В четверг Павел Крашенинников (на фото) и Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект о развитии местного самоуправления В четверг Павел Крашенинников (на фото) и Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект о развитии местного самоуправления Фото: council.gov.ru

О чем новый законопроект Клишаса – Крашенинникова?

221-страничный текст законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» появился в базе Госдумы сегодня утром. Документ призван создать условия для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства, пояснил один из авторов инициативы, председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Закон —  следующий этап в выстраивании единой системы публичной власти в стране, указал депутат.

Документ упрощает правовые конструкции, уточняет компетенции органов местного самоуправления и устраняет путаницу с распределением полномочий между регионом и муниципалитетом, говорится в пояснительной записке. Что именно скрывается за благостными формулировками, пока понять сложно, но уже известно, что регион, к примеру, сможет забрать ряд полномочий конкретного образования для «обеспечения интересов населения». Кроме того, за городскими округами закрепят неотъемлемые полномочия, отказаться от которых, судя по всему, не получится. «Структура органов местного самоуправления при этом остается неизменной», — говорится в документе. Структура включит в себя представительный орган (например, городскую Думу), главу муниципалитета, местную администрацию, контрольно-счетный орган и иные органы при их наличии.

Сформировать представительный орган можно будет единственным способом — через муниципальные выборы. Также для всех должностных лиц, в том числе мэров, устанавливается единый срок полномочий — пять лет. Сейчас срок полномочий определяется уставом муниципалитета — это прописано в ст. 73 действующего закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в 2003 году. Данный документ, по замыслу авторов нового законопроекта, утратил силу сначала частично (перестанут действовать главы 1, 7, 9, 11), а с 1 января 2028 года — полностью.  

Закон усиливает ответственность глав муниципалитетов перед главами регионов. Теперь они смогут официально участвовать в их назначении. Сейчас главой муниципалитета может стать только один из депутатов местного совета. Поэтому в Татарстане уже привычной стала картина поэтапного «восхождения» нового начальника: сначала его назначают и. о. руководителя исполкома, потом утверждают в соответствующей должности через конкурс, затем приходится ждать следующих выборов в местный совет, на которых будущий глава становится депутатом. Только после этого депутаты избирают его своим председателем и он становится полноценным главой района или мэром города.

По новому закону право вносить кандидатуру главы на рассмотрение депутатов получит глава региона, т. е. в нашем случае президент Татарстана. Он должен предложить не менее двух кандидатов. Нюанс, однако, в том, что избранный таким образом глава муниципалитета не имеет права возглавлять местный совет, он может быть только руководителем местной администрации, т. е. руководителем исполкома. В татарстанской практике это, по сути, заместитель главы по хозяйству, но теперь, возможно, центр власти сместится. 

Еще важнее то, что глава региона сможет отправить мэра в отставку «за систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий. На исправление недостатков в работе мэрам дается месяц, и, если ничего не изменилось, глава региона вправе отрешить мэра от должности. Также высшее должностное лицо региона сможет объявить мэру выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Еще одна деталь: глава муниципалитета, избранный городской Думой, должен будет уйти в отставку вместе с депутатами, если представительный орган досрочно прекратил полномочия. Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года.

Закон предусматривает, что президент получает бОльший объем полномочий, связанных с отставкой губернатора Закон предусматривает, что президент получает больший объем полномочий, связанных с отставкой губернатора Фото: kremlin.ru

Новый закон пролоббировали губернаторы

Как появился документ? Впервые о создании нового законопроекта один из его авторов, сенатор Андрей Клишас, объявил только позавчера, и то между делом. Он пояснил, что идея родилась во время обсуждения с губернаторами нашумевшего закона о публичной власти. Он предусматривает, что президент получает больший объем полномочий, связанных с отставкой губернатора. К примеру, глава государства сможет увольнять главу субъекта РФ по утрате доверия и конкретную причину такого решения указывать не понадобится. В ответ на это многие губернаторы, как отметил Клишас, предложили расширить и их права. 

Накануне на заседании Совфеда Клишас признал, что полномочия муниципалитетов «во многом не обеспечены экономически» и как раз новый закон призван устранить этот недостаток. Каким образом, член Совета Федерации не уточнил. При этом сенатор подчеркнул, что «гражданам должно быть все равно», какой уровень власти займется решением их проблем.

Накануне на заседании Совфеда Клишас признал, что полномочия муниципалитетов «во многом не обеспечены экономически», и как раз новый закон призван устранить этот недостаток Накануне на заседании Совфеда Клишас признал, что полномочия муниципалитетов «во многом не обеспечены экономически» и как раз новый закон призван устранить этот недостаток Фото: council.gov.ru

На то, что муниципалитетам передают полномочия, но не обеспечивают их деньгами, ранее обращала внимание бывший мэр Якутска, а ныне депутат Госдумы Сардана Авксентьева от партии «Новые люди». Во время обсуждения закона о публичной власти она предлагала прописать в документе, что региональным органам власти запрещено передавать местному самоуправлению отдельные полномочия без согласия последних и достаточного финансирования. «Осуществление переданных полномочий должно, конечно, быть правом, а не обязанностью. Будучи мэром одного из российских городов, я с этой ситуацией сталкивалась: на тебе полномочия, денег при этом недостаточно, согласия не требуется и это все порождает большие трудности для и без того нищих российских городов», — отметила Авксентьева. 

Крашенинникова такая поправка не устроила. «Эта норма не соответствует статье 132-й Конституции, и мы предлагаем отклонить», — коротко отреагировал он. К слову, в указанной статье говорится следующее: «Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств». В чем противоречие, непонятно.

Айрат Фаррахов: «Сегодня целый ряд субъектов находится в непростой ситуации, где позиция мэра и губернатора иногда расходится по [некоторым] вопросам» Айрат Фаррахов: «Сегодня целый ряд субъектов находится в непростой ситуации, где позиции мэра и губернатора иногда расходятся по некоторым вопросам» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сегодня целый ряд субъектов в непростой ситуации, где позиции мэра и губернатора расходятся»

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать новый законопроект экспертов. Как отметил депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов, детально с инициативой он еще не знакомился. При этом парламентарий уверен, что документ актуален и вызовет очень большой интерес. «Потому что сегодня целый ряд субъектов находится в непростой ситуации, где позиции мэра и губернатора иногда расходятся по [некоторым] вопросам, — пояснил парламентарий. — Безусловно, регулирование этого вопроса, с одной стороны, необходимо. Но с другой стороны, конечно же, есть субъекты, у которых есть свои особенности. Мы уже говорили о том, что мы видим, что такая унификация ситуации во всех субъектах не всегда учитывает региональные особенности».

В Татарстане, по словам депутата, расхождений между президентом республики и мэром Казани нет. «У нас мэр и президент очень долгие годы плодотворно работают, мы видим все изменения в столице Татарстана, это, безусловно, общая работа руководства. Мне кажется, именно на основе того, как регулируется в республике данный вопрос, необходимо решать его на федеральном уровне и ставить всем в пример, как в целом по многим вопросам», — резюмировал парламентарий. Фаррахов пообещал обсудить новый закон с избирателями и депутатами Госсовета РТ и при необходимости выдвинуть свои предложения ко второму чтению.

Артем Прокофьев: «Подменять отчетность перед избирателем отчетностью перед вышестоящим должностным лицом — это не правильно» Артем Прокофьев: «Подменять отчетность перед избирателем отчетностью перед вышестоящим должностным лицом — это неправильно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«О том, что планы по урезанию полномочий у местного самоуправления у власти имеются, конечно, мы знаем, — не удивился новости о внесении законопроекта член фракции КПРФ в Госдуме Артем Прокофьев. — Отчасти это было понятно по закону о региональной власти. Там те положения, которые нас отсылали к местному самоуправлению, говорили, что готовится какое-то серьезное урезание полномочий. Например, там особая ситуация с местным самоуправлением в так называемых федеральных территориях, административных центрах регионов и так далее».

По мнению Прокофьева, от выборных должностей отрешать должны избиратели, а не главы регионов. «Подменять отчетность перед избирателем отчетностью перед вышестоящим должностным лицом — это неправильно. В этом и смысл демократии, что есть выборные должностные лица, которые несут ответственность перед своими избирателями, а нам пытаются построить систему, в которой ответственность будет перед вышестоящими должностными лицами», — подчеркнул коммунист.