по топливной экономичности и экологичности над выпускаемыми ведущими фирмами мира авиамоторами данного класса тяги (18 тонн). Нарушая Ваше прямое указание по их завершению, руководитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) А.Г. Реус принял решение снять двигатель НК-93 с летных испытаний. Основанием для этого, якобы, послужило заключение Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова (ЦИАМ), находящегося в административном подчинении ОДК. Однако в 2011 году при участии ведущих специалистов отрасли это заключение было пересмотрено. На совещании в ЦИАМ 15 июля 2011 года было признано необходимым завершить летные испытания. Тем не менее, на обращение в Ваш адрес руководителя фракции КПРФ Г.А. Зюганова был получен ответ от зам. министра Минпромторга Д.В. Мантурова, в котором повторяются формулировки заключения ЦИАМа 2008 года, являющегося основанием для прекращения летных испытаний НК-93.

Ведущие специалисты России отмечают выдающиеся характеристики и качества нового авиадвигателя, подтвержденные во время первых испытательных полетов. Сегодня над созданием подобных авиадвигателей интенсивно работают ведущие зарубежные фирмы. Прекращение летных испытаний НК-93, кроме потери мирового приоритета России, может иметь еще и другие крайне негативные последствия… Оно разрушит производственный комплекс, выпускавший двигатели марки «НК» для гражданской, военной авиации и наземного применения, так как при отсутствии соответствующих заказов работа заводов в г. Самаре и г. Казани становится убыточной».

БЕДЫ «ВЕНТИЛЯТОРА В КОЛЬЦЕ»

Самарское СНТК им. Кузнецова начало разрабатывать НК-93 в конце 80-х годов, а в 1993-м предполагалось ввести его в эксплуатацию. Первоначальная потребность в этих двигателях оценивалась в 656 экземпляров с выходом на проектную мощность 57 двигателей в год. НК-93 предназначается для магистральных самолетов средней и большой дальности.

НК-93, по сути, двигатель нового типа - нечто среднее между турбовинтовым и турбореактивным движками. «Закапотированный винто-вентиляторный двигатель со сверхвысокой степенью двухконтурности», - так это звучит в инженерной терминологии. Проект НК-93 предполагает фантастические показатели по тяге, удельному расходу топлива, ресурсу. На Западе такие движки называют ducted fan («вентилятор в кольце»), но российская разработка намного опередила зарубежные.

НК-93 предполагалось устанавливать на уже существующие, но специально доработанные под этот двигатель Ил-96, Ту-204 и перспективный грузовой Ту-330. Противники проекта указывают, что по большому счету ни реального, ни перспективного самолета, который можно было бы оснастить НК-93, просто нет. Например, источник "АвиаПорта" в области авиадвигателестроения сообщал, что программу предполагается закрыть: «НК-93 плохо вписывается в новую разрабатываемую и серийно выпускаемую авиационную технику - он имеет большую массу, большой диаметр и требует существенного времени, материальных и финансовых затрат для доводки». Но это лишь одна из точек зрения, и она только подчеркивает системные проблемы авиапрома.

В апреле 2004 года сообщалось, что ОАО «КМПО» планирует начать серийное производство НК-93 в 2005-м. Главный инженер предприятия Валерий Жуков рассказал «Интерфаксу», что КМПО совместно с КАПО изготовило пилон, опытный образец двигателя установили на летающую лабораторию Ил-76 для проведения испытаний, которые пройдут на базе Летно-исследовательского института им. Громова в Жуковском. Но с проектом почти сразу начались проблемы. В ноябре 2004 года обеспокоенные явным торможением дела президент РТ Минтимер Шаймиев и губернатор Самарской области Константин Титов направили в правительство РФ письмо с предложением принять необходимые меры к ускорению работ по двигателю.

Летные испытания НК-93 начались только весной 2007 года. Как рассказал тогда "АвиаПорту" президент ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Чуйко, государство финансирует разработку чисто символически, а отсутствие у разработчика собственных средств на многие годы задерживает завершение работ. «Двигатель НК-93 относится к двигателям следующего поколения, но задержка его создания негативно повлияла и на возможность своевременной модернизации самолетов семейства Ту-204/214 и Ил-96», - отметил Чуйко. Словно в подтверждение его слов, испытания вновь остановили, по неофициальной информации – в связи с реформированием минпромэнерго в минпромторговли.

В марте 2009 года генеральный конструктор СНТК им. Кузнецова Дмитрий Федорченко сообщил тому же источнику, что в ходе испытаний «получена полная тяга, характеристики двигателя соответствуют расчетным». Но, как отметил тогда же Чуйко, испытания были прекращены, только начавшись. Между тем лишь в случае подтверждения перспективности выбранной схемы двигателя можно приступать к его «осовремениванию», так как он находится в разработке уже два десятка лет.

«НА ЗАПАДЕ ЭТИ СХЕМЫ УСИЛЕННО РАЗРАБАТЫВАЮТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила отраслевых специалистов прокомментировать ситуацию и письмо депутатов.

«К сожалению, сегодня у НК-93 нет перспективы применения – ОАО «ОАК» не планирует применять НК-93 на разрабатываемых и эксплуатируемых воздушных судах, - сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация». - Двигатель НК-93 не востребован производителями самолетов Ил-96-Т и Ту-330, для которых он разрабатывался в качестве альтернативы базовому двигателю типа ПС-90А. В планах ОАК выпуск самолетов Ил-96-Т и Ту-330 не предусмотрен.

На основании официального заключения Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова двигатель НК-93 в существующем конструктивном исполнении сертифицирован быть не может, продолжение летных испытаний в этой конфигурации технически нецелесообразно. Имеющиеся образцы двигателя не обеспечивают современные требования по безопасности полетов. Не выполнены требования ТЗ по массе двигателя, она превышена на 24% и не может быть снижена без существенных конструкторских изменений. Объем выполненных опытно-конструкторских работ (ОКР) составляет 30 - 40%.

Но! Необходимо отметить, что полученные в ходе выполнения ОКР двигателя НК-93 результаты рассматриваются в качестве научно-технического задела и могут быть использованы при разработке перспективных двигателей средней и большой тяги для пассажирской и грузовой (военно-транспортной) авиации».

«В Казани для НК-93 должны были делать отдельные узлы, скорее всего - газогенератор, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник в казанском ОАО «Авиамотор», участвовавший в разработке НК-93. - Это надежда нашего авиапрома. Двигатель опередил все зарубежные и отечественные разработки. Это огромная тяга и низкий удельный расход топлива. Увы, летные испытания так и не были закончены — не нашлось буквально несколько миллионов… Есть разговоры, что этот двигатель некуда устанавливать – так утверждают Реус и Христенко. Но это не так. При определенной доработке НК-93 можно установить и на Ту-214. Если двигатель будет установлен, все затраты на модернизацию самолетов окупятся — настолько он экономичен. Это более высокий порядок двигателестроения, таких двигателей сегодня вообще нет. Но на Западе сейчас эти схемы усиленно разрабатывают. Видимо, когда разработают, мы купим… Восстановить программу НК-93, безусловно, реально. Деньги на доводку нужны относительно небольшие».

Заведующей кафедрой авиационных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ, доктор технических наук Билал Мингазов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в учебном процессе вуза НК-93 – пример прорывных технологий: «Студентам об этом двигателе рассказываем, они о нем дипломные работы делают… Еще недавно мы с этим двигателем на 15 - 20 лет всех опережали, впрочем, и сейчас ни у кого нет ничего подобного. Но только ему не дают хода. Главный враг НК-93 – Реус. Он сказал что-то вроде: мы жирной чертой зачеркнули этот двигатель. Не знаю, какое право имеет говорить такое человек с экономическим образованием, который к авиации никакого отношения не имеет!».

О месте ОАО "КМПО" в проекте НК-93 газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель генерального директора предприятия по техническому развитию Сергей Шелепов:

«НК-93 - двигатель пятого поколения, с техническими характеристиками, которые не имеют аналогов как в отечественной, так и в зарубежной авиации. По удельному расходу это самый экономичный двигатель в мире. Он соответствует перспективным нормам ИКАО по шуму и вредным выбросам.

C 1998 года освоение НК–93 было одной из важнейших производственных задач КМПО. Работа шла в кооперации с ОАО «Моторостроитель» (сейчас ОАО «Кузнецов»), ОАО «Металлист – Самара» и ОАО «НПП Аэросила». За нашим предприятием было закреплено 8 узлов к данному двигателю и чуть более трех тысяч наименований различных деталей. Была проделана колоссальная работа по освоению технологии и подготовки производства. Финансирование проекта шло по федеральной целевой программе из бюджетных и внебюджетных источников. Часть работ КМПО финансировало самостоятельно. Предприятие готовилось к серийному производству НК-93. Оно должно было начаться после завершения летных испытаний двигателя, которые так и не были закончены. И в 2004 году данный проект на предприятии был закрыт.

Однако КМПО освоило серийный выпуск наземного двигателя НК-38СТ - прототип летного НК-93, совершив технологический прорыв в изготовлении различных узлов и деталей, что позволяет нам в кратчайшие сроки вернуться к проекту НК-93».

КАК ОТ ПУТИНА СПРЯТАЛИ ДВИГАТЕЛЬ

«В Казани должна была делаться основная часть двигателя – газогенератор, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. – А писем, подобных нынешнему, уже штуки четыре. И Медведеву об НК-93 писали, и Путину. Медведев переадресовал это письмо Суркову. Есть поручение Путина провести испытания двигателя - не выполнено.

А «не пошел» НК-93 потому, что никто из тех, кто сегодня ответствен за отрасль, не собирается заниматься двигателестроением. С НК-93 протянули непростительно долго. Государство вкладывало копейки. Компания «Пратт-Уиттни», которая одновременно с нами начала работать над аналогичным двигателем, не сумев решить проблему редуктора, отказалась от этого дела. Но после того как НК-93 был сделан и на нем получили феноменальные результаты, американцы вернулась к теме.

Двигатель феноменальный! На стенде он показал на 15 - 17 процентов лучшую топливную экономичность, чем современные двигатели. Что это значит? Представьте: чтобы снизить расход топлива на тех же самых режимах хотя бы на 1 процент, проходят годы, работают целые институты. А Николай Дмитриевич Кузнецов - наш выдающийся конструктор, просто редкостной талантливости человек, придумал такой фантастический двигатель. Очень много сделал для продвижения НК-93 тогдашний генеральный директор КМПО Александр Филиппович Павлов.

На земле были получены положительные результаты. Надо было провести высотные испытания — проверить двигатель в реальном полете. Этому противилось министерство промышленности России. Оно не хотело пускать этот двигатель. Минтимер Шарипович, будучи президентом Татарстана, писал несколько писем, в том числе главкому ВВС Михайлову, который вник в дело и выделил Ил-76. В Самаре и в Казани нашли средства, чтобы этот самолет привести в летное состояние, поскольку он находился на длительной стоянке. Установили двигатель. На испытания оставалось выделить порядка 90 миллионов рублей. Это не деньги - такие суммы некоторые наши товарищи из числа олигархов могут просто вытащить из кармана. В итоге, двигатель сняли с крыла и отправили в Самару.

НК-93 неоднократно показывали на выставках, и вся заграница вокруг него крутилась. А вот организаторы последнего МАКСа не разрешили его показывать — а то попадется еще на глаза Путину, и он вдруг спросит: провели испытания? Ведь было поручение премьера… НК-93 мы дважды показывали на казанской выставке - АКТО.

Если этот двигатель установить на Ил-96, то самолет имел бы на 35 - 40 процентов большую, чем сегодня (примерно 11 тысяч километров), дальность. Это то, что сейчас делает новейший американский «Боинг-787». Есть одно «но» - большой диаметр двигателя. Поэтому в конструкцию Ил-96 потребовалось бы вносить изменения — делать более высокие стойки шасси. Но это стоило бы того. А вот для Ту-330 НК-93 изначально подошел бы идеально - был бы феноменальный транспортный самолет… А теперь нас Европа с таким же двигателем догоняет, США догоняют, а наши продолжают его не пускать».