С 22 декабря в Казани будут блокировать колеса автомобилей, припаркованных на муниципальных парковках без государственных регистрационных знаков С 22 декабря в Казани будут блокировать колеса автомобилей, припаркованных на муниципальных парковках без государственных регистрационных знаков Фото: Вероника Ваганова

Власти Казани блокируют «паркохамов»: «Со среды начнем работать без предупреждений»

С 22 декабря в Казани будут блокировать колеса автомобилей, припаркованных на муниципальных парковках без государственных регистрационных знаков. Новый способ борьбы с парковочными хамами озвучил сегодня на утреннем совещании в казанской мэрии замруководителя исполкома Ильдар Шакиров. «Это делается для того, чтобы установить собственника машины и в дальнейшем привлечь к административной ответственности», — заявил он.

Шакиров пояснил, для того, чтобы снять блокиратор, нарушителю придется позвонить в контакт-центр. Власти пообещали максимально быстрый подъезд к нарушителям для демонтажа «капкана». «Даем последнее китайское предупреждение. Со среды начнем работать без предупреждений, — предупредил мэр Казани Ильсур Метшин. — Нравится или нет — никто не хранит холодильник на лестничной площадке. Мы ушли от дорожного хаоса, большая работа проведена, поэтому возврата к этому не будет». 

Рустем Гафаров о борьбе за свободу улиц Казани: «Приходится идти на непопулярные меры»

Сразу после совещания журналистов пригласили на площадь Свободы показать на практике, как будет работать новая система по ловле «паркохамов». Два инспектора контрольной службы казанской мэрии на служебном автомобиле показали порядок монтажа и снятия устройства. На весь процесс уходит не больше минуты.

Ильдар Шакиров пояснил, для того, чтобы снять блокиратор, нарушителю придется позвонить в контакт-центр. Власти пообещали максимально быстрый подъезд к нарушителям для демонтажа «капкана» Ильдар Шакиров пояснил — для того, чтобы снять блокиратор, нарушителю придется позвонить в контакт-центр. Власти пообещали максимально быстрый подъезд к нарушителям для демонтажа «капкана» Фото: kzn.ru

«Мы все прекрасно понимаем, для чего у нас снимаются номера на муниципальных парковках — чтобы не оплачивать. Дабы определить лицо, которое нарушает правила пользования парковками, принято решение устанавливать блокираторы. После того, как лицо появится, блокираторы снимут, а на данное лицо будет составляться административный материал», — объяснил и. о. председателя комитета по транспорту Марат Хисамутдинов

Первые платные муниципальные парковки появились в столице РТ в 2015 году как элемент интеллектуальной транспортной системы для борьбы с заторами в центре города. Сейчас казанский паркинг насчитывает 192 парковки на 4,4 тыс. мест. Данная мера позволила увеличить к 2021-му пропускную способность улиц на 18%, средняя скорость движения выросла на 5 км/ч до 35 км/ч. 

Под нововведения начали подстраиваться водители. Сначала они начали закрывать номерные знаки полиэтиленовыми пакетами, бумажными вырезками или даже медицинскими масками. Другие автохитрецы придумали временно убирать госномера машины. Инспекторы исполкома вступили в борьбу с паркохамами: за 6 месяцев 2021 года сотрудники убрали посторонние предметы с 11 тыс. госномеров. В ход пошли и другие методы — в декабре 2020 года в Казани заработали новые комплексы фотофиксации госномеров — «Сова-М» и «Страж», благодаря которым к июлю оштрафовали 160 «автозайев», снимающих номера.

Однако камеры не особо спасают казанские парковки, признался Хисамутдинов. Одно устройство с подключением обходится в миллион рублей, а его охват составляет всего 5–6 машиномест, ежедневно они выявляют порядка 5–15 нарушений. Учитывая, что к началу 2022 года платные муниципальные парковки расширят на 37% с 4,5 тыс. до 6,2 тыс. машино-мест, мера будет совсем не повсеместной.

До среды нерадивых водителей будут только предупреждать о возможном наказании. Под дворниками автомобилей без госномеров на парковке около театра оперы и балета уже разложены голубые записки по типу штрафов в Европе и США за неправильную парковку. В извещениях указано, что водитель нарушает правила пользования муниципальными парковками (пункт 2.5.4.) и будет привлечен к административной ответственности. «Чтобы не получились так, что мы как казаки-разбойники налетели, ставили блокираторы и штрафы начали сразу взимать. Мэр сегодня озвучил: „Уважаемые автомобилисты, со среды начинается активная фаза пресечения данного нарушения“», — пояснил Хисамутдинов.

До среды нерадивых водителей будут только предупреждать о возможном наказании. Под дворниками автомобилей без госномеров на парковке около Театра оперы и балета уже разложены голубые записки До среды нерадивых водителей будут только предупреждать о возможном наказании. Под дворниками автомобилей без госномеров на парковке около театра оперы и балета уже разложены голубые записки Фото: Вероника Ваганова

Если водитель обнаружит у себя на колесе чудо-устройство, необходимо будет позвонить в контакт-центр. Помимо его телефона — 5-605-605 — на блокираторе также указан и порядковый номер, например 0008, это позволит инспектору быстрее сориентироваться, где стоит автомобиль. За неоплату муниципальной парковки нарушителю грозит штраф 2,5 тыс. рублей. «На первом этапе мы хотим все-таки не сильно усугублять положение нарушителя. Первое время у нас будет дежурить на муниципальной парковке, где устанавливаются блокираторы, инспектор. Человек пришел, отзвонился диспетчеру, чтобы минимизировать это время, тут же практически в течение 10 минут инспектор подойдет», — добавил Хисамутдинов. Момент установки «капкана» на колесо будет фиксироваться на камеру и прикладываться к административным материалам в качестве доказательства, что автомобиль на самом деле стоял без номеров и не был поврежден инспекторами. 


Стоимость одного блокиратора, как рассказал Хисамутдинов, — порядка 3,5 тыс. рублей. Сколько всего их закупили городские власти и какие средства на это выделены из бюджета, собеседник издания сказать затруднился, но отметил, что мера не такая накладная, как эвакуация, которую применяют в Москве. «Блокираторы для сокращения числа нарушений при пользовании муниципальной парковкой не применяются в России, применяется эвакуация по примеру Москвы. Но, как я сказал, это более дорогостоящее. Москву нельзя сравнивать с Казанью: совершенно другой бюджет», — сказал Хисамутдинов и добавил, что столица РТ стала первым городом, который использует блокираторы для борьбы с «паркохамами».

Стоимость одного блокиратора, как рассказал Хисамутдинов, порядка 3,5 тыс. рублей. Сколько всего их закупили городские власти и какие средства на это выделены из бюджета, собеседник издания сказать затруднился Стоимость одного блокиратора, как рассказал Хисамутдинов, — порядка 3,5 тыс. рублей. Сколько всего их закупили городские власти и какие средства выделены из бюджета, собеседник издания сказать затруднился Фото: Вероника Ваганова

«У нас же туристическая столица, перед гостями неудобно»

Руководитель федерации автошкол Татарстана Артур Абдульзянов полагает, что блокировка — эффективный метод борьбы с «безномерниками». «Если брать пример Москвы, когда по постановлению московской администрации стали вывозить на штрафстоянку автомобили без номеров, то буквально через три дня в Москве все безномерные автомобили исчезли. За три дня! Блокиратор — это же один из видов санкции для нарушителей. Он будет эффективным. Кому охота потом штраф заплатить, вызывать службу, которая приедет и станет снимать этот блокиратор? К тому же едва ли она приедет достаточно быстро…»

Руководитель федерации автошкол Татарстана нашего издания не видит альтернативных способов очистить парковочные карманы от нарушителей. «Все способы объяснений и уговоров себя уже исчерпали, — посчитал он в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — У нас же туристическая столица, перед гостями неудобно — приезжают люди из других городов и не могут машину в центре оставить, даже те, кто готов платить».

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что у парковки без номеров есть несколько сторон. «Использовать автомобиль без номерных знаков нехорошо, мы все это прекрасно понимаем. Это бесит, выводит из себя людей, которые по-честному паркуются и оплачивают парковку, — рассказал Кадаков. — Меня в Москве тоже это выбешивает. С другой стороны, правила дорожного движения не запрещают стоять автомобилю без номерных знаков. Нет такого запрета. Ездить без номерных знаков нельзя, а стоять — можно. Это правовая коллизия. С третьей стороны, если машина стоит без номерных знаков, может, какие-то преступники, какие-то террористы ее бросили? Не исключено ведь, правда? И тогда с ними тоже как-то надо бороться. И вся эта история находится в правовой неопределенности, чем эти люди и пользуются».

«Люди себя ведут по наглому, они привыкли действовать так, что «мне надо и я что хочу, то и делаю». У них есть возможность заплатить за парковку, просто они не хотят этого делать» «Люди себя ведут по-наглому, они привыкли действовать так: «Мне надо, и я что хочу, то и делаю». У них есть возможность заплатить за парковку, просто они не хотят этого делать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Поможет ли эта мера навести порядок? Число парковочных мест от этого не вырастет, не станет меньше и число автомобилей, полагает собеседник издания. «Но часть людей, которые по какой-то причине не платят за парковку, наверное, перестанут ими пользоваться, и тогда у тех, кто готов платить, возможность припарковать свою машину возникнет, — рассуждает главный редактор „За рулем“. — Но, по моим московским наблюдениям, чаще всего этим занимаются не владельцы автомобилей LADA, каких-то старых драных „Жигулей“, а владельцы довольно приличных машин. Люди себя ведут по-наглому, они привыкли действовать так: „Мне надо, и я что хочу, то и делаю“. У них есть возможность заплатить за парковку, просто они не хотят этого делать».

«Главное, чтобы не заблокировали машины людей, которые только что купили автомобиль и в течение 10 дней имеют право ездить без номерных знаков», — предостерегает Кадаков.

Есть ли правовые основания для блокировок? Руководитель гражданской практики ООО «ЮА „Юнекс“» Ринат Чипчиков указывает на то, что в КоАП РФ предусматривается лишь ответственность  за управление транспортным средством с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации регистрационных знаков, а стоянка без них не запрещена. «Так местные власти пытались бороться с данной проблемой путем выдвижения законодательной  инициативы, предусматривающей ответственность в КоАП за подобные действия, обращения в антитеррористическую комиссию, — заметил Чипчиков. — Таким путем, например, проблема была решена в Москве, где транспортные средства с закрытыми номерами в местах скопления людей признаются не соответствующими требованиям террористической безопасности и на данном основании эвакуируются. По этой причине судебная практика оспаривания штрафов, наложенных при фиксации транспортного средства автовладельца при помощи блокираторов, отсутствует».

Вероятно, власти исходят из того, что установка блокираторов является таким же способом фиксации нарушения, как и использование комплексов фотофиксации госномеров — «Сова-М» и «Страж», рассуждает юрист. «В связи с этим порядок оспаривания наложения штрафа не изменится, но вместе с тем автовладелец может попытаться оспорить саму процедуру оформления факта совершения нарушения, поскольку использовался блокиратор», — заключил Чипчиков.

«Поскольку помещение ТС на платную городскую парковку предполагает намеренное действие водителя, предполагается, что он должен знать не только ПДД, но и правила пользования такими парковками, — отметила руководитель практики уголовного и административного права Amulex.ru Любовь Шебанова. — И если в правилах или нормативных актах, регламентирующих порядок пользования парковкой, установят такую возможность для должностных лиц, то считать эти меры незаконными оснований нет. При этом сама информация о правилах и порядке пользования парковками, безусловно, должна быть доступной для пользователей».